ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА КАК ОТРАСЛИ ПРАВА

 

  В целом источники права – это акты компетентных государственных органов, устанавливающие или санкционирующие нормы права, внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.

 В соответствии с этим источниками конституционного права  являются различные формы выражения конституционно-правовых норм. Они, как и источники других отраслей права, являются в основном результатом нормотворческой деятельности государственных органов – парламента, главы государства, правительства, местных органов управления и самоуправления и др.

Источниками конституционного права в целом являются:

1. Конституция;

2. законы;

3. нормативные правовые акты Главы государства;

4. нормативные правовые акты законодательного органа;

5.  нормативные правовые акты органа исполнительной власти;

6.  нормативные правовые акты высших судебных органов (конституционного надзора);

7. решения органов местного управления и самоуправления;

8. решения съездов, пленумов руководящей партии (Китай, Вьетнам, Северная Корея, Куба);

9. судебные прецеденты;

10. конституционные обычаи;

11. религиозные источники (Коран, шариат)

12. правовая доктрина;

13. нормы международного права;

14. международные договоры;

15.  внутригосударственные договоры.

Среди источников конституционного права Республики Беларусь можно выделить следующие:

1. Конституция Республики Беларусь;

2. конституционные законы;

3. решения референдумов;

4. программные законы;

5. кодексы;

6. законы; международные договоры, ратифицированные Республикой  Беларусь;

7. декреты Президента Республикой Беларусь;

8. указы Президента Республикой Беларусь;

9. постановления палат Национального собрания Республики Беларусь;

10. постановления Правительства-Совета Министров Республики Беларусь;

11. решения высших органов судебной власти;

12. акты иных республиканских  органов государственного управления;

13. акты органов местного управления и самоуправления.

  При этом следует учитывать, что источниками конституционного права являются лишь те нормативные правовые акты, которые содержат конституционно−правовые нормы.

 

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, ВИДЫ, ОБЩИЕ И ОСОБЕННЫЕ ЧЕРТЫ. СТРУКТУРА, СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Конституционные отношения, урегулированные нормами права, выступают как конституционно-правовые отношения.

 Под конституционно-правовыми отношениями понимаются:

1. урегулированными нормами конституционного права общественные отношения, участники которых являются носителями субъективных прав и обязанностей;

2. это – отношения, которые возникают, осуществляются, изменяются и прекращаются на основе предписаний конституционно-правовых норм.

Права и обязанности субъектов правоотношений составляют смысл содержания любых правоотношений, в том числе и конституционно-правовых.

Под содержанием конституционно-правовых отношений понимаются взаимосвязанные между собой права и обязанности их участников, реализуемые ими путем совершения определенных действий или воздержания от совершения тех или иных действий, определенных Конституцией, иными актами конституционного законодательства.

В науке конституционного права и конституционной практике существует несколько классификаций видов конституционно-правовых отношений, и, прежде всего, их деление на общие и конкретные.

В общих конституционно-правовых отношениях выражаются юридические установления наиболее общего характера – основы конституционного строя, основные права и свободы человека и гражданина, принципы проведения выборов и референдумов и др.

Юридическое содержание конкретных конституционно-правовых отношений заключается в конституционном статусе их субъектов. Например, Конституция Республики Беларусь в статье 90, закрепляя общий статус Парламента-Национального собрания, определяет его как представительный и законодательный орган страны. Вместе с тем в статьях 97 и 98 Конституции Республики Беларусь конкретизируются   специфические полномочия палат Парламента по совершению определенных действий: рассмотрение проектов законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции; одобрение или отклонение их и проч.

Однако деление конституционно-правовых отношений на общие и конкретные не исчерпывают их разнообразия и специфики. В соответствии с особенностями выполняемых конституционно-правовыми нормами регулятивных функций возникают следующие виды соответствующих правоотношений:

1. учредительные конституционно-правовые отношения;

2. установительные конституционно-правовые отношения;

3. охранительные конституционно-правовые отношения.

Как разновидности правоотношений в целом, конституционно-правовым отношениям присущи черты и особенности, характерные для всех правоотношений. Данным отношениям свойственны как общие черты, так и специфичные, связанные с их содержанием и составом субъектов.

К общим чертам конституционно-правовых отношений можно отнести то, что: 

· конституционно-правовые отношения возникают, изменяются или прекращаются на основе правовых установлений;

· конституционно-правовым отношениям присущ императивный характер;

· конституционно-правовые отношения  предполагают наличие у субъектов этих отношений соответствующих прав и обязанностей;

· конституционно-правовые отношения   гарантируются государством, и их исполнение гарантируется принудительной силой государства.

Вместе с тем конституционно-правовые отношения имеют свои особенности, которые проявляются в объекте данных правоотношений, их содержании и основаниях возникновения, изменения, прекращения, а также в круге субъектов и их правом статусе.

Во-первых, конституционно-правовые отношения характеризуются большим, чем в других сферах, разнообразием.

Во-вторых, конституционно-правовым отношениям принадлежит ведущее место в системе правоотношений в государстве.

В-третьих, конституционно-правовые отношения представляют собой  общественные отношения в сфере реализации государственной власти, а также в политической, экономической, социально-культурной сферах.

В-четвертых, исключительность конституционно-правовых отношений заключается в том, что они уникальны в своем источнике – Конституции и конституционном законодательстве, которые являются основополагающими для других отраслей национального законодательства. 

В-пятых, для конституционно-правовых отношений характерна специфичность субъектов, т.е. особенный субъектный состав (народ, государство, различные органы государства, депутаты, политические партии, общественные объединения и т.д.). Данные субъекты являются исключительно субъектами конституционно-правовых отношений и не могут быть участниками других видов правоотношений.

В структуре правоотношений обычно выделяются следующие элементы:

1. субъект;

2. объект;

3. субъективные права;

4. юридические обязанности.

В отличие от сферы частного права в конституционном праве, относящемся к числу отраслей публичного права, субъектами конституционно-правовых отношений являются:

1. человек (гражданин, иностранные граждане, лица без гражданства, обладающие конституционными правами и свободами на территории страны в соответствии со статьей 11 Конституции Республики Беларусь); 

2. народ;

3. население административно – территориальных единиц (районов, городов, областей), формирующее представительные и законодательные органы и участвующее в референдумах;

4. государство, обладающее суверенитетом и независимостью в отношениях с другими государствами;

5. административно-территориальные единицы;      

6. Президент Республики Беларусь;

7. Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь;

8. Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь;

9. Правительство-Совет Министров Республики Беларусь;

10. органы судебной власти;

11. органы местного управления и самоуправления;

12. контрольно-надзорные органы;

13. депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики, депутаты местных Советов депутатов;

14. ассоциации граждан (политические партии, в функции которых входит участие в формировании представительных органов путем выдвижения кандидатов в депутаты, кандидатов в президенты; общественные объединения; профессиональные союзы; религиозные организации) и др.

Конституция Республики Беларусь содержит достаточно обширный перечень объектов конституционно-правовых отношений, как материальных (земля, ее недра, воды, атмосферный воздух и т.д.), так и нематериальных (свобода слова, взглядов, убеждений, совести, иные духовные ценности).

Таким образом, объектами конституционно-правовых отношений могут выступать:

1. суверенитет народа;

2. суверенитет государства;

3. суверенитет нации (национальный суверенитет);

4. основы конституционного строя;

5. человек, его права и свободы;

6. волеизъявление народа;

7. интересы государства и общества;

8. власть;

9. территория;

10. собственность;

11. финансы;

12. демократия;

13. идеологическое и политическое многообразие;

14. право и законность;

15. деятельность государственных органов и органов местного самоуправления;

16. деятельность политических партий, общественных объединений, профессиональных союзов и др.;

17. гражданство и др.

Конституционно-правовые отношения возникают, изменяются и прекращаются только по основаниям, указанным в законодательстве. Их возникновение, изменение и прекращение связано, прежде всего, с юридическими фактами, которые содержатся в конституционных нормах либо имеют самостоятельное конституционное значение. Именно с юридического факта начинается реализация конституционно-правовой нормы.

 Конституционно-правовые отношения возникают:

1. на основании требований законодательства;

2. программ социально-экономического развития;

3. указаний вышестоящих государственных органов;

4. по инициативе политических партий;

5. по инициативе общественных объединений, трудовых коллективов;

6. по решению собраний граждан;

7. по инициативе иностранных граждан, лиц без гражданства;

8. по инициативе международных организаций и т.д.

Конституционно-правовые отношения прекращаются при наступлении определенных событий и возникновении юридических фактов:

1. при истечении обусловленного срока;

2. при инициативе сторон, в результате договоренности между субъектами правоотношений;

3. при изменении конкретного правоотношения;

4. по указанию вышестоящего государственного органа;

5. в результате смерти субъекта правоотношений;

6. в результате прекращения деятельности субъекта правоотношения.

 

6. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Правовая наука обычно выделяет четыре основных вида юридической ответственности –

1. административную,

2. гражданскую или гражданско-правовую,

3. уголовную

4. дисциплинарную.

Однако в последние десятилетия в науке конституционного права и конституционной практике аргументируется объективное возникновение нового самостоятельного вида юридической ответственности – конституционно-правовой ответственности.

Под конституционно-правовой ответственностью следует понимать ответственность за нарушение Конституции и конституционного законодательства, которая представляет собой систему принудительных мер со стороны государства, применяемых к субъектам конституционно-правовых отношений по несению неблагоприятных последствий личного либо материального характера за совершение правонарушения и выступает как способ обеспечения исполнения норм конституционного права, в целях предупреждения нарушений, восстановления нарушенных прав, и заключается в возложении на правонарушителя обязанности претерпевать неблагоприятные последствия.

При применении конституционно-правовых санкций должны быть соблюдены общие требования о порядке привлечения должностных лиц, государственных органов, общественных организаций к правовой ответственности:

1. установление факта нарушения конституционно-правовой нормы;

2. виновность (наличие вины);

3. наличие причинной связи между виновным, правонарушением и его последствиями.

По существу к конституционно-правовой ответственности может быть привлечен любой субъект конституционно-правовых отношений.

Мерами конституционно-правовой ответственности за ненадлежащее исполнение соответствующим субъектом своих властных полномочий могут быть:

1. отзыв депутата;

2.  роспуск представительного и законодательного органа;

3.  отставка правительства и т.д.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 95.