Взаимодействие как обмен. Понятие интеракция
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Принято различать три основные формы взаимодей­ствия — кооперацию, конкуренцию и конфликт. В данном слу­чае взаимодействие классифицируется по способам, при по­мощи которых партнеры согласуют свои цели, средства их достижения и результаты.

Кооперация — сотрудничество нескольких индивидов (групп) ради решения общей задачи. Простейшим примером является перенос тяжелого бревна. Кооперация возникает там и тогда, где и когда становится очевидным преимущество объединенных усилий над индивидуальными. Кооперация подразумевает разделение труда.

Конкуренция — индивидуальная или групповая борь­ба за обладание дефицитными ценностями (благами). Ими могут быть деньги, собственность, популярность, престиж, власть. Дефицитными они являются потому, что, будучи ограниченными, не могут быть поделены поровну на всех. Конкуренция считается индивидуальной формой борьбы не потому, что в ней участвуют только индивиды, а потому, что конкурирующие стороны (группы, партии) стремятся получить как можно больше для себя в ущерб другим. Кон­куренция усиливается, когда индивиды осознают, что в одиночку они достигнут большего. Она является соци­альным взаимодействием потому, что люди обговаривают правила игры.

Конфликт — скрытое или открытое столкновение кон­курирующих сторон. Он может возникнуть и в коопера­ции, и в конкуренции. Соревнование перерастает в столк­новение, когда конкуренты пытаются помешать либо устранить друг друга из борьбы за обладание дефицитными благами. Когда равные соперники, например, индустриаль­ные страны, соревнуются за власть, престиж, рынки сбы­та, ресурсы мирным путем, это называется конкуренцией. А когда это происходит немирным путем, возникает воору­женный конфликт — война.

Специфическая черта взаимодействия, которая отличает его от просто действия, это обмен. Любое взаимодействие есть обмен. Обмениваться можно чем угодно: знаками вни­мания, словами, жестами, символами, материальными пред­метами. Пожалуй, вы не найдете ничего такого, что не мог­ло бы служить средством обмена. Таким образом, деньги, с которыми у нас обычно связан процесс обмена, занимают далеко не первое место.

Понимаемый столь расширительно обмен — универсаль­ный процесс, который можно обнаружить в любом обществе и в любую историческую эпоху. Структура обмена достаточ­но проста:

агенты обмена — два или более человека;

процесс обмена — совершаемые по определенным правилам действия;

правила обмена — устанавливаемые устно или письменно предписания, допущения и запреты;

предмет обмена — товары, услуги, подарки, знаки внима­ния и т.п.;

Иначе говоря, если вознаграждение увеличить в 3 раза, то в ответ индивид не обязательно увеличит в 3 раза свои усилия. Часто так бывало, что рабочим увеличивали в 2 раза зарплату в надежде, что они во столько же раз увеличат производительность. Но ре­альной отдачи не было: они лишь делали вид, что стараются. По природе человек склонен экономить свои усилия и при­бегает к этому в любой ситуации, иногда идя на обман.

Причина в том, что затраты и вознаграждения — произ­водные от разных потребностей или биологических побуж­дений. Стало быть, два фактора — стремление экономить усилия и желание получить как можно большее вознаграж­дение — могут действовать одновременно, но разнонаправ­ленно. Это и создает сложнейший узор человеческого взаи­модействия, где в единое целое вплетены обмен и личная выгода, бескорыстие и справедливое распределение вознаг­раждения, равенство результатов и неравенство усилий.

Итак, подведем некоторые итоги: обмен — универсальная основа интеракции. У него есть своя структура и принци­пы. В идеале он происходит на эквивалентной основе. Од­нако в действительности происходят постоянные откло­нения, которые и создают сложнейший узор человечес­кого взаимодействия.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 578.