Нормативно-правовая база:
Резервирование – это ограничение в публичных интересах прав: 1) частного владельца земельного участка на улучшения земли, но резервированием не влечёт прекращения права частной собственности (как это происходит при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд); 2) государства по распоряжению свободными публичными землями, которые зарезервированы
Резервирование может предшествовать изъятию, но в то же время изъятие может происходить и без предварительного резервирования.
На основании решения о резервировании в ЕГРН регистрируется обременение земельного участка.
Основания для резервирования:
Срок резервирования по общему правилу не более 3-х лет. Исключения: 1) не более 2-х лет для создания особой экономической зоны; 2) до 20-ти лет для строительства и реконструкции объектов транспорта, а также автомобильных дорог.
Решение о резервировании принимается компетентным органом и подлежит опубликованию в СМИ.
Вопрос 55. Правовая охрана земель: понятие, цели и содержание
Земля охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.
Цели охраны земель: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным воздействиям хозяйственной деятельности.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия:
– по сохранению почв и их плодородия;
– защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных воздействий, в результате которых происходит деградация земель;
– защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям и иным растениям);
– ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель;
– сохранению достигнутого уровня мелиорации;
– рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;
– сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель. В целях охраны земель разрабатываются федеральные, региональные и местные программы охраны земель, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий. Оценка состояния земель и эффективности предусмотренных мероприятий по охране земель проводится с учетом экологической экспертизы, санитарно-гигиенических и иных норм и требований.
При проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ по добыче полезных ископаемых плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель.
Для оценки состояния почвы в целях охраны здоровья человека и окружающей среды устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ.
В целях предотвращения деградации земель, восстановления плодородия почв допускается консервация земель.
В целях повышения заинтересованности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов участков в сохранении и восстановлении плодородия почв, защите земель от негативных воздействий хозяйственной деятельности может осуществляться экономическое стимулирование охраны и использования земель в порядке, установленном бюджетным законодательством и законодательством о налогах и сборах.
Вопрос 56. Земельный налог
Земельный налог – один из видов местных налогов, регулирующийся НК РФ (гл. 31 «Земельный налог») и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (в городах федерального значения Москва, Санкт-Петербург и Севастополь – законами этих субъектов РФ).
Объект налогообложения – земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введён налог.
Не признаются объектом налогообложения (п. 2 ст. 389 НК РФ):
· Земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ
· Земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включёнными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками
· Земельные участки из состава земель лесного фонда
· Земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда
· Земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома
Плательщики налога – организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Налоговая лада определяется как кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января гола, являющегося налоговым периодом.
Налоговый период – календарный год.
Налоговый ставки устанавливаются местными органами власти, но не могут превышать:
· 0,3% в отношении земельных участков:
ü Отнесённых к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства
ü Занятым жилым фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретённых (предоставленных) для жилищного строительства
ü Приобретённым (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства
ü Ограниченных в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд
· 1,5% в отношении прочих земельных участков
Примером нормативного акта, регулирующего земельный налог в Саратове, является Решение Саратовской городской Думы от 27.10.2005 № 63-615 «О земельном налоге».
В части налоговых льгот ст. 395 НК РФ перечислены лица, которые освобождены от уплаты земельного налога по всей России. Дополнительные льготы в отношении других лиц устанавливаются уже органами местного самоуправления.
Вопрос 57. Арендная плата
Арендная плата – плата за пользование объектом аренды.
Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды (ст. 614 ГК РФ).
Нормативно-правовая база для земельных участков, находящихся в публичной собственности:
· ЗК РФ
· Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 №582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности РФ».
Постановление Правительства №582 в отношении всех форм публичной собственности утверждает основные принципы определения арендной платы:
· Принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесён такой земельный участок, и его разрешённого использования, а также с учётом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную на таком щемлённом участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке
· Принцип предсказуемости расцвета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя
· Принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости
· Принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформление ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформление прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков
· Принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобождённых от уплаты земельного налога
· Принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесённые к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться
· Принцип учета наличия предусмотренных законодательством РФ ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленные в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют
Кроме того в каждом субъекте РФ и в каждом муниципальном образовании отсутствуют свои правила определения размера арендной платы.
Ст. 39.7 ЗК РФ регулирует особенности определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Дата: 2018-09-13, просмотров: 585.