Теория ожидания В. Врума | |||||||
Мотиватором выступает мыслительный процесс, в ходе которого работник оценивает вероятность достижения поставленных целей, получения ожидаемого вознаграждения и его ценность. В основе теории лежат взаимосвязи трех составляющих: затрат труда, его результатов, вознаграждения и валентности (степени удовлетворенности результатами)
При этом на мотивацию данного индивида влияет уверенность в своих силах и желание иметь больше вознаграждения. Взаимосвязь затрат труда и его результатов. Результат труда не всегда зависит от величины усилий. Все работники имеют разные способности, навыки и опыт выполнения данных работ, разную эффективность организации, необходимые ресурсы. В результате, прилагая большие усилия, вы можете достичь меньшего результата. Если же индивид полагает, что у него отсутствуют и возможности, и способности для успешной работы, он с низкой долей вероятности будет стремиться к выполнению плановых заданий. В силу этого все задания, доводимые до подчиненных, должны оцениваться ими как напряженные, но достижимые. Взаимосвязь результата труда и вознаграждения. Работник должен осознавать, что желаемого вознаграждения можно достичь лишь при получении определенного результата. Размер вознаграждения прямо пропорционален результату. Если при улучшении результатов труда возрастает уровень вознаграждения, это обстоятельство выступает сильнейшим мотиватором. И, наоборот, если нет уверенности в достижимости вознаграждения, побуждение к труду будет минимальным. Применяя теорию В. Врума на практике необходимо помнить, что само ожидание вознаграждения очень значимо, вознаграждение следует тесно связывать с наиболее значимыми для данной организации результатами, валентность у разных работников может существенно различаться, вплоть до противоположных величин. | |||||||
Теория усиления В.Ф. Скиннера | |||||||
Согласно теории, поведение работника в конкретной ситуации учитывает его предыдущий опыт. Исходя из него они формируют контроле ориентированное поведение, выполняя задания, за которые получают вознаграждения и избегая работ, за которые могут быть наказаны.
Используя модель Скиннера, руководитель имеет четыре варианта воздействия на подчиненных с целью изменения трудового поведения: 1. «Положительное подкрепление». Руководитель вознаграждает подчиненного за положительные образцы поведения. 2. «Отрицательное подкрепление». Неминуемое наказание за несоблюдение определенных норм поведения способствует обучению уклонению. 3. «Эффект тушения». За нежелательное поведение подчиненные лишаются желаемого вознаграждения. 4. «Наказание». При проявлении деструктивных образцов поведения для работника наступают нежелательные последствия. Теория усиления очень часто подвергалась критике, ее считали слишком жесткой и игнорирующей социальные процессы; обвиняли в излишней упрощенности, не учитывающей индивидуальных особенностей людей. Некоторые нашли теорию усиления Скиннера даже оскорбительной, т. к. она сравнивает управление поведением работников с выработкой условного рефлекса и дрессировкой животных. Тем не менее, эта теория оказалась довольно живучей и нашла широкое применение. | |||||||
Теория справедливости С. Адамсона | |||||||
Основывается на утверждении, что работники постоянно сравнивают свои затраченные усилия и полученное вознаграждение с аналогичными показателями других работников. При этом данная оценка субъективна.
| |||||||
Комплексная мотивационная теория | |||||||
Объединяет в себе элементы, как теории ожиданий, так и теории справедливости, является теория, предложенная в 1968 году Лайманом Портером и Эдвардом Лоулером. Мотивация рассматривается как производная от затраченных усилий, результату, полученному вознаграждению и восприятию его работником, а также от степени удовлетворенности (внутренним и внешним) достигнутым результатом. В теории взаимоувязаны прилагаемые работником усилия, полученный результат работы, величина и характер получаемого вознаграждения и степень удовлетворенности этим вознаграждение. |
Дата: 2018-12-21, просмотров: 252.