Действия над комплексными числами в  
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

   тригонометрической и показательной формах

 

Пусть даны комплексныt числа , , .

В показательной и тригонометрической формах записи их можно сравнивать, умножать на число, сопрягать, перемножать, делить, возводить в степень и извлекать из них корни. Рассмотрим эти действия подробнее.

 

11.3.1    Два комплексных числа равны, когда их модули равны и аргументы

отличаются на число, кратное .

В противном случае комплексные числа различные;

11.3.2 При умножении комплексного числа на действительное число  получается число, модуль которого равен | |×|z| и аргумент при >0 не изменяется либо при <0 увеличивается на    ,

 

11.3.3    При сопряжении комплексного числа получится число с тем же модулем , но с аргументом противоположного знака,

т.е его модуль не меняется, а аргумент изменит знак

(либо вычитается из );

11.3.4 При умножении числа комплексного числа  на число  получается число, модуль которого получается умножением модуля числа  на модуль числа , аргумент получается сложением аргумента числа  с аргументом числа ,

 

т.е. при умножении двух комплексных чисел их модули перемножаются

а аргументы складываются;

 

11.3.5 При делении числа  на ненулевое число   получается число, модуль которого получается делением модуля числа   на модуль числа , аргумент получается вычитанием из аргумента числа   аргумента числа ,         

     ,

т.е. при делении двух комплексных чисел их модули делятся а аргументы вычитаются;

 

 

11.3.6 При возведении в натуральную степень n комплексного числа

получается комплексное число, модуль которого является n –й степенью 

модуля числа z и аргумент получается умножением аргумента числа z 

на натуральное число n ,

(23)   - Формула Муавра ;

11.3.7 При извлечении корня степени , из комплексного числа

получается множество комплексных чисел, модули которых являются

корнем степени n из модуля числа z, аргумент каждого получается

подстановкой целого числа k в выражение  ,

,

 (24)    

      – Формула Муавра – Лапласа.

Среди корней степени , из комплексного числа z, различных чисел ровно n  штук. Они получаются подстановкой последовательно n целых чисел (например к =0, 1, 2, … , n-1 ) в формулу (24). Такие комплексные числа лежат на одной окружности радиуса   с центром в начале координат и являются вершинами вписанного в такую окружность правильного                n- угольника с поворотом начальной вершины на угол   (при к=0), остальные получаются каждый раз поворотом на угол .

Пример 15

Даны комплексные числа  ,  и .

Найти модули и аргументы чисел .

Найти и изобразить на комплексной плоскости все корни уравнения  .

Решение:

1) Для числа  найдём его модуль и аргумент:

, , .

Тогда ,

  ;

2) , при этом .

;

3) .

4) , , ,

;

5) .

.

Подставим последовательно к=0, к=1, к=2:

 

 

Изобразим найденные решения уравнения  на комплексной плоскости:

все три найденных решения лежат на окружности с центром в начале координат и радиусом . Три соответствующих точки комплексной плоскости являются вершинами правильного треугольника с поворотом начальной вершины на угол , угол между ними   или 1200 .

 



Упражнения

12.1  В треугольнике АВС проведена медиана AD, D – середина стороны ВС.

Доказать, что  .   

12.2 Дан параллелепипед ABCDA1B1C1D1 , найти суммы векторов:

1) ;         2) ;

3) ; 4) .             

Ответ:1) ; 2) ; 3) ;  4)  . 

12.3 Дан тетраэдр ABCD. Найти суммы векторов:

1)     ;             2) .

Ответ:1)  ;  2)   .

12.4 Даны три компланарных единичных вектора вектора ,

     причем .

     Построить вектор  и вычислить его модуль.

Ответ: .

 

12.5 Составляющие для скорости направлены под углом 600 друг к другу 

    и равны соответственно 6 и 4 м/с. Найти скорость результирующего

    движения. 

Ответ: м/с.

 

12.6 В параллелограмме ABCD  , О – точка пересечения 

     диагоналей. Выразить векторы  через векторы  и .

Ответ:  .

 

12.7 Найти скалярное произведение векторов, модули которых 5 и 6 и угол

    между ними равен

1) 450 ;  2) 600 ;  3) 900 ;  4) 1200 ; 5) 1800.

Ответ: 1) 15 ; 2) 15;     3) 0;       4) -15;   5) -30.


 

12.8 Дано 0.

1) ;                             2) ;

3) ;          4) ;

5) .

Ответ: 1)-10;  2) 25;     3) -39;   4) 61;     5) 1101.

 

12.9 Дано . Найти модуль вектора  .

Ответ: .

 

12.10 Даны три некомпланарных вектора , причем известно, что

    , ^ .

     Найти 1) ;  2) .

Ответ: 1) -3; 2) 26.

 

12.11 Определить длины диагоналей параллелограмма, построенного на

      векторах и  , где  и  – единичные векторы,

      угол между которыми равен 600.

Ответ: 3 и .

 

12.12 Найти скалярное произведение векторов

1)  и ;

2)  и ;

3)   и , если А(1; 2; 0), В(0; -1; 3), С(4; -1; 3) и D(2; 0; -2).

Ответ: 1) 5; 2) -3;   3) -16.

 

12.13 При каком значении m векторы =(4; m; -6) и =(m; 2; -7) взаимно

     перпендикулярны?

Ответ: -7.

 

12.14 Найти площадь треугольника АВС, если А(1; 2: 3), В(-1; 3; 1) и С(0; -1; 4).

Ответ: .

 

12.14 Найти объем тетраэдра АBCD, если его вершины A(1; 2; 1), B(3; -1; 2),

     C(0; 5; -4) и D(5; 1; 1).

Ответ: 13,5 .

 

12.15 Записать полярные координаты точек А(0; 3), В(-5; 0), С(2; -4).

     Ответ: А(3; 0) , В(5; ) , С( ).

 

12.16 Найти решения уравнения .

 

    Ответ: z1=-1, z2=1, z3= – 2i, z4=2i.

 

12.17 Изобразить на комплексной плоскости решения уравнения

.

 

Ответ:          

 


                    13 Вопросы для самоконтроля

13.1 В чём разница между скалярными и векторными величины? Привести насколько примеров величин обоих видов.

13.2 Перечислите способы построения суммы векторов, чем они отличаются и могут ли получиться разные результаты для одинаковых слагаемых.

13.3 Как построить разность двух векторов, как связана разность векторов с суммой таких векторов?

13.4 Перечислить свойства линейных операций над векторами (сложения, вычитания, умножения на число).

13.5 Будут ли линейно зависимыми противоположные векторы?

13.6 Можно ли взять базисом два ненулевых вектора с углом между ними 600?

13.7 Какие векторы задают аффинные координаты (-1; 0) , (0; 1) , (0; -1) ?

13.8 Что можно сказать о взаимном расположении двух векторов, скалярное произведение которых нулевое, отрицательное, положительное?

13.9 Как найти модуль вектора, заданного своим разложением по аффинному базису с известными модулями базисных векторов и углами между ними?

13.10 Как графически найти координаты точки пространства после введения декартовой системы координат этого пространства?

13.11 Как сложить, вычесть два вектора декартовых координатах и умножить их на число? Перечислить свойства этих операций.

13.12 Перечислить способы нахождения результатов скалярного и векторного произведений двух векторов, заданных координатами. Чем существенно отличаются такие результаты?

13.13 Как разделить отрезок, заданный координатами начала и конца в отношении 3:2 ?

13.14 Перечислить последовательность действий для нахождения площади треугольника, заданного координатами вершин в пространстве.

13.15 Перечислить способ вычисления смешанного произведения трёх векторов и его основные свойства с геометрическим смыслом.

13.16 Как проверить некомпланарность трёх векторов с известными координатами?

13.17 Как найти координаты вектора в аффинном базисе, заданном своими координатами в декартовом базисе?

13.18 Что необходимо задать, чтобы получить полярную систему координат на фиксированной плоскости? Что и как нужно будет измерять, чтобы получать полярные координаты точек плоскости?

13.19 Указать связь между декартовыми и полярными координатами точек плоскости. Каково должно быть взаимное расположение декартовой и полярной систем координат при этом?

14.20 Как перевести комплексное число из алгебраической формы записи в тригонометрическую и показательную. Как выполнить обратное преобразование?

14.21 Записать формулы возведения в степень и извлечения корня из комплексного числа.

 

 


                            14 Контрольное задание

 

 

14.1 В базисе  с модулями   и углом между ними

заданы векторы   и  (см. таблицу).

Найти .

 

Вариант

Условия

1 4 7 j=30о =2 -3 =5 +  
2 4 5 j=60о =2 + =3 +  
3 5 3 j=30о =2 +3 =4 +6  
4 1 5 j=90о =2 - =4 +  
5 3 5 j=150о =3 - = +2  
6 2 5 j=45о =5 - = +3  
7 2 3 j=90о =2 - =5 +2  
8 4 3 j=30о =2 -3 = +3  
9 4 7 j=135о = -3 =2 +  
10 4 1 j=120о =2 - =3 -2  
11 5 2 j=30о =2 -3 =2 +  
12 4 7 j=30о =2 -3 =5 +  
13 4 2 j=30о =2 - =3 +  
14 3 5 j=150о =3 - =3 +2  
15 6 7 j=30о =2 - = +3  
16 4 3 j=30о =3 -2 =3 +  
17 2 5 j=90о =2 -3 = +  
18 3 4 j=150о =2 -3 = +3  
19 2 3 j=60о =2 - =5 +2  
20 3 4 j=150о = +3 =2 +  
21 1 5 j=120о =4 -3 = +  
22 3   4   j=30о   =2 +4 = +  
Вариант               
23 4 2 j=60о =2 - =2  
24 5 3 j=30о =2 - = +3  
25 4 3 j=90о =4 -2 = +2  
26 4 5 j=30о =2 -3 =5 +  
27 3 2 j=60о = -2 =4 +5  
28 4 1 j=30о =3 - =4 +3  
29 4 2 j=45о = -5 = +2  
30 4 5 j=60о =6 +2 =4 -3  
31 4 7 j=150о = -2 =2 +  
32 3 4 j=60о =3 -2 =4 +5  
33 4 5 j=120о =4 -2 =3 +3  
34 4 2 j=30о =3 -5 =4 +  

 

 14.2 Даны векторы , ,  ,  (см. таблицу).

Найти для них

2)

3) Косинусы углов и углы между

4)

5) Площадь треугольника построенного на векторах

6) Смешанное произведение

7) Объём пирамиды построенной на

8) Разложение вектора  по векторам , если они образуют базис.

           

 

Вариант
1 =(1;-5;-1) =(5;-4;2) =(2;3;4) =(3;18;23)
2 =(1;-1;1) =(1;2;2) =(2;3;-2) =(1;0;5)                      
3 =(1;-2;-1) =(2;1;2) =(2;3;-1) =(6;0;-1)                      
4 =(1;1;-1) =(-1;3;2) =(2;3;-3) =(-12;-4;19)                      
5 =(1;-3;-1) =(3;2;2) =(2;3;-2) =(11;-2;-1)                     
6 =(1;-2;-1) =(2;-2;2) =(2;3;2) =(6;12;2)                      
7 =(1;1;-1) =(-1;-1;2) =(2;3;1) =(0;0;-1)                      
8 =(1;-2;-1) =(2;5;2) =(2;3;-5) =(6;12;23)                       
9 =(1;3;-1) =(-3;-2;2) =(2;3;2) =(1;-8;-3)                       
10 =(1;-4;-1) =(4;3;2) =(2;3;-3) =(18;-4;-1)                       
11 =(1;3;-1) =(-3;3;2) =(2;3;-3) =(-24;-18;27)
12 =(1;1;-1) =(-1;4;2) =(2;3;-4) =(15;0;29)
13 =(1;-2;-1) =(2;-3;2) =(2;3;3) =(6;20;7)                        
14 =(5;-2;-1) =(2;-3;0) =(1;3;3) =(2;-4;4)                        
15 =(1;0;-1) =(0;-2;2) =(2;3;2) =(4;10;0)                        
16 =(1;-1;-1) =(1;2;2) =(2;3;-2) =(1;0;5)                         
17 =(1;3;-1) =(-3;0;2) =(2;3;0) =(-9;-18;3)                         
18 =(1;-2;-1) =(2;0;2) =(2;3;0) =(6;2;-2)                         
19 =(1;0;-1) =(0;3;2) =(2;3;-3) =(-6;0;15)                          
20 =(1;-1;-1) =(1;-3;2) =(2;3;3) =(6;20;5)                          
21 =(1;-2;-1) =(2;0;2) =(2;3;0) =(6;2;-2)                           
Вариант
22 =(1;3;-1) =(-3;2;2) =(2;3;-2) =(-19;-20; 17)
23 =(1;2;-1) =(-2;4;2) =(2;3;-4) =(-22;-6; 34)
24 =(1;3;-1) =(-3;-3;2) =(2;3;3) =(6;0;-3)
25 =(1;-2;-1) =(2;-4;2) =(2;3;4) =(6;30;14)                         
26 =(1;-2;-1) =(2;-4;2) =(2;3;4) =(6;30;14)                        
27 =(1;-2;-1) =(2;2;2) =(2;3;-2) =(6;0;2)                            
28 =(1;3;-1) =(-3;-3;2) =(2;3;3) =(6;0;-3)                           
29 =(1;0;-1) =(0;-5;2) =(2;3;5) =(10;40;15)                           
30 =(1;-5;-1) =(5;-5;2) =(2;3;5) =(0;30;25)                      
31 =(1;-5;-1) =(5;-4;2) =(2;3;4) =(3;18;23)
32 =(1;-1;1) =(1;2;2) =(2;3;-2) =(1;0;5)
33 =(1;-2;-1) =(2;-1;2) =(2;3;1) =(6;6;-1)                        
34   =(1;1;-1) =(-1;3;2) =(2;3;-3) =(-12;-4;19) 

 


14.3 Точка А(х; у ) задана декартовыми координатами найти её полярные

    координаты. Точка В(  задана полярными координатами найти её

    декартовы координаты.

 

Вариант А(х; у ) В(
1 (-1; 2) (5; 1)
2 (-3; -3) (3; 3)
3 (4; -2) (4; 2)
4 (-4; 0) (3;-2 )
5 (3; -4) (8; -3)
6 (-1; -1) (2; 6)
7 (-3; -2) (5; 3)
8 (3; -3) (10; 2)
9 (4; -1) (3; -1,5)
10 (5; 2) (2; 2,5)
11 (1; 3) (3; -3)
12 (2; -4) (5; 0,5)
13 (-2; -2) (4; -5)
14 (-4; 3) (3; 2)
15 (2; -1) (1; -2)
16 (0; -6) (2; 3)
17 (3; -1) (2; 3,2)
18 (-1; 3) (4; -3)
19 (-6; 0) (8; -6)
20 (3; 1) (3; 6)
21 (2; 5) (2; -4,2)
22 (-2; 6) (3; 3,2)
23 (-5; -5) (5; 0,4)
24 (-3; -1) (4; -3)
25 (-2; 6) (10; -1)
26 (3; -1) (2; -5,2)
27 (-4; 0) (2; 4,1)
28 (3; 0) (3,2; -1)
29 (5; -5) (5,4; 1)
30 (4; 6) (3; -1,8)
31 (2; -6) (4,2; -7)
32 (-4; 4) (10; 3,1)
33 (2; 3) (2,4; -2)
34 (0; 6) (5; 0)

 


14.4 Даны комплексные числа

    = a1+b1× i , = a2+b2×i  , = a3+b3× i , = a4+b4× i (см. таблицу).

   Для них

1) Найти ;      

2) Найти      и ;       

3) Найти  ;

4) Найти произведение матриц с комплексными элементами

               ;

     5) Изобразить на комплексной плоскости числа ,  , .

       Найти их модули и аргументы, записать в тригонометрической и 

       показательной формах;

6) Найти решения уравнений

        а) + b×z + c =0 (см. таблицу); 

        б) z= ;  

        в) =  .

(Все вычисления производить с округлением до двух знаков после запятой, все углы находить в градусах (либо в радианах)).

 

 

Вар.

Числа

+ b×z + c =0 

1 =-1-i =1-4i = -2 =2-3i +4z+13=0        
2 =3+2i =-1-2i = -1-5i =3-5i -10z+29=0        
3 =3-3i =-1-4i =-1-5i =3-5i -6z+25=0         
4 =-3i =1-4i =-2i =2-2i +12z+40=0         
5 =-1-4i =-3-4i =1+i =4-4i +6z+45=0         
6 =-4i =3-4i =3+i =4-4i -8z+41=0         
7 =-3i =-1-4i =-2-4i =2-6i +8z+41=0         
8 =3-2i =-3-2i =-2-i =3-3i +4z+13=0         
9 =-1-2i =-3-4i =1-i =3-3i -4z+68=0         
10 =-3i =-1-4i =-1-6i =2-5i +2z+26=0         
11 =-4i =1-4i =-3-3i =4-2i +2z+17=0          
12 =-4i =3-4i =-1-3i =3-2i -16z+65=0         

Вар.

Числа

+ b×z + c =0 

13 =1-4i =-1-4i =i =5-4i -10z+34=0         
14 =3-2i =-3-2i =2-5i =2-6i +10z+50=0         
15 =-2i =-3-4i =-2-5i =2-6i +16z+53=0         
16 =-3i =-1-4i =-1-2i =4-3i +6z+58=0         
17 =1-3i =-1-4i =-1+i =4-5i +16z+68=0         
18 =-4i =1-4i =2+i =3-5i -20z+125=0         
19 =2-i =-3-4i =1-4i =5-2i -6z+18=0         
20 =3-4i =3-2i =1-i =2-4i -14z+74=0         
21 =1-4i =4-4i =-i =2-4i -4z+85=0         
22 =-3i =1-4i =-1-6i =3-6i -18z+85         
23 =2-4i =-1-4i =-2-3i =3-3i +6z+90=0         
24 =-i =1-4i =-2-3i =2-3i -18z+90=0         
25 =3-3i =-3-4i =-2-3i =4-5i -12z+61=0         
26 =3-4i =3-2i =-5i =4-2i -16z+65=0         
27 =2-4i =-1-4i =2-5i =2-2i +12z+45=0         
28 =-3i =-3-4i =-2-2i =3-4i +14z+85=0         
29 =3-4i =-3-4i =2+i =3-6i +18z+117=0         
30 =-3 =-1-4i =1+i =2-6i +18z+106=0         
31 =-1-i =1-4i =-4i =4-3i +10z+86=0         
32 =3-4i =3-2i =-1-i =3-5i +20z+136=0         
33 =3-4i =-1-4i =-1-i =5-5i -16z+82=0         
34 =-4i =-3-4i =-2-6i =2-2i -14z+98=0         

 


 








Шпаргалка

· Скалярное произведение × =| |×| |×cos(j);

· Проекция вектора на ось  прl =| |×cos( ^ l);

· Декартов базис если ;

· Если даны векторы   и ,

             то для них:

1) равенство                     ;

2) сумма                            ;

3) умножение на число              ;

4) скалярное произведение ;

5) модули ;

6) ортогональность:         Если ¹0 ¹0 и   то  ^ ;

7) косинус угла ; 8)    векторы  и  коллинеарны.

 

· Для точек  и

1) вектор      

2) расстояние  |АB|=  

3) середина .

· Модуль векторного произведения ;

· Векторное произведение  базисных векторов декартова базиса ( ; ; )

               

            

            ;

· Площадь треугольника АВС ;

· Векторное произведение в координатной форме ;

 

 

· sin ( ^ )= = ;

· Двойное векторное произведение ;

· Смешанное произведение ;

· ;

· Декартовы координаты по полярным ;

· Полярные координаты по декартовым  r = , ;

· Действия над комплексными числами в алгебраической форме  :

1) ;

2) ;

3) ;

4) ;

5) ;

·  z = |z|× ( cos( ) + i×sin( )) – тригонометрическая форма записи

                                                  комплексного числа;

· – Формула Эйлера;

·   – показательная форма записи комплексного числа,

где ;

· Действия над комплексными числами в тригонометрической (показательной) формах :

1) ;

3)  ;

4) ;

5) ;

6)   - Формула Муавра ;

7)    

      – Формула Муавра – Лапласа.



13 Рекомендуемая литература

13.1 Бугров Я.С., Никольский С.М. Элементы линейной алгебры и

  аналитической геометрии. – М.: Наука, 1980 – 176с.

13.2 Фролов С.В., Шостак Р.Я. Курс высшей математики. Т.1 

                                                   – М.: Высшая школа, 1973 – 480с.

13.3 Шнейдер В.Е., Слуцкий А.И., Шумов А.С. Краткий курс высшей    

   математики Т.1               – М.: Высшая школа, 1978.

13.4 Данко П.Е., Попов А.Г., Кожевникова Т.Я. Высшая математика в

   примерах и задачах. Ч. 1 – М.: Высшая школа, 1986 – 304, 416 с.

13.5 Шипачев В.С. Высшая математика: Учебное пособие для ВУЗов.

                                                  – М.: Высшая школа, 1996 – 479с.

13.6 Беклемишев Д.В. Курс аналитической геометрии и линейной алгебры.

                                              – М.: Наука, 1971 – 320с.

13.7 Власов В.Г. Конспект лекций по высшей математике. –

                                               –М.: Айрис, 1998 – 288с.

13.8 Курош А.Г. Курс высшей алгебры. – М.: 1963 – 431с.

 

13.9 Орлов Ю.В. Линейная алгебра и аналитическая геометрия

часть 1 «Матричное исчисление. Решение систем  линейных уравнений»

           Учебно-методическое пособие по курсу «Высшая математика»

            для бакалавров направления 080200.62 «Менеджмент».

                                          –Новоуральск, НГТИ 2012 - 72 с.

 

 


 

 

Орлов Юрий Владимирович

Линейная алгебра и аналитическая геометрия

Часть 2 «Векторное исчисление»

Учебное-методическое пособие по курсу «ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА» для бакалавров направления 210100 «Электроника и наноэлектроника»

Новоуральск изд. НГТИ, 2012. −72 с.

 

Макет подготовлен на кафедре ВМ  НТИ НИЯУ МИФИ

Подписано в печать _______________  Формат А5            Гарнитура

                               

Печать плоская. Усл-печ. л. ________ Тираж _______ экз. Заказ _______

Отпечатано на ризографе НТИ

Издательство Новоуральского  технологического института НИЯУ МИФИ,

624130, г.Новоуральск, ул. Ленина 85, НГТИ




Дата: 2018-12-21, просмотров: 326.