Особенности различных форм представления результатов исследования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Общие требования к представлению результатов исследования.

Результаты психолого-педагогического исследования могут быть

273


изложены и представлены в разного рода публикациях: тезисах, статьях, докладах и пр. Ко всем научным публикациям предъявля­ются четкие требования, учитывающие наличие следующих ха­рактеристик:

- научный стиль изложения;

- соответствие жанровым особенностям;

- объективность;

- адекватное описание объекта и предмета исследования;

- соответствие излагаемых выводов результатам, полученным в процессе эмпирического исследования;

- обязательное наличие выводов, не противоречащих экспери­ментальным данным (в научно-педагогических публикациях вполне допустимы теоретические рассуждения, не имеющие непосред­ственного выхода в педагогическую практику, но в них нет места механическому перечислению эмпирических данных);

- четко выраженная концептуальная принадлежность (из пуб­ликации должно быть понятно, на каких позициях стоит автор, например, он руководствуется положениями гуманитарного или традиционного, аксиологического или деятельностного подхода);

- грамотное оформление основного текста и иллюстративных материалов.

Под жанром подразумевается устойчивая группа публикаций, объединенных сходными содержательными и формальными при­знаками. Эти признаки называются жанрообразующими фактора­ми. В качестве основных жанрообразующих факторов выделяют­ся: предмет отображения, целевая установка публикации и ме­тод отображения. Значимость этих факторов в жанрообразовании не равнозначна, каждый из них выполняет свою специфическую роль.

Предметом отображения в научно-педагогической публика­ции может стать практически любой педагогический объект, за­интересовавший исследователя. Отображаемые исследователем объекты имеют самый разный характер и отличаются подчас боль­шой сложностью. Предметами отображения в научно-педагогиче­ской публикации могут быть:

- педагогические феномены, рассматриваемые в «статичном» виде (не в процессе их движения и изменения). Если педагогический феномен рассматривается с позиций системного подхода, то ав­тор публикации обязательно характеризует его структуру и функ­ции. Структура и функции, а также отдельные характеристики феномена, в свою очередь, могут стать предметами отдельных публикаций;

- педагогические явления (например, неуспеваемость школьни­ков). Содержание и структура текста в этом случае определяются ответами на вопросы: «Что?» (описание явления), «Почему?» (при­чины явления), «Каковы последствия?»;

274


- педагогические ситуации, их классификации и отдельные виды. Здесь содержание и структура текста определяются ответами на вопросы: «Что, где, когда, как и почему произошло, кто основ­ные участники?», «Почему возникла эта ситуация?», «Каковы ха­рактерные признаки ситуации?», «Каково ее место в педагогиче­ском процессе?», «Каково ее влияние на участников?»;

- педагогические процессы. В научно-педагогической публикации может быть описан (охарактеризован, проанализирован) как про­цесс в целом с его стадиями, характеристиками, закономернос­тями, так и отдельные стадии этого процесса;

- педагогическая деятельность. Логика содержания публикации при этом определяется структурой самой педагогической деятель­ности, которая, как известно, отражается в цепочке «цель — сред­ства (условия) — процесс — результат». Каждый из перечислен­ных компонентов может стать предметом отображения в самосто­ятельной публикации. Педагогическая деятельность является пред­метом отображения как в теоретических, так и в методических публикациях. Поэтому урок (систему уроков), воспитательное ме­роприятие (систему мероприятий), дидактическую или воспита­тельную технологию или их фрагменты также можно рассматри­вать в качестве предмета отображения научно-педагогических пуб­ликаций;

- педагогическая концепция, теория, парадигма (или их система). В публикации может быть либо изложена авторская концепция (например, в программной статье), либо проанализированы «чу­жие» педагогические теории и концепции, как существующие в настоящее время, так и существовавшие ранее (например, в ана­литической статье);

- педагогические термины (например, понятие «содержание вос­питания») или их система, иерархия (например, терминологиче­ский аппарат православной педагогики). Один из возможных вари­антов логики раскрытия содержания таков: происхождение терми­на — изменение его значения на разных этапах, в разных образова­тельных парадигмах — современное понимание и применение;

- качества воспитанника как предмет формирования (воспита­ния, развития). В таких публикациях необходимо представить ав­торское понимание качества (дать его определение или описа­ние), охарактеризовать его функции в становлении человека, его структуру, возможно — этапы становления, способы, средства, условия формирования;

- другие публикации. Такой предмет определяется в рецензии.

Важным жанрообразующим фактором выступает целевая уста­новка публикации. Действие этого фактора проявляется прежде всего в том или ином уровне детализации, глубины постижения связей психолого-педагогического феномена, приводящих к созданию своеобразных текстов, составляющих определенный жанр.

275


Так, рассказывая о каком-либо педагогическом явлении, иссле­дователь может поставить перед собой цель — в нескольких сло­вах познакомить читателя с этим явлением, констатировать его при­чину, обозначить некоторые характеристики и дать общую оценку, т.е. изложить результаты констатирующего эксперимента. В итоге будет написана информационная статья. Если же автор поставит своей целью детально, подробно описать явление или процесс, ис­следовать его причины, спрогнозировать его дальнейшее разви­тие, проследить связи с другими явлениями (процессами) и их вза­имное влияние, то у него получится текст, который может быть на­зван аналитической статьей. Иначе говоря, в первом случае (в ин­формационной статье) автор избирает целевую установку на показ определенных характеристик предмета отображения в их «сверну­том» виде, а во втором случае (в аналитической статье) он «развер­тывает» эти характеристики и создает произведение другого жан­рового измерения.

В качестве целей научной публикации можно выделить следую­щие:

- по возможности более точно и полно объяснить факты педа­гогической действительности;

- показать причинно-следственные связи между явлениями;

- выявить закономерности исторического развития каких-либо явлений или процессов;

- сообщить научную информацию и т.д.

Применительно к научно-педагогической публикации в качестве целевой установки может выступать закрепление приоритета в той или иной области педагогики или психологии. В этом плане боль­шое значение имеет оперативность в подготовке публикаций. До­стижению этой цели способствуют доклады о результатах иссле­дования.

Целью научно-педагогической публикации может быть поста­новка практической педагогической или исследовательской про­блемы. Специфическая особенность таких статей — отсутствие из­ложения результатов исследования. Преобладающее место в них занимает обоснование актуальности.

Еще одна целевая установка, которая может быть применена к психолого-педагогическим публикациям, — внедрение результатов исследования в педагогическую практику. Достижению этой цели служат публикации методического характера.

Приступая к изложению результатов исследования в той или иной публикации, необходимо четко представлять, какой ауди­тории адресована данная публикация — определенному научному сообществу, широкой научной общественности, практическим ра­ботникам. От этого зависят метод отображения, форма репрезен­тации материала и стиль его изложения.

276


Метод отображения в научно-педагогических публикациях связан с теми методами исследования, которые применялись для получения излагаемых результатов, и зависит от уровня исследо­вания. Результаты эмпирического исследования излагаются, как правило, в информационных публикациях. Выполнение исследо­вания на теоретическом уровне приводит к созданию аналитиче­ских публикаций. Такие публикации отличаются прежде всего глу­бокой, детальной проработкой причинно-следственных связей, наличием оценочных суждений, основательностью аргументации.

В качестве форм репрезентации материала обычно выделяют сообщение, повествование и изложение. Сообщение характерно для кратких жанров (тезисы) и предполагает простое перечисление фактов. Повествование предполагает более подробное освещение хода и результатов исследования, например логическое обосно­вание теоретических выводов. Изложение — наиболее развернутая форма, включающая помимо тезисов и аргументов еще и иллю­страции либо подробное освещение хода исследования, рассуж­дение, объяснение фактов, раскрытие закономерностей.

Отнесение публикации к тому или иному жанру во многом зависит от стиля, который использует автор при написании тек­ста. По этому признаку выделяются, например, научные и науч­но-популярные статьи.

Научный стиль используется в научных статьях, докладах, дис­сертациях, монографиях, учебниках и т.д., он определяется со­держанием и целями публикации, а также используется для пере­дачи и хранения научной информации как в письменной, так и в устной форме.

Научный стиль изложения результатов исследования предпо­лагает:

- логическую последовательность изложения;

- однозначность, точность терминологии;

- краткость при информативной насыщенности содержания;

- конкретность, бесстрастность, объективность высказывания. К характерным особенностям научного стиля относятся:

- насыщенность терминами (15 —20 % всей лексики);

 

- употребление формы единственного числа имени существи­тельного в значении множественного числа («воспитанник» вме­сто «воспитанники»);

- преобладание имен существительных над прилагательными и глаголами.

Сложилось общепринятое деление научно-педагогических пуб­ликаций на следующие виды с учетом их жанра и стиля изложе­ния: тезисы; статья (информационная, аналитическая, полеми­ческая, методическая); доклад (концептуальный, о результатах исследования, о ходе эксперимента, внедренческий); методиче­ские рекомендации; методическая разработка; учебник; учебное

277


пособие; учебно-методическое пособие; хрестоматия; монография. К научно-педагогическим публикациям относят также диссерта­цию и автореферат.

Требования к оформлению тезисов. Тезисы научных докладов и сообщений представляют собой конспективное изложение мате­риалов устного выступления (доклада) участника научной кон­ференции. При заочном участии в научном мероприятии (науч­ной или научно-практической конференции, совещании, сим­позиуме, школе-семинаре и т.п.) тезисы, включенные в сбор­ник материалов, становятся публикацией в полном смысле это­го слова.

Объем тезисов, как правило, не превышает 1 — 3 страницы тек­ста (не более 0,15 п. л.). Специфика тезисов состоит прежде всего в способе (особенностях) презентации материала.

Основной принцип при работе над тезисами — экономичность. Предложенные в тезисах положения подробно не раскрываются и не комментируются. Материал излагается в максимально «сверну­том» виде. Если полная схема изложения материала представляет собой цепочку «тезис — аргумент — иллюстрация», то при работе над тезисами последние два звена цепочки исключаются. Тезисы не предполагают ни наличия системы доказательств (теоретиче­ской аргументации либо описания эксперимента), ни иллюстра­тивного материала (примеров, монографических характеристик, описания педагогических ситуаций, предположений «от против­ного» и т.п.). В них приводятся лишь конечные выводы, получен­ные в результате исследования. Таким образом, при работе над тезисами акцент делается на результат.

Принцип экономичности относится и к стилю изложения. Неболь­шой объем тезисов заставляет автора отказаться от обращения к метафорам, аналогиям, от апелляций к жизненному опыту читателя, исторических экскурсов (если тезисы не касаются проблем истории образования) и пр. Следует избегать прилагательных, не несущих смысловой нагрузки. В тезисах не обязательны текстовые связки при переходе от одной части к другой; связь между частями тезисов дол­жна быть, скорее, внутренней и вытекать из логики содержания.

Тезисы посвящены, как правило, не глобальной педагогиче­ской проблеме, а какому-то ее аспекту и потому должны отли­чаться максимальной конкретностью. В силу этого количество ис­пользуемых в тезисах терминов должно быть минимальным. Что касается цитат, то их использование в тезисах нецелесообразно, так же как и включение общеизвестной информации и общепри­нятых определений психолого-педагогических терминов.

Итак, основная характеристика тезисов — емкость содержания при краткости изложения. Тем не менее в их тексте должны при­сутствовать следующие основные смысловые блоки.

278


Актуализация. В первом абзаце обычно формулируются пробле­ма, обоснование актуальности ее исследования. При этом следует добиваться максимальной конкретики, избегать общих фраз. Луч­ше приводить факты, обращая особое внимание на их принад­лежность к психолого-педагогической, а не к какой-либо иной (политической, экономической и пр.) реальности. При этом нужно следить за тем, чтобы обосновывалась актуальность той пробле­мы, которая рассматривается в данных тезисах, а не общая про­блематика научного исследования автора.

Характеристика основных концептуальных положений. Если ме­тодологические и теоретические положения, на которые опирает­ся автор, широко известны и он не вносит в их понимание ника­кой специфики, они могут быть просто перечислены. Во всех дру­гих случаях необходимо дать краткую расшифровку концептуаль­ных положений исследования. В тезисах приводятся лишь те поло­жения, которые необходимы для понимания содержания именно этих тезисов, а не исследовательской работы автора вообще. В то же время они должны характеризовать отношение автора тезисов к той или иной педагогической концепции, теории, парадигме.

Описание объектов и методов исследования. Объекты и методы могут быть просто названы (перечислены), если они традицион­ные. Однако в ряде случаев необходимо отразить их специфику, определяемую особенностями предмета исследования.

Изложение основных результатов исследования. Этому смысло­вому блоку следует уделить особое внимание. Результаты исследо­вания излагаются в сжатой форме, без развернутых комментари­ев, с минимальным количеством данных.

Тезисы имеют как преимущества, так и недостатки. К числу преимуществ относятся следующие: в разных тезисах легко отразить большое количество аспектов исследуемой проблемы; они дисциплинируют научное мышление, заставляя формулировать мысли в краткой форме, дают возможность оперативно презенто­вать результаты исследования. Недостатки тезисов: в них не­возможно с достаточной полнотой представить проделанную ис­следователем работу; при их написании часто теряются логиче­ские связки между различными умозаключениями, что нарушает ход рассуждений автора; они не годятся для презентации крупных блоков исследования.

Статья как форма представления результатов исследования. На­учная статья представляет собой результат теоретического и (или) экспериментального исследования и публикуется в научных журналах, тематических сборниках. Стандартный объем статьи — 1 печатный лист (п. л.).

Статья имеет перед тезисами ряд преимуществ: объем статьи позволяет автору подробно и аргументированно изложить свою позицию, не только перечислить результаты исследования, но

279


также описать способы их достижения. Научная статья психолого-педагогического содержания подчиняется общим требованиям к научной публикации. Как правило, статья раскрывает узкую про­блему, ограниченное число вопросов, является частью более круп­ной исследовательской работы. В то же время она имеет завершен­ный характер: автор должен обозначить проблему, выдвинуть ги­потезу, изложить систему доказательств и результатов исследова­ния, сделать выводы.

Таким образом, статью можно определить как жанр, предна­значенный для анализа педагогических феноменов и управляю­щих ими закономерностей, а также для презентации результатов такого анализа. Статья обязательно отражает позицию автора в том или ином вопросе, акцентирует внимание читателя на акту­альных задачах и проблемах. Общими отличительными признака­ми статьи являются следующие: осмысление и анализ значитель­ного явления или группы явлений, аргументированные обобще­ния и выводы, подтверждающие выдвинутую концепцию, идею.

Статья предполагает большую свободу творчества, нежели тези­сы. Тем не менее существуют определенные требования к содер­жанию, структуре и оформлению научно-педагогической статьи. Эти требования во многом зависят от того типа, к которому отно­сится статья. Традиционно в психологии и педагогике выделяют несколько типов статей.

Информационная статья пишется, как правило, на началь­ном этапе исследования (изложение результатов констатирующе­го эксперимента) либо на этапе внедрения (информирование об основных результатах исследования); выделяются два основных вида — эмпирическая и теоретическая статьи.

Эмпирическая статья пишется в том случае, если автор провел какое-либо исследование (констатирующий или формирующий эксперимент, анкетирование, тестирование и пр.), осуществил замеры, статистические подсчеты и счел возможным представить научной общественности результаты проделанной работы. Эмпи­рическая статья, правда, тоже содержит теоретическую часть (вы­воды, обобщения, рекомендации), но здесь она, как правило, сведена к минимуму и может состоять из нескольких строк или небольших абзацев. Эмпирическая статья включает в себя следую­щие элементы: вводная часть (изложение сущности проблемы, краткое обоснование ее актуальности, краткий обзор того, что уже достигнуто по решению этой проблемы); формулировка зада­чи исследования; формулировка гипотезы; изложение получен­ных в эмпирическом исследовании результатов; выводы.

Теоретическая статья пишется тогда, когда автору необходи­мо изложить концептуальные идеи своего исследования и об­основать их. Теоретическая статья по сравнению с эмпирической более аморфна, и ее основные элементы вычленить труднее. В ней

280


четко выделяются, как правило, три части: вводная, основная и заключительная (выводы).

• Вводная часть содержит обоснование актуальности пробле­мы, которая рассматривается в статье (не проблемы исследования в целом!); она может содержать также краткий обзор или конста­тацию состояния исследованности данной проблемы в педагоги­ческой науке и характеристику «белых пятен» в исследовании про­блемы. При необходимости вводятся специальные понятия и их аббревиатура, которая затем используется вместо этих понятий. Вводной части в привычном виде может и не быть, если в статье есть «необщепринятый» термин. В этом случае статья начинается с определения или разъяснения значения данного термина.

• Основная часть выстраивается в логике «тезис — аргумент — иллюстрация». В качестве иллюстраций могут использоваться при­меры, монографические характеристики, описания педагогиче­ских ситуаций, таблицы, рисунки и пр.

• Заключительная часть представляет авторский взгляд на по­нимание проблемы и способы ее решения, здесь описываются прогнозируемые последствия внедрения результатов исследова­ния в практику, могут кратко характеризоваться перспективы даль­нейшего исследования проблемы. Заключение отличается от вы­водов более развернутым текстом. Выводы приводятся в составе заключения как отдельные тезисы.

Аналитические статьи служат для презентации результатов исследования педагогической реальности — как современной, так и за определенный период развития образования и педагогиче­ской мысли (в последнем случае применяется метод ретроспек­тивного анализа). Предметом отображения в такой статье могут выступать педагогические теории, концепции, парадигмы, взгля­ды педагогов на ту или иную проблему. Аналитические статьи от­личаются прежде всего глубокой детальной проработкой причин­но-следственных связей, наличием оценок, основательностью ар­гументации. Схема написания таких статей та же, что и при напи­сании теоретических информационных статей. Специфика анали­тических статей состоит в том, что удельный вес обзорной части в них довольно высок.

Методические статьи предназначены для внедрения резуль­татов психолого-педагогического исследования в практику. В них описываются методы, формы, приемы, технологии обучения и воспитания. При этом автору следует либо ограничиться каким-то одним аспектом педагогической деятельности, например педаго­гической диагностикой, целеполаганием, системой педагогичес­ких средств, либо представить целостное описание педагогичес­кой технологии. Здесь уместно привести конкретные диагности­ческие методики, пошаговое описание деятельности педагога и т.п. Иначе говоря, в методической статье предлагается материал,

281


который педагоги-практики могут использовать непосредственно в деятельности, связанной с воспитанием и обучением. Это не означает, однако, отказа от теоретического обоснования предла­гаемого в статье практико-ориентированного материала. Методиче­ская статья не методическая разработка, она предполагает реали­зацию всех требований, предъявляемых к статье. Поэтому вводная часть методической статьи содержит теоретическое обоснование предлагаемого практико-ориентированного материала и аргумен­тацию в пользу применения данной системы действий, а в заклю­чительной части подчеркиваются позитивные результаты ее при­менения.

Статья может содержать таблицы и рисунки. По объему табли­цы и иллюстрации должны быть эквивалентны тому объему текста, который они заменяют, а в идеале — быть более емкими; в против­ном случае их приводить не следует. При использовании таблиц и рисунков обязательно проводится анализ закономерностей, кото­рые следуют из иллюстративного материала.

В статье уместно использование цитат, в том числе достаточно больших по объему. Единственное условие: цитаты должны приво­диться не для «украшения» текста и уж тем более не для того, чтобы «набрать» недостающий объем, а для того, чтобы подтвердить ка­кую-либо мысль автора или стать предметом анализа, обсуждения, основой для дальнейших выводов. Ссылки на цитируемых авторов оформляются в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению статьи для определенного сборника. В случае исполь­зования цитат и приведения концептуальных положений других ав­торов список литературы в конце статьи обязателен.

Ктипичным ошибкам, допускаемым при представлении резуль­татов психолого-педагогического исследования в статье, можно отнести следующие:

- «эффект описательности» — автор просто повествует о про­деланной работе, не выводя из эмпирического исследования ни­каких закономерностей и не делая выводов;

- расплывчатость целевой установки — эта ошибка приводит к эклектизму, рассмотрению в статье разнохарактерных проблем и сведений, что ведет к нарушению целостности в представлении ре­зультатов исследования;

- отсутствие определений основных понятий — это нарушает концептуальность исследования, поскольку авторская концепция всегда базируется на том или ином понимании психолого-педаго­гических категорий;

- бездоказательность утверждений — тезисы не подтвержда­ются экспериментальными данными или данными теоретического исследования;

- нарушение логической цепочки «тезис — аргумент — иллюст­рация»;

- несоответствие названия содержанию.

282


Другие формы представления результатов исследования. Резуль­таты психолого-педагогического исследования могут быть пред­ставлены в докладах, научных отчетах, монографиях, учебных пособиях, диссертациях, авторефератах.

Доклад это научное сообщение (часто первое) на научной конференции, симпозиуме о результатах исследования. В отличие от статьи в докладе большое место занимает освещение теорети­ческого исследования или эксперимента, условий его проведения и полученных результатов. Таким образом, в докладе акцент дела­ется на процессуальных характеристиках исследования. Посколь­ку доклад предполагает устное изложение материала, его структу­ра и стиль изложения рассчитаны на прямой контакт с аудитори­ей. В зависимости от содержания доклад может быть концептуаль­ным или внедренческим, знакомить с результатами исследования или ходом эксперимента.

Результаты планового исследования определенной научной темы представляются в отчете о научно-исследовательской работе. На­учный отчет является официальным документом. Он должен со­держать полные сведения о выполненной работе или ее этапе. Общими требованиями к научному отчету являются четкость и 'логическая последовательность изложения, полнота информации, убедительность аргументации, краткость и ясность формулировок, конкретность изложения результатов работы, обоснованность ре­комендаций и предложений.

Существуют обязательные требования к структуре и содержа­нию отчета. Отчет состоит из титульного листа, где указываются название темы, фамилия, имя и отчество исполнителя (в случае, когда исполнителей несколько, приводится список фамилий); за­тем следуют реферат, введение, основная часть, заключение, спи­сок литературы, приложения (если необходимо).

Реферат кратко отражает объем исследования, цель работы, методы исследования и исследовательский инструментарий, по­лученные результаты и степень их внедрения, область применения. Здесь же даются сведения об объеме работы, количестве иллюст­раций, таблиц и перечень (не более 15) ключевых слов, характери­зующих главное содержание отчета. Реферат по объему не должен превышать одной страницы.

Во введении дается краткая характеристика состояния изучае­мой проблемы, обосновываются необходимость исследования, его актуальность и практическая значимость.

В основной части отчета излагается характеристика исследова­ния или его этапа (теоретический или эмпирический), обосновы­вается выбор направления исследования, приводятся методы ре­шения поставленных задач, раскрываются общая логика исследо­вания, этапы научно-исследовательской работы. Здесь же подроб­но характеризуются результаты исследования, отмечается соответ-

283


ствие полученных результатов поставленным задачам, обосновы­вается их достоверность и надежность.

В заключении формулируются краткие выводы по результатам работы, предложения по их использованию, внедрению, дается общая оценка их научной и практической (психолого-педагогиче­ской и социальной)ценности.

Приложения включают в себя таблицы, документы, иллюстратив­ные материалы и пр., которые в тексте отчета лишь упоминаются, протоколы учебных и воспитательных занятий, акты о внедрении.

Монография научное издание в виде книги, содержащее все­стороннее теоретическое исследование одной проблемы, темы и принадлежащее одному или нескольким авторам, придерживаю­щимся одной точки зрения; итог многолетних работ в той или иной области; специальное исследование, посвященное изучению узлового научного вопроса. Монография — основа больших обоб­щений, важных научных концепций.

От других форм представления результатов психолого-педаго­гического исследования монографию отличают наибольшая пол­нота и обстоятельность, а в идеальных случаях — исчерпывающее освещение научной темы, обозначенной в заголовке; целостность рассмотрения проблемы и ее изложения; фундаментальность как изучения, так и изложения результатов; обобщенность выводов; теоретическая направленность; широта источниковедческой базы. В монографии обосновывается важность исследуемой проблемы, раскрываются картина современного состояния научной разрабо­танности темы, различные точки зрения на проблему и авторское понимание вопроса, анализируется имеющаяся по данному во­просу литература. В монографии, посвященной проблеме, в разра­ботке которой принимает участие группа ученых, материал рас­полагается в логическом соподчинении освещаемой теме по еди­ному плану.

В монографии могут быть представлены результаты теоретико-методологического, теоретико-экспериментального и историко-педагогического исследования. Имея много общего по форме, структуре, оформлению, они отличаются инструментарием, спо­собом доказательств, характером добытых в процессе исследова­ния фактов.

Теоретико-методологическое исследование дает аргументиро­ванное и методологически обоснованное решение научной задачи на основе глубокого и обстоятельного изучения состояния разра­ботанности научной проблемы, всестороннего теоретического ана­лиза, а также исходя из современного уровня развития гуманитар­ного знания и образовательной практики. Во введении автор фор­мулирует проблему, дает оценку разработанности темы, ее теоре­тической и практической значимости, определяет цель и ставит

284


задачи исследования. Поскольку основная цель автора — разра­ботка теоретических вопросов, в содержании книги он представ­ляет решение теоретико-методологических задач. Однако следует иметь в виду, что любое теоретическое исследование в педагогике обязательно предусматривает практическое приложение получен­ных результатов.

Монография предполагает новое решение каких-то теоретиче­ских вопросов; поэтому автор выдвигает в качестве научной гипо­тезы свое предположение о сущности нового подхода, выводов, по­ложений или существенной корректировке ранее известного. Все последующее содержание монографии и есть изложение того но­вого, что стремится внести в науку автор. Поскольку монография — всестороннее исследование, она, как правило, сопровождается обширной библиографией, ссылками на источники, передовой опыт, результаты других исследований. В заключение делаются выводы.

Если монография — результат теоретико-экспериментального исследования, то главное внимание уделяется научному объясне­нию полученных в ходе эксперимента новых данных, описанию ме­тодик и научному осмыслению результатов.

Историко-педагогическая монография рассматривает сущность педагогического явления или процесса в историческом плане: как это явление возникло, под действием каких факторов развивалось, что из себя представляло на отдельных исторических этапах, чем стало сейчас, каковы тенденции его развития. В этом случае мате­риалом являются исторические факты, документы, свидетельству­ющие о развитии образовательных феноменов, и пр.

Учебное пособие книга для учащихся или студентов, в кото­рой систематически излагается материал в определенной области знаний на современном уровне достижений науки и культуры. Это один из основных видов учебной литературы. В отличие от учебни­ка учебное пособие предназначено для расширения, углубления и лучшего усвоения знаний, изложенных в учебнике. Оно может включать в себя хрестоматийные тексты, справочные данные, краткий словарь с определениями встречающихся в пособии тер­минов, задачи и упражнения, методические рекомендации для самостоятельных практических занятий, рабочие тетради и т.п. Для каждой ступени образования и вида учебных заведений, а также для самообразования создаются учебные пособия, отвечающие целям и задачам обучения и воспитания определенных возраст­ных и социальных групп.

В практике подготовки и издания учебных пособий сложились определенные требования как к их содержанию, так и к методиче­скому построению, а также к языку, художественному оформлению, полиграфическому исполнению и гигиене издания (например, к размеру шрифта). Среди требований, предъявляемых к учебному

285


пособию, можно назвать следующие: содержание пособия должно раскрывать основы данной науки, нести в себе воспитательный по­тенциал, быть практико-ориентированным, доступным для обуча­ющихся данной возрастной группы. Учебные пособия для высшей школы излагают, как правило, не основы науки (как пособия для средней школы), а саму науку.

В настоящее время в учебных пособиях часто находит отраже­ние авторское понимание психолого-педагогических проблем.

В учебном пособии знания подаются в определенной методи­ческой обработке, которая обусловливает формы и приемы усвое­ния обучающимися знаний и содействует развитию их мышления и эмоций.

Правильное методическое построение учебного пособия (соот­ношение его компонентов — текстов, иллюстраций, методическо­го аппарата и т. п.) приводит его содержание в соответствие с це­лями и процессом образования.

Учебное пособие часто является составной частью учебно-ме­тодического комплекса, куда могут входить также сборники задач и упражнений, книги для чтения и хрестоматии, справочники и сло­вари, материалы для организации самостоятельной работы учащих­ся, рабочие тетради.

Диссертация (от лат. йтеНайо — рассуждение, исследование) — научно-исследовательская работа, подготовленная для публичной защиты и получения ученой степени.

Магистерская диссертация — это квалификационная научно-исследовательская работа, в которой магистрант показывает уме­ния и навыки использования методов исследовательской работы, теоретического анализа, обработки и представления полученных результатов в их логической взаимосвязи.

Следует отличать магистерскую диссертацию от выпускной ква­лификационной работы бакалавра, которая может носить рефера­тивный характер или посвящаться описанию передового педагоги­ческого опыта. Основное отличие состоит в том, что бакалавру в своей работе достаточно продемонстрировать, что он уверенно ориентируется в данной науке (владеет системой научного знания и методами науки). В магистерской диссертации требуется пока­зать умение выстраивать собственную логику рассуждений, под­крепленную доказательствами и приводящую к новым для науки выводам.

Кандидатская диссертация должна содержать новые научные и практические выводы и рекомендации, она должна обнаружить у соискателя ученой степени способность к самостоятельному на­учному исследованию, глубокие теоретические знания в области определенной психологической или педагогической научной дис­циплины.


Докторская диссертация — это самостоятельная исследователь­ская работа, в которой содержится теоретическое обобщение или решение крупной научной проблемы, представляющей значитель­ный вклад в науку и практику.

Основное содержание представленной к защите диссертации должно быть опубликовано в виде монографий, статей или тези­сов в научных или специальных журналах, сборниках, ученых за­писках или трудах вузов, научно-исследовательских учреждений (в том числе и работы, написанные в соавторстве).

Система публичной защиты обязательных письменных сочине­ний на научные и литературные темы для получения ученой степе­ни или звания стала складываться в Средние века в германских уни­верситетах. В XVI —XVII вв. эта система распространилась в других странах. В России защита диссертаций была введена после учреж­дения Московского университета в 1755 г. «Положением о произ­водстве в ученые степени» 1819 г. при экзамене (устные и письмен­ные испытания) на звание магистра и доктора была утверждена публичная защита диссертаций. Магистерская диссертация пред­ставлялась на латинском, русском или ином языке, докторская — на латинском, причем требовались при ней еще «тезы» — прооб­раз авторефератов.

Диссертации хранятся в отраслевых библиотеках, учреждениях и архивах. Общероссийский фонд диссертаций организован в Рос­сийской государственной библиотеке.

Автореферат — краткое изложение автором своего научного произведения, работы. Автореферат диссертации — научное изда­ние в виде брошюры, содержащее составленный автором реферат проведенного им исследования (диссертации), представленного на соискание ученой степени. Автореферат публикуется перед за­щитой диссертации и отражает ее основное содержание и выво­ды.

Таким образом, форма представления результатов исследова­ния зависит от стадии, на которой находится исследование, сте­пени новизны выводов, значимости полученных теоретических и практических результатов.

Контрольные вопросы

1. В чем специфика каждой из применяющихся в диагностике шкал?

2. В какой последовательности осуществляется переход от качествен­ного изучения к количественному описанию?

3. Какие эмпирические операции допустимы в педагогической диа­гностике на уровне различных типов шкал?

4. Каким образом выделяются уровни развития исследуемого свой­ства?

287


5. В чем отличие описательной, индуктивной и измерительной стати­стик, используемых в педагогической диагностике?

6. В каких случаях корректно применять медиану, моду, среднее ариф­метическое для количественной характеристики совокупностей диагно­стического исследования?

9. Какие способы применяются для визуализации данных исследова­
ния? В чем состоят особенности и преимущества каждого из них?

10. Какие формы используются для представления данных и результа­тов исследования? От чего зависит использование той или иной формы представления результатов психолого-педагогического исследования?

11. Каковы основные требования к представлению результатов психо­лого-педагогического исследования?

Практические задания

1. Определите тип шкалы (номинальная, ранговая, интервальная или отношений) в каждой из описанных ниже методик.

Шкала оценок — методический прием, позволяющий распре­делить совокупность изучаемых объектов по степени выраженно­сти общего для них свойства на основе субъективных оценок, усред­ненных по группе экспертов. Простейший пример такой шкалы — обычная школьная система баллов или шкала квалификационных категорий учителя. Шкала оценок должна иметь до 6 баллов. Боль­шее количество градаций трудно разграничить качественно. Воз­можность построения шкалы оценок базируется на предположении, что каждый эксперт способен непосредственно давать количествен­ные оценки изучаемым объектам. К основным процедурам шкали­рования относятся: 1) парное сравнение объектов; 2) отнесение объектов к категориям и пр.

Шкала установок — прием, позволяющий сравнивать индиви­дов по величине, интенсивности и устойчивости их отношения к изучаемому явлению. Построение шкалы установок связано с под­бором таких суждений, которые выражают весь спектр возможных отношений субъекта к определенному социально-психологическо­му явлению. По шкале оценок каждое суждение оценивается груп­пой экспертов и получает свой усредненный балл. В шкалу устано­вок входят суждения, имеющие самую высокую оценку; обычно из 300 суждений в готовую шкалу входит не более 25. С этими суж­дениями знакомят лиц, чьи установки предполагается изучить; со­ответственно тому, какие суждения выбирает индивид, ему при­сваивают суммарный балл, который и есть его балл по данной ус­тановке.

Анкета - шкала (разработка О.С.Гребенюка и Т. Б. Гребенюк) — предполагает не только выбор испытуемым наиболее подходяще­го ответа, но и оценку в баллах степени своего согласия с каждым из них. Это дает возможность количественно обработать получен­ный материал. Пример бланка ответов для такой методики приве-

988


ден в таблице. Номера ответов могут располагаться как по строкам, так и по столбцам. При этом все вопросы в каждой строке (или столб­це) соответствуют одному показателю (параметру, фактору и т.д.). Испытуемым объясняют, что степень своего согласия с каждым вариантом ответа они должны записывать в виде баллов от 1 до 5 в клетку с номером соответствующего варианта. Вопросы при этом лучше записывать на магнитной ленте с интервалами 10—15 с и прослушивать с помощью магнитофона. Нужно обратить внимание учащихся на необходимость соблюдения нумерации клеток: если не успел заполнить клетку, например, 15, то пусть она останется пустой, но следующий ответ следует писать в клетке 16, а не 15. Затем учащиеся слушают вопросы и отвечают на них баллами. На доске записываются символы ответов.


















Дата: 2018-12-21, просмотров: 403.