Среди всего многообразия больших социальных групп особый инте-рес представляют собой социальные классы, при анализе психологии кото-рых социальная психология в особенно большой степени сопряжена с опре-деленным социологическим подходом. В многотомном руководстве по со-циальной психологии под редакцией Г. Линдсея и Э. Аронсона указывается на то, что сам термин «класс» имеет различное содержание для аме-риканских и европейских исследователей. Для европейцев, по мысли автора, понятие это более «реально», так как идентификация с классом более оче-видна, достаточно часто сопряжена с определением политической принад-лежности. Для американской культуры вообще нехарактерно оперирование понятиями «рабочий класс», «буржуазия» и т.п., но гораздо привычнее тер-мины «средний класс», «низший класс» и т.п. Это связано с тем, что в со-циологических теориях социальная структура описывается при помощи та-кого понятия, как «социоэкономический статус», а не «социальный класс».
Естественно, что это не может не сказаться на различиях в трактовке струк-туры психологии класса. При всех обстоятельствах, однако, важно учесть, что сущность социально-психологического анализа состоит в том, чтобы вы-явить связь между психологическими характеристиками группы и образцами поведения ее членов.
Социологическая традиция, на которую опирается социальная психо-логия, при этом может быть различной. Так, в традиционном для марксист-ской социологической традиции понимании класса можно наметить три ос-новные линии исследования психологии классов. Во-первых, это выявление психологических особенностей различных конкретных классов, которые су-ществовали в историй существуют в настоящее время. Во-вторых, внимание концентрируется на характеристике классовой психологии разных классов определенной эпохи, создающей особый «колорит» эпохи, наряду с описа-нием экономических и политических интересов классов. Этот путь исследо-вании вполне правомерен, хотя до сих пор в большей степени развит в со-циологии. Наконец, в-третьих, анализ соотношения классовой психологии и психологии отдельных членов класса как частный случай проблемы соотно-шения психологии группы и психологии индивида, включенного в данную группу. Иными словами, исследование в данном случае выявляет, посред-ством каких механизмов классовая психология воплощается в психологиче-ском облике членов класса.
Естественно, какой бы путь ни был выбран для анализа, необходимо при всех условиях возвратиться к структуре психологии группы и посмот-реть на специфику каждого элемента, представленного в психологии класса. Наиболее полно исследована эмоциональная динамическая сфера классо-вой психологии.
Одним из самых значимых элементов в данном случае являются
.классовые потребности. Поскольку классовое положение определяет объем
в состав материальных и духовных благ, которыми каждый член класса рас-полагает, постольку оно же задает и определенную структуру потребностей, относительное психологическое значение и удельный вес каждой из них. Проблема потребностей человека достаточно хорошо разработана в обшей психологии: в общем виде ясно, что классовое положение индивида задает определенным образом иерархию его «деятельностей», что определяет и структуру его потребностей. Но этого общего положения недостаточно, коль скоро в анализ включаются более конкретные и сложные факторы, такие, например, как реальная жизненная ситуация различных слоев одного и того же класса. Так, общие условия труда и быта рабочего класса определяют в целом структуру его потребностей, а положение отдельных слоев — ее вари-анты.
Важным элементом эмоциональной сферы классовой психологии яв-ляются интересы. Природа интересов гораздо лучше исследована в социо-логии, чем в социальной психологии. Вместе с тем ряд проблем требует со-циально-психологического анализа. Конкретное содержание классовых ин-тересов также задается всей системой отношений, в которую данный класс включен в определенном типе общества. Психологически важно выяснить, как классовый интерес, формируемый на уровне группы, соотносится с об-щечеловеческими интересами и как это детерминирует поведение и деятель-ность каждого отдельного индивида. Интерес формируется как интерес всей
группы, но каждый член класса включен не только в данную группу, он — член многих социальных групп: во-первых, внутри самого класса есть много подгрупп, различающихся по уровню квалификации, по сферам занятости и т.д.; во-вторых, каждый представитель класса может в то же самое время быть членом какой-либо группы в сфере образования (например, в школе или вузе), где он непосредственно взаимодействует с членами другого клас-са. Возникает переплетение различных интересов, каждый из которых опре-делен принадлежностью к значимой социальной группе. Как в этой системе интересов индивида обозначаются наиболее устойчивые интересы, и, напро-тив, при каких обстоятельствах менее коренные интересы начинают играть доминирующую роль — имеет принципиальное значение (Социальная пси-хология классов, 1985. С. 10).
Кроме потребностей и интересов к психологии класса иногда относят так называемые «социальные чувства», определенные характеристики эмо-циональных состояний, свойственных группе. Понятие «социальное чув-ство» не является общепризнанным в литературе; в известной степени оно спорно и уязвимо, поэтому использовать его можно лишь как описательное определение некоторого состояния эмоциональной сферы группы. Неопре-деленность термина не умаляет значения самой проблемы, она лишь свиде-тельствует о том, что в социальной психологии нет сложившейся традиции исследовать эту область при помощи научного понятийного аппарата, ей приходится заимствовать терминологию из других традиций, например из традиции гуманистической литературы, философии и истории, где само су-ществование некоторых социальных «чувств» и «эмоций» давно установле-но и описано. Так, в исторических исследованиях, посвященных рабочему классу в периоды его революционных выступлений, неоднократно было констатировано преобладание оптимистического настроя, вызванного рево-люционным подъемом; в эпоху буржуазных революций, когда класс буржуа-зии выступал в качестве революционной силы, доминирующим типом соци-альных чувств и внутри этого класса были чувства энтузиазма, уверенности
с привлекательности политических программ, оптимистического восприятия исторических перемен.
некоторых классификациях компонентов классовой психологии вводятся еще и другие элементы, которые находятся в определенном отно-шении к описанным ранее. Так, в динамическую часть классовой психоло-гии, кроме потребностей, включают иногда такие элементы, как «набор со-циальных ролей» и осознание его, а также «социальную ориентацию лично-сти» (систему ее ценностных ориентации, норм поведения и осознания целей жизнедеятельности). Перечень этот не является слишком строгим.
Когда речь заходит о фиксации в классовой психологии ее наиболее устойчивых компонентов, вопрос представляется значительно менее разра-ботанным. В самом деле, важнейшим из таких компонентов является «пси-хический склад», но на операциональном уровне этот компонент относи-тельно лучше раскрыт лишь для одного вида больших групп — для наций. Что же касается классов, то «психический склад» здесь обычно описывается как некоторый психический облик, проявляющийся в определенном способе поведения и деятельности, на основании которого можно реконструировать те нормы, которыми руководствуется данная социальная группа. Этот облик проявляется в социальном характере. Из традиций других научных дисци-
плин — истории, философии, культурологии — можно почерпнуть большой материал относительно проявлений различных черт социального характера, свойственных тому или иному классу, особенно в поворотные эпохи истори-ческого развития, но в собственно социально-психологической литературе проблема эта занимает весьма скромное место. Термин «социальный харак-тер» широко представлен в трудах неофрейдистского направления, в частно-сти в работах Э. Фромма. Для него социальный характер — это связующее звено между психикой индивида и социальной структурой общества. Формы социального характера не привязаны у Фромма к определенным социальным классам, но соотносятся с различными историческими типами самоотчужде-ния человека — с человеком эпохи раннего капитализма («накопительский тип»), эпохи 20-х гг. XX века («рыночный тип», связанный с обществом «то-тального отчуждения») и т.п. (Фромм, 1993).
Социальный характер определяется описательно как то, что проявля-ется в типичном устоявшемся образе действий представителей разных клас-сов в разных ситуациях их жизнедеятельности и отличает представителей данного класса от представителей других классов. Эти описания не являются достаточно строгими и дальнейшая их конкретизация, очевидно, зависит не только от новых фактов, полученных в исследованиях, но и от общетеорети-ческой разработки проблемы характера вообще, в том числе в общей пси-хологии. При этом могут быть использованы описания, содержащиеся в со-циологической литературе. Так же история культуры, гражданская история, литература полны описаниями конкретных проявлений психического облика классов, их социального характера (достаточно вспомнить произведения Бальзака, Драйзера, Горького). Литература по существу проделала социаль-но-психологическую работу, являя собой пример того типа исследований, которые именуются монографическими. Тот факт, что продукт такого иссле-дования существует не в форме научной теории, не в системе научных поня-тий, а в художественных образах, т.е. в свойственной литературе форме от-ражения действительности, не делает это исследование менее ценным.
Кроме социального характера, психический склад раскрывается в привычках и обычаях, а также в традициях класса. Все эти образования иг-рают роль регуляторов поведения и деятельности членов социальной груп-пы, а потому имеют огромное значение в понимании психологии группы, дают важнейшую характеристику такого комплексного признака класса, как его образ жизни. Социально-психологический аспект исследования образа жизни, в частности, в том и состоит, чтобы в рамках объективного положе-ния класса определить и объяснить доминирующий образ поведения основ-ной массы представителей этого класса в массовых, типичных ситуациях по-вседневной жизни. Привычки и обычаи складываются под влиянием опреде-ленных жизненных условий, но в дальнейшем закрепляются и выступают именно как регуляторы поведения. Анализ привычек и обычаев есть соб-ственно социально-психологическая проблема. Методы исследования этой проблемы близки к традиционным психологическим методам, поскольку здесь возможно использование методик наблюдения. Что же касается тради-ций, то часть их воплощена в предметах материальной культуры, и потому к изучению их применимы методики, известные в психологии под названием анализа продуктов деятельности.
Степень и мера проявления привычек и обычаев в качестве регулято-
ра социального поведения, естественно, не одинакова для различных классов различных эпох. Так, установлено, что прочнее всего привычки и обычаи сохраняются, даже в современных обществах, прежде всего в крестьянстве. Большой город с разветвленной системой общения способствует, напротив, известному смешиванию обычаев, привычек и традиций разных социальных групп. Поэтому вычленение самого объекта исследования здесь затруднено.
Таким образом, мы указали основные направления анализа, по кото-рым социальной психологии еще предстоит выполнить задачу изучения пси-хологических характеристик различных классов общества, проанализиро-вать, с одной стороны, способы, которыми «строится» психология группы, и
в другой стороны, механизмы, посредством которых она в дальнейшем обеспечивает «освоение» каждым индивидом социальной реальности. Здесь важно понять, каким образом относительно большая масса людей — при всем их психологическом разнообразии — в каких-то значимых жизненных ситуациях демонстрирует сходство различных представлений, вкусов, даже эмоциональных оценок действительности.
Хотя члены всякого класса объединены в большое количество много-численных и разнообразных малых групп — в собственные семьи, произ-водственные объединения, спортивные организации и т.д., но значимый «репертуар» поведения не задается этими малыми группами. Если в рамках анализа остаться лишь на уровне малой группы, то ни содержание норм, ценностей, установок, ни их возможный набор не могут быть поняты. [Про-явление или непроявление тех или иных индивидуальных психологических особенностей также зависит от характера ситуаций, от меры их значимости для данной личности. Ситуации же эти есть ситуации особых жизненных условий, определяемых прежде всего принадлежностью к конкретной боль-шой социальной группе, поэтому социальная психология не может игнори-ровать этот факт при построении объяснительных моделей человеческого поведения и деятельности.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 291.