В рамках управленческой структуры происходит рациональное распределение и перераспределение прав, обязанностей и ответственности между ее субъектами. Этот процесс, принципы которого были разработаны в 1920-х гг. П.М.Керженцевым, получил название "делегирование организационных полномочий и ответственности".
Делегирование — представляет собой процесс передачи руководителем части своих служебных функций подчиненным без активного вмешательства в их действия.
Принцип делегирования полномочий состоит в передаче руководителем части возложенных на него полномочий, прав и ответственности своим компетентным сотрудникам.
Обычно делегируются следующие виды работы:
рутинная работа;специализированная деятельность;частные и малозначимые вопросы;подготовительная работа.
Однако существует комплекс управленческих задач, решение которых следует оставить за руководителем. Долг первого лица в фирме — принять на себя выполнение задач с высокой степенью риска, содержащих аспекты стратегической важности и носящих конфиденциальный характер и все необычные, выходящие за рамки сложившегося регламента и традиций операции.
И не подлежат делегирование такие вопросы, как:
установление целей;принятие решений;выработка политики организации;
руководство сотрудниками и их мотивация;задачи высокой степени риска;
необычные и исключительные дела;задачи строго доверительного характера.
При делегировании полномочий руководитель делегирует (устанавливает) обязанности; определяет права и уровень ответственности при выполнении полномочий.
Преимущества делегирования полномочий:
возможность заниматься задачами, требующими личного участия руководителя;
сосредоточение на стратегических задачах и перспективных планах развития предприятия;
это лучший способ мотивации творческих и активных работников;
это лучший способ обучения;
это способ профессиональной карьеры.
Эффективность делегирования полномочий очевидна, но не все управляющие спешат его применять по следующим причинам:
сомнение в компетентности других сотрудников, боязнь, что они сделают хуже;
боязнь потерять власть и занимаемую должность;
недоверие к подчиненным, низкая оценка их способностей;
амбициозность и завышенная самооценка;
боязнь, что его действия будут неверно истолкованы коллегами и начальством.
Основными принципами эффективного делегирования полномочий являются следующие:
- ясные цели делегированных полномочий;
- определение уровня полномочий.;
- вовлеченность работника в процесс делегирования полномочий;
- информирование персонала о характере и содержании происшедшего делегирования полномочий;
- наличие обратной связи;
- отказ от практики обратного делегирования полномочий,
******************************************************************
Делегирование, как термин, используемый в теории управления, означаетпередачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственностьза их выполнение.
Цель делегирования: разгрузить вышестоящих руководителей, освободить их от текучки и создать наилучшие условия для решения стратегических и перспективных задач управления.
Процесс делегирования полномочий:
1 этап - Поручение работникам индивидуальных конкретных заданий;
2 этап - Предоставление соответствующих полномочий и ресурсов подчиненным;
3 этап - Формулирование обязательств подчиненных выполнить порученные им задания.
Делегирование полномочий имеет ряд положительных моментов:
а) Руководитель освобождается от выполнения рутинной работы и получает время для решения творческих вопросов.
б) Делегирование полномочий является своеобразной формой повышения квалификации сотрудников и способствует максимальному использованию их знаний и опыта.
в) Делегирование является большим стимулом в работе подчиненных, которые начинают чувствовать себя хозяевами на участках работы, поощряет инициативу, приучает к самостоятельности и готовит людей к перемещению на более высокие должности.
Делегирование полномочий - это тот случай, когда убивают сразу несколько зайцев.
Делегирование базируется на полномочиях и ответственности.
ПЛАНИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
Планирование представляет собой заблаговременное принятие решений о том, что надо делать и что для этого нужно; когда и кто это будет делать; кто будет отвечать за полученный результат. Планирование дает возможность реализовать предоставляющиеся возможности и свести к минимуму будущие риски.
Место планирования среди других функций управления определяется:во-первых, тем, что результаты планирования непосредственно определяют содержание остальных функций управления;во-вторых, тем, что именно на этом этапе формируются цели предприятия и определяются средства достижения этих целей.
Таким образом, целью планирования является облегчение достижения целей предприятия путем:
1) устранения отрицательного эффекта неопределенности внешней и внутренней сред предприятия;
2) сосредоточения внимания руководителей на главных задачах предприятия;
3) достижения экономичного функционирования предприятия за счет оптимального распределения ресурсов;
4) облегчения организационной, мотивационной и контролирующей деятельности на предприятии.
Виды планов:
1) Стратегические (для достижения стратегических целей на высшем уровне организации разрабатываются стратегические (или корпоративные) планы, которые не определяют точно, каким образом организация будет достигать своих целей, а только определяют общую политику и генеральное направление деятельности организации, устанавливают приоритеты и распределяет имеющиеся ресурсы.
2) Текущие, которые подразделяются на тактические и оперативные.
3) Проекты.
ПРИНЦИПЫ И ЭТАПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ
Планирование, являясь нормой любой предпринимательской деятельности, необходимо для предвидения будущей ситуации и для эффективного достижения цели. Процесс планирования связан с анализом и принятием решений и требует времени и умственных усилий. Время – особый невосполнимый вид ресурсов.
Планирование имеет разработанные методики, использует научный подход, совершенствует и применяет новые методики и улучшения, поэтому планирование – это наука.
Планирование как вид деятельности – это процесс выработки действий по достижению цели.
Планирование отвечает на следующие вопросы:
· Что делать и для кого (товар)? Как делать (технология, программа действий)?
· Когда делать? Сколько делать?
Также планирование помогает оценивать уже совершенные действия (отвечает на вопросы: что уже было сделано, какие ресурсы уже есть и т. д.).
Основные цели планирования:
1. оптимизация всех видов затрат; 2.координация действий коллектива;
3.предвидение событий с целью снижения риска и необоснованных потерь;
4.готовность к быстрому реагированию на изменение окружающей среды.
Планирование может осуществляться с разной границей охвата времени – горизонтом планирования, который бывает:
*долгосрочным – 5 10 лет; *среднесрочным – 2–5 лет;*краткосрочным – до 2 лет.
Принципы планирования:
1. Непрерывность. Необходимо постоянно планировать и корректировать планы, так как цели и ситуация могут меняться.
2. Координация и интеграция. Координация охватывает взаимодействие всех организационных единиц одного уровня, а интеграция необходима для согласованности действий между единицами различных уровней.
3. Системность. Предприятие во внешней среде должно учитываться в комплексе.
4. Научность. Необходимо применять научные методы в планировании.
Этапы планирования:
1. определение миссии – основного ориентира действий;
2. прогнозирование – оценка будущего состояния внешних и внутренних факторов;
3. формулирование целей (желаемых результатов). Цель должна быть четкой, ясной, конкретной, измеримой (ответ на вопрос «что»). Идеал – недостижимая цель;
4. программирование – создание планов действий, программ, графиков работ – планов во временной последовательности (ответ на вопросы «когда», «как»);
5. бюджетирование – определение объема работ и распределение объемов ресурсов по видам работ (ответ на вопрос «сколько»);
6. формирование политики предприятия – составление общих правил деятельности на предприятии;
7. формирование процедур действий (бизнес процессов).
Дата: 2018-12-21, просмотров: 252.