Предпосылки права: право - природа - разум
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Прежде всего мы обратим взгляд на ис­торические ситуации, сопоставимые с нашей, если подобные сравнения вооб­ще возможны. Во всяком случае, стоит упомянуть, что и Греция знала свою «эпоху Просвещения», когда божест­венное обоснование права потеряло очевидность и люди стали задаваться вопросом, не имеет ли оно более глу­бокие основания. Так возникла мысль, что установленному праву, которое может быть неправым, должно проти­востоять такое право, которое следует природе человека, его сущности. Нуж­но найти такое право, и тогда будет чем корректировать существующее, позитивное.

Теперь давайте взглянем на более близкую к нам эпоху и обратим внима­ние на двойной разрыв, произошедший в сознании европейцев в начале Нового времени и заложивший основы новой рефлексии над содержанием и источ-

93


ДИАЛЕКТИКА СЕКУЛЯРИЗАЦИИ


ЙОЗЕФ РАТЦИНГЕР


 


никами права. В то время с открытием Америки произошел прорыв за пределы европейского, христианского, мира. Произошла встреча с народами, не знакомыми с вероучением и правовой системой христиан, которые прежде были источником права для всех евро­пейцев и придавали ему соответствую­щий вид. С новыми народами нет общ­ности права. Но отсутствует ли у них право, как некоторые тогда утверждали и действовали в соответствии с этим представлением, или же существует такое право, которое, выходя за рамки любых правовых систем, связывает лю­дей и регламентирует их сосущество­вание? В этой ситуации Франсиско де Витория развил уже существовавшую идею ius gentium , «(между)народного права», причем в слове gentes присут­ствует коннотация «язычники», «не­христиане». То есть подразумевается право, предшествующее христианской правовой системе и призванное нала­дить справедливое сосуществование всех народов.


Второй разрыв в христианском мире произошел внутри самого христианства из-за раскола, разделившего верующих на противостоящие друг другу, а зачас­тую и враждебные сообщества. И вновь пришлось искать предшествующий дог­матам правовой минимум, имеющий ос­нования не в вере, а в природе, в чело­веческом разуме. Гуго Гроций, Самуэль фон Пуфендорф и другие разработали идею естественного права как рацио­нального права, которое, преодолевая границы между вероучениями, вводит в действие разум как орудие совместного правообразования.

Естественное право осталось - осо­бенно в Католической церкви - рито­рическим аргументом, с помощью ко­торого церковь апеллирует в диалогах с секулярным обществом и другими религиозными сообществами к общему разуму и ищет основы для согласия о природе этических принципов права в секулярном плюралистическом обще­стве. Но этот инструмент, к сожалению, пришел в негодность, и мне поэтому не


 


94


95











ДИАЛЕКТИКА СЕКУЛЯРИЗАЦИИ



ЙОЗЕФ РАТЦИНГЕР


 


хотелось бы прибегать к нему в этом разговоре. Идея естественного, то есть природного, права (Naturrecht) осно­вана на понятии природы, в котором природа и разум взаимосвязаны, а сама природа понимается как разумная. С торжеством эволюционной теории такой взгляд на природу был признан ложным. Природа как таковая неразум­на, пусть в ней и есть место разумному поведению, - вот какой диагноз ставит эта теория, и сегодня он представляется большинству людей неопровержимым2. От разных измерений понятия «приро­да», лежавших когда-то в основе понятия «естественное право», осталось в итоге только то, которое Ульпиан (нач. III в. н. э.) сформулировал в известном положении: « lus naturae est , quod natura

2 Наиболее впечатляющее изложение этой все еще господствую­щей (хотя и претерпевшей некоторые изменения в частностях) философии эволюции см. J.Monod, Zufall und Notwendigkeit. Philosophische Fragen der modernen Biologie (Munchen, 1973). Для понимания различия между реальными научными выводами и философией полезна книга RJunker - S.Scherer (Hg.), Evolu­tion. Ein kritisches Lehrbuch; (GieBen, 4 1998). О возражениях против философии, сопровождающей учение об эволюции, см. J.Ratzinger, Glaube - Wahrheit - Toleranz (Freiburg i. Br., 2003), S. 131-147.

96


omnia animalia docet » («Естественное право состоит в том, что природа учит всех живых существ»)3. Но как раз это­го недостаточно для наших вопросов, касающихся не того, что касается всех «животных», а специфических задач че­ловека, которые созданы человеческим разумом и которые нельзя решить без помощи разума.

Последним элементом естественного права, желавшего оставаться по своей сути рациональным правом, во всяком случае в Новое время, остались права человека. Идею прав человека нельзя понять, если не взять за основу пред­посылку, что человек сам по себе, ввиду своей принадлежности к человеческо-

3 Относительно трех измерений средневекового естественного права (динамика бытия в целом, направленность природы, общей для человека и животных [Ульпиан], специфическая направ­ленность разумной природы человека) см. статью Ph.Delhaye, Naturrecht, в: LThK2VII, столб. 821-825. Интересно определение естественного права, помещенное в начале Decretum Gratiani : «Humanum genus duobus regitur, naturali videlicit iure, et moribus. lus naturale est, quod in lege et Evangelio continetur, quo quisque iubetur, alii facere, quod sibi vult fieri, et prohibetur, alii inferred, quod sibi nolit fieri» («Род человеческий управляется двояко, а именно естественным правом и нравами. Естественное право есть то, о чем говорится в законе и Евангелии, что всякому повелевается делать то, что он желает испытывать сам, и запрещается делать то, чего он сам не желает испытывать»).

97

7 Диалектика секуляризации






ДИАЛЕКТИКА СЕКУЛЯРИЗАЦИИ



ЙОЗЕФ РАТЦИНГЕР


 


му роду, является субъектом права, что в самом его бытии заложены ценности и нормы, которые нужно находить, но не изобретать. Быть может, сегодня следовало бы дополнить учение о пра­вах человека учением об обязанностях человека, и это, вероятно, помогло бы по-новому поставить вопрос, имеет ли природа разум и может ли существовать в связи с этим рациональное право, затрагивающее человека и его бытие в мире. Такой разговор должен носить в наше время интеркультурный характер. Для христиан речь должна идти о тво­рении и Творце. В индийском мире ему соответствовало бы понятие «дхарма», внутренняя закономерности бытия, в китайской традиции - идея небесного порядка.

98





Дата: 2018-12-21, просмотров: 212.