Теория ожидания В. Врума | |||||||
Мотиватором выступает мыслительный процесс, в ходе которого работник оценивает вероятность достижения поставленных целей, получения ожидаемого вознаграждения и его ценность. В основе теории лежат взаимосвязи трех составляющих: затрат труда, его результатов, вознаграждения и валентности (степени удовлетворенности результатами)
При этом на мотивацию данного индивида влияет уверенность в своих силах и желание иметь больше вознаграждения. Взаимосвязь затрат труда и его результатов. Результат труда не всегда зависит от величины усилий. Все работники имеют разные способности, навыки и опыт выполнения данных работ, разную эффективность организации, необходимые ресурсы. В результате, прилагая большие усилия, вы можете достичь меньшего результата. Если же индивид полагает, что у него отсутствуют и возможности, и способности для успешной работы, он с низкой долей вероятности будет стремиться к выполнению плановых заданий. В силу этого все задания, доводимые до подчиненных, должны оцениваться ими как напряженные, но достижимые. Взаимосвязь результата труда и вознаграждения. Работник должен осознавать, что желаемого вознаграждения можно достичь лишь при получении определенного результата. Размер вознаграждения прямо пропорционален результату. Если при улучшении результатов труда возрастает уровень вознаграждения, это обстоятельство выступает сильнейшим мотиватором. И, наоборот, если нет уверенности в достижимости вознаграждения, побуждение к труду будет минимальным. Применяя теорию В. Врума на практике необходимо помнить, что само ожидание вознаграждения очень значимо, вознаграждение следует тесно связывать с наиболее значимыми для данной организации результатами, валентность у разных работников может существенно различаться, вплоть до противоположных величин. | |||||||
Теория усиления В.Ф. Скиннера | |||||||
Согласно теории, поведение работника в конкретной ситуации учитывает его предыдущий опыт. Исходя из него они формируют контроле ориентированное поведение, выполняя задания, за которые получают вознаграждения и избегая работ, за которые могут быть наказаны.
Используя модель Скиннера, руководитель имеет четыре варианта воздействия на подчиненных с целью изменения трудового поведения: 1. «Положительное подкрепление». Руководитель вознаграждает подчиненного за положительные образцы поведения. 2. «Отрицательное подкрепление». Неминуемое наказание за несоблюдение определенных норм поведения способствует обучению уклонению. 3. «Эффект тушения». За нежелательное поведение подчиненные лишаются желаемого вознаграждения. 4. «Наказание». При проявлении деструктивных образцов поведения для работника наступают нежелательные последствия. Теория усиления очень часто подвергалась критике, ее считали слишком жесткой и игнорирующей социальные процессы; обвиняли в излишней упрощенности, не учитывающей индивидуальных особенностей людей. Некоторые нашли теорию усиления Скиннера даже оскорбительной, т. к. она сравнивает управление поведением работников с выработкой условного рефлекса и дрессировкой животных. Тем не менее, эта теория оказалась довольно живучей и нашла широкое применение. | |||||||
Теория справедливости С. Адамсона | |||||||
Основывается на утверждении, что работники постоянно сравнивают свои затраченные усилия и полученное вознаграждение с аналогичными показателями других работников. При этом данная оценка субъективна. В качестве факторов вкладов по мнению работников могут выступать: статус, пол, возраст, уровень образования, стаж работы или усердие. Возможная отдача за результат труда: повышение статуса или заработной платы, интересная работа, лучшие условия труда. Существует три основных соотношения между вкладом и отдачей: · Вклад ˃ Отдачи = Недооценка · Вклад = Отдаче = Справедливо · Вклад < Отдачи = Переоценка Наиболее остро работники реагируют на недооценку своего вклада. У них возникает чувство обиды. Адамс выделил шесть возможных реакций человека на несправедливость. 1. Сокращение собственных затрат энергии («за такую оплату я не намерен выкладываться»). Возникает желание сократить объем и качество выполнения работы. 2. Попытка увеличить вознаграждение за свой труд (работник выдвигает требования повысить вознаграждение). 3. Попытка повлиять на организацию с целью изменить оплату или нагрузку других (раз не могут повысить вознаграждение мне, снизьте ее другим или перераспределите обязанности). 4. Изменение самооценки (понижение уверенности в себе) «Мне платят так мало, потому что я неудачник…». 5. Выбор для себя другого эталона для сравнения. В качестве эталонов выступают коллеги, занятые на аналогичных работах в той же организации, а также друзья, соседи и люди из других организаций. Неправильно выбранный эталон («немцу за ту же работу платят в 4 раза больше») вызывает острое чувство несправедливости. 6. Попытка перейти в другое подразделение или другую организацию. | |||||||
Комплексная мотивационная теория | |||||||
Объединяет в себе элементы, как теории ожиданий, так и теории справедливости, является теория, предложенная в 1968 году Лайманом Портером и Эдвардом Лоулером. Мотивация рассматривается как производная от затраченных усилий, результату, полученному вознаграждению и восприятию его работником, а также от степени удовлетворенности (внутренним и внешним) достигнутым результатом. В теории взаимоувязаны прилагаемые работником усилия, полученный результат работы, величина и характер получаемого вознаграждения и степень удовлетворенности этим вознаграждение. Авторами утверждается, что: 1. величина усилий зависит от ценности вознаграждения и воспринимаемой вероятности его получения; 2. полученный результат не всегда пропорционален усилиям, а во много определяется личными способностями работника и его ролью в процессе производства; 3. вознаграждение может быть как внешним (повышение в должности, повышение оплаты труда, публичная похвала) так и внутренним (повышение самоуважения, рост уверенности в своем профессионализме, удовлетворенности от качественно выполненной работы); 4. величина прилагаемых усилий прямо пропорциональна степени удовлетворённости полученным вознаграждением. Если удовлетворение наступило, то работник готов увеличивать свои усилия. Было выявлено, что результативный труд приносит удовлетворение работнику и мотивирует его к более производительному труду. Нерезультативный труд подавляет работника, снижает его активность. Портер и Лоулер пришли к выводу, что к удовлетворению приводит само чувство выполненной работы, которое также и повышает результативность. Теория показала, что мотивация – это не просто элемент в цепочке причинно-следственных связей, но ещё и показатель важности объединения в систему единой теории мотивации таких взаимозависимых понятий как удовлетворение, вознаграждение, результаты, способности, усилия и восприятие. |
Дата: 2018-12-21, просмотров: 239.