Методологическая культура исследователя
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Категория культуры. В науке, да и в обыденной жизни, трудно найти термин, который по частоте употребления и многозначно­сти толкования мог бы сравниться с категорией «культура». Неко­торые исследователи насчитывают более 350 определений этого понятия. Педагогический анализ позволяет рассматривать культу­ру как универсальную характеристику деятельности, которая рас­крывает два ее аспекта: результативный (например: история куль­туры, национальная культура, культура древних греков) и/или процессуальный (например: культура производства, культура го­лоса у певцов, физическая культура, культура речи).

Культура характеризует деятельность в двух аспектах: результа­тивном (на достижение какого результата направлена) и процессу­ альном (как выполняется).

Говоря о методологической культуре, мы должны понимать следующие положения.

1. Методология рассматривается не как система знаний об ос­
нованиях и структуре научной теории, о принципах подхода и
способах добывания знаний, отражающих педагогическую дей­
ствительность, а как специальная познавательная деятельность по
получению этих знаний и обоснованию программ, логики и ме­
тодов, оценке качества специально-научных психолого-педагоги­
ческих исследований (М.А.Данилов, В.В.Краевский).

При этом демократическому обществу свойственны плюрализм научных подходов, концепций, теорий, взглядов. Методологиче­ская культура исследователя проявляется в понимании объектив­ного характера такой множественности подходов, в способности сочетать эти подходы для раскрытия различных аспектов много­мерной педагогической действительности.

2. Характеристика этой деятельности направляет к рассмотре­
нию ценностных ориентиров исследователя, системы образцов ис­
следовательских действий (методов, приемов), которыми он ру­
ководствуется. В этом отношении мы вправе говорить о различных
парадигмах педагогического мышления или типах методологиче­
ской культуры в зависимости от ведущих ценностей, которые ре­
гулируют эту деятельность.

80


Тип культуры отражен в методологических подходах, которые рассматривались ранее. Здесь методологическая культура больше характеризует определенное сообщество исследователей, объеди­ненное общими установками в исследовательской деятельности (например, научную школу), и принадлежность конкретного ис­следователя к данному сообществу.

Когда речь идет о методологической культуре, то говорят о продуктивности соответствующего подхода в сопоставлении с исследуемой проблемой, о грамотном сочетании различных под­ходов, концепций и теорий для достижения целей исследования, о системности в их применении.

3. Процессуальный аспект отражает степень (как правило, вы­
сокий уровень) овладения деятельностью, и в этом отношении
категория культуры приближается к компетентности. В характери­
стике этого аспекта деятельности уместны такие термины, как
«уровень», «высокое развитие», «умение», «умелость», «квалифи­
кация», «совершенство», «профессионализм».

Культура характеризует уровень владения соответствующими исследовательскими процедурами, гибкость в их выборе и приме­нении, богатство исследовательской «палитры» (т.е. приемов и методов, которыми владеет исследователь), подготовленность к профессиональному выполнению и сочетанию методов эмпири­ческого и теоретического поиска, способность к усовершенство­ванию имеющихся и разработке новых способов исследования.

В этом понимании говорится о совершенствовании методоло­гической культуры, о ее развитии у конкретного исследователя. Очевидно, что данный аспект методологической культуры связан с опытом исследовательской деятельности и ее рефлексией, ос­мыслением, осознанием границ применимости конкретных под­ходов или методов, уверенностью применения исследовательско­го аппарата.

4. В категории «культура», как правило, результативный и про­
цессуальный аспекты деятельности не разделяются, а рассматри­
ваются в их целостности: способы выполнения исследований оце­
ниваются в соотношении с результатами (проектируемыми и по­
лучаемыми), а выбор ориентиров в получении исследовательско­
го результата производится с учетом имеющихся в распоряжении
исследователя средств научного поиска и степени владения ими.

Интеграция в категории «методологическая культура» двух ас­пектов позволяет использовать ее для характеристики субъектно­го характера исследовательской деятельности — не только ее ре­зультативного и конструктивного характера, но такие привер­женности определенным критериям, системе ориентиров, прису­щей избранному методологическому подходу, концепции, тео­рии. В исследовательской работе подобный эффект отражается как «теоретическая значимость результатов исследования».

81


Специфика методологической культуры исследователя. Необхо­димо различать понятия «методологическая культура ученого» и «методологическая культура учителя». Различие это обусловлено тем, что первый производит научные педагогические знания, а второй их использует.

Для учителя обладать методологической культурой значит знать методологию педагогики и уметь применять это знание в процессе решения педагогических ситуаций (В. В. Краевский).

Основными критериями методологической культуры учителя можно назвать следующие:

- выработка концепции своей профессиональной деятельно­
сти;

. - осознание роли методологии в этом процессе;

- концептуальный анализ, моделирование, проектирование и
реализация педагогического процесса;

- творчество и системность педагогической деятельности.
Методологическая культура учителя-практика заключается в его

стремлении и умении вести методологический поиск, направлен­ный на отыскание личностных смыслов педагогических явлений, необходимых для развития ученика. В условиях поиска новых це­лей, содержания, реформирования всей образовательной систе­мы, в котором принимают участие учителя-практики, их методо­логическая культура играет решающую роль.

Таким образом, методологическая культура педагога-практика становится мощным фактором его активной профессиональной адаптации, интеграции в профессиональную среду, когда проис­ходит гармонизация его личностных смыслов и профессиональ­ных норм, выработка системы педагогических ценностей. Иссле­довательская деятельность педагога-практика обеспечивает полу­чаемым профессиональным знаниям мировоззренческий харак­тер, а через это формируется предрасположенность к разумно­сти, терпимости, тактичности, взвешенности, критичности его профессиональной деятельности, поведения и отношений.

Методологическая культура ученого влияет на успешность вы­полнения его основной деятельности — поиска нового знания.

Можно выделить следующие критерии методологической куль­туры ученого:

- принадлежность к одной из научных школ и глубокое владе­ние присущим ей аппаратом исследования;

- ориентация в существующих в педагогической науке методоло­гических подходах, концепциях и теориях; видение их особенностей в исследовании определенного типа педагогических объектов;

82


- корректное использование педагогической терминологии;

- способность выделять и обосновывать актуальность исследо­вательских проблем;

- прогностичность мышления; способность формулировать ги­потезу, планировать и осуществлять ее проверку;

- умение выполнять исследование в соответствии с такими методологическими ориентирами, как «объект и предмет иссле­дования», «цель», «актуальность», «новизна»;

- умение представить результаты исследования в виде педаго­гического проекта.

Овладение методологической культурой. Очевидно, что для ов­ладения методологической культурой следует иметь соответству­ющую философскую и специальную методологическую подготов­ку, изучить методы исследовательской деятельности и способы их отбора, ориентироваться в соответствующем категориальном ап­парате, в существующих методологических подходах, концепциях и теориях.

При этом создается база для отказа от абсолютизации преиму­ществ какого-либо одного подхода, от догматизации и стереоти-пизации, а также для признания множественности содержатель­но-смыслового толкования педагогических фактов и явлений, ва­риативности педагогической деятельности. Однако все это — только предварительный этап методологической грамотности.

Овладеть методологической культурой можно лишь через анализ опыта применения методологического знания в процессе собствен­ной исследовательской деятельности.

Для студента это выполнение учебно-исследовательских, курсо­вых, бакалаврских и дипломных работ; для педагога-практика — описание и анализ реального педагогического опыта (своего и других педагогов), разработка образовательных программ и про­грамм деятельности образовательных учреждений, написание ква­лификационной работы, методических разработок и статей; для ученого — диссертационные исследования, работа над научно-методическими статьями, книгами, пособиями, исследователь­скими проектами (например, разработка программно-методиче­ских комплексов). Овладевая способами исследовательской дея­тельности и анализируя процесс научного поиска, исследователь совершенствует свою методологическую культуру.

В общем смысле методологическая культура нередко определя­ется как культура мышления, основанная на методологических зна­ниях, необходимой частью которой является рефлексия собствен­ной исследовательской деятельности.

83


Стремление педагогов понять сущность своей профессиональ­ной деятельности, ее приоритетные задачи, определить адекват­ные им средства и пути их эффективного использования, считает Н. К. Сергеев, позволяет объединить усилия в решении профессио­нальных задач на основе взаимопонимания субъектов педагоги­ческой деятельности. Аналогичное значение рефлексия имеет для совершенствования исследовательской деятельности, для овладе­ния методологической культурой.































Дата: 2018-12-21, просмотров: 256.