В целом источники права – это акты компетентных государственных органов, устанавливающие или санкционирующие нормы права, внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.
В соответствии с этим источниками конституционного права являются различные формы выражения конституционно-правовых норм. Они, как и источники других отраслей права, являются в основном результатом нормотворческой деятельности государственных органов – парламента, главы государства, правительства, местных органов управления и самоуправления и др.
Источниками конституционного права в целом являются:
1. Конституция;
2. законы;
3. нормативные правовые акты Главы государства;
4. нормативные правовые акты законодательного органа;
5. нормативные правовые акты органа исполнительной власти;
6. нормативные правовые акты высших судебных органов (конституционного надзора);
7. решения органов местного управления и самоуправления;
8. решения съездов, пленумов руководящей партии (Китай, Вьетнам, Северная Корея, Куба);
9. судебные прецеденты;
10. конституционные обычаи;
11. религиозные источники (Коран, шариат)
12. правовая доктрина;
13. нормы международного права;
14. международные договоры;
15. внутригосударственные договоры.
Среди источников конституционного права Республики Беларусь можно выделить следующие:
1. Конституция Республики Беларусь;
2. конституционные законы;
3. решения референдумов;
4. программные законы;
5. кодексы;
6. законы; международные договоры, ратифицированные Республикой Беларусь;
7. декреты Президента Республикой Беларусь;
8. указы Президента Республикой Беларусь;
9. постановления палат Национального собрания Республики Беларусь;
10. постановления Правительства-Совета Министров Республики Беларусь;
11. решения высших органов судебной власти;
12. акты иных республиканских органов государственного управления;
13. акты органов местного управления и самоуправления.
При этом следует учитывать, что источниками конституционного права являются лишь те нормативные правовые акты, которые содержат конституционно−правовые нормы.
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, ВИДЫ, ОБЩИЕ И ОСОБЕННЫЕ ЧЕРТЫ. СТРУКТУРА, СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
Конституционные отношения, урегулированные нормами права, выступают как конституционно-правовые отношения.
Под конституционно-правовыми отношениями понимаются:
1. урегулированными нормами конституционного права общественные отношения, участники которых являются носителями субъективных прав и обязанностей;
2. это – отношения, которые возникают, осуществляются, изменяются и прекращаются на основе предписаний конституционно-правовых норм.
Права и обязанности субъектов правоотношений составляют смысл содержания любых правоотношений, в том числе и конституционно-правовых.
Под содержанием конституционно-правовых отношений понимаются взаимосвязанные между собой права и обязанности их участников, реализуемые ими путем совершения определенных действий или воздержания от совершения тех или иных действий, определенных Конституцией, иными актами конституционного законодательства.
В науке конституционного права и конституционной практике существует несколько классификаций видов конституционно-правовых отношений, и, прежде всего, их деление на общие и конкретные.
В общих конституционно-правовых отношениях выражаются юридические установления наиболее общего характера – основы конституционного строя, основные права и свободы человека и гражданина, принципы проведения выборов и референдумов и др.
Юридическое содержание конкретных конституционно-правовых отношений заключается в конституционном статусе их субъектов. Например, Конституция Республики Беларусь в статье 90, закрепляя общий статус Парламента-Национального собрания, определяет его как представительный и законодательный орган страны. Вместе с тем в статьях 97 и 98 Конституции Республики Беларусь конкретизируются специфические полномочия палат Парламента по совершению определенных действий: рассмотрение проектов законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции; одобрение или отклонение их и проч.
Однако деление конституционно-правовых отношений на общие и конкретные не исчерпывают их разнообразия и специфики. В соответствии с особенностями выполняемых конституционно-правовыми нормами регулятивных функций возникают следующие виды соответствующих правоотношений:
1. учредительные конституционно-правовые отношения;
2. установительные конституционно-правовые отношения;
3. охранительные конституционно-правовые отношения.
Как разновидности правоотношений в целом, конституционно-правовым отношениям присущи черты и особенности, характерные для всех правоотношений. Данным отношениям свойственны как общие черты, так и специфичные, связанные с их содержанием и составом субъектов.
К общим чертам конституционно-правовых отношений можно отнести то, что:
· конституционно-правовые отношения возникают, изменяются или прекращаются на основе правовых установлений;
· конституционно-правовым отношениям присущ императивный характер;
· конституционно-правовые отношения предполагают наличие у субъектов этих отношений соответствующих прав и обязанностей;
· конституционно-правовые отношения гарантируются государством, и их исполнение гарантируется принудительной силой государства.
Вместе с тем конституционно-правовые отношения имеют свои особенности, которые проявляются в объекте данных правоотношений, их содержании и основаниях возникновения, изменения, прекращения, а также в круге субъектов и их правом статусе.
Во-первых, конституционно-правовые отношения характеризуются большим, чем в других сферах, разнообразием.
Во-вторых, конституционно-правовым отношениям принадлежит ведущее место в системе правоотношений в государстве.
В-третьих, конституционно-правовые отношения представляют собой общественные отношения в сфере реализации государственной власти, а также в политической, экономической, социально-культурной сферах.
В-четвертых, исключительность конституционно-правовых отношений заключается в том, что они уникальны в своем источнике – Конституции и конституционном законодательстве, которые являются основополагающими для других отраслей национального законодательства.
В-пятых, для конституционно-правовых отношений характерна специфичность субъектов, т.е. особенный субъектный состав (народ, государство, различные органы государства, депутаты, политические партии, общественные объединения и т.д.). Данные субъекты являются исключительно субъектами конституционно-правовых отношений и не могут быть участниками других видов правоотношений.
В структуре правоотношений обычно выделяются следующие элементы:
1. субъект;
2. объект;
3. субъективные права;
4. юридические обязанности.
В отличие от сферы частного права в конституционном праве, относящемся к числу отраслей публичного права, субъектами конституционно-правовых отношений являются:
1. человек (гражданин, иностранные граждане, лица без гражданства, обладающие конституционными правами и свободами на территории страны в соответствии со статьей 11 Конституции Республики Беларусь);
2. народ;
3. население административно – территориальных единиц (районов, городов, областей), формирующее представительные и законодательные органы и участвующее в референдумах;
4. государство, обладающее суверенитетом и независимостью в отношениях с другими государствами;
5. административно-территориальные единицы;
6. Президент Республики Беларусь;
7. Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь;
8. Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь;
9. Правительство-Совет Министров Республики Беларусь;
10. органы судебной власти;
11. органы местного управления и самоуправления;
12. контрольно-надзорные органы;
13. депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики, депутаты местных Советов депутатов;
14. ассоциации граждан (политические партии, в функции которых входит участие в формировании представительных органов путем выдвижения кандидатов в депутаты, кандидатов в президенты; общественные объединения; профессиональные союзы; религиозные организации) и др.
Конституция Республики Беларусь содержит достаточно обширный перечень объектов конституционно-правовых отношений, как материальных (земля, ее недра, воды, атмосферный воздух и т.д.), так и нематериальных (свобода слова, взглядов, убеждений, совести, иные духовные ценности).
Таким образом, объектами конституционно-правовых отношений могут выступать:
1. суверенитет народа;
2. суверенитет государства;
3. суверенитет нации (национальный суверенитет);
4. основы конституционного строя;
5. человек, его права и свободы;
6. волеизъявление народа;
7. интересы государства и общества;
8. власть;
9. территория;
10. собственность;
11. финансы;
12. демократия;
13. идеологическое и политическое многообразие;
14. право и законность;
15. деятельность государственных органов и органов местного самоуправления;
16. деятельность политических партий, общественных объединений, профессиональных союзов и др.;
17. гражданство и др.
Конституционно-правовые отношения возникают, изменяются и прекращаются только по основаниям, указанным в законодательстве. Их возникновение, изменение и прекращение связано, прежде всего, с юридическими фактами, которые содержатся в конституционных нормах либо имеют самостоятельное конституционное значение. Именно с юридического факта начинается реализация конституционно-правовой нормы.
Конституционно-правовые отношения возникают:
1. на основании требований законодательства;
2. программ социально-экономического развития;
3. указаний вышестоящих государственных органов;
4. по инициативе политических партий;
5. по инициативе общественных объединений, трудовых коллективов;
6. по решению собраний граждан;
7. по инициативе иностранных граждан, лиц без гражданства;
8. по инициативе международных организаций и т.д.
Конституционно-правовые отношения прекращаются при наступлении определенных событий и возникновении юридических фактов:
1. при истечении обусловленного срока;
2. при инициативе сторон, в результате договоренности между субъектами правоотношений;
3. при изменении конкретного правоотношения;
4. по указанию вышестоящего государственного органа;
5. в результате смерти субъекта правоотношений;
6. в результате прекращения деятельности субъекта правоотношения.
6. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Правовая наука обычно выделяет четыре основных вида юридической ответственности –
1. административную,
2. гражданскую или гражданско-правовую,
3. уголовную
4. дисциплинарную.
Однако в последние десятилетия в науке конституционного права и конституционной практике аргументируется объективное возникновение нового самостоятельного вида юридической ответственности – конституционно-правовой ответственности.
Под конституционно-правовой ответственностью следует понимать ответственность за нарушение Конституции и конституционного законодательства, которая представляет собой систему принудительных мер со стороны государства, применяемых к субъектам конституционно-правовых отношений по несению неблагоприятных последствий личного либо материального характера за совершение правонарушения и выступает как способ обеспечения исполнения норм конституционного права, в целях предупреждения нарушений, восстановления нарушенных прав, и заключается в возложении на правонарушителя обязанности претерпевать неблагоприятные последствия.
При применении конституционно-правовых санкций должны быть соблюдены общие требования о порядке привлечения должностных лиц, государственных органов, общественных организаций к правовой ответственности:
1. установление факта нарушения конституционно-правовой нормы;
2. виновность (наличие вины);
3. наличие причинной связи между виновным, правонарушением и его последствиями.
По существу к конституционно-правовой ответственности может быть привлечен любой субъект конституционно-правовых отношений.
Мерами конституционно-правовой ответственности за ненадлежащее исполнение соответствующим субъектом своих властных полномочий могут быть:
1. отзыв депутата;
2. роспуск представительного и законодательного органа;
3. отставка правительства и т.д.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 462.