Если организация и деятельность органов публичной власти в наиболее общем виде определяется и регулируется конституционным правом, то их детализация, формализация и регламентация является предметом административного права.
Административное право как одну из фундаментальных юридических дисциплин можно рассматривать как отрасль права, как отрасль законодательства, как разновидность юридической науки и как учебную дисциплину.
Как отрасль права административное право представляет собой совокупность юридических норм и правовых институтов, предназначенных для регулирования общественных отношений управленческого характера, возникающих в сфере государственного (публичного) управления в процессе функционирования исполнительной власти в сфере местного самоуправления, а также в процессе осуществления внутренне системной управленческой деятельности другими государственными формированиями. Именно эти нормы и институты (вместе с нормами и институтами конституционного права) составляют юридический фундамент правового обеспечения государственного (публичного) управления.
Административное право (АП) прежде всего «юридически обслуживает» организацию и функционирование исполнительной власти, осуществления исполнительно-распорядительных функций субъектами этой власти, управленческую и внутриорганизационную деятельность других государственных органов и организаций, а также органов местного самоуправления.
Учитывая закрепленную в современных конституциях новую роль государства в отношениях с человеком, согласно которой содержание и направленность деятельности государства определяют права и свободы человека и их гарантии, а утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства, социальное назначение административного права сегодня в целом приобретает новое общественное содержания и характер: Первоочередным и главным назначением норм должно быть правовое обеспечение условий для практической реализации конституционных прав и свобод граждан, а также выполнение ими возложенных на них обязанностей в различных сферах и областях общественной жизни.
То есть, если раньше административное право рассматривалось прежде всего как управленческое и правоохранительное (и некогда поэтому называлось «полицейским»), то теперь всё отчётливее выявляется его правообеспечительный характер. Практическая реализация прав, свобод и обязанностей граждан происходит больше всего и чаще всего в сфере исполнительной власти. Поэтому сейчас в числе основных функций административно-правового регулирования наряду с регулятивной (организационно-управленческой) и правоохранительной (юрисдикционной) особо следует выделять правообеспечительную функцию, направленную на реализацию и практическое обеспечение конституционных прав, свобод и интересов граждан, а также других участников управленческих отношений.
АП как отрасль законодательства - это система соответствующих нормативно-правовых актов, в которых административно-правовые нормы находят свое внешнее выражение. Встречается два взгляда относительно определения понятия и содержания административного законодательства - широкий и узкий. Административное законодательство в широком смысле - это вся совокупность нормативно-правовых актов самых различных уровней, содержащих административно-правовые нормы. Административное законодательство в узком понимании - это прежде всего совокупность соответствующих законодательных и других нормативных правовых актов, содержащих в себе административно-правовые нормы.
АП как отрасль юридической науки - это совокупность теоретических знаний, толкований, представлений о действующем административном праве, его нормах и институтах, предмете и методе его правового регулирования, исторических аспектах становления, проблемах и перспективах развития этой отрасли права.
АП как учебная дисциплина - это системное изложение теоретического и прикладного материала в соответствии с существующими учебными программами.
В зависимости от определенных критериев система административного права в целом включает в себя, как правило, Общую и Особенную части. Общая часть объединяет теоретико-правовые положения, нормы и правовые институты, имеющие общий характер и касающиеся организации и функционирования всей системы исполнительной власти и всех управленческих сфер. Особенная часть курса административного права отражает специфику управленческой деятельности органов исполнительной власти в отдельных отраслях и сферах государственного управления. В ней изучается система соответствующих органов исполнительной власти, правовая основа, характерные закономерности и особенности, касающиеся специфики государственного управления в отдельных сферах, а именно: в сфере экономики; в сфере социально-культурной жизни; в сфере административно-политической деятельности; в сфере межотраслевого управления.
Как известно, отрасли права отмежевываются друг от друга по предмету и методу их правового регулирования. В настоящее время предметом правового регулирования административного права выступают общественные отношения управленческого характера, складывающиеся преимущественно в сфере государственного управления в процессе осуществления задач и функций исполнительной власти, а также связанных с внутренней организацией деятельности государственных органов, иных государственных организаций и органов местного самоуправления, а также в связи с применением мер административного принуждения, с реализацией и защитой прав и свобод граждан в сфере исполнительной власти, в связи с осуществлением отдельными негосударственными формированиями (профсоюзы; народный контроль и т.д.) делегированных им полномочий исполнительной власти. Таким образом, административно-правовые нормы регулируют достаточно большой и разносторонний массив разнообразных управленческих отношений.
В связи с тем, что управленческие отношения в сфере публичной власти выступают основным объектом административно-правового регулирования, административное право нередко называют еще управленческим правом. И всё же в современном мире вернее определять его отраслью права, нормы которой регулируют и регламентируют организацию и деятельность публичной администрации. А эта деятельность, в свою очередь, не только управленческая, но и правообеспечительная, праоохранительная и т.д.
Метод административно-правового регулирования определяется как совокупность административно-правовых средств (приемов, способов), используемых компетентными субъектами (органами и их должностными лицами) для обеспечения необходимого правового воздействия на поведение участников управленческих отношений.
Методу административного права как способа правового регулирования общественных отношений свойственно широкое применение в большинстве случаев односторонне-властного, государственно-правового воздействия на управленческие отношения, участники которых, как правило, находятся в неравноправном положении (в отношениях власти-подчинения). Поэтому для административного права в целом свойственно преобладание императивного метода (т. е. методов приказа и запрета, прямого предписания) над диспозитивным, договорным.
Вместе с тем, кроме общих методов данной отрасли права (т.е. императивного и диспозитивного), в ней широко применяются методы специальные – субординации, координации, реординации, административного договора (впрочем, последний метод у нас пока применяется не очень широко).
Соответствующее управленческое и правоохранительное воздействие административно-правовых норм на поведение участников управленческих отношений достигается благодаря применению таких традиционных правовых средств, как предписания, запреты и дозволения (разрешения), а также мер административного принуждения к их нарушителям.
В административно-правовом регулировании используется как административная нормотворчество, то есть установление полномочными субъектами исполнительной власти обязательных подзаконных правил поведения участников управленческих отношений (правоустанавливающий деятельность), так и административное распорядительство, которое проявляется в решении компетентными субъектами исполнительной власти вопросов индивидуального (разового) характера путем выполнения или применения в отношении конкретных случаев законодательных положений (правоприменительная деятельность).
В целом же значение административного права в развитии социального и правового государства определяется той важной ролью, которую играет сегодня эта отрасль права как действенный правовой регулятор самых многочисленных и разнообразных общественных отношений, складывающихся в сфере управленческой деятельности, как эффективный правовой инструментарий осуществления разносторонних задач и функций исполнительной власти.
Итак, административное право является одной из ведущих отраслей права любого современного государства, имеющей свой предмет и метод правового регулирования. Его предмет представляет достаточно широкий и разнообразный круг управленческих отношений в одной из наиболее жизненно важных сфер публичной власти, а именно - исполнительной ее ветви. Такие отношения складываются с участием органов исполнительной власти, государственных служащих, граждан, общественных объединений, органов местного самоуправления, других государственных и негосударственных структур. Это самая обширная и мобильная (т.е. изменчивая) отрасль права любого современного государства.
Административное право непосредственно, органически и неразрывно связано и исполнительной властью. Оно является основным правовым средством реализации задач и функций этой власти, прежде всего по обеспечению надлежащей реализации конституционных прав, свобод и интересов граждан. Его нормы предназначены, прежде всего, регулировать общественные отношения, возникающие в связи с функционированием исполнительной власти в процессе управленческой деятельности ее субъектов. Основной социальной средой регулирующего воздействия норм административного права является сфера государственного управления, которое осуществляется преимущественно органами исполнительной власти.
ПРИЛОЖЕНИЕ. Перечень Министерств Донецкой Народной Республики.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 605.