Основные положения
Прежде чем перейти к непосредственному изложению проблемы, дадим определение понятия «конфликт». Конфликт — это столкновение противоположных целей, позиций, мнений, взглядов оппонентов как субъектов взаимодействия. Конфликт всегда связан с субъективным осознанием людьми противоречивости своих интересов как членов тех или иных социальных групп.
Обостренные противоречия порождают открытые или закрытые конфликты, если они глубоко переживаются людьми, осознаются как несовместимость их интересов. Противоречия пронизывают все сферы жизни общества: экономическую, политическую, социальную, духовную. Одновременное обострение всех названных видов противоречий создает зоны кризиса. Проявлением кризиса общества служит резкий подъем социальной напряженности, которая нередко перерастает в конфликт.
Истоки исследования проблемы конфликта восходят к глубокой древности. Еще китайские философы в VII — VI вв. до н.э. видели источник развития природы и общества в борьбе противоположностей.
Мыслители Древней Греции создали учение о противоположностях и их роли в возникновении вещей. Большое внимание исследованию конфликтов уделил итальянский мыслитель, государственный деятель Н. Макиавелли. В работах, посвященных римской истории, он рассматривает конфликты разного уровня и отмечает их положительную роль в общественном развитии.
Однако как социальное явление конфликт был впервые рассмотрен А. Смитом. В работе «Исследования о природе и причинах богатства народов» он писал, что в основе конфликта лежит деление общества на классы и экономическое соперничество между ними. Противоречия рассматривались им как движущие силы развития общества.
Большой вклад в осмысление социальных конфликтов внес Гегель. В «Философии права» одну из причин этих конфликтов он видел в социальной поляризации между накоплением богатства «в руках немногих» и ужасающей бедностью… Уже в прошлом веке многие мыслители исходили из того, что конфликт — это реальность, неизбежное явление в истории человеческого общества и стимул социального развития. Этих взглядов придерживались немецкий социолог М. Вебер, австрийский социолог Л. Гумплович и др.
С позиций исторического материализма рассматривали социальный конфликт К. Маркс и Ф. Энгельс, считающие, что конфликты порождаются социальным (имущественным) неравенством и проявляются в классовой борьбе. Именно классовая борьба не только неизбежна, но и необходима для обнаружения и разрешения противоречий капиталистического строя.
Критики марксизма отмечают, что проблема конфликта в марксизме не получила всестороннего обоснования, так как конфликты рассматривались этим учением только как столкновение между антагонистическими классами. К тому же в марксистской концепции абсолютизировались экономические отношения, считавшиеся главной причиной конфликта между классами и другими социальными группами.
Были и иные объяснения конфликта. Так, немецкий социолог Г. Зиммель определял конфликт не только как одну из форм разногласий, но и как социализирующую силу, способную объединить противоборствующие взаимосвязанные стороны. Он считал, что «конфликт очищает воздух».
Свое дальнейшее теоретическое обоснование проблема конфликта получила в XX в. Представители функционального анализа конфликтам отводили только негативную роль. Они придерживаются равновесной, бесконфликтной модели общества. Согласно взглядам сторонников этого направления общество представляет собой систему, жизнедеятельность и единство которой обеспечиваются благодаря функциональному взаимодействию ее составных элементов, таких, как государство, политические партии, промышленные объединения, профсоюзы, церковь, семья и т.д.
Исходя из идеи единства общества как предпосылки его равновесия и стабильности функционалисты называют в качестве решающего средства, обеспечивающего социальное единство, наличие у членов общества единых ценностей. Это могут быть правовые установки, нравственные нормы, религиозные заповеди. Данные ценности составляют основу жизни общества и определяют практическую деятельность как индивидов, так и социальных групп и организаций. Это, естественно, односторонний и узкий подход к рассмотрению происходящих в обществе явлений. В середине XX в. в социологии оформилось направление, которое всесторонне и глубоко исследует проблему социальных конфликтов. Стали появляться работы, посвященные разработке собственно теории социального конфликта. Конфликты рас сматривались как явления, органически присущие жизни общества. Наиболее известными исследователями этого направления являются Р. Дарендорф, Л. Козер, К. Э. Боулдинг и др.
Наибольшую известность получили следующие концепции конфликта: позитивно-функционального конфликта Л. Козера (США), конфликтной модели общества Р. Дарендорфа (Германия) и общей теории конфликта К. Боулдинга (США).
Согласно концепции Льюиса Козера, обществу присущи фатально неизбежное социальное неравенство, вечная психологическая неудовлетворенность его членов и проистекающая отсюда напряженность между индивидами и группами, обусловленная их чувственно-эмоциональным, психическим расстройством, которое периодически находит выход в их взаимных коллизиях. Поэтому социальный конфликт Козер сводит к напряженности между тем, что есть, и тем, что должно быть в соответствии с чувствами известных групп и индивидов. Под социальным конфликтом он понимает борьбу за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьбу, в которой целями противников являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника. Это наиболее распространенное определение конфликта в западной политологии.
Козер тесно увязывает форму и интенсивность конфликта с особенностями конфликтующих групп. Так как конфликт между группами способствует укреплению внутригрупповой солидарности и, следовательно, сохранению группы, то лидеры группы сознательно прибегают к поискам внешнего врага и разжигают мнимый конфликт. Известна также тактика, направленная на поиски внутреннего врага («предателя»), особенно в ситуациях, когда лидеры терпят неудачи и поражения.
Козер обосновывает двоякую роль конфликта во внутреннем сплочении группы; внутренняя сплоченность возрастает:
1) если группа уже достаточно интегрирована;
2) если внешняя опасность угрожает всей группе и воспринимается всеми членами группы как общая угроза. При этом, отмечает Козер, большие группы при высокой степени соучастия своих членов могут проявить значительную гибкость, а малые группы или недостаточно интегрированные могут проявлять жестокость и нетерпимость по отношению к «уклоняющимся» членам.
Л. Козер полагал, что его концепция социального конфликта в сочетании с «равновесно-интегральной» теорией и консенсусным принципом структурного функционализма будет чем-то вроде общесоциологической теории общества. Однако концепция позитивно-функционального конфликта господствовала недолго.
Ральф Дарендорф в середине 60-х гг. выступил с обоснованием новой теории социального конфликта, получившей название конфликтной модели общества и изложенной в работе «Классы и классовый конфликт в индустриальном обществе».
Суть его концепции в следующем: любое общество постоянно подвержено изменению, социальные изменения вездесущи; в каждый момент общество переживает социальный конфликт, социальный конфликт вездесущ; каждый элемент общества способствует его изменению; любое общество опирается на принуждение одних его членов другими.
Поэтому, отмечает Дарендорф, для общества характерно неравенство социальных позиций, занимаемых людьми по отношению к распределению власти, что обусловливает различия их интересов и устремлений, а следовательно, вызывает взаимные трения, антагонизмы и как результат этого структурные изменения самого общества. Подавленный конфликт Дарендорф сравнивает с опаснейшей злокачественной опухолью на теле общественного организма.
Общества отличаются друг от друга не наличием или отсутствием конфликта, эстолько различным отношением к нему со стороны власти. Поэтому конфликты имеют место в демократическом обществе, но рациональные методы регулирования делают их невзрывопасными.
«Тот, кто умеет справиться с конфликтами путем их признания и регулирования, тот берет под свой контроль ритм истории, — пишет Дарендорф. — Тот, кто упускает такую возможность, получает этот ритм себе в противники».
Общая теория конфликта американского социолога Кеннета Боулдинга изложена в его книге «Конфликт и защита: Общая теория». Все конфликты, по его мнению, имеют общие элементы и общие образцы развития, и изучение тех и других может представить феномен конфликта в любом его специфическом проявлении. Поэтому, делает вывод Боулдинг, знание общей теории конфликта позволит общественным силам контролировать конфликты, управлять ими, прогнозировать их последствия.
Конфликт, согласно его концепции, неотделим от общественной жизни. В самой природе человека заложено стремление к постоянной вражде и борьбе с себе подобными, к эскалации насилия. Боулдинг определяет конфликт как ситуацию, в которой стороны сознают несовместимость своих позиций и каждая из сторон стремится занять позицию, противоположную интересам другой. В то же время конфликты являются таким видом социального взаимодействия, когда стороны осознают как свое противостояние, так и свое отношение к нему. Они сознательно организуются, разрабатывая стратегию и тактику борьбы. Но это не исключает того, что конфликты можно и нужно преодолевать или по крайней мере существенно ограничивать.
Ученый рассматривает два аспекта социального конфликта — статистический и динамический. В статическом аспекте анализируются стороны конфликта и отношения между ними.
Поскольку в качестве противоборствующих сторон могут выступать отдельные личности, организации, группы (этнические, религиозные, профессиональные, возрастные и т.д.), конфликты могут подразделяться на личностные, организационные и групповые.
Рассматривая конфликт в динамическом аспекте Боулдинг отмечает, что интересы сторон выступают как побудительные силы в конфликтном поведении людей. На основе теории бихевиоризма он определяет динамику конфликта как процесс, складывающийся из совокупности реакций противоборствующих сторон на внешние стимулы, считая все общественные столкновения «реактивными процессами», например: «явление зарождения и нарастания любви совершенно аналогично гонке вооружений, которая, как и война, является реактивным процессом».
Иными словами, Боулдинг усматривает сущность социального конфликта в неких стереотипных реакциях человека. В связи с этим он полагает, что всякий конфликт можно попытаться преодолевать и разрешать, соответствующим образом манипулируя раздражителями путем изменения реакций, ценностей и влечений индивидов, не прибегая к радикальному изменению самого общественного строя.
Преобладающие темы в исследовании конфликтов
Элементы конфликта | Социальное | Международное | Индустриальное в США | Организационные | ||||
Группы | Группы по интересам. Классы | Нации. Национальные Элиты | Организованные группы работников, (управляющих) | Индивиды. Малые группы. Группы, представленные индивидами. | ||||
Стадии разногласия | Вмешивающееся поведение. Несовместимые различия. | Вмешивающееся поведение. Несовместимые различия. | Вмешивающееся поведение. Несовместимые различия. | Несовместимые различия. Процесс, составленный из стадий. Вмешивающееся поведение. | ||||
Причины | Доминирование, приводящие к дефициту позиций и ресурсов. | Дефицит ресурсов. Идеологические различия. Доминирование. | Структурная дифференциация. | Понимание. Дифференциация. Коммуникация. Личностные различия. | ||||
Социальный контекст | Укоренившаяся социальная система. | Открытое и мобильное общество. | Установившаяся система соперничества. | Установившаяся система кооперации. | ||||
Ценности | Групповая идентичность. Социальное изменение. Поддержка системы. | Продвижение национальных и субнациопальных интересов. | Разрешение споров. Уменьшение скрытых напряжений. Поддержка организаций. | Инновация. Организационное изменение. Поддержка организаций. | ||||
Управление конфликтом | Мобилизация групп. Социальный контроль. Управление силами. | Предотвращение войны. Развитие альтернатив войне. | Баланс сил. Коллективные переговоры. | Понимание проблемы. Стратегия согласования несовместимых различий. Решение проблем. | ||||
Дата: 2018-11-18, просмотров: 527.