Противоречия и негативные явления в межнациональных отношениях, строго говоря, нельзя считать "чисто национальным". Это — особая форма социальных противоречий, порождаемых комплексом причин, которые носят конкретно-исторический характер.
Застойные явления, наблюдавшиеся в социально-экономической жизни народов бывшего СССР, привели к появлению в национальных отношениях ряда негативных тенденций, которые ранее либо не наблюдались совсем, либо не проявлялись достаточно отчетливо. В сочетании со "старым" комплексом проблем (сохраняющаяся неравномерность социально-экономического развития, различия в социально-классовой структуре наций, неодинаковость их культурного потенциала и т. д.) возникли новые, как негативный результат осуществляемых социальных преобразований и проводимой национальной политики в стране. Все эти обстоятельства создали питательную среду для возможных националистических деформаций, местнических тенденций.
Основой противоречий в межнациональных отношениях выступают:
- экономические, культурные, бытовые, языковые различия между нациями и народностями;
- значительные различия в исторических и национальных особенностях их развития, в темпах урбанизации, развитии миграционных и демографических процессов, естественном приросте населения;
- важнейшей причиной осложнения межнациональных отношений является тот факт, что национальная политика государства была построена без учета коренных интересов народов России, не отвечала их социально-культурным потребностям прогрессивного развития.
Федерация не выдумана большевиками. Несмотря на изъяны в национальной политике КПСС, федерализм остается естественным процессом и продуктом многовекового развития России, объединявшей разные народы. И многие беды в национальной политике (в прошлом и в настоящее время) проистекают из-за стремления власти навязать народам свои субъективные цели и идеи, не всегда учитывающие коренные интересы этих народов.
Разработка и осуществление демократической национальной политики — одна из задач выхода страны из затяжного кризиса. Демократическая национальная политика — это не абсолютизация суверенитета и необоснованное обеспечение преимущественных прав "коренной" ("титульной") нации, не ошибочное отождествление равенства и равноправия: односторонний упор на национально-территориальный подход к государственному устройству вызывает наличие привилегий одной нации перед другой. В этой связи необходимо:
- совершенствовать формы национально-культурной автономии в рамках Российской Федерации;
- оптимально решить проблему "равенства " и "равноправия " наций. Если равноправие наций — это атрибут демократического устройства многонационального государства, то равенство — утопичный лозунг, который не учитывает всего комплекса исторических, геополитических, культурных и других факторов развития того или иного народа;
- преодолеть идеализацию равенства и суверенитета, которая привела к стремлению "огосударствления" чуть ли не каждого этноса. Такое размежевание этносов очень опасно для всего государства. Иными словами, попытки создать суверенное государство тем или иным народом без учета конкретно-исторических условий его развития, может привести к непредсказуемым негативным последствиям. Именно в этом кроется определенный интерес конкретных политических сил.
Сегодня вполне очевидно, что понятие "нация" более употребимо в политическом смысле, нежели этническом или культурно-историческом. К такому выводу давно пришли западные политики. Вспомним, что нациями часто называют целые государства ("объединенные нации"), а английское слово "nation" означает одновременно собственно нацию и народ.
Применение понятия "нация" как согражданства к таким общностям, как американцы, немцы, французы, не вызывает возражений, ибо в соответствующих странах политическое и культурно-историческое содержание этого понятия в основном совпадает. Иное дело — Восточная Европа, республики бывшего СССР, Россия. Здесь, как правило, речь не идет о сложившемся гражданском обществе, делающем несущественными национальные различия. Здесь национальный вопрос не только не утратил, а напротив, приобретает все большее значение.
Реальные и возможные последствия межэтнических конфликтов заключаются в следующем:
- социально-политические: общая дезинтеграция систем законодательства, исполнительной и судебной власти непосредственно в зонах конфликта, а также деформация общественного сознания, ослабление ценности права и морали. Все это ведет к усилению авторитарных тенденций в политической жизни наций, свертыванию демократических процессов;
- экономические: огромные прямые потери в зонах конфликтов, возникающие вследствие остановки производства, разрушения жилых домов, производственных объектов, транспортных коммуникаций, нарушения экономических связей с другими регионами, резкого возрастания непроизводственных расходов;
- экологические. Они связаны со снижением общего уровня экологической безопасности в виду возрастания вероятности случайного или сознательного повреждения АЭС, химических заводов, плотин, складов оружия;
- этнодемографические. Включают в себя, наряду с опасностью исчезновения в этом конфликте целых этнических и субэтнических групп, еще и проблемы нарушения естественного воспроизводства населения, вынужденной миграции, беженцев.
Возрастающая социальная неопределенность в зонах конфликтов подталкивает женщину и семью к отказу от рождения детей. Падение рождаемости характерно и для беженцев. Кроме того, супружеские пары беженцев вынуждены проживать раздельно, зачастую в разных местностях. Отсюда распад сложившихся родственных и социальных связей; самое страшное последствие межнациональных конфликтов — пугающая будущность детей, на чьих глазах или при чьем участии развертывались кровавые события. И не исключено, что некоторые из них станут боевиками и террористами.
Все существующие в мире принципы и пути решения межнациональных проблем могут быть подразделены на три основные категории:
- оперативные решения — разовые действия, направленные в целом на недопущение разрастания конфликта;
- тактические решения — урегулирование уже возникших конфликтов путем силового, в том числе экономического, давления на их участников или посредством налаживания переговорного процесса;
- стратегические решения. Они ориентированы на предупреждение кризисов в межнациональных отношениях на основе заблаговременного создания правовых, политических, экономических и социально-психологических условий для разумного развития этих процессов.
Надо сказать, что ни в одном из политических документов, принимаемых высшими властными структурами России, не обозначена продуманная система инструментов предотвращения межнациональных конфликтов. Отсутствие стратегической концепции делает этническую политику государства непредсказуемой как для своих граждан, так и для соседних стран. А это усугубляет общую атмосферу подозрительности, недоверия в стране, и в рамках Содружества независимых государств. Ни в одной из республик бывшего СССР не создана инфраструктура предотвращения конфликтов, а сложные экономические условия постоянно провоцируют их возникновение.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 523.