Институт прав и свобод человека является центральным в конституционном праве. В истории общественной мысли и в юридической литературе дискутируются два основных подхода к природе и сущности прав человека.
Согласно первому, естественно-правовому, подходу права человека и гражданина – это его естественные прирожденные свойства, с одной стороны, не зависящие от их признания государством, т. е. неотчуждаемые, а с другой – связывающие государство, гарантируемые и охраняемые им как требования и принципы, обусловленные природой человека. В этом смысле человек есть «мера всех вещей», т. к. он обладает неотъемлемыми правами, которые не дарованы ему добрым правителем или законодателем.
Однако естественно-правовая доктрина становления природы прав человека не являлась и не является единственной и доминирующей в определении взаимосвязей личности и государства. Ей вот уже несколько столетий противостоит второй – позитивистский подход, который исходит из того, что права человека производны от государства. Оно (государство) по своему усмотрению определяет их вид, содержание и объем, т. е. «дарует» их человеку и гражданину, осуществляя по отношению к нему патерналистские функции[13].
Зарождение идей прав человека, возникновение принципа гражданства в V-VI вв. до н.э. в древних полисах (Афинах и Риме) явились крупным шагом на пути движения к свободе и прогрессу. Полисная демократия породила первые ростки явления, которое получило название «права человека».
В период средневековья в феодальном обществе права и свободы человека были крайне ограничены. Первые попытки по ограничению власти и прав монархии в результате противостояния короля, баронов и рыцарства были предприняты в Англии с принятием в 1215 г. Великой Хартии Вольностей.
Принятая в период формирования буржуазного строя в Англии Петиция о праве 1628 г. возлагала на короля определенные обязанности по защите подданных от произвола королевской администрации.
В Билле о правах человека 1689 г. в Великобритании устанавливалась свобода выборов в парламент, свобода слова и прений в нем, а также право обращения подданных с петициями к королю.
Дальнейшее развитие идеалов свободы и прав человека осуществлялось на американском континенте. В Декларации прав Вирджинии 1776 г. провозглашался гуманистический заряд, в соответствии с которым все люди по природе являются в равной степени свободными, независимыми и обладают определенными прирожденными правами, коих они – при вступлении в общественное состояние – не могут лишить себя и своих потомков каким-либо соглашением, а именно правом на жизнь и свободу, правом на стремление к счастью и безопасности.
В принятой в 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН Всеобщей декларации прав человека ее первая статья, автором которой был французский ученый Рене Кассен, гласит: «Люди рождаются свободными и равными в достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства»[14].
Принятие Билля о правах человека, включающего Всеобщую декларацию прав человека (1948 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (1966 г.), внесены фундаментальные изменения в правосубъектность человека, который становится субъектом не только внутригосударственного, но международного права.
Правовой статус личности включает в себя всю совокупность прав, свобод, законных интересов и обязанностей человека и гражданина, предусмотренных в принципах и нормах текущего законодательства. В то же время конституционное законодательство содержит основные права, свободы и обязанности, образующие конституционный статус личности.
Конституционные права, свободы и обязанности всегда представляют собой определенную систему. Все они, закрепленные в статьях 21-63 (Раздел 2) Конституции Республики Беларусь в количестве 91 нормы, выступают как некое единое целое, что обусловлено единством исходных принципов, прежде всего, равноправия и социальной справедливости, вытекающих из теории естественного права. Имеется в виду формальное юридическое равенство, содержание которого составляют:
· равенство прав;
· равенство обязанностей;
· равенство перед законом и судом.
По общему правилу классификация прав и свобод человека и гражданина возможна на основе определенных признаков (критериев) и всегда условна, так как одно и то же право, обязанность и свобода могут принадлежать к другим классификационным группам. Так, в зависимости от носителя субъекта права и свободы человека и гражданина делятся на:
→права и свободы человека;
→права и свободы гражданина.
В зависимости от вида субъекта, права и свободы человека и гражданина делятся на:
ü индивидуальные;
ü групповые (коллективные).
По генезису права и свободы человека и гражданина делятся на:
· естественные (прирожденные);
· производные от них (сформулированные в международных пактах).
По характеру образования права и свободы человека и гражданина делятся на:
§ основные (конституционные);
§ дополнительные (конкретизирующие).
Наиболее распространенным классификационным признаком в науке конституционного права является содержание прав и свобод человека и гражданина. Именно по этому признаку все они делятся одними авторами на:
ü личные права и свободы;
ü политические;
ü социально-экономические.
Другие авторы выделяют:
· личные права и свободы человека и гражданина;
· политические права и свободы человека и гражданина;
· экономические права и свободы человека и гражданина;
· социально-культурные права и свободы человека и гражданина.
Как известно, правовой статус человека и гражданина включает в себя не только его права и свободы, но и обязанности. Изучение содержания действующей Конституции Республики Беларусь свидетельствует о значительном сокращении норм, закрепляющих только обязанности, возложенные на граждан.
В то же время в Конституции Республики Беларусь есть и прямо закрепленные основные всеобщие обязанности:
§ обязанность всех соблюдать Конституцию Республики Беларусь и законы ( статьи 2 и 52);
§ обязанность платить законом установленные государством налоги, пошлины и иные платежи (статья 56);
§ обязанность охранять природу (статья 55);
§ обязанность и священный долг защиты Республики Беларусь (статья 57).
Дата: 2018-12-21, просмотров: 297.