Под параллельным экспериментом понимается исследование, в котором существует как экспериментальная, так и контрольная группа, и в котором доказательство гипотезы опирается на сравнение состояния двух объектов наблюдения (экспериментального и контрольного) в одно и то же время.
В последовательном эксперименте контрольная группа отсутствует. Одна и та же группа выступает в нем как контрольная до введения независимой переменной и как экспериментальная после того, как независимая переменная оказала (или могла бы оказать) предусмотренное действие. Доказательство гипотезы в этом случае опирается на сравнение двух состояний объекта наблюдения в разное время.
По характеру экспериментальной ситуации эксперименты в социологии делятся на полевые и лабораторные. Для полевого исследования характерна максимально естественная ситуация (производственная среда, студенческая группа, учебный класс и т.д.), исследуемые с его помощью объекты сохраняют свои обычные связи.
Среди полевых экспериментов выделяют контролируемый и естественный. Под контролируемым экспериментом понимается такой эксперимент, когда исследователь имеет описание факторов, составляющих социальный объект и условия его существования, и вводит в действие независимую переменную как гипотетическую причину предполагаемых в будущем изменений. В естественном эксперименте исследователь заранее не выбирает и не подготавливает независимую переменную, а также не воздействует ею на экспериментальную группу. Таким образом, исследователь не осуществляет активного вмешательства в обычный ход событий, а всего лишь наблюдает и ждет, пока в исследуемом процессе самостоятельно наступит интересующее его четко выраженное изменение, которое сыграет роль независимой переменной.
Лабораторный эксперимент представляет собой исследование в некоторой искусственной среде. Искусственность последней заключается в том, что объект наблюдения из своей обычной, естественной среды переносится в обстановку, которая позволяет добиться высокой степени точности в наблюдении за его поведением. Особое место в проведении лабораторного эксперимента занимает организация экспериментальной ситуации и управление ею. Последняя бывает естественной и игровой. Перед тем как перейти к анализу результатов эксперимента, необходимо упорядочить полученные материалы, т.е. определиться с классификацией полученных результатов, их обработкой, которая позволила бы сделать их доступными. Чистота проведения эксперимента в сочетании с адекватным применением методов социологического анализа результатов может гарантировать, чаемых переменных не будет случайной. Далее представляется важным определить, насколько общий характер имеют выделенные в эксперименте связи и механизмы. Это особенно важно, когда изучаются социальные проблемы взаимодействия в условиях общества переходного типа, при принятии управленческих решений.
Изучаемые экспериментальные объекты наблюдения всегда будут лишь частью всех возможных вариантов. Если в ходе исследования менять их основные характеристики, можно установить границы ситуации, для которых экспериментально полученные выводы будут адекватны.
Применение эксперимента в социологии связано с целым рядом трудностей, не позволяющих добиться чистоты естественнонаучного эксперимента, поскольку нельзя устранить влияние отношений, существующих за пределами исследуемого, невозможно осуществить контроль факторов в той степени, как это удается в естественно научном эксперименте, повторить в той же самой форме его ход и результаты. Нельзя при этом не учитывать и определенные этические проблемы, что требует от исследователя повышенной ответственности, так как эксперимент непосредственно затрагивает конкретного человека.
Анкетный опрос
Наиболее распространенным методом сбора социологической информации является опрос. Опрос предусматривает, во-первых, устное или письменное обращение исследователя к определенной совокупности людей — респондентов с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему на уровне эмпирических индикаторов, во-вторых, регистрацию и статистическую обработку полученных ответов, а также их теоретическую интерпретацию. По формам и условиям общения социолога с респондентом различаются письменные (анкетирование) и устные (интервью) опросы, по месту жительства, по месту работы и в целевых аудиториях (зрители в кинотеатрах, пациенты в клиниках и т. д.), очные (личные) и заочные (обращение с анкетой через газету, телевидение, по телефону), групповые и индивидуальные и т. д. Метод опроса используется в ряде случаев:
1) Когда изучаемая проблема недостаточно обеспечена документальными источниками информации либо когда такие источники вообще отсутствуют.
2) Когда предмет исследования или отдельные его характеристики недоступны для наблюдения.
3) Когда предметом изучения являются элементы общественного или индивидуального сознания: потребность, интересы, мотивации, настроения, ценности, убеждения людей и т. д.
4) В качестве контрольного (дополнительного) метода для расширения возможностей описания и анализа изучаемых характеристик и для перепроверки данных, полученных другими методами.
Метод опроса предусматривает получение социологической информации в ситуации социально-психологического общения.
И это накладывает свой отпечаток на содержание и качество получаемых данных. В социологии выработано значительное количество методических требований и процедур для того, чтобы преодолеть субъективизм, повысить надежность и эффективность данной формы сбора социологической информации.
Самым распространенным методом получения социологической информации является анкетный опрос, который осуществляется с помощью хорошо отработанного инструмента — анкеты. Анкета — это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на получение информации от респондентов о социальных фактах, явлениях и процессах. Достоверность и надежность информации в анкетном опросе зависит от формы и типа вопросов, а также последовательности, в которой они задаются.
Анкета имеет определенную структуру, связанную с основными фазами опроса: адаптацией (формированием общей положительной установки к опросу), достижением цели исследования (сбором необходимой информации), завершением опроса (снятием напряжения). В соответствии с этими целями анкета обычно состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. Вводная часть представляет собой непосредственное обращение к респонденту. В ней кратко говорится о целях и задачах исследования, сообщается, как будут использованы ее результаты. Здесь же разъясняются правила заполнения анкеты.
Основная часть содержит вопросы, направленные на получение необходимой информации. Поскольку в исследовании, как правило, ставится несколько задач, то решение каждой из задач должен соответствовать свой блок вопросов.
В заключительной части содержится так называемая паспортичка, где выясняются социально-демографические характеристики опрашиваемого: его пол, возраст, семейное положение, образование, социальное происхождение, профессия, место работы и т.д. Здесь же, как правило, респонденту предлагается высказать свое мнение по теме опроса и выражается благодарность за участие в исследовании.
В социологии отработаны определенные правила составления анкеты:
• анкета должна быть максимально компактной. Время ее заполнения не должно превышать 30-40 минут. В противном случае респондент устает и последние вопросы остаются обычно без полноценных ответов;
• вопросы должны быть четкими, ясными, понятными опрашиваемым, в них не должно содержаться двусмысленности;
• вопросы должны отвечать требованиям логики: вначале речь должна идти об установлении того или иного факта (события), а уж потом о его оценке;
• важно, чтобы интерес к предмету опроса, содержащемуся в анкете, не снижался, а постепенно повышался. Поэтому более сложные по содержанию вопросы должны следовать за более простыми;
• первый вопрос не должен быть ни дискуссионным, ни настораживающим. Лучше всего, если он будет нейтральным;
• трудные вопросы целесообразно поместить в середину, чтобы, отвечая на них, респондент сумел «включиться» в тему исследования.
Процесс интервьюирования во многом напоминает структуру анкеты, ключевую роль здесь также играют задаваемые вопросы. Вопросы анкеты и интервью классифицируются по ряду оснований: содержанию, форме, функции.
Деление вопросов по содержанию обусловлено характером информации, которую представляет ответ на тот или иной вопрос. Здесь можно выделить вопросы о фактах и об отношении к ним, о нормах и мотивах поведения, о поведении в прошлом и настоящем. Например, вопросы о фактах призваны дать объективные сведения об отвечающем на анкету респонденте (его пол, возраст, профессия, доход и т.д.). Цель такого рода вопросов чаще всего в том, чтобы отсеять тех лиц, которые не могут дать нужную для исследования информацию.
По форме вопросы делятся на «открытые» и «закрытые», «прямые» и «косвенные». Открытые вопросы не предлагают респонденту никаких вариантов ответа и дают возможность свободно высказывать свое мнение. Например, «Что Вам не нравится в Вашей работе (учреждении)?
«Закрытые» вопросы предлагают респонденту варианты ответов, и он должен выбрать один или несколько из них.
«Открытые» вопросы дают респонденту возможность подробно изложить свое мнение, но создают трудности в обработке, так как они плохо поддаются формализации. Достоинство «закрытых» вопросов в их однозначной интерпретации, но здесь социолог как бы навязывает свое мнение респонденту. Чтобы дать максимальную возможность респонденту высказать свое мнение перечень вариантов ответов в конце дополняется позициями: Чтобы Вы еще хотели отметить? Имеется ли у Вас иное мнение? допишите ... Это вариант «полузакрытых» вопросов.
Второй тип вопросов по форме — прямые и косвенные. Прямой вопрос может звучать так: Доставляет ли Вам работа морально'' удовлетворение или Вы трудитесь ради денег? Косвенный же вопрос на эту тему может быть сформулирован следующим образом: Если бы случилось так, что Вам снова пришлось выбирать профессию, то избрали бы Вы свою нынешнюю профессию?
По своим функциям вопросы делятся на основные и контрольные. Основные вопросы — это программные вопросы, с помощью которых решаются главные задачи исследования. Контрольные вопросы выступают как проверочные к основным. Если основной вопрос формулируется так: В какой мере Вы удовлетворены своей работой? , то контрольный вопрос может быть сформулирован иначе: Хотели бы Вы сменить свою работу? Разновидностью контрольных вопросов являются «вопросы-ловушки». Они предназначены для выявления искренности и добросовестности опрашиваемых. Для повышения эффективности контроля вопросы обычно располагаются в анкете на расстоянии от основного и друг от друга.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 562.