На востоке Церковь успешно приобретала себе новых чад в Сибири. Правительство содействовало ей в этом своими материальными средствами и льготами обращавшимся инородцам. Сибирские казаки продолжали покорять новые земли; по их следам везде возникали русские города и селения с храмами и монастырями. Из Москвы посылались для них книги, иконы, церковная утварь и духовенство. В 1620 году для Сибири открыта была новая епархия в Тобольске. С половины XVII века казаки стали покорять южную Сибирь. С 1660 по 1672 год возникли православные храмы в Якутске и Иркутске. В 1689 году весь Амурский край был уступлен Китаю. Русская Церковь перестала здесь существовать, но зато христианская вера проникла в самый Китай.
Период V. Синодальный
Отмена патриаршества. Церковное управление в переходное время.
После кончины патриарха Адриана управление Русской церковью, как и прежде во времена междупатриаршеств, поручено было местоблюстителю патриаршего престола и собору епископов. Молодой царь Петр I поспешил воспользоваться этим. Стране нужны были реформы, а реформы требует денег. По мнению Петра, Церковь обладала слишком многим имуществом и не хотела делиться с государством. Таким образом, церковное ведомство было урезано и по судебным своим полномочиям, и по своему хозяйственному управлению. Чтобы дать время окрепнуть таким важным переменам, торопиться назначением нового патриарха было незачем, и время междупатриаршества продолжилось целые 20 лет. Между тем, в голове царя успела за это время созреть новая мысль о коренном преобразовании всего строя высшего церковного управления на соборных началах, без патриаршества. В местоблюстители патриаршего престола был избран царем рязанский митрополит Стефан Яворский.
Духовный регламент.
Составление данного документа имеющего целью стать «церковной конституцией» было закончено к 1720 году, после чего он целый год рассматривался Сенатом, архиереями, архимандритами и самим государем. Духовный регламент заключал в себя изложение всех важнейших пунктов церковной реформы, разделяясь на три части: 1) описание и вины синодального управления, 2) дела, ему подлежащие и 3) самих управителей должность и сила. Характер его изложения весь проникнут духом коллегиального управления (Синод) взамен единоличного (Патриарх). По мнению Петра, коллегиальное управление Церковью менее опасно для государства, ибо простые люди, не зная различия между духовной и самодержавной властью и удивляемые славой и честью патриарха, считают его вторым государем, самодержцу равносильным или и больше его. А если случится между патриархом и царем разногласие, то скорее пристанут к первому. Регламент восстает и против славы епископов, воспрещая водить их под руки, кланяться им в землю и воздавать «лишнюю и – почитай – царскую честь», отнимает у них право церковной анафемы и предоставляет это право одной духовной коллегии. Особенно горячо говорится в Регламенте о расколах и суевериях. Синоду вменяется в обязанность подвергать строгому исследованию акафисты и службы святым, чудотворные иконы, мощи и другие святыни, всякие чудеса и пророчества, выводить почитание 12 пятниц и другие суеверные обычаи. Большие разделы посвящены распоряжениям об усилении в народе и духовенстве религиозного образования – об издании для народа катехизических книжек, о заведении при архиерейских домах духовных школ, об усилении церковной проповеди.
14 февраля 1721 года последовало торжественное открытие духовной коллегии под именем Святейшего Правительствующего Синода, что означало фактическое упразднение патриаршества в Русской Церкви. В 1723 году Синод был утвержден всеми восточными патриархами, которые признали за ним все патриаршие права и именовали его в грамоте своим «братом во Христе». Он был составлен из президента, двоих вице-президентов, четырех советников и четырех асессоров из представителей монашествующего и белого духовенства. В решении дел все они, не исключая и президента, голоса имели равные. Положение Синода в общем составе государственной администрации было сравнено с положением Сената. Они сравнены были во всех правах, и оба непосредственно подчинены самому государю. При этом государь не называет себя главой Церкви, но «крайним судией». Представителем государя в Сенате был генерал-прокурор, а в Синоде обер-прокурор, названный в обер-прокурорской инструкции 1722 года «оком государя и стряпчим по делам государственным». Он обязан был наблюдать за всем ходом синодальных дел, замечать в делопроизводстве опущения, незаконные решения останавливать и доносить об них государю, делать Синоду предложения о потребных мероприятиях, представлять государю о синодских решениях и быть вообще посредником между Синодом и государственной властью.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 230.