Вопрос 74. Правовой режим земель населенных пунктов

Правовой режим земель населённых пунктов представляет собой установленный нормами земельного, градостроительного и иного законодательства порядок использования и храни земельных участков в пределах границы населенного пункта, определяющий права и обязанности субъектов прав на земельные участки посредством градостроительного планирования, территориального зонирования, регулирование застройки в целях обеспечения благоприятной среды жизнедеятельности и устойчивого развития населенного пункта. Главная цель всех этих мероприятий — компактно разместить разнородные объекты, порой трудные совместимые других с другом: сложные подводные системы, связь, энергоснабжение и т. д., и обеспечить их функционирование при соблюдении экологических, санитарных, противопожарных, архитектурно-градостроительных норм.

Любой вид разрешённого использования земельных участков из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно. Названия видов разрешённого использование и их содержание закреплены в классификаторе, утв. Приказом Минэкономразвития и правилами землепользования и застройки каждого МО. Реализация данного права возможно исключительно при наличии утверждённых правил землепользования и застройки, содержащие градостроительные регламент.

ПЗЗ = градостроительные регламенты каждой территориальной зоны + карта градостроительного зонирования. 

В состав земель поселений могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:

· жилым;

· общественно-деловым;

· производственным;

· инженерных и транспортных инфраструктур;

· рекреационным;

· сельскохозяйственного использования;

· специального назначения;

· военных объектов;

· иным территориальным зонам.

Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если:

  • виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования;
  • их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.

Земельные участки в населенных пунктах могут быть изъяты, в том числе и путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд в целях застройки в соответствии с генеральными планами населенного пункта или города федерального значения, правилами застройки и землепользования. В случаях сноса жилых помещений (домов), находящихся в собственности граждан, в связи с изъятием земельных участков для государственных, муниципальных или общественных нужд указанным гражданам, членам их семей, а также другим гражданам, постоянно проживающим в этих домах, предоставляются квартиры, согласно нормам, установленным действующим законодательством.

Наличие большого количества (по площади) зон общего пользования является одной из отличительных черт земель населенных пунктов. Эти зоны заняты площадями, улицами, бульварами, скверами, набережными, закрытыми водоемами и пляжами. Все граждане имеют право беспрепятственно пользоваться указанными зонами, которые приватизации не подлежат.

В ст. 85 ЗК РФ упоминаются зоны с особым режимом — это зоны специального назначения и военных объектов.

Данные зоны определяются органами исполнительной власти РФ или субъектов РФ по согласованию с органами местного самоуправления населенного пункта. Особенностью указанных территориальных зон является их ограниченный допуск в отношении большинства граждан. Исключением являются сервитуты, установленные для организаций, выполняющих задачи эксплуатации, государственного (муниципального) контроля, а также правоохранительные органы в части выполнения отдельных, предусмотренных законами действий.

Земельные участки в населенных пунктах могут предоставляться на праве общей собственности нескольким субъектам, таковым, как совладельцы одного жилого дома и квартир в нем, принадлежащим на праве частной собственности.

Земельные участки подлежат продаже только через процедуру проводимого открытого аукциона, при этом в ЗК РФ перечисляются необходимые для участия в аукционе документы, основания отказа в допуске на торги, порядок признания победителя, случаи признания аукциона несостоявшимся, содержание протокола о проведении аукциона. Расширительное толкование указанных выше условий не допускается.

Альтернативой и наиболее часто встречающейся формой землепользования является аренда.

По общему правилу, вопросы аренды являются договорными. Но применительно к землям населенных пунктов, в большинстве случаев, требуется обязательное согласование режимов землепользования заинтересованными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.

Согласно ЗК РФ, для каждой территориальной зоны градостроительный регламент устанавливается индивидуально. Учитываются особенности расположения и развития соответствующей территориальной зоны, возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, природоохранного и иного назначения).

Для земельных участков, расположенных в одной территориальной зоне, устанавливается единый градостроительный регламент. Он определяет основу правового режима земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений и сооружений.

Дата: 2018-09-13, просмотров: 25.