МОТИВАЦИЯ В СИСТЕМЕ ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В психологии мотив - это то, что активизирует поведение, либо поддерживает и направляет его. Мотивация тесно связана с активацией, стимуляцией и манипуляцией.

Активация – это состояние нервной системы, характеризующее уровень ее возбуждения и реактивности. При активации изучаются все факторы, влияющие на тонус нервной системы.

Стимуляция – это реакция организма (раздражение) на воздействие внешних факторов, вызывающее изменение в мышлении, поведении человека.

Манипуляция – стремление изменить восприятие или поведение человека с помощью скрытых, обманных или насильственных действий. Манипуляция преследует цели манипулятора, зачастую за счет других людей.

Мотивация в широком смысле - динамический процесс физиологического и психологического управления поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость.

Мотивация как функция управления (в узком смысле) - процесс создания у членов организации внутреннего побуждения к действиям для достижения целей организации в соответствии с их обязанностями и делегированными им полномочиями.

Основная цель мотивации трудовой деятельности состоит в побуждении человека к эффективной трудовой деятельности, гармонизации личных интересов работника и организации.

Мотивация – это процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем воздействия на уже сформированные мотивы либо формирование новых, целесообразных для достижения организационных целей мотивов. Мотивация составляет основу управления работником, может рассматриваться как совокупность сил, побуждающих человека осуществлять деятельность с затратой определенных усилий на определенном уровне старания и добросовестности, с определенной степенью настойчивости, в направлении достижения определенных целей. Эффективность управления в очень большой степени зависит от того, насколько успешно осуществляется процесс мотивирования.

Одним из первых методов мотивации являлся "Метод кнута и пряника", он применялся еще тысячи лет назад. Герои древних легенд и сказок совершали подвиги во имя наград в виде королевской дочери и полцарства в придачу или из-за угрозы казни. Сама возможность выживания подданного и его семьи считалась заслуживающим благодарности.

В первой научной школе управления роли мотивации персонала уделялось достаточно внимания. Так, А. Файоль выделял функцию мотивации персонала как одну из ведущих функций управления, в числе его принципов управления – справедливая оплата труда. У. Тейлор, Г. Эмерсон также провозглашали эффективность оплаты по результатам труда (меньшие результаты - меньше оплата, большие результаты - больше оплата).

 Постепенно жизнь людей начала улучшаться, и управляющие стали понимать, что простой "пряник" не всегда заставляет человека трудиться усерднее.  В 20 - 30-е годы прошлого столетия в науке управления организацией зародилось новое направление - школа человеческих отношений. Ее появление и развитие обусловлено тем, что:

- научно-технический прогресс привел к увеличению значимости человека, его знаний, навыков и умений в производстве, возникла объективная необходимость в том, чтобы рабочий мог не только выполнять простейшие технические операции на своем рабочем месте, но и имел определенное представление о всех производственных процессах, в которых он участвует;

 - возросли требования к квалификации промышленного и административного персонала, и соответственно, заменить работника, т.е. одного уволить, а другого взять на его место, становилось если не сложнее, то дороже;

 - с ростом квалификации у рабочих возрастали потребности, росло чувство собственного достоинства, и система эксплуатации, основанная на идеях Тейлора, наталкивалась на растущее, организованное сопротивление со стороны наемных работников.

Первые эксперименты Э. Майо показали, что мотивация труда по типу кнута и пряника недостаточна, человеческие факторы, особенно социальное взаимодействие и групповое поведение, сильно влияют на производительность труда. Если М.Вебер предлагал «оставить эмоции на пороге организации, поскольку они мешают работе», то приход психологов в управление позволил поставить эмоции работников на службу организации.

В 40-50-е годы XX столетия школа человеческих отношений переросла в бихевиористскую школу управления организацией (или школу поведенческих наук), в рамках которых и были разработаны первые мотивационные теории.



Дата: 2018-12-21, просмотров: 212.