Прежде всего мы обратим взгляд на исторические ситуации, сопоставимые с нашей, если подобные сравнения вообще возможны. Во всяком случае, стоит упомянуть, что и Греция знала свою «эпоху Просвещения», когда божественное обоснование права потеряло очевидность и люди стали задаваться вопросом, не имеет ли оно более глубокие основания. Так возникла мысль, что установленному праву, которое может быть неправым, должно противостоять такое право, которое следует природе человека, его сущности. Нужно найти такое право, и тогда будет чем корректировать существующее, позитивное.
Теперь давайте взглянем на более близкую к нам эпоху и обратим внимание на двойной разрыв, произошедший в сознании европейцев в начале Нового времени и заложивший основы новой рефлексии над содержанием и источ-
93
ДИАЛЕКТИКА СЕКУЛЯРИЗАЦИИ
ЙОЗЕФ РАТЦИНГЕР
никами права. В то время с открытием Америки произошел прорыв за пределы европейского, христианского, мира. Произошла встреча с народами, не знакомыми с вероучением и правовой системой христиан, которые прежде были источником права для всех европейцев и придавали ему соответствующий вид. С новыми народами нет общности права. Но отсутствует ли у них право, как некоторые тогда утверждали и действовали в соответствии с этим представлением, или же существует такое право, которое, выходя за рамки любых правовых систем, связывает людей и регламентирует их сосуществование? В этой ситуации Франсиско де Витория развил уже существовавшую идею ius gentium , «(между)народного права», причем в слове gentes присутствует коннотация «язычники», «нехристиане». То есть подразумевается право, предшествующее христианской правовой системе и призванное наладить справедливое сосуществование всех народов.
Второй разрыв в христианском мире произошел внутри самого христианства из-за раскола, разделившего верующих на противостоящие друг другу, а зачастую и враждебные сообщества. И вновь пришлось искать предшествующий догматам правовой минимум, имеющий основания не в вере, а в природе, в человеческом разуме. Гуго Гроций, Самуэль фон Пуфендорф и другие разработали идею естественного права как рационального права, которое, преодолевая границы между вероучениями, вводит в действие разум как орудие совместного правообразования.
Естественное право осталось - особенно в Католической церкви - риторическим аргументом, с помощью которого церковь апеллирует в диалогах с секулярным обществом и другими религиозными сообществами к общему разуму и ищет основы для согласия о природе этических принципов права в секулярном плюралистическом обществе. Но этот инструмент, к сожалению, пришел в негодность, и мне поэтому не
94
95
ДИАЛЕКТИКА СЕКУЛЯРИЗАЦИИ
ЙОЗЕФ РАТЦИНГЕР
хотелось бы прибегать к нему в этом разговоре. Идея естественного, то есть природного, права (Naturrecht) основана на понятии природы, в котором природа и разум взаимосвязаны, а сама природа понимается как разумная. С торжеством эволюционной теории такой взгляд на природу был признан ложным. Природа как таковая неразумна, пусть в ней и есть место разумному поведению, - вот какой диагноз ставит эта теория, и сегодня он представляется большинству людей неопровержимым2. От разных измерений понятия «природа», лежавших когда-то в основе понятия «естественное право», осталось в итоге только то, которое Ульпиан (нач. III в. н. э.) сформулировал в известном положении: « lus naturae est , quod natura
2 Наиболее впечатляющее изложение этой все еще господствующей (хотя и претерпевшей некоторые изменения в частностях) философии эволюции см. J.Monod, Zufall und Notwendigkeit. Philosophische Fragen der modernen Biologie (Munchen, 1973). Для понимания различия между реальными научными выводами и философией полезна книга RJunker - S.Scherer (Hg.), Evolution. Ein kritisches Lehrbuch; (GieBen, 4 1998). О возражениях против философии, сопровождающей учение об эволюции, см. J.Ratzinger, Glaube - Wahrheit - Toleranz (Freiburg i. Br., 2003), S. 131-147.
96
omnia animalia docet » («Естественное право состоит в том, что природа учит всех живых существ»)3. Но как раз этого недостаточно для наших вопросов, касающихся не того, что касается всех «животных», а специфических задач человека, которые созданы человеческим разумом и которые нельзя решить без помощи разума.
Последним элементом естественного права, желавшего оставаться по своей сути рациональным правом, во всяком случае в Новое время, остались права человека. Идею прав человека нельзя понять, если не взять за основу предпосылку, что человек сам по себе, ввиду своей принадлежности к человеческо-
3 Относительно трех измерений средневекового естественного права (динамика бытия в целом, направленность природы, общей для человека и животных [Ульпиан], специфическая направленность разумной природы человека) см. статью Ph.Delhaye, Naturrecht, в: LThK2VII, столб. 821-825. Интересно определение естественного права, помещенное в начале Decretum Gratiani : «Humanum genus duobus regitur, naturali videlicit iure, et moribus. lus naturale est, quod in lege et Evangelio continetur, quo quisque iubetur, alii facere, quod sibi vult fieri, et prohibetur, alii inferred, quod sibi nolit fieri» («Род человеческий управляется двояко, а именно естественным правом и нравами. Естественное право есть то, о чем говорится в законе и Евангелии, что всякому повелевается делать то, что он желает испытывать сам, и запрещается делать то, чего он сам не желает испытывать»).
97
7 Диалектика секуляризации
ДИАЛЕКТИКА СЕКУЛЯРИЗАЦИИ
ЙОЗЕФ РАТЦИНГЕР
му роду, является субъектом права, что в самом его бытии заложены ценности и нормы, которые нужно находить, но не изобретать. Быть может, сегодня следовало бы дополнить учение о правах человека учением об обязанностях человека, и это, вероятно, помогло бы по-новому поставить вопрос, имеет ли природа разум и может ли существовать в связи с этим рациональное право, затрагивающее человека и его бытие в мире. Такой разговор должен носить в наше время интеркультурный характер. Для христиан речь должна идти о творении и Творце. В индийском мире ему соответствовало бы понятие «дхарма», внутренняя закономерности бытия, в китайской традиции - идея небесного порядка.
98
Дата: 2018-12-21, просмотров: 251.