Норма права – это общеобязательное правило поведения, содержащееся в нормативном юридическом акте.
В процессе функционирования и взаимодействия государства, его органов, политических партий, общественных объединений и граждан различные субъекты вступают в многообразные отношения, которые регулируются конституционно-правовыми нормами.
Конституционно-правовые нормы представляют собой санкционированные государством и обеспеченные силой государственного принуждения общеобязательные правила поведения участников конституционных отношений.
Конституционно-правовым нормам присущи признаки, свойственные всем правовым нормам. К основным признакам конституционно-правовых норм можно отнести следующие:
1. конституционно-правовые нормы относятся к наиболее важным, принципиальным общественным отношениям, к деятельности, имеющей особое значение для общества, государства, коллектива и личности;
2. конституционно-правовые нормы распространяются на все сферы общественной жизни: политику, экономику, идеологию, иные социальные отношения;
3. конституционно-правовые нормы устанавливают: систему и виды органов государственной власти, местного управления и самоуправления, правовой статус органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядок их образования, полномочия и формы деятельности, а также регламентируют отношения между указанными органами.
В юридической литературе высказываются различные подходы к классификации конституционно-правовых норм. Большинство авторов придерживаются традиционной их классификации по степени определенности содержащихся в них предписаний на две большие группы: диспозитивные и императивные нормы.
По степени определенности содержащихся в них предписаний конституционно-правовые нормы делятся на две большие группы:
1. диспозитивные;
2. императивные нормы.
Помимо данной классификации можно выделить классификацию норм конституционного права на нормы положительного регулирования (или регулятивные нормы) и правоохранительные нормы:
Регулятивные нормы – это нормы, устанавливающие права и обязанности позитивного свойства, т.е. возможность либо необходимость осуществлять какие-либо действия.
Данные нормы рассчитаны на правомерное поведение субъектов и устанавливают юридические права и обязанности физических и юридических лиц и составляют большинство конституционных норм. К ним относятся:
1. нормы-принципы;
2. нормы-декларации;
3. нормы-правила;
4. нормы-декларации;
5. нормы-определения;
6. нормы-разъяснения;
7. нормы-справки;
8. нормы-цели;
9. нормы-программы.
В зависимости от характера устанавливаемых права и обязанностей, т.е. от характера предписываемых правил поведения, форм предписания или способов воздействия на конституционные отношения регулятивные нормы можно подразделить на:
1. управомочивающие;
2. императивные (обязывающие);
3. запрещающие;
4. бланкетные;
5. отсылочные.
Кроме того, в конституционном праве применяются охранительные (правоохранительные) нормы, которые обеспечивают действие других норм и устанавливают меры ответственности за их нарушение. Правоохранительные (охранительные) нормы предусматривают меры воздействия к нарушителям конституционного законодательства, т.е. к физическим и юридическим лицам, не выполняющим предписания регулятивной нормы.
Конституционно-правовым нормам как разновидности социальных норм свойственны как общие признаки, присущие всем правовым нормам, так и специфические признаки. Они отличаются от норм иных отраслей права своим содержанием, сферой общественных отношений, источниками, субъектами, особенностями структуры и учредительным характером содержащихся в них предписаний.
К общим признакам, характерным всем правовым нормам, можно отнести:
1. выражение воли народа и государства;
2. подкрепление их силой государства;
3. обязательность их исполнения;
4. внутренне строение;
5. наличие формальной определенности, выраженной в письменной форме и др.
Вместе с тем для конституционно-правовых норм характерны специфические черты и особенности, присущие исключительно данному виду норм:
1. конституционно-правовые нормы отличаются особым юридическим содержанием и включают особую сферу регулирования, связанную, прежде всего, с предметом конституционного права, закрепляющим и регулирующим главные устои государства и общества;
2. нормы конституционного права содержатся в Конституции – основном источнике не только конституционного, но и других отраслей права;
3. нормам конституционного права характерен учредительный характер: они определяют основы конституционного строя; устанавливают основные права и свободы человека и гражданина и их гарантии; устанавливают полномочия Главы государства, органов законодательной, исполнительной и судебной власти, контрольно-надзорных органов, органов местного управления и самоуправления, финансово-кредитную систему;
4. нормы конституционного права регулируют общественные отношения в меньшей степени путем прямого воздействия и в большей степени через иные отрасли права;
5. нормы конституционного права являются общеобязательными не только для субъектов конституционно-правовых отношений, но и для участников гражданско-правовых, административно-правовых, трудовых, уголовно-правовых и иных видов правоотношений;
6. для конституционно-правовых отношений характерны специфические субъекты: народ, государство, гражданин, человек, личность, депутат, Глава государства, Парламент, Правительство, суды, местные органы управления и самоуправления, общественные объединения, политические партии, иностранцы, лица без гражданства, беженцы и др.
В соответствии со своим содержанием конституционно-правовые нормы объединяются в определенные группы. Подобное объединение близких по своему характеру, содержанию и признакам конституционно-правовых норм называется институтом. Иными словами, к онституционн о- правовые институты – это совокупность однородных и взаимосвязанных правовых норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений, составляющих сравнительно самостоятельную группу.
Такими институтами являются, например, институты: основ конституционного строя; основ правового статуса человека и гражданина; формы правления; главы государства; парламента; правительства; местного управления и самоуправления; народные представительства; избирательного права; референдума; гражданства и т.д.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 571.