ФУНКЦИЯ АНАЛИЗА В УПРАВЛЕНЧЕСКОМ ЦИКЛЕ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Анализ – деление предмета или явления на составные части для последующего их изучения их внутренней сущности, определения значения и роли каждой составляющей.

Анализ является одной из функций управления, а конкретнее первой функцией управленческого цикла.

Система работ, выполняемых в рамках функции анализа весьма обширна. Она включает в себя: сбор информации, обработку информации, ее классификацию и систематизацию, а также хранение и анализ в управленческих целях. Функция анализа как бы предваряет все остальные функции менеджмента, но при этом не характеризуется активностью воздействия субъекта на объект управления.

А между тем анализ может показать руководителю:

· причины неэффективной расстановки ценностей предприятия;

· наличие дублирования отдельных функций в системе управления или полное их отсутствие;

· наличие конфликта прав;

· есть ли в организации механизмы координации и не слишком ли они тяжеловесны;

· насколько эффективно используются вертикальные и горизонтальные связи;

· поддерживается ли баланс полномочий и ответственности.

Основные методы, используемые для анализа, делятся на 2 группы: социологические и аналитические.

Социологические методы: -Опрос. -Наблюдение. -Эксперимент. -Анализ документов.

Аналитические методы:Метод сравнения.  Балансовый метод представляет собой сопоставление взаимосвязанных показателей из баланса предприятия. Статистические методы. Метод цепных подстановок предполагает получение откорректированных значений обобщенного показателя при помощи сравнения значений стоящих рядом в цепи подстановок показателей.

Метод элиминирования - выделяет действие какого-либо фактора на обобщенные показатели деятельности организации.

Графический метод Функционально-стоимостной анализ - метод определения стоимости, а также других характеристик товаров и услуг.

Особенности функции анализа в организации:

· Комплексное исследование всех аспектов деятельности организации;

· Использование всех доступных информационных источников;

· Направленность результатов анализа на руководство организации;

· Отсутствие определенных требований и правил с внешней стороны;

· Закрытость результатов анализа для сохранения коммерческой тайны;

· Прогнозный характер анализа, направлен на оценку деятельности организации в будущем;

· Анализ нацелен на оценку предпринимательской деятельности, аргументацию оптимальных управленческих решений, основываясь на выявлении неиспользованных возможностей организации и др.



КОНТРОЛЛИНГ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ

Многочисленные эксперименты многих организаций в области структур, систем, стратегий и размещения ресурсов привели к формированию нового типа системного мышления управляющих, представляющего собой интеграцию научных концепций и хозяйственной практики. Суть системы контроля («Контроллинг») в умении мыслить с позиций клиента. Контроллинг как целостная система ориентирована на выявление всех шансов и рисков организации как внешнего, так и внутреннего характера, которые связаны с достижением стратегической цели.

Контроллинг (далее К) –  это овладение ситуацией, управление и регулирование процессов.

Термин «К» зародился в Америке, в 70-е годы перекочевал в Западную Европу, а затем в начале 90-х на постсоветское пространство.

Основные задачи К:

1) планирование,

2) контроль,

3) регулирование (определение курса на следующий финансовый год).

Основной принцип К: "Уже сегодня делай то, о чем другие завтра будут только думать" – позволяет использовать самые современные методы менеджмента намного раньше конкурентов. Работа службы К помогает принять правильные решения в складывающихся нестабильных экономических условиях, повысить эффективность работы и, если необходимо, обеспечить выживание фирм в условиях возрастающей сложности и динамичности рынков.

При формировании служб К необходимо соблюдать ряд принципов:

1) избегать излишне сложной структуры службы К;

2) выбрать наиболее приемлемый для данного предприятия тип организации К (централизованная, децентрализованная);

3) стимулировать самостоятельность и инициативность контроллеров;

4) обеспечить прямое подчинение службы К руководителю предприятия;

5) предоставить службе К право получать всю необходимую для работы экономическую и иную информацию и комментарии к ней от всех служб предприятия;

6) придать службе К статус самостоятельного подразделения предприятия.

Внедрение К на предприятие в основном осуществляется в три этапа:

1) этап подготовки (ознакомление с процессом работы предприятия);

2) этап внедрения (проводится проработка всех основных моментов К с каждым отделом);

3) этап автоматизации.

Выделяют следующие виды К:

1) стратегический – обеспечение конкурентоспособности организации и «отслеживание» её движения к намеченной стратегической цели и функционирования и развития за счёт наилучшего управления организацией;

2) оперативный – координация системы управления для достижения текущих целей организации, а также принятие своевременных решений по оптимизации соотношения «затраты на управление организацией – прибыль».



СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ, СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ КАК КАТЕГОРИИ УПРАВЛЕНИЯ

Стиль управления — манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить к достижению целей организации. Каждый менеджер имеет свой, только ему присущий стиль руководства. Однако, выделяя общие черты в стилях разных руководителей, можно проводить классификацию стилей.Стили управления складываются под влиянием конкретных условий и обстоятельств.

Классической (или традиционной) является классификация, в которой выделяются следующие стили руководства:

1) авторитарный (автократический) характеризуется жесткостью, требовательностью, единоначалием, превалированием властных функций, строгим контролем и дисциплиной, ориентацией на результат, игнорированием социально-психологических факторов;

2) демократический опирается на коллегиальность, доверие, информирование подчиненных, инициативу, творчество, самодисциплину, сознательность, ответственность, поощрение, гласность, ориентацию не только на результаты, но и на способы их достижения;

3) либеральный отличается низкой требовательностью, попустительством, отсутствием дисциплины и требовательности, пассивностью руководителя и потерей контроля над подчиненными, предоставлением им полной свободы действий;

4) анархический отличается от либерального тем, что менеджер стремится избегать ответственности за деятельность подчиненных и не позволяет подчиненным контролировать собственную деятельность.

Попытки определения универсального стиля руководства потерпели неудачу, т.к. эффективность руководства зависит не только от стиля управления руководителем, но и от очень многих факторов. Поэтому ответ начали искать в рамках ситуационных теорий. Главной идеей ситуационного подхода было предположение, что управленческое поведение должно быть разным в различных ситуациях.

Одной из наиболее современных является модель стилей руководства, предложенная американскими учеными В.Вруман и Ф.Йеттоном. Они, в зависимости от ситуации, особенностей коллектива и характеристики самой проблемы, разделили руководителей на 5 групп по стилям руководства:

I. Руководитель сам принимает решения на основе имеющейся информации.

II. Руководитель сообщает подчиненным суть проблемы, выслушивает их мнения и принимает решения.

III. Руководитель излагает проблему подчиненным, обобщает высказанные ими мнения и с их учетом принимает собственное решение.

IV. Руководитель совместно с подчиненными обсуждает проблему, и в результате вырабатывают общее мнение.

V. Руководитель постоянно работает совместно с группой, которая или вырабатывает коллективное решение, или принимает лучшее, независимо от того, кто его автор.

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТИЛЯ УПРАВЛЕНИЯ

Методика предназначена для изучения стиля управления коллективом. Последний понимается авторами как совокупность приемов, манеры поведения руководителя по отношению к подчиненным, способов принятия решений, взаимодействия с подчиненными, способов отдачи распоряжений и осуществления контроля за их исполнением. Методика является модификацией методики определения стиля руководства А.Л. Журавлева, которая состоит из 27 групп утверждений, отражающих различные аспекты взаимодействия руководства и коллектива. Методика направлена на оценку выраженности трёх стилей управления:• директивный, авторитарный;• коллегиальный, демократический;• либеральный, попустительский.

Шкалы методики

Авторитарность Шкала позволяет диагносцировать уровень авторитарной направленности в стиле руководства.

Либеральность Шкала позволяет диагносцировать уровень проявления либеральности в стиле руководства.

Демократичность Шкала позволяет диагносцировать уровень проявления демократичности в стиле руководства.

Описание методики Методика используется для диагностики самооценки направленности стиля руководства.

MOS - Шкала управленческих ориентаций

Шкалы методики Ориентация на людей, Ориентация на задачу

Описание методики Методика предназначена для оценки выраженности ориенации руководителя на задачу и на людей. В качестве альтернативы может использоваться известная методика Блэйка-Моутона УПР.

УпР - Управленческая решётка Блейка-Моутона

Шкалы методики

Дата: 2018-12-21, просмотров: 313.