Восстановление православной иерархии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Критическое положение Киевской митрополии, когда все епископы оказались в унии, продолжалось до 1620 года, когда в Малороссию приехал иерусалимский патриарх Феофан, снабженный на устройство здесь церковных дел полномочиями от константинопольского патриарха. По просьбе православных, он принялся за восстановление православной иерархии – в митрополиты поставил игумена Киево-Михайловского монастыря Иова Борецкого, затем рукоположил еще 6 епископов: в Полоцк, Владимир, Луцк, Перемышль, Холм и Пинск. Но польское правительство не признало этой восстановленной иерархии законной, так как де она заняла кафедры еще живых епископов (т.е. униатских). Патр. Феофан был объявлен самозванцем, а поставленных им епископов велено схватить и отдать под суд. Кроме митрополита, водворившегося с своим капитулом в Киеве, они не могли даже поселиться в своих епархиях, а должны были встать под защиту казачества и проживать или в Киеве, или по разным монастырям.

Митрополит Петр Могила.

Во время своего святительства Петр Могила оказал православной церкви большие услуги; он неоднократно заступался за православных людей и права церковных учреждений пред правительством, несколько раз заставлял последнее подтверждать постановления сейма 1632 года о правах православия, заботился о восстановлении памятников православной древности – богато украсил Печерскую лавру, восстановил из полного почти разорения отнятый им у униатов Софийский собор, древний Выдубецкий монастырь, церковь Спаса на Берестове, церковь трех святителей и один придел Десятинного храма, находившегося под землею в развалинах, при этом обрел мощи святого князя Владимира, кроме того, писал и издавал сочинения в защиту православия, исправлял церковные книги и заботился об усилении в православной церкви просвещения, преобразовал киевские школы и учредил в 1631 году Киевскую духовную академию. Незадолго до этого в Европе распространилось на латинском языке Восточное Исповедание православной веры, ложно приписанное патриарху Кириллу Лукарису; оно было проникнуто кальвинистскими идеями и сделалось причиной многих нареканий на православие. По поручению митрополита, киево-николаевский игумен Исайя Трофимович для устранения этих нареканий написал новое «Православное Исповедание веры». Собор 1640 года, созванный Могилой в Киеве, рассмотрел это сочинение, важное тогда для всей восточной церкви, и отправил на восток для нового рассмотрения. Рассмотрение это состоялось на соборе представителей Греческой и Русской церкви, собравшемся в 1641–1642 гг. в Яссах. В 1643 году последовало утверждение «Исповедания» восточными патриархами. Кроме защиты веры, митрополит занимался исправлением церковных книг, в чем ему помогали ученые члены братства. Одним из важнейших его изданий по этой части было издание (1646 г.) Евхологиона, или Большого Требника; в нем собраны были все чины православной церкви по греческим и славянским требникам, дополнены новыми чинами на те случаи, на которые в Русской церкви их не было, заимствованными из католических требников или составленными вновь самим Могилой, кроме того, снабжены подробными объяснениями литургического, догматического и канонического содержания. Митрополит приготовлял еще исправленное издание полной Библии, но из-за смерти не исполнил этого замысла. Он скончался под новый 1647 год. При всем том дело Могилы оказалось прочным и не погибло от невзгод. Киевская коллегия, получившая от его имени название Могилянской, неуклонно продолжала развиваться в указанном им направлении. Вскоре она снова стала привлекать к себе учеников целыми сотнями, несмотря на то, что постоянно терпела разные несчастия и крайнюю нищету до самого 1685 года, когда Киевская митрополия присоединилась к Московскому патриаршеству.

 

Период IV

Московское патриаршество (1589-1700 гг.).

История учреждения патриаршества в Москве.

Русь никогда не была политически зависима от Византии, однако почти пять веков была митрополией Константинопольского Патриархата, митрополит обычно присылался из Нового Рима и был этническим греком. Лишь дважды – в 1051 и 1147 годах – митрополит всея Руси избирался собором местных епископов. Вопрос о русской автокефалии возник лишь тогда, когда в 1439 году на «Вселенском» соборе во Флоренции между Римом и Константинополем была заключена церковная уния. Таким образом, в декабре 1448 года состоявшийся в Москве церковный собор утвердил Рязанского епископа Иону митрополитом всея Руси. Хотя эта дата считается началом автокефалии Русской Церкви, следует заметить, что признание автокефалии со стороны Константинопольской Церкви-матери состоялось намного позже.       В 1452 году было составлено послание великого князя Василия на имя византийского императора Константина XI с извещением о избрании митрополита на Руси. О какой-либо реакции Константинополя неизвестно. В послании утверждается, что самовольное поставление митрополита в Москве произошло «не дерзостью», а из-за обстоятельств времени. Подробно излагается история с изменой Исидора. Кроме того указывается, что в Москве не известно есть ли вообще патриарх в Константинополе. В 1458 году бежавший в Рим бывший Константинопольский патриарх-униат Григорий Маммас поставил на Киевскую кафедру митрополита униата Григория Болгарина (ученика Исидора). В этих условиях в 1459 году на соборе в Успенском соборе Кремля русские епископы официально подтвердили совершившееся «разделение Божиих Церквей Московской и Киевской ». В отношении же Григория было принято «грамот от него никаких не принимать и совещаний с ним не иметь ни о чём». Однако, в 1464 году Григорий Болгарин отрекся от унии и вошел в общение с Константинополем. Как следствие, Константинопольский патриарх Дионисий I в 1467 году потребовал признания Григория от всех русских епархий. Но собор епископов в Москве в 1470 году, сомневаясь в православие самого патриарха, Григория не признал.

В 1514 году произошло установление дипломатических отношений Москвы с Османами. Была возобновлена переписка с патриархией, в Константинополь отправлены подарки. В 1518 году в Москву от патриарха Константинопольского Феолипта прибывает официальная делегация, возглавляемая митрополитом Зихнийским Григорием. Причиной визита была милостыня, но митрополит Григорий привёз с собой официальное письмо от патриарха, что означало восстановление церковного евхаристического общения. Правда, греки попытались склонить Москву к ликвидации автокефалии, но безрезультатно. Благодаря щедрым дарам в последующее время Москва стала для Константинопольской церкви значительным источником дохода. В 1586 году прибыл в Москву за милостыней Антиохийский патриарх Иоаким. Это был первый случай приезда в Москву одного из патриархов. Летом 1588 года прибыл в Москву сам константинопольский патриарх Иеремия II, и русское правительство поспешило воспользоваться его приездом для решения вопроса о русском патриаршестве. Так как Иеремия не желал этого, его решили не отпускать на родину, пока не даст согласие. В итоге, 26 января 1589 года Иеремия возглавил поставление митрополита Иова в патриаршее достоинство. Константинопольские соборы 1590 и 1593 годов признали за Московским патриархом 5 место в диптихе. Таким образом, в 1589 году Русская церковь достигла признания своей автокефалии в статусе патриархата.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 205.