Сущность межэтнических конфликтов, их последствия и способы разрешения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Противоречия и негативные явления в меж­национальных отношениях, строго говоря, нельзя считать "чисто национальным". Это — особая форма социальных противоречий, порождаемых комплексом причин, которые носят конкретно-исторический характер.

Застойные явления, наблюдавшиеся в социально-экономической жизни народов бывшего СССР, привели к появлению в нацио­нальных отношениях ряда негативных тенденций, которые ранее либо не наблюдались совсем, либо не проявлялись достаточно отчетливо. В сочетании со "старым" комплексом проблем (сохра­няющаяся неравномерность социально-экономического развития, различия в социально-классовой структуре наций, неодинако­вость их культурного потенциала и т. д.) возникли новые, как не­гативный результат осуществляемых социальных преобразований и проводимой национальной политики в стране. Все эти обстоя­тельства создали питательную среду для возможных национали­стических деформаций, местнических тенденций.

 Основой противоречий в межнациональных отношениях выступают:

- экономические, культурные, бытовые, языковые различия ме­жду нациями и народностями;

- значительные различия в исторических и национальных осо­бенностях их развития, в темпах урбанизации, развитии миграционных и демографических процессов, естественном при­росте населения;

- важнейшей причиной осложнения межнациональных отноше­ний является тот факт, что национальная политика государства была построена без учета коренных интересов народов России, не отвечала их социально-культурным потребностям прогрес­сивного развития.

Федерация не выдумана большевиками. Несмотря на изъяны в национальной политике КПСС, федерализм остается естествен­ным процессом и продуктом многовекового развития России, объединявшей разные народы. И многие беды в национальной политике (в прошлом и в настоящее время) проистекают из-за стремления власти навязать народам свои субъективные цели и идеи, не всегда учитывающие коренные интересы этих народов.

Разработка и осуществление демократической национальной политики — одна из задач выхода страны из затяжного кризиса. Демократическая национальная политика — это не абсолютизация суверенитета и необоснованное обеспечение преимущественных прав "коренной" ("титульной") нации, не ошибочное отождеств­ление равенства и равноправия: односторонний упор на нацио­нально-территориальный подход к государственному устройству вызывает наличие привилегий одной нации перед другой. В этой связи необходимо:

- совершенствовать формы национально-культурной автономии в рамках Российской Федерации;

- оптимально решить проблему "равенства " и "равноправия " наций. Если равноправие наций — это атрибут демократического уст­ройства многонационального государства, то равенство — уто­пичный лозунг, который не учитывает всего комплекса исто­рических, геополитических, культурных и других факторов развития того или иного народа;

 - преодолеть идеализацию равенства и суверенитета, которая привела к стремлению "огосударствления" чуть ли не каждого этноса. Такое размежевание этносов очень опасно для всего государства. Иными словами, попытки создать суверенное го­сударство тем или иным народом без учета конкретно-исторических условий его развития, может привести к непред­сказуемым негативным последствиям. Именно в этом кроется определенный интерес конкретных политических сил.

Сегодня вполне очевидно, что понятие "нация" более употре­бимо в политическом смысле, нежели этническом или культурно-историческом. К такому выводу давно пришли западные полити­ки. Вспомним, что нациями часто называют целые государства ("объединенные нации"), а английское слово "nation" означает од­новременно собственно нацию и народ.

Применение понятия "нация" как согражданства к таким общностям, как американцы, немцы, французы, не вызывает воз­ражений, ибо в соответствующих странах политическое и куль­турно-историческое содержание этого понятия в основном совпа­дает. Иное дело — Восточная Европа, республики бывшего СССР, Россия. Здесь, как правило, речь не идет о сложившемся граж­данском обществе, делающем несущественными национальные различия. Здесь национальный вопрос не только не утратил, а напротив, приобретает все большее значение.

 Реальные и возможные последствия межэтнических конфликтов заключаются в следующем:

- социально-политические: общая дезинтеграция систем законода­тельства, исполнительной и судебной власти непосредственно в зонах конфликта, а также деформация общественного созна­ния, ослабление ценности права и морали. Все это ведет к усилению авторитарных тенденций в политической жизни на­ций, свертыванию демократических процессов;

- экономические: огромные прямые потери в зонах конфликтов, возникающие вследствие остановки производства, разрушения жилых домов, производственных объектов, транспортных ком­муникаций, нарушения экономических связей с другими ре­гионами, резкого возрастания непроизводственных расходов;

- экологические. Они связаны со снижением общего уровня эко­логической безопасности в виду возрастания вероятности слу­чайного или сознательного повреждения АЭС, химических за­водов, плотин, складов оружия;

- этнодемографические. Включают в себя, наряду с опасностью исчезновения в этом конфликте целых этнических и субэтни­ческих групп, еще и проблемы нарушения естественного вос­производства населения, вынужденной миграции, беженцев.

Возрастающая социальная неопределенность в зонах конфлик­тов подталкивает женщину и семью к отказу от рождения де­тей. Падение рождаемости характерно и для беженцев. Кроме того, супружеские пары беженцев вынуждены проживать раз­дельно, зачастую в разных местностях. Отсюда распад сло­жившихся родственных и социальных связей; самое страшное последствие межнациональных конфликтов — пугающая будущность детей, на чьих глазах или при чьем уча­стии развертывались кровавые события. И не исключено, что некоторые из них станут боевиками и террористами.

Все существующие в мире принципы и пути решения межнацио­нальных проблем могут быть подразделены на три основные кате­гории:

- оперативные решения — разовые действия, направленные в це­лом на недопущение разрастания конфликта;

- тактические решения — урегулирование уже возникших кон­фликтов путем силового, в том числе экономического, давле­ния на их участников или посредством налаживания перего­ворного процесса;

 - стратегические решения. Они ориентированы на предупреж­дение кризисов в межнациональных отношениях на основе за­благовременного создания правовых, политических, экономи­ческих и социально-психологических условий для разумного развития этих процессов.

Надо сказать, что ни в одном из политических документов, принимаемых высшими властными структурами России, не обо­значена продуманная система инструментов предотвращения межнациональных конфликтов. Отсутствие стратегической кон­цепции делает этническую политику государства непредсказуемой как для своих граждан, так и для соседних стран. А это усугубляет общую атмосферу подозрительности, недоверия в стране, и в рамках Содружества независимых государств. Ни в одной из рес­публик бывшего СССР не создана инфраструктура предотвраще­ния конфликтов, а сложные экономические условия постоянно провоцируют их возникновение.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 456.