Школа № | Класс | Дата |
Фамилия | Имя | |
1 5 9 | 13 17 21 25 29 | 33 37 41 |
2 6 10 | 14 18 22 26 30 | 34 38 42 |
3 7 11 | 15 19 23 27 31 | 35 39 43 |
4 8 12 | 16 20 24 28 32 | 36 40 44 |
5 — абсолютно согласен; 4 — скорее согласен; 3 — не уверен, не знаю; 2 — скорее не согласен; 1 — абсолютно не согласен.
Пример. Вопросы к шкалированию мотивации учения. Что побуждает вас учиться ?
1. Обстоятельства жизни: требуют родители, учителя и др.
2. Стремление получать хорошие оценки.
3. Считаю, что образование всегда пригодится в жизни.
4. Нравится учиться, увлечен многими предметами.
Как вы объясняете свое отношение к работе на уроках , при вы полнении домашних заданий ?
5. Активно работаю редко — когда должны спросить.
6. Проявляю активность, чтобы не отстать от товарищей, чтобы выглядеть не хуже других.
7. Активно работаю на тех уроках, которые выделяю как важные для себя.
8. Часто проявляю активность, так как само учение доставляет мне удовольствие.
Обработка данных шкалирования сравнительно простая. Необходимо сложить все цифры в каждой строке. Всего строк четыре, что соответствует четырем уровням мотивации. Та строка, в кото-
рой получится наибольшая сумма, будет соответствовать имеющемуся у данного ученика уровню мотивации. Верхней строке соответствует первый (низкий) уровень, нижней — четвертый (высокий) уровень мотивации.
Шкала - градусник (разработка О. С. Гребенюка) — позволяет осуществлять педагогические измерения в ходе урока, замечать микроизменения в развитии учащихся за столь короткое время, как 45 мин урока. Суть этого метода заключается в том, что учащимся (на последних минутах урока или сразу по его окончании) предлагается короткая анкета с просьбой ответить на содержащиеся в ней вопросы в соответствии с указанием. Анализ результатов анкетирования позволяет достоверно определить, на каких промежутках урока учащимся было интересно, когда у них возникали состояния потребности, желания, стремления услышать, понять, найти самостоятельно то или иное знание, способ действия и т.д.
С целью количественной обработки результатов анкетирования для каждого учащегося определяется время его активной работы на уроке (г). Разделив затем полученную величину на общее время урока (Г), находим коэффициент активности К =(: Т .
Для проведения качественного анализа преподаватель устанавливает соответствие между теми промежутками времени, на которых учащиеся были активны, и теми приемами, способами, которые использовались в эти моменты. Таким образом устанавливается, какие мотивационные состояния актуализируются у учащихся теми или иными приемами, средствами и т.д.
Для того чтобы учащиеся точнее отметили время, параллельно шкале времени урока проводится другая шкала, на которой определенным промежуткам времени соответствуют элементы деятельности учащихся, осуществляемые ими на уроке.
Пример. Задание на выявление самооценки учащимися своих мотивационных состояний на уроке.
Прежде чем приступить к выполнению задания, прочти инструкцию: для ответа на вопрос нужно отметить линией интервал, соответствующий тому промежутку времени, который был для тебя наиболее интересным. Например, если, отвечая на какой-либо вопрос, тебе необходимо указать время, то делаешь следующее:
Постарайся по возможности точнее выполнить задания.
• Отметь, сколько времени ушло у тебя на то, чтобы включиться в работу.
• Отметь отрезки времени, когда тебе было интересно.
Интервал 20—22 | Частота 8 |
17—19 | 14 |
14—16 | 41 |
11 —13 | 26 |
8 — 10 | 7 |
5 — 7 | 4 |
п = 100 |
В группе I содержится 10 значений, среднее и медиана которых — соответственно 14,5 и 13, в группе II — 20 значений, среднее и медиана которых — 12,7 и 10 соответственно. Чему равны среднее и медиана 30 значений, полученных в результате объединения групп I и II?
3. Предположим, что девочки проявляют большую тревожность, чем мальчики. Как правило, девочки имеют более высокие оценки, чем мальчики, особенно в средних классах. В результате исследования была выявлена высокая положительная корреляция между тревогой и успехами в учебе при обследовании всего класса. Может ли это свидетельствовать о том, что тревожность заставляет учащихся учиться усерднее и тем самым стимулирует большие достижения в учебе?
291
4. Был проведен тест успеваемости, состоящий из восьми разнообразных пунктов, которые делят группу учащихся на тех, кто усвоил понятие сложения двузначных чисел, и тех, кто не усвоил. «Усвоившие» получат оценки 6, 7, 8; «неусвоившие» — 0, 1,2. Какие меры центральной тенденции в данном примере уместно использовать при анализе результатов теста?
5. В тестировании приняли участие 90 учеников. Из них у 88 учащихся показатель потребности в самовыражении колебался от 21 до 36, а показатель у двух учащихся соответственно был равен 77 и 80. Какую меру центральной тенденции следует выбрать для интерпретации результатов тестирования?
6. У Лены по математике стояли следующие оценки: 2; 3; 5; 3; 4; 3; 5. С учетом того, что все оценки были равнозначны, учитель посчитал среднее арифметическое — 3,57 и поставил в четверти оценку 4. Правомочны ли действия учителя?
7. Учитель физкультуры мальчикам, которые пробежали дистанцию с высоким результатом, в списке присвоил цифру 5, а тем мальчикам, результат которых был ниже нормативных требований, — цифру 1. Что вы можете сказать о применяемой шкале? Какие различия в данной шкале учитываются — качественные или количественные?
8. Проанализируйте несколько статей и тезисов на предмет соблюдения их авторами требований к представлению результатов психолого-педагогического исследования.
Ответы .
1. «Шкала оценок» — интервальная; «шкала установок» и «анкета-шкала» — рейтинговые, «шкала-градусник» — шкала отношений.
2. А. Среднее = 2,56; медиана = 2,8; мода = 3. Б. Медиана (1; 2; 3; 4; 5; 6) = 3,5; медиана (10,2; 16,9; 20; 21; 34; 8) = 18,45. Если в рассматриваемом множестве четное количество чисел, то медиану вычисляют как среднее двух чисел, находящихся в середине множества. В. Когда все значения оценок встречаются одинаково часто, такая совокупность данных не имеет моды. Г. Среднее = 14,34; медиана = 13,5. Д. Среднее = 13,6; медиана = 11,5.
3. Нет. Даже в тех случаях, когда коэффициент корреляции больше 0,50, это еще не говорит о том, что тревожность заставляет учащихся учиться усерднее и тем самым стимулирует большие достижения в учебе. Часто наблюдаемая связь существует благодаря и другим переменным, а не только двум рассматриваемым. Взаимосвязи массивов переменных в педагогике всегда весьма сложны, чтобы объяснением их мог служить один лишь числовой показатель.
4. Среднее значение равно 4, несмотря на то что даже не существует лица с оценкой 4. Медиана этой группы также равна четырем, хотя средняя оценка «усвоивших» равна 6. Ни среднее, ни медиана не дают правильного представления об этой группе. В данном примере уместно использовать моду.
5. Центральная тенденция групп данных, содержащих крайние значения, наилучшим образом измеряется медианой.
292
6. Школьные оценки представляют собой порядковую (ранговую) шкалу, которая характеризует только порядок расположения объектов по возрастанию или убыванию их свойств. Следовательно, действия учителя неправомочны. На номинальной шкале можно указать только модальную величину, т. е. наиболее часто встречающуюся величину. В данном случае показателем успеваемости является мода — оценка 3.
7. Номинальная шкала. Учитываются качественные различия.
Рекомендуемая литература
Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. — М., 1982. — С. 68— 123.
Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований. — Стерлитамак, 2002.
Гласе Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. — М., 1976.
Гребенюк О. С, Гребенюк Т. Б. Введение в деятельность педагога-исследователя: науч.-методич. пособие. — Калининград, 1998.
Ингенкамп К. Педагогическая диагностика / пер. с нем. — М., 1991.
Максимов В. Г. Педагогическая диагностика в школе: учеб. пособие. — М., 2002.
Методология педагогических исследований / под ред. А. И. Пискуно-ва, Г.В.Воробьева. - М., 1980.
Немое Р.С. Психология: учебник для вузов: в 3 кн. — Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. — М., 1995.
Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология: учебник. — 2-е изд. — М., 2000.
Проблемы методологии педагогики и методики исследований / под ред. М.А.Данилова и Н.И.Болдырева. — М., 1971.
Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: учебник для вузов. — СПб., 2003.
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Дата: 2018-12-21, просмотров: 304.