Общие требования к представлению результатов исследования.
Результаты психолого-педагогического исследования могут быть
273
изложены и представлены в разного рода публикациях: тезисах, статьях, докладах и пр. Ко всем научным публикациям предъявляются четкие требования, учитывающие наличие следующих характеристик:
- научный стиль изложения;
- соответствие жанровым особенностям;
- объективность;
- адекватное описание объекта и предмета исследования;
- соответствие излагаемых выводов результатам, полученным в процессе эмпирического исследования;
- обязательное наличие выводов, не противоречащих экспериментальным данным (в научно-педагогических публикациях вполне допустимы теоретические рассуждения, не имеющие непосредственного выхода в педагогическую практику, но в них нет места механическому перечислению эмпирических данных);
- четко выраженная концептуальная принадлежность (из публикации должно быть понятно, на каких позициях стоит автор, например, он руководствуется положениями гуманитарного или традиционного, аксиологического или деятельностного подхода);
- грамотное оформление основного текста и иллюстративных материалов.
Под жанром подразумевается устойчивая группа публикаций, объединенных сходными содержательными и формальными признаками. Эти признаки называются жанрообразующими факторами. В качестве основных жанрообразующих факторов выделяются: предмет отображения, целевая установка публикации и метод отображения. Значимость этих факторов в жанрообразовании не равнозначна, каждый из них выполняет свою специфическую роль.
Предметом отображения в научно-педагогической публикации может стать практически любой педагогический объект, заинтересовавший исследователя. Отображаемые исследователем объекты имеют самый разный характер и отличаются подчас большой сложностью. Предметами отображения в научно-педагогической публикации могут быть:
- педагогические феномены, рассматриваемые в «статичном» виде (не в процессе их движения и изменения). Если педагогический феномен рассматривается с позиций системного подхода, то автор публикации обязательно характеризует его структуру и функции. Структура и функции, а также отдельные характеристики феномена, в свою очередь, могут стать предметами отдельных публикаций;
- педагогические явления (например, неуспеваемость школьников). Содержание и структура текста в этом случае определяются ответами на вопросы: «Что?» (описание явления), «Почему?» (причины явления), «Каковы последствия?»;
274
- педагогические ситуации, их классификации и отдельные виды. Здесь содержание и структура текста определяются ответами на вопросы: «Что, где, когда, как и почему произошло, кто основные участники?», «Почему возникла эта ситуация?», «Каковы характерные признаки ситуации?», «Каково ее место в педагогическом процессе?», «Каково ее влияние на участников?»;
- педагогические процессы. В научно-педагогической публикации может быть описан (охарактеризован, проанализирован) как процесс в целом с его стадиями, характеристиками, закономерностями, так и отдельные стадии этого процесса;
- педагогическая деятельность. Логика содержания публикации при этом определяется структурой самой педагогической деятельности, которая, как известно, отражается в цепочке «цель — средства (условия) — процесс — результат». Каждый из перечисленных компонентов может стать предметом отображения в самостоятельной публикации. Педагогическая деятельность является предметом отображения как в теоретических, так и в методических публикациях. Поэтому урок (систему уроков), воспитательное мероприятие (систему мероприятий), дидактическую или воспитательную технологию или их фрагменты также можно рассматривать в качестве предмета отображения научно-педагогических публикаций;
- педагогическая концепция, теория, парадигма (или их система). В публикации может быть либо изложена авторская концепция (например, в программной статье), либо проанализированы «чужие» педагогические теории и концепции, как существующие в настоящее время, так и существовавшие ранее (например, в аналитической статье);
- педагогические термины (например, понятие «содержание воспитания») или их система, иерархия (например, терминологический аппарат православной педагогики). Один из возможных вариантов логики раскрытия содержания таков: происхождение термина — изменение его значения на разных этапах, в разных образовательных парадигмах — современное понимание и применение;
- качества воспитанника как предмет формирования (воспитания, развития). В таких публикациях необходимо представить авторское понимание качества (дать его определение или описание), охарактеризовать его функции в становлении человека, его структуру, возможно — этапы становления, способы, средства, условия формирования;
- другие публикации. Такой предмет определяется в рецензии.
Важным жанрообразующим фактором выступает целевая установка публикации. Действие этого фактора проявляется прежде всего в том или ином уровне детализации, глубины постижения связей психолого-педагогического феномена, приводящих к созданию своеобразных текстов, составляющих определенный жанр.
275
Так, рассказывая о каком-либо педагогическом явлении, исследователь может поставить перед собой цель — в нескольких словах познакомить читателя с этим явлением, констатировать его причину, обозначить некоторые характеристики и дать общую оценку, т.е. изложить результаты констатирующего эксперимента. В итоге будет написана информационная статья. Если же автор поставит своей целью детально, подробно описать явление или процесс, исследовать его причины, спрогнозировать его дальнейшее развитие, проследить связи с другими явлениями (процессами) и их взаимное влияние, то у него получится текст, который может быть назван аналитической статьей. Иначе говоря, в первом случае (в информационной статье) автор избирает целевую установку на показ определенных характеристик предмета отображения в их «свернутом» виде, а во втором случае (в аналитической статье) он «развертывает» эти характеристики и создает произведение другого жанрового измерения.
В качестве целей научной публикации можно выделить следующие:
- по возможности более точно и полно объяснить факты педагогической действительности;
- показать причинно-следственные связи между явлениями;
- выявить закономерности исторического развития каких-либо явлений или процессов;
- сообщить научную информацию и т.д.
Применительно к научно-педагогической публикации в качестве целевой установки может выступать закрепление приоритета в той или иной области педагогики или психологии. В этом плане большое значение имеет оперативность в подготовке публикаций. Достижению этой цели способствуют доклады о результатах исследования.
Целью научно-педагогической публикации может быть постановка практической педагогической или исследовательской проблемы. Специфическая особенность таких статей — отсутствие изложения результатов исследования. Преобладающее место в них занимает обоснование актуальности.
Еще одна целевая установка, которая может быть применена к психолого-педагогическим публикациям, — внедрение результатов исследования в педагогическую практику. Достижению этой цели служат публикации методического характера.
Приступая к изложению результатов исследования в той или иной публикации, необходимо четко представлять, какой аудитории адресована данная публикация — определенному научному сообществу, широкой научной общественности, практическим работникам. От этого зависят метод отображения, форма репрезентации материала и стиль его изложения.
276
Метод отображения в научно-педагогических публикациях связан с теми методами исследования, которые применялись для получения излагаемых результатов, и зависит от уровня исследования. Результаты эмпирического исследования излагаются, как правило, в информационных публикациях. Выполнение исследования на теоретическом уровне приводит к созданию аналитических публикаций. Такие публикации отличаются прежде всего глубокой, детальной проработкой причинно-следственных связей, наличием оценочных суждений, основательностью аргументации.
В качестве форм репрезентации материала обычно выделяют сообщение, повествование и изложение. Сообщение характерно для кратких жанров (тезисы) и предполагает простое перечисление фактов. Повествование предполагает более подробное освещение хода и результатов исследования, например логическое обоснование теоретических выводов. Изложение — наиболее развернутая форма, включающая помимо тезисов и аргументов еще и иллюстрации либо подробное освещение хода исследования, рассуждение, объяснение фактов, раскрытие закономерностей.
Отнесение публикации к тому или иному жанру во многом зависит от стиля, который использует автор при написании текста. По этому признаку выделяются, например, научные и научно-популярные статьи.
Научный стиль используется в научных статьях, докладах, диссертациях, монографиях, учебниках и т.д., он определяется содержанием и целями публикации, а также используется для передачи и хранения научной информации как в письменной, так и в устной форме.
Научный стиль изложения результатов исследования предполагает:
- логическую последовательность изложения;
- однозначность, точность терминологии;
- краткость при информативной насыщенности содержания;
- конкретность, бесстрастность, объективность высказывания. К характерным особенностям научного стиля относятся:
- насыщенность терминами (15 —20 % всей лексики);
- употребление формы единственного числа имени существительного в значении множественного числа («воспитанник» вместо «воспитанники»);
- преобладание имен существительных над прилагательными и глаголами.
Сложилось общепринятое деление научно-педагогических публикаций на следующие виды с учетом их жанра и стиля изложения: тезисы; статья (информационная, аналитическая, полемическая, методическая); доклад (концептуальный, о результатах исследования, о ходе эксперимента, внедренческий); методические рекомендации; методическая разработка; учебник; учебное
277
пособие; учебно-методическое пособие; хрестоматия; монография. К научно-педагогическим публикациям относят также диссертацию и автореферат.
Требования к оформлению тезисов. Тезисы научных докладов и сообщений представляют собой конспективное изложение материалов устного выступления (доклада) участника научной конференции. При заочном участии в научном мероприятии (научной или научно-практической конференции, совещании, симпозиуме, школе-семинаре и т.п.) тезисы, включенные в сборник материалов, становятся публикацией в полном смысле этого слова.
Объем тезисов, как правило, не превышает 1 — 3 страницы текста (не более 0,15 п. л.). Специфика тезисов состоит прежде всего в способе (особенностях) презентации материала.
Основной принцип при работе над тезисами — экономичность. Предложенные в тезисах положения подробно не раскрываются и не комментируются. Материал излагается в максимально «свернутом» виде. Если полная схема изложения материала представляет собой цепочку «тезис — аргумент — иллюстрация», то при работе над тезисами последние два звена цепочки исключаются. Тезисы не предполагают ни наличия системы доказательств (теоретической аргументации либо описания эксперимента), ни иллюстративного материала (примеров, монографических характеристик, описания педагогических ситуаций, предположений «от противного» и т.п.). В них приводятся лишь конечные выводы, полученные в результате исследования. Таким образом, при работе над тезисами акцент делается на результат.
Принцип экономичности относится и к стилю изложения. Небольшой объем тезисов заставляет автора отказаться от обращения к метафорам, аналогиям, от апелляций к жизненному опыту читателя, исторических экскурсов (если тезисы не касаются проблем истории образования) и пр. Следует избегать прилагательных, не несущих смысловой нагрузки. В тезисах не обязательны текстовые связки при переходе от одной части к другой; связь между частями тезисов должна быть, скорее, внутренней и вытекать из логики содержания.
Тезисы посвящены, как правило, не глобальной педагогической проблеме, а какому-то ее аспекту и потому должны отличаться максимальной конкретностью. В силу этого количество используемых в тезисах терминов должно быть минимальным. Что касается цитат, то их использование в тезисах нецелесообразно, так же как и включение общеизвестной информации и общепринятых определений психолого-педагогических терминов.
Итак, основная характеристика тезисов — емкость содержания при краткости изложения. Тем не менее в их тексте должны присутствовать следующие основные смысловые блоки.
278
Актуализация. В первом абзаце обычно формулируются проблема, обоснование актуальности ее исследования. При этом следует добиваться максимальной конкретики, избегать общих фраз. Лучше приводить факты, обращая особое внимание на их принадлежность к психолого-педагогической, а не к какой-либо иной (политической, экономической и пр.) реальности. При этом нужно следить за тем, чтобы обосновывалась актуальность той проблемы, которая рассматривается в данных тезисах, а не общая проблематика научного исследования автора.
Характеристика основных концептуальных положений. Если методологические и теоретические положения, на которые опирается автор, широко известны и он не вносит в их понимание никакой специфики, они могут быть просто перечислены. Во всех других случаях необходимо дать краткую расшифровку концептуальных положений исследования. В тезисах приводятся лишь те положения, которые необходимы для понимания содержания именно этих тезисов, а не исследовательской работы автора вообще. В то же время они должны характеризовать отношение автора тезисов к той или иной педагогической концепции, теории, парадигме.
Описание объектов и методов исследования. Объекты и методы могут быть просто названы (перечислены), если они традиционные. Однако в ряде случаев необходимо отразить их специфику, определяемую особенностями предмета исследования.
Изложение основных результатов исследования. Этому смысловому блоку следует уделить особое внимание. Результаты исследования излагаются в сжатой форме, без развернутых комментариев, с минимальным количеством данных.
Тезисы имеют как преимущества, так и недостатки. К числу преимуществ относятся следующие: в разных тезисах легко отразить большое количество аспектов исследуемой проблемы; они дисциплинируют научное мышление, заставляя формулировать мысли в краткой форме, дают возможность оперативно презентовать результаты исследования. Недостатки тезисов: в них невозможно с достаточной полнотой представить проделанную исследователем работу; при их написании часто теряются логические связки между различными умозаключениями, что нарушает ход рассуждений автора; они не годятся для презентации крупных блоков исследования.
Статья как форма представления результатов исследования. Научная статья представляет собой результат теоретического и (или) экспериментального исследования и публикуется в научных журналах, тематических сборниках. Стандартный объем статьи — 1 печатный лист (п. л.).
Статья имеет перед тезисами ряд преимуществ: объем статьи позволяет автору подробно и аргументированно изложить свою позицию, не только перечислить результаты исследования, но
279
также описать способы их достижения. Научная статья психолого-педагогического содержания подчиняется общим требованиям к научной публикации. Как правило, статья раскрывает узкую проблему, ограниченное число вопросов, является частью более крупной исследовательской работы. В то же время она имеет завершенный характер: автор должен обозначить проблему, выдвинуть гипотезу, изложить систему доказательств и результатов исследования, сделать выводы.
Таким образом, статью можно определить как жанр, предназначенный для анализа педагогических феноменов и управляющих ими закономерностей, а также для презентации результатов такого анализа. Статья обязательно отражает позицию автора в том или ином вопросе, акцентирует внимание читателя на актуальных задачах и проблемах. Общими отличительными признаками статьи являются следующие: осмысление и анализ значительного явления или группы явлений, аргументированные обобщения и выводы, подтверждающие выдвинутую концепцию, идею.
Статья предполагает большую свободу творчества, нежели тезисы. Тем не менее существуют определенные требования к содержанию, структуре и оформлению научно-педагогической статьи. Эти требования во многом зависят от того типа, к которому относится статья. Традиционно в психологии и педагогике выделяют несколько типов статей.
Информационная статья пишется, как правило, на начальном этапе исследования (изложение результатов констатирующего эксперимента) либо на этапе внедрения (информирование об основных результатах исследования); выделяются два основных вида — эмпирическая и теоретическая статьи.
Эмпирическая статья пишется в том случае, если автор провел какое-либо исследование (констатирующий или формирующий эксперимент, анкетирование, тестирование и пр.), осуществил замеры, статистические подсчеты и счел возможным представить научной общественности результаты проделанной работы. Эмпирическая статья, правда, тоже содержит теоретическую часть (выводы, обобщения, рекомендации), но здесь она, как правило, сведена к минимуму и может состоять из нескольких строк или небольших абзацев. Эмпирическая статья включает в себя следующие элементы: вводная часть (изложение сущности проблемы, краткое обоснование ее актуальности, краткий обзор того, что уже достигнуто по решению этой проблемы); формулировка задачи исследования; формулировка гипотезы; изложение полученных в эмпирическом исследовании результатов; выводы.
Теоретическая статья пишется тогда, когда автору необходимо изложить концептуальные идеи своего исследования и обосновать их. Теоретическая статья по сравнению с эмпирической более аморфна, и ее основные элементы вычленить труднее. В ней
280
четко выделяются, как правило, три части: вводная, основная и заключительная (выводы).
• Вводная часть содержит обоснование актуальности проблемы, которая рассматривается в статье (не проблемы исследования в целом!); она может содержать также краткий обзор или констатацию состояния исследованности данной проблемы в педагогической науке и характеристику «белых пятен» в исследовании проблемы. При необходимости вводятся специальные понятия и их аббревиатура, которая затем используется вместо этих понятий. Вводной части в привычном виде может и не быть, если в статье есть «необщепринятый» термин. В этом случае статья начинается с определения или разъяснения значения данного термина.
• Основная часть выстраивается в логике «тезис — аргумент — иллюстрация». В качестве иллюстраций могут использоваться примеры, монографические характеристики, описания педагогических ситуаций, таблицы, рисунки и пр.
• Заключительная часть представляет авторский взгляд на понимание проблемы и способы ее решения, здесь описываются прогнозируемые последствия внедрения результатов исследования в практику, могут кратко характеризоваться перспективы дальнейшего исследования проблемы. Заключение отличается от выводов более развернутым текстом. Выводы приводятся в составе заключения как отдельные тезисы.
Аналитические статьи служат для презентации результатов исследования педагогической реальности — как современной, так и за определенный период развития образования и педагогической мысли (в последнем случае применяется метод ретроспективного анализа). Предметом отображения в такой статье могут выступать педагогические теории, концепции, парадигмы, взгляды педагогов на ту или иную проблему. Аналитические статьи отличаются прежде всего глубокой детальной проработкой причинно-следственных связей, наличием оценок, основательностью аргументации. Схема написания таких статей та же, что и при написании теоретических информационных статей. Специфика аналитических статей состоит в том, что удельный вес обзорной части в них довольно высок.
Методические статьи предназначены для внедрения результатов психолого-педагогического исследования в практику. В них описываются методы, формы, приемы, технологии обучения и воспитания. При этом автору следует либо ограничиться каким-то одним аспектом педагогической деятельности, например педагогической диагностикой, целеполаганием, системой педагогических средств, либо представить целостное описание педагогической технологии. Здесь уместно привести конкретные диагностические методики, пошаговое описание деятельности педагога и т.п. Иначе говоря, в методической статье предлагается материал,
281
который педагоги-практики могут использовать непосредственно в деятельности, связанной с воспитанием и обучением. Это не означает, однако, отказа от теоретического обоснования предлагаемого в статье практико-ориентированного материала. Методическая статья не методическая разработка, она предполагает реализацию всех требований, предъявляемых к статье. Поэтому вводная часть методической статьи содержит теоретическое обоснование предлагаемого практико-ориентированного материала и аргументацию в пользу применения данной системы действий, а в заключительной части подчеркиваются позитивные результаты ее применения.
Статья может содержать таблицы и рисунки. По объему таблицы и иллюстрации должны быть эквивалентны тому объему текста, который они заменяют, а в идеале — быть более емкими; в противном случае их приводить не следует. При использовании таблиц и рисунков обязательно проводится анализ закономерностей, которые следуют из иллюстративного материала.
В статье уместно использование цитат, в том числе достаточно больших по объему. Единственное условие: цитаты должны приводиться не для «украшения» текста и уж тем более не для того, чтобы «набрать» недостающий объем, а для того, чтобы подтвердить какую-либо мысль автора или стать предметом анализа, обсуждения, основой для дальнейших выводов. Ссылки на цитируемых авторов оформляются в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению статьи для определенного сборника. В случае использования цитат и приведения концептуальных положений других авторов список литературы в конце статьи обязателен.
Ктипичным ошибкам, допускаемым при представлении результатов психолого-педагогического исследования в статье, можно отнести следующие:
- «эффект описательности» — автор просто повествует о проделанной работе, не выводя из эмпирического исследования никаких закономерностей и не делая выводов;
- расплывчатость целевой установки — эта ошибка приводит к эклектизму, рассмотрению в статье разнохарактерных проблем и сведений, что ведет к нарушению целостности в представлении результатов исследования;
- отсутствие определений основных понятий — это нарушает концептуальность исследования, поскольку авторская концепция всегда базируется на том или ином понимании психолого-педагогических категорий;
- бездоказательность утверждений — тезисы не подтверждаются экспериментальными данными или данными теоретического исследования;
- нарушение логической цепочки «тезис — аргумент — иллюстрация»;
- несоответствие названия содержанию.
282
Другие формы представления результатов исследования. Результаты психолого-педагогического исследования могут быть представлены в докладах, научных отчетах, монографиях, учебных пособиях, диссертациях, авторефератах.
Доклад — это научное сообщение (часто первое) на научной конференции, симпозиуме о результатах исследования. В отличие от статьи в докладе большое место занимает освещение теоретического исследования или эксперимента, условий его проведения и полученных результатов. Таким образом, в докладе акцент делается на процессуальных характеристиках исследования. Поскольку доклад предполагает устное изложение материала, его структура и стиль изложения рассчитаны на прямой контакт с аудиторией. В зависимости от содержания доклад может быть концептуальным или внедренческим, знакомить с результатами исследования или ходом эксперимента.
Результаты планового исследования определенной научной темы представляются в отчете о научно-исследовательской работе. Научный отчет является официальным документом. Он должен содержать полные сведения о выполненной работе или ее этапе. Общими требованиями к научному отчету являются четкость и 'логическая последовательность изложения, полнота информации, убедительность аргументации, краткость и ясность формулировок, конкретность изложения результатов работы, обоснованность рекомендаций и предложений.
Существуют обязательные требования к структуре и содержанию отчета. Отчет состоит из титульного листа, где указываются название темы, фамилия, имя и отчество исполнителя (в случае, когда исполнителей несколько, приводится список фамилий); затем следуют реферат, введение, основная часть, заключение, список литературы, приложения (если необходимо).
Реферат кратко отражает объем исследования, цель работы, методы исследования и исследовательский инструментарий, полученные результаты и степень их внедрения, область применения. Здесь же даются сведения об объеме работы, количестве иллюстраций, таблиц и перечень (не более 15) ключевых слов, характеризующих главное содержание отчета. Реферат по объему не должен превышать одной страницы.
Во введении дается краткая характеристика состояния изучаемой проблемы, обосновываются необходимость исследования, его актуальность и практическая значимость.
В основной части отчета излагается характеристика исследования или его этапа (теоретический или эмпирический), обосновывается выбор направления исследования, приводятся методы решения поставленных задач, раскрываются общая логика исследования, этапы научно-исследовательской работы. Здесь же подробно характеризуются результаты исследования, отмечается соответ-
283
ствие полученных результатов поставленным задачам, обосновывается их достоверность и надежность.
В заключении формулируются краткие выводы по результатам работы, предложения по их использованию, внедрению, дается общая оценка их научной и практической (психолого-педагогической и социальной)ценности.
Приложения включают в себя таблицы, документы, иллюстративные материалы и пр., которые в тексте отчета лишь упоминаются, протоколы учебных и воспитательных занятий, акты о внедрении.
Монография — научное издание в виде книги, содержащее всестороннее теоретическое исследование одной проблемы, темы и принадлежащее одному или нескольким авторам, придерживающимся одной точки зрения; итог многолетних работ в той или иной области; специальное исследование, посвященное изучению узлового научного вопроса. Монография — основа больших обобщений, важных научных концепций.
От других форм представления результатов психолого-педагогического исследования монографию отличают наибольшая полнота и обстоятельность, а в идеальных случаях — исчерпывающее освещение научной темы, обозначенной в заголовке; целостность рассмотрения проблемы и ее изложения; фундаментальность как изучения, так и изложения результатов; обобщенность выводов; теоретическая направленность; широта источниковедческой базы. В монографии обосновывается важность исследуемой проблемы, раскрываются картина современного состояния научной разработанности темы, различные точки зрения на проблему и авторское понимание вопроса, анализируется имеющаяся по данному вопросу литература. В монографии, посвященной проблеме, в разработке которой принимает участие группа ученых, материал располагается в логическом соподчинении освещаемой теме по единому плану.
В монографии могут быть представлены результаты теоретико-методологического, теоретико-экспериментального и историко-педагогического исследования. Имея много общего по форме, структуре, оформлению, они отличаются инструментарием, способом доказательств, характером добытых в процессе исследования фактов.
Теоретико-методологическое исследование дает аргументированное и методологически обоснованное решение научной задачи на основе глубокого и обстоятельного изучения состояния разработанности научной проблемы, всестороннего теоретического анализа, а также исходя из современного уровня развития гуманитарного знания и образовательной практики. Во введении автор формулирует проблему, дает оценку разработанности темы, ее теоретической и практической значимости, определяет цель и ставит
284
задачи исследования. Поскольку основная цель автора — разработка теоретических вопросов, в содержании книги он представляет решение теоретико-методологических задач. Однако следует иметь в виду, что любое теоретическое исследование в педагогике обязательно предусматривает практическое приложение полученных результатов.
Монография предполагает новое решение каких-то теоретических вопросов; поэтому автор выдвигает в качестве научной гипотезы свое предположение о сущности нового подхода, выводов, положений или существенной корректировке ранее известного. Все последующее содержание монографии и есть изложение того нового, что стремится внести в науку автор. Поскольку монография — всестороннее исследование, она, как правило, сопровождается обширной библиографией, ссылками на источники, передовой опыт, результаты других исследований. В заключение делаются выводы.
Если монография — результат теоретико-экспериментального исследования, то главное внимание уделяется научному объяснению полученных в ходе эксперимента новых данных, описанию методик и научному осмыслению результатов.
Историко-педагогическая монография рассматривает сущность педагогического явления или процесса в историческом плане: как это явление возникло, под действием каких факторов развивалось, что из себя представляло на отдельных исторических этапах, чем стало сейчас, каковы тенденции его развития. В этом случае материалом являются исторические факты, документы, свидетельствующие о развитии образовательных феноменов, и пр.
Учебное пособие — книга для учащихся или студентов, в которой систематически излагается материал в определенной области знаний на современном уровне достижений науки и культуры. Это один из основных видов учебной литературы. В отличие от учебника учебное пособие предназначено для расширения, углубления и лучшего усвоения знаний, изложенных в учебнике. Оно может включать в себя хрестоматийные тексты, справочные данные, краткий словарь с определениями встречающихся в пособии терминов, задачи и упражнения, методические рекомендации для самостоятельных практических занятий, рабочие тетради и т.п. Для каждой ступени образования и вида учебных заведений, а также для самообразования создаются учебные пособия, отвечающие целям и задачам обучения и воспитания определенных возрастных и социальных групп.
В практике подготовки и издания учебных пособий сложились определенные требования как к их содержанию, так и к методическому построению, а также к языку, художественному оформлению, полиграфическому исполнению и гигиене издания (например, к размеру шрифта). Среди требований, предъявляемых к учебному
285
пособию, можно назвать следующие: содержание пособия должно раскрывать основы данной науки, нести в себе воспитательный потенциал, быть практико-ориентированным, доступным для обучающихся данной возрастной группы. Учебные пособия для высшей школы излагают, как правило, не основы науки (как пособия для средней школы), а саму науку.
В настоящее время в учебных пособиях часто находит отражение авторское понимание психолого-педагогических проблем.
В учебном пособии знания подаются в определенной методической обработке, которая обусловливает формы и приемы усвоения обучающимися знаний и содействует развитию их мышления и эмоций.
Правильное методическое построение учебного пособия (соотношение его компонентов — текстов, иллюстраций, методического аппарата и т. п.) приводит его содержание в соответствие с целями и процессом образования.
Учебное пособие часто является составной частью учебно-методического комплекса, куда могут входить также сборники задач и упражнений, книги для чтения и хрестоматии, справочники и словари, материалы для организации самостоятельной работы учащихся, рабочие тетради.
Диссертация (от лат. йтеНайо — рассуждение, исследование) — научно-исследовательская работа, подготовленная для публичной защиты и получения ученой степени.
Магистерская диссертация — это квалификационная научно-исследовательская работа, в которой магистрант показывает умения и навыки использования методов исследовательской работы, теоретического анализа, обработки и представления полученных результатов в их логической взаимосвязи.
Следует отличать магистерскую диссертацию от выпускной квалификационной работы бакалавра, которая может носить реферативный характер или посвящаться описанию передового педагогического опыта. Основное отличие состоит в том, что бакалавру в своей работе достаточно продемонстрировать, что он уверенно ориентируется в данной науке (владеет системой научного знания и методами науки). В магистерской диссертации требуется показать умение выстраивать собственную логику рассуждений, подкрепленную доказательствами и приводящую к новым для науки выводам.
Кандидатская диссертация должна содержать новые научные и практические выводы и рекомендации, она должна обнаружить у соискателя ученой степени способность к самостоятельному научному исследованию, глубокие теоретические знания в области определенной психологической или педагогической научной дисциплины.
Докторская диссертация — это самостоятельная исследовательская работа, в которой содержится теоретическое обобщение или решение крупной научной проблемы, представляющей значительный вклад в науку и практику.
Основное содержание представленной к защите диссертации должно быть опубликовано в виде монографий, статей или тезисов в научных или специальных журналах, сборниках, ученых записках или трудах вузов, научно-исследовательских учреждений (в том числе и работы, написанные в соавторстве).
Система публичной защиты обязательных письменных сочинений на научные и литературные темы для получения ученой степени или звания стала складываться в Средние века в германских университетах. В XVI —XVII вв. эта система распространилась в других странах. В России защита диссертаций была введена после учреждения Московского университета в 1755 г. «Положением о производстве в ученые степени» 1819 г. при экзамене (устные и письменные испытания) на звание магистра и доктора была утверждена публичная защита диссертаций. Магистерская диссертация представлялась на латинском, русском или ином языке, докторская — на латинском, причем требовались при ней еще «тезы» — прообраз авторефератов.
Диссертации хранятся в отраслевых библиотеках, учреждениях и архивах. Общероссийский фонд диссертаций организован в Российской государственной библиотеке.
Автореферат — краткое изложение автором своего научного произведения, работы. Автореферат диссертации — научное издание в виде брошюры, содержащее составленный автором реферат проведенного им исследования (диссертации), представленного на соискание ученой степени. Автореферат публикуется перед защитой диссертации и отражает ее основное содержание и выводы.
Таким образом, форма представления результатов исследования зависит от стадии, на которой находится исследование, степени новизны выводов, значимости полученных теоретических и практических результатов.
Контрольные вопросы
1. В чем специфика каждой из применяющихся в диагностике шкал?
2. В какой последовательности осуществляется переход от качественного изучения к количественному описанию?
3. Какие эмпирические операции допустимы в педагогической диагностике на уровне различных типов шкал?
4. Каким образом выделяются уровни развития исследуемого свойства?
287
5. В чем отличие описательной, индуктивной и измерительной статистик, используемых в педагогической диагностике?
6. В каких случаях корректно применять медиану, моду, среднее арифметическое для количественной характеристики совокупностей диагностического исследования?
9. Какие способы применяются для визуализации данных исследова
ния? В чем состоят особенности и преимущества каждого из них?
10. Какие формы используются для представления данных и результатов исследования? От чего зависит использование той или иной формы представления результатов психолого-педагогического исследования?
11. Каковы основные требования к представлению результатов психолого-педагогического исследования?
Практические задания
1. Определите тип шкалы (номинальная, ранговая, интервальная или отношений) в каждой из описанных ниже методик.
Шкала оценок — методический прием, позволяющий распределить совокупность изучаемых объектов по степени выраженности общего для них свойства на основе субъективных оценок, усредненных по группе экспертов. Простейший пример такой шкалы — обычная школьная система баллов или шкала квалификационных категорий учителя. Шкала оценок должна иметь до 6 баллов. Большее количество градаций трудно разграничить качественно. Возможность построения шкалы оценок базируется на предположении, что каждый эксперт способен непосредственно давать количественные оценки изучаемым объектам. К основным процедурам шкалирования относятся: 1) парное сравнение объектов; 2) отнесение объектов к категориям и пр.
Шкала установок — прием, позволяющий сравнивать индивидов по величине, интенсивности и устойчивости их отношения к изучаемому явлению. Построение шкалы установок связано с подбором таких суждений, которые выражают весь спектр возможных отношений субъекта к определенному социально-психологическому явлению. По шкале оценок каждое суждение оценивается группой экспертов и получает свой усредненный балл. В шкалу установок входят суждения, имеющие самую высокую оценку; обычно из 300 суждений в готовую шкалу входит не более 25. С этими суждениями знакомят лиц, чьи установки предполагается изучить; соответственно тому, какие суждения выбирает индивид, ему присваивают суммарный балл, который и есть его балл по данной установке.
Анкета - шкала (разработка О.С.Гребенюка и Т. Б. Гребенюк) — предполагает не только выбор испытуемым наиболее подходящего ответа, но и оценку в баллах степени своего согласия с каждым из них. Это дает возможность количественно обработать полученный материал. Пример бланка ответов для такой методики приве-
988
ден в таблице. Номера ответов могут располагаться как по строкам, так и по столбцам. При этом все вопросы в каждой строке (или столбце) соответствуют одному показателю (параметру, фактору и т.д.). Испытуемым объясняют, что степень своего согласия с каждым вариантом ответа они должны записывать в виде баллов от 1 до 5 в клетку с номером соответствующего варианта. Вопросы при этом лучше записывать на магнитной ленте с интервалами 10—15 с и прослушивать с помощью магнитофона. Нужно обратить внимание учащихся на необходимость соблюдения нумерации клеток: если не успел заполнить клетку, например, 15, то пусть она останется пустой, но следующий ответ следует писать в клетке 16, а не 15. Затем учащиеся слушают вопросы и отвечают на них баллами. На доске записываются символы ответов.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 403.