Валидность метода. Валидность метода исследования и диагностики (буквально означает «полноценный, пригодный, соответствующий») показывает, в какой мере измеряется то качество (свойство, характеристика), для оценки которого он предназначен. Валидность (адекватность) говорит о степени соответствия метода своему назначению. Чем ближе раскрывается в диагности-
236
ке тот признак, для обнаружения и измерения которого предназначен метод, тем выше его валидность.
Понятие валидности относится не только к методике, но и к критерию оценки ее качества, критерию валидности. Это основной признак, по которому можно практически судить о том, является ли данная методика валидной.
Такими критериями могут стать следующие:
- поведенческие показатели — реакции, действия и поступки испытуемого в различных жизненных ситуациях;
- достижения испытуемого в различных видах деятельности — учебной, трудовой, творческой и др.;
- самоорганизация, данные, свидетельствующие о выполнении различных контрольных проб и заданий;
- данные, получаемые при помощи других методик, валидность или связь которых с проверяемой методикой считается достоверно установленной.
Чем выше коэффициент корреляции методики с критерием, тем выше валидность. Развитие факторного анализа позволило создавать методики, валидные по отношению к идентифицируемому фактору. Только проверенные на валидность методики могут использоваться в диагностической деятельности и рекомендоваться в массовую образовательную практику.
Выделяют несколько видов валидности диагностических методик.
Теоретическая (концептуальная) валидность определяется по соответствию показателей исследуемого качества, получаемых с помощью данной методики, показателям, получаемым посредством других методик (с показателями которых должна существовать теоретически обоснованная зависимость). Теоретическую валидность проверяют по корреляциям показателей одного и того же свойства, получаемым при помощи разных методик, связанных с одной и той же теорией.
Эмпирическая (прагматическая) валидность проверяется по соответствию диагностических показателей реальному жизненному поведению, наблюдаемым действиям и реакциям испытуемого. Если, например, с помощью некой методики мы оцениваем черты характера у данного испытуемого, то применяемая методика будет считаться практически или эмпирически валидной тогда, когда мы установим, что данный человек ведет себя в жизни именно так, как предсказывает методика, т.е. в соответствии с имеющейся у него чертой характера.
Внутренняя валидность означает соответствие содержащихся в методике заданий, субтестов, суждений и т.п. общей цели и замыслу методики в целом. Она считается внутренне невалидной
237
или недостаточно внутренне валидной тогда, когда все или часть включенных в нее вопросов, заданий или субтестов измеряют не то, что требуется от данной методики.
Внешняя валидностъ — это примерно то же самое, что и эмпирическая валидность, с той лишь разницей, что в данном случае речь идет о связи между показателями методики и наиболее важными, ключевыми внешними признаками, относящимися к поведению испытуемого.
Очевидная валидность описывает представление о методе, сложившееся у испытуемого, т. е. это валидность с точки зрения испытуемого. Методика должна восприниматься обследуемым как серьезный инструмент познания его личности, чем-то схожий с медицинским диагностическим инструментарием.
Конкурентная валидность оценивается по корреляции разработанной методики с другими, валидность которых относительно измеряемого параметра установлена. П.Клайн отмечает, что данные о конкурентной валидности полезны тогда, когда есть неудовлетворенность работающей методикой для измерения некоторых переменных, а новые данные создаются для того, чтобы улучшить качество измерения.
Прогностическая валидность устанавливается с помощью корреляции между показателями методики и некоторым критерием, характеризующим измеряемое свойство, но в более позднее время. Л.Кронбах считает прогностическую валидность наиболее убедительным доказательством того, что методика измеряет именно то, для чего она была предназначена.
Инкрементная валидность имеет ограниченное значение и относится к случаю, когда один тест из батареи тестов может иметь низкую корреляцию с критерием, но не перекрываться другими тестами из этой батареи. В этом случае данный тест обладает ин-крементной валидностью. Это может быть полезно при проведении профотбора с помощью психологических тестов.
Дифференциальная валидность может быть проиллюстрирована на примере тестов интересов. Тесты интересов обычно коррелируют с академической успеваемостью, но по-разному для разных дисциплин. Значение дифференциальной валидности, так же как и инкрементной, ограничено.
Содержательная валидность определяется через подтверждение того, что задания методики отражают все аспекты изучаемой области поведения. Содержательную валидность часто называют «логической валидностью» или «валидностью по определению». Она означает, что методика валидна по мнению специалистов. Обычно она определяется у тестов достижений. На практике для определения содержательной валидности подбираются эксперты, которые указывают, какая область (области) поведения наиболее важна.
238
\ Конструктная валидностъ демонстрируется полным, насколько это возможно, описанием переменной, для измерения которой предназначается методика. Конструктная валидность включает в себя все подходы к определению валидности, которые были перечислены выше.
Из описания видов валидности следует, что не существует какого-либо единичного показателя, с помощью которого устанавливается валидность диагностической методики. Тем не менее разработчик должен представить весомые доказательства в пользу валидности предлагаемой методики.
Легко заметить прямую связь валидности с надежностью. Методика с низкой надежностью не может обладать высокой валид-ностью, поскольку неверен измерительный инструмент и нестабилен тот признак, который он измеряет. Такая методика при сопоставлении с внешним критерием может в одном случае показать высокие совпадения, а в другом — крайне низкие. Понятно, что при таких данных никаких выводов о соответствии методики своему назначению сделать невозможно.
Выведение коэффициента валидности — трудоемкая процедура, не обязательная в тех случаях, когда методика используется исследователем в ограниченных пределах и не предполагается ее применение в широком масштабе. К коэффициенту валидности предъявляют те же требования, что и к коэффициенту надежности: чем более методически совершенен критерий, тем выше должен быть и коэффициент валидности. Низкий коэффициент валидности чаще всего отмечается при акцентировании внимания на второстепенных аспектах.
Дополнительные требования к методам исследования. Точность методики отражает ее способность тонко реагировать на малейшие изменения оцениваемого свойства, происходящие в ходе эксперимента. Точность диагностической методики в определенном смысле можно сравнивать с точностью технических измерительных инструментов. Метр, например, разделенный только на сантиметры, будет грубее измерять длину, чем линейка, градуированная по миллиметрам. В свою очередь микрометр — прибор, позволяющий оценивать длины, отличающиеся друг от друга на 0,001 мм, будет намного более точным измерительным инструментом, чем школьная линейка.
Чем точнее диагностическая методика, тем совершеннее с ее помощью можно оценивать градации и выявлять оттенки измеряемого качества. Однако в практической диагностике далеко не всегда требуется очень высокая степень точности оценок. Ее необходимая практическая мера определяется задачей дифференциации, разделения испытуемых на группы. Если, например, всю выборку испытуемых нужно разделить всего лишь на две подгруппы, то и точность применяемой методики должна соответ-
239
ствовать именно этому делению, не больше. Если необходимо разделить испытуемых на пять подгрупп, то достаточно применить методику, имеющую измерительную шкалу из пяти пунктов (например: «да», «скорее да, чем нет», «ни да, ни нет», «скорее нет, чем да», «нет»).
Однозначность методики характеризуется тем, в какой степени получаемые с ее помощью данные отражают изменения именно и только того свойства, для оценивания которого данная методика применяется. Если наряду с этим свойством в получаемых показателях отражаются и другие, никак не связанные с данной методикой, выходящие за пределы ее валидности, то методика не соответствует критерию однозначности, хотя при этом может оставаться частично валидной.
Например, если экспериментатора интересуют оценки мотивов поведения человека и для того, чтобы их получить, он задает испытуемому прямые вопросы относительно мотивов его поведения, то ответы на эти вопросы вряд ли будут соответствовать критерию однозначности. В них почти наверняка отразятся и степень осознания испытуемым мотивов своего поведения, и его желание предстать в благоприятном свете в глазах экспериментатора, и оценки им возможных последствий диагностического эксперимента.
Репрезентативность означает, что свойства более широкого множества объектов представлены в свойствах подмножества. В диагностике говорят о «репрезентативности тестовых норм» или о «тематической репрезентативности» диагностических заданий по отношению к «области валидности» методики.
Репрезентативность тестовых норм — соответствие граничных точек на распределении тестовых баллов, полученных на выборке стандартизации, аналогичным граничным точкам, которые могли бы быть получены на популяции проведения — на множестве испытуемых, для которых предназначена методика. Обычно при получении кривой нормального распределения (см. разд. 9.2) делается вывод о том, что тестовые нормы обладают репрезентативностью. Однако нормальность не является необходимым условием репрезентативности. Репрезентативность тестовых норм может достигаться и в отсутствие нормального распределения.
Тематическая репрезентативность — мера представленности в наборе диагностических заданий той предметной области, на которую направлена методика, т. е. области поведения в случае тестирования психологических свойств или области знания в случае педагогической диагностики.
Диагностическая ценность методики определяется путем проведения предварительного опыта с так называемой нейтральной группой, результаты которого в дальнейшей диагностической работе не используются.
240
\ Например, в процессе обработки результата предварительной контрольной работы все полученные данные располагают в возрастающем порядке и определяют медиану, т.е. величину, находящуюся в середине ряда. Учащихся, получивших оценку ниже медианы, считают «слабыми»; выше медианы — «сильными».
Кроме основных есть и ряд дополнительных требований, предъявляемых к выбору диагностических методик.
В о-п ервых, избираемая методика должна быть наиболее простой из всех возможных и наименее трудоемкой из тех, которые позволяют получить требуемый результат. В этой связи простая опросная методика может быть предпочтительнее сложного теста.
Во-вторых, избираемая методика должна быть нетрудоемкой, требовать минимума физических и психических усилий на проведение диагностики.
В-третьих, инструкция к методике должна быть простой, короткой и понятной не только для диагноста, но и для испытуемого, настраивать испытуемого на добросовестную доверительную работу, исключающую возникновение у него побочных мотивов, способных отрицательно повлиять на результаты, сделать их сомнительными. В ней, например, не должно быть слов, настраивающих испытуемого на определенные ответы или намекающих на ту или иную оценку этих ответов.
В-ч е т в е р т ы х, обстановка и другие условия проведения диагностики не должны содержать посторонних раздражителей, которые могут отвлечь внимание испытуемого, изменить его отношение к психодиагностике и превратить его (отношение) из нейтрального и объективного в пристрастное и субъективное. Не допускается, как правило, чтобы во время проведения диагностики присутствовал еще кто-либо, кроме диагноста и испытуемого, звучала музыка, слышались посторонние голоса и другие отвлекающие шумы.
Контрольные вопросы
1. Чем различаются критерии и показатели? Сколько принято выделять критериев и показателей?
2. Что называют операционализацией и верификацией?
3. Как определяется объективность исследовательского метода?
4. Что понимают под надежностью метода исследования? Какие существуют приемы оценки надежности метода?
5. Что называют валидностью и какими критериями она определяется?
6. Какие виды валидности выделяют в методологии психолого-педагогического исследования?
7. Какие существуют дополнительные требования к методам психолого-педагогических исследований и их выбору?
241
Практические задания
1. Проанализируйте по авторефератам диссертации обоснованность отбора и применения исследовательских методов.
2. Оцените по выделенным в данной главе критериям методы исследования, которые вы отобрали к своему исследованию.
Рекомендуемая литература
Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. — М., 1989.
Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований. — Стерлитамак, 2002.
Максимов В. Г. Педагогическая диагностика в школе: учеб. пособие. — М., 2002.
Сластенин В. А., Каширин В. В. Психология и педагогика. — М., 2001.
Социальная психология: учеб. пособие / А.Н.Сухов, А.А.Бодалев, В.Н.Казанцев и др.; под ред. А.Н.Сухова, А.А.Деркача. — М., 2001.
^
ГЛАВА 9
ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ НАУЧНЫХ
ДАННЫХ
Стреляй! Но знай, я это истолкую... Д.А.Леонтьев. Однопсишия
Результативность научного поиска определяется способностью исследователя не только собрать достоверные данные, но также систематизировать и классифицировать их, выявить закономерности и представить их научной общественности, а также для использования педагогами-практиками. Этим вопросам посвящена настоящая глава.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 260.