Административно-правовые основы государственного и муниципального управления в Донецкой Народной Республике
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Если организация и деятельность органов публичной власти в наиболее общем виде определяется и регулируется конституционным правом, то их детализация, формализация и регламентация является предметом административного права.

Административное право как одну из фундаментальных юридических дисциплин можно рассматривать как отрасль права, как отрасль законодательства, как разновидность юридической науки и как учебную дисциплину.

Как отрасль права административное право представляет собой совокупность юридических норм и правовых институтов, предназначенных для регулирования общественных отношений управленческого характера, возникающих в сфере государственного (публичного) управления в процессе функционирования исполнительной власти в сфере местного самоуправления, а также в процессе осуществления внутренне системной управленческой деятельности другими государственными формированиями. Именно эти нормы и институты (вместе с нормами и институтами конституционного права) составляют юридический фундамент правового обеспечения государственного (публичного) управления.

Административное право (АП) прежде всего «юридически обслуживает» организацию и функционирование исполнительной власти, осуществления исполнительно-распорядительных функций субъектами этой власти, управленческую и внутриорганизационную деятельность других государственных органов и организаций, а также органов местного самоуправления.

Учитывая закрепленную в современных конституциях новую роль государства в отношениях с человеком, согласно которой содержание и направленность деятельности государства определяют права и свободы человека и их гарантии, а утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства, социальное назначение административного права сегодня в целом приобретает новое общественное содержания и характер: Первоочередным и главным назначением норм должно быть правовое обеспечение условий для практической реализации конституционных прав и свобод граждан, а также выполнение ими возложенных на них обязанностей в различных сферах и областях общественной жизни.

То есть, если раньше административное право рассматривалось прежде всего как управленческое и правоохранительное (и некогда поэтому называлось «полицейским»), то теперь всё отчётливее выявляется его правообеспечительный характер. Практическая реализация прав, свобод и обязанностей граждан происходит больше всего и чаще всего в сфере исполнительной власти. Поэтому сейчас в числе основных функций административно-правового регулирования наряду с регулятивной (организационно-управленческой) и правоохранительной (юрисдикционной) особо следует выделять правообеспечительную функцию, направленную на реализацию и практическое обеспечение конституционных прав, свобод и интересов граждан, а также других участников управленческих отношений.

АП как отрасль законодательства - это система соответствующих нормативно-правовых актов, в которых административно-правовые нормы находят свое внешнее выражение. Встречается два взгляда относительно определения понятия и содержания административного законодательства - широкий и узкий. Административное законодательство в широком смысле - это вся совокупность нормативно-правовых актов самых различных уровней, содержащих административно-правовые нормы. Административное законодательство в узком понимании - это прежде всего совокупность соответствующих законодательных и других нормативных правовых актов, содержащих в себе административно-правовые нормы.

АП как отрасль юридической науки - это совокупность теоретических знаний, толкований, представлений о действующем административном праве, его нормах и институтах, предмете и методе его правового регулирования, исторических аспектах становления, проблемах и перспективах развития этой отрасли права.

АП как учебная дисциплина - это системное изложение теоретического и прикладного материала в соответствии с существующими учебными программами.

В зависимости от определенных критериев система административного права в целом включает в себя, как правило, Общую и Особенную части. Общая часть объединяет теоретико-правовые положения, нормы и правовые институты, имеющие общий характер и касающиеся организации и функционирования всей системы исполнительной власти и всех управленческих сфер. Особенная часть курса административного права отражает специфику управленческой деятельности органов исполнительной власти в отдельных отраслях и сферах государственного управления. В ней изучается система соответствующих органов исполнительной власти, правовая основа, характерные закономерности и особенности, касающиеся специфики государственного управления в отдельных сферах, а именно: в сфере экономики; в сфере социально-культурной жизни; в сфере административно-политической деятельности; в сфере межотраслевого управления.

Как известно, отрасли права отмежевываются друг от друга по предмету и методу их правового регулирования. В настоящее время предметом правового регулирования административного права выступают общественные отношения управленческого характера, складывающиеся преимущественно в сфере государственного управления в процессе осуществления задач и функций исполнительной власти, а также связанных с внутренней организацией деятельности государственных органов, иных государственных организаций и органов местного самоуправления, а также в связи с применением мер административного принуждения, с реализацией и защитой прав и свобод граждан в сфере исполнительной власти, в связи с осуществлением отдельными негосударственными формированиями (профсоюзы; народный контроль и т.д.) делегированных им полномочий исполнительной власти. Таким образом, административно-правовые нормы регулируют достаточно большой и разносторонний массив разнообразных управленческих отношений.

В связи с тем, что управленческие отношения в сфере публичной власти выступают основным объектом административно-правового регулирования, административное право нередко называют еще управленческим правом. И всё же в современном мире вернее определять его отраслью права, нормы которой регулируют и регламентируют организацию и деятельность публичной администрации. А эта деятельность, в свою очередь, не только управленческая, но и правообеспечительная, праоохранительная и т.д.

Метод административно-правового регулирования определяется как совокупность административно-правовых средств (приемов, способов), используемых компетентными субъектами (органами и их должностными лицами) для обеспечения необходимого правового воздействия на поведение участников управленческих отношений.

Методу административного права как способа правового регулирования общественных отношений свойственно широкое применение в большинстве случаев односторонне-властного, государственно-правового воздействия на управленческие отношения, участники которых, как правило, находятся в неравноправном положении (в отношениях власти-подчинения). Поэтому для административного права в целом свойственно преобладание императивного метода (т. е. методов приказа и запрета, прямого предписания) над диспозитивным, договорным.

Вместе с тем, кроме общих методов данной отрасли права (т.е. императивного и диспозитивного), в ней широко применяются методы специальные – субординации, координации, реординации, административного договора (впрочем, последний метод у нас пока применяется не очень широко).

Соответствующее управленческое и правоохранительное воздействие административно-правовых норм на поведение участников управленческих отношений достигается благодаря применению таких традиционных правовых средств, как предписания, запреты и дозволения (разрешения), а также мер административного принуждения к их нарушителям.

В административно-правовом регулировании используется как административная нормотворчество, то есть установление полномочными субъектами исполнительной власти обязательных подзаконных правил поведения участников управленческих отношений (правоустанавливающий деятельность), так и административное распорядительство, которое проявляется в решении компетентными субъектами исполнительной власти вопросов индивидуального (разового) характера путем выполнения или применения в отношении конкретных случаев законодательных положений (правоприменительная деятельность).

В целом же значение административного права в развитии социального и правового государства определяется той важной ролью, которую играет сегодня эта отрасль права как действенный правовой регулятор самых многочисленных и разнообразных общественных отношений, складывающихся в сфере управленческой деятельности, как эффективный правовой инструментарий осуществления разносторонних задач и функций исполнительной власти.

Итак, административное право является одной из ведущих отраслей права любого современного государства, имеющей свой предмет и метод правового регулирования. Его предмет представляет достаточно широкий и разнообразный круг управленческих отношений в одной из наиболее жизненно важных сфер публичной власти, а именно - исполнительной ее ветви. Такие отношения складываются с участием органов исполнительной власти, государственных служащих, граждан, общественных объединений, органов местного самоуправления, других государственных и негосударственных структур. Это самая обширная и мобильная (т.е. изменчивая) отрасль права любого современного государства.

Административное право непосредственно, органически и неразрывно связано и исполнительной властью. Оно является основным правовым средством реализации задач и функций этой власти, прежде всего по обеспечению надлежащей реализации конституционных прав, свобод и интересов граждан. Его нормы предназначены, прежде всего, регулировать общественные отношения, возникающие в связи с функционированием исполнительной власти в процессе управленческой деятельности ее субъектов. Основной социальной средой регулирующего воздействия норм административного права является сфера государственного управления, которое осуществляется преимущественно органами исполнительной власти.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ. Перечень Министерств Донецкой Народной Республики.

  1. Министерство обороны
  2. Министерство внутренних дел
  3. Министерство государственной безопасности
  4. Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС)
  5. Министерство иностранных дел
  6. Министерство юстиции
  7. Министерство доходов и сборов
  8. Министерство финансов
  9. Министерство экономического развития
  10. Министерство угля и энергетики
  11. Министерство строительства и ЖКХ
  12. Министерство агропромышленной политики и продовольствия
  13. Министерство транспорта
  14. Министерство связи
  15. Министерство информации
  16. Министерство труда и социальной политики
  17. Министерство образования и науки
  18. Министерство здравоохранения
  19. Министерство молодежи, спорта и туризма
  20.  Министерство культуры
  21.  Министерство промышленности и торговли

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 604.