Свободное интервью, как правило, не имеет плана и заранее сформулированных вопросов. Его проводят в основном не специально выделенные лица (интервьюеры), а социологи, которые сами определяют тему беседы, формулируют вопросы, последовательность, уточняют тему и т.д. Чаще всего свободное интервью применяется при опросах экспертов в начальной (разведывательной) стадии социологического исследования.
Глубинное интервью преследует цель получить информацию» свидетельствующую не только о наличии того или иного coциального факта, явления, но и объясняющую причину появления данных фактов, явлении. Как правило, применяется для выяснения общественного мнения по тому или иному» кругу вопросов.
Цель фокусированного {направленного) интервью — изучение общественного мнения относительно конкретного факта ситуации. Опрашиваемые в этих случаях знакомы с объектом, интересующим социолога, и высказывают свое отношение к нему и мнение о нем, давая ему оценку.
При проведении интервью вопросы, с которыми интервьюер обращается к своим респондентам, могут иметь открытый или закрытый характер.
Интервью с открытыми вопросами проводится по заранее разработанному плану, представляющему собой целый набор открытых вопросов, расположенных в определенной последовательности. Задавая эти вопросы респонденту, исследователь выслушивает ответы на них, фиксируя их полное содержание с помощью магнитной записи или стенографии.
При интервью с закрытыми вопросами, которое обычно называют стандартизованным, исследователь обращается к респондентам с вопросником, являющимся по сути дела анкетой, в которой содержатся в основном вопросы закрытого типа, респондент должен выразить свое согласие или, наоборот, отрицательное отношение к одному из поставленных вопросов, интервьюер при проведении этого рода интервью выступает в роли простого исполнителя-информатора, он лишен возможности изменять содержание вопросов, их последовательность или задавать какие-либо дополнительные вопросы. Стандартизованное интервью — наиболее распространенный вид и чаще проводится при переписи населения.
Факторы, влияющие на проведение интервью
Как видим, классифицирующим признаком всех видов интервью является прежде всего степень их формализованности.
На проведение интервью существенное влияние оказывают место и время, стратегия и тактика его проведения, состав участников.
Опрос на рабочем месте для многих категорий респондентов неудобен, так как отвлекает от дел, создает излишнюю напряженность во время интервью. На рабочем месте человек торопится, не в состоянии обдумывать ответы даже на относительно простые вопросы. Его могут отвлекать сослуживцы их присутствие может помешать полному, откровенному ответу на тот или иной вопрос. Вследствие этого рабочее место не всегда подходит для проведения опроса.
Достоинство опроса по месту жительства респондента состоит в том, что человек в домашних условиях держится непринужденнее, отвечает с большей охотой, даже если вопросник длинный. При опросе на дому больше возможностей для того, чтобы человек подумал над вопросом и ответил более полно и точно.
Однако при опросе по месту жительства резко увеличивается время, затрачиваемое на каждое интервью, так как возрастает подготовительно-заключительный этап (знакомство, введение в курс дела и т.д.), а также увеличиваются затраты времени на дорогу от одного места интервьюирования к другому, того, при опросе на дому на ответы респондента могут влиять третьи лица — члены семьи, а это отрицательно сказывается на объективности полученной информации.
Специальное место опроса, куда респондент вызывается заранее или непосредственно перед началом интервьюирования наиболее удобно для проведения беседы, так как оно лишено перечисленных выше недостатков. Это может быть комната отдыха, класс технической учебы и т.д. Основное преимущество опроса в неслужебном помещении — сокращение сроков интервьюирования, что положительно сказывается на качестве получаемых материалов. Кроме того, исключается влияние третьих лиц, появляется возможность создания неофициальной обстановки при проведении опроса.
Однако окончательное решение необходимо принимать, руководствуясь конкретными условиями, возникающими в каждом отдельном случае.
Большое влияние на достоверность и полноту информации получаемой с помощью опросов, оказывает фактор времени. Его действие проявляется прежде в том, сколько времени может выделить респондент для беседы, в выборе удобного для него времени.
Большое значение имеет информирование респондента о целях и значимости опроса. Активность респондента, его готовность серьезно и вдумчиво отвечать на вопросы заметно возрастают, если он видит, что интервьюер не торопится, с интересом его слушает, помнит его ответы на предыдущие вопросы и т.д.
Влияние интервьюера на ответы респондента может сказаться в самых различных направлениях.
Задача интервьюера состоит в том, чтобы постараться максимально непредвзято и объективно зарегистрировать ответы респондента, ставить вопросы тактично, ровно, ненавязчиво, в затруднительные моменты проявляя находчивость, быстроту реакций и умение вести разговор в нужном направлении. Интервьюер во время опроса должен стремиться создать благоприятную атмосферу. Ни одеждой, ни манерой разговора следует подлаживаться под опрашиваемого: надо держаться спокойно и естественно.
На ход беседы также влияют возраст и пол ее участников, интервьюер примерно того же возраста, что и опрашиваемый, противоположного пола, как правило, добивается лучшего результата. Женщинам-интервьюерам удается получать более искренние ответы, чем мужчинам. Если респондент интервьюер разного пола, в ответах респондента намечается тенденция приукрашивать собственное положение, уровень развития и т. д. Поэтому в работе с анкетой, где много вопросов имеющих целью выяснить ценностные ориентации опрашиваемого, целесообразно, чтобы интервьюер и респондент были одного пола и примерно одного возраста. Положительные результаты дает опрос который проводит интервьюер, хорошо знакомый респондентам, пользующийся у них уважением и доверием. Вместе с тем недопустимо, чтобы интервьюер находился в прямых служебных отношениях с респондентом.
Эти лица нередко включаются в беседу, высказывают свое мнение, поправляют респондента, дают неправильные оценки фактам и т.д. Иногда они создают ироническую атмосферу во время беседы, побуждают респондента к несерьезным ответам.
Негативное влияние «третьих лиц» во время опроса очевидно, и их присутствие надо исключить. При необходимости интервьюер должен предпринять усилия, чтобы обеспечить бесед с глазу на глаз.
Правила ведения беседы
При проведении опроса интервьюер должен соблюдать следующие правила:
• не допускать своей интерпретации формулировки вопросов. Изменение формулировок разрешается лишь в исключительных случаях, и о первом же подобном факте следует ставить в известность научных руководителей опроса;
• не допускать своего толкования ответа на вопрос;
• задавать вопросы строго в той же последовательности, которая предусмотрена анкетой;
• исключить сознательный пропуск каких-либо вопросов, зафиксированных в анкете, кроме специально оговоренных.
Если опрашиваемый не понял вопроса, то интервьюеру рекомендуется еще раз медленно повторить его и дать возможность подумать респонденту.
Те вопросы, цель которых — выявление мнения респондента о каких-либо фактах, более всего требуют точности формулировок, и интервьюеру надо придерживаться только той формулировки, которая дана в анкете. При постановке вопросов о факте интервьюер может уточнять, разъяснять вопрос, чтобы добиться правильного понимания.
Приведем наиболее распространенные средства, которые используются большинством интервьюеров для стимулирования респондентов, получения наиболее полной и точной информации.
Выражение согласия — внимательный взгляд, кивок, улыбка, поддакивание. Использование коротких пауз. Повторение основного вопроса.
Частичное несогласие, например: «Вы говорите, что... Однако некоторые люди полагают, что...».
Просьба пояснить, например: «Мне не совсем ясно, как... Не могли бы Вы объяснить, что имеете в виду...», «Итак, Вы только что сказали, что... Уточните, пожалуйста...».
Уточнение с помощью неправильного повторения ответа, например:
— Вы заметили, что обычно возникают споры по вопросам трудовой дисциплины?
— Нет, я сказал «иногда».
— Простите, я, очевидно, не расслышал.
Указания на противоречия в ответах.
Повторение последних слов респондента (метод «эхо»).
Нейтральное требование добавочной информации, например: «Это интересно, я хотел бы знать больше о проведении Вами свободного времени. Не могли бы Вы рассказать об этом немного подробнее?».
Требование определенной добавочной информации, например: «Почему Вы думаете именно так? Как вы пришли к этому выводу? Когда?».
В заключение беседы интервьюер может вернуться к вопросам, на которые получены неполные ответы. Закончив беседу интервьюер спрашивает о согласии респондента принять участие в последующих социологических исследованиях: они могут проводиться в форме почтовой анкеты или телефонного опроса (по проблемам, требующим оперативного решения). Затем интервьюер интересуется, сколько, по мнению респондента, продолжалась беседа. Уход из ситуации «домашнего интервью должен быть вежливым по отношению ко всем членам семьи респондента.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Что представляет собой социологическое исследование каковы его возможности?
2. По каким показателям производится классификация социологических исследований? Основные виды исследования.
3. Чем отличаются подходы к методологии социологических исследований у «эмпириков» и «теоретиков»? Что понимается под методикой социологических исследований ? Какие исследовательские методы использует социология? Дайте их характеристику. Зачем социологам нужно столь большое количество разных методов?
4. Какое значение в социологии имеют количественные показатели?
5. Какие методы сбора социологической информации знаете?
6. Назовите известные вам этапы проведения социологического исследования. С чего начинается социологическое исследование?
7. Что представляет собой программа социологического исследования и для чего она нужна, из каких разделов состоит?
8. Что такое анкета? Каковы принципы ее составления, составные части?
9. Какая документация нужна при проведении социологического исследования?
10. Как подводятся итоги социологического исследован! Какая используется документация?
11. Какие основные качества должны быть присущи выводам, предложениям и рекомендациям, составляющим заключительную часть исследования?
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ (СРС)
1. Место и роль прикладных исследований в структуре социологического знания.
2. Классификация социологических исследований.
3. Основные характеристики социологического исследования, его функции, виды, структура.
4. Этапы социологического исследования: подготовительный, основной, завершающий.
5. Программа и план прикладных социологических исследований.
6. Методы прикладных социологических исследований.
7. Сбор социологической информации. Классификация и характеристика методов сбора информации.
8. Методика подготовки и проведения социологического эксперимента.
9. Организация группового опроса в студенческой группе.
10. Методы определения выборочной совокупности.
11. Основные правила построения рабочей гипотезы.
12. Методы моделирования социальных процессов.
13. Социальное прогнозирование.
Учебная, учебно-методическая и дополнительная литература
1. Бабосов Е.М. Практикум по социологии. Учебное пособие для вузов – Минск: "Тетра – Системс" 2003.
2. Бутенко И.А. Организация прикладного социологического исследования. М., 1998.
3. Девятко И. Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург. 1998.
4. Давыдов А.А. Объем выборки // Социологические исследования. 1988. № 6.
5. Елсуков А.Н. Социология. Краткий курс. Учеб. Пособие.-Мн.: «Тетра Системс», 2007.
6. Исаев Б.А. Социология.- Спб.: Питер, 2007.
7. Кравченко А.И. Общая социология: Учеб. пособие для вузов. - М., 2002.
8. НъюманЛ. Неопросные методы исследования // Социологические исследования. 1998. № 7.
9. Общая социология: Учебное пособие / Под общ. ред. проф.А.Г. Эфендиева - М, 2000.
10. Основы прикладной социологии: Учебник для вузов / Подред. Ф.Э. Шереги и М.К. Горшкова. М., 1996.
11. Прикладная социология и менеджмент: Хрестоматия / Сост., науч. ред. А.И. Кравченко. - М, 1998.
12. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций. - 3-е изд., перераб. и доп. -М., 2001.
13. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2000.
14. Степанов А. С. Метод контент-анализа и производные принципы в исследовании Фролов С.С. Основы социологии. М.: "Юристъ", 1997.
15. Татарова Г. Г. Методология анализа данных в социологии (введение). Учебное пособие для вузов. М., 1998.
16. Толстова Ю.Н. Измерения в социологии. Курс лекций. М.,1998.
17. Толстова Ю.Н. Роль моделирования в работе социолога.Социология: методология, методы, математические модели. 1997.№7.
18. Ч раков А.Н. Компьютерный контент-анализ. М., 1996.
19. Шикун А.И. Социологический практикум: Учеб. пособие. - Мн., 2000.
20. Экономическая социология: Хрестоматия / Авт.-сост. Г.Н. Соколова, О.В. Кобяк. - Мн., 2000.
21. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 1998.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 614.