4.1. Определение и содержание административно-правового статуса
в административном праве под субъектом понимают носителя прав и обязанностей в сфере государственного управления, которые предусмотрены административно-правовыми нормами,
Элементами правового статуса являются правосубъектность и определенный круг основных прав и обязанностей.
Правосубъектность тесно связана с правовым статусом. В теории права правосубъектность определяется как способность лица быть субъектом права, иметь права и обязанности, принимать участие в правоотношениях3.
Но, как представляется, этого недостаточно. Более точным кажется такое определение данной категории: сущность правосубъектности состоит в том, что она определяет те юридически значимые характеристики, которые превращают реальное (персонально индивидуализированное) лицо в носителя того ли иного статуса4.
Потенциальная способность иметь права и обязанности в сфере государственного управления (административная правоспособность), реализовывать предоставленные права и обязанности в сфере государственного управления (административная дееспособность), являющиеся составными административной правосубъектности,а также наличие субъективных прав и обязанностей и гарантий их реализации в сфере государственного управления, формируют административно-правовой статус субъекта.
Административная правосубъектность состоит из таких структурных элементов, как административная правоспособность и административная дееспособность.
Административная правоспособность — это способность субъекта иметь права и обязанности в сфере государственного управления. Правоспособность появляется с момента возникновения субъекта. Если речь идет о физическом лице, — то с момента рождения гражданина; если о юридическом — с момента государственной регистрации предприятия, учреждения, организации. Прекращается — с момента исчезновения субъекта, то есть с момента ликвидации предприятия, учреждения, организации, а если речь идет о физическом лице, то с момента смерти.
Особенность административной правоспособности определяется, во-первых, тем, что она регулируется нормами административного права, во-вторых, ее содержанием является регулирование отношений индивидуальных и коллективных субъектов административного права с субъектами исполнительной власти.
Административная правоспособность зависит от пола, возраста, состояния здоровья, образования и т. п, то есть не является одинаковой для всех субъектов административного права.
Административная правоспособность может быть полной или ограниченной. Ограничение правоспособности состоит в том, что в результате действия административных-правовых норм происходит: 1) сужение круга прав. В данном случае конкретный гражданин полностью или частично лишается некоторых прав, предоставленных ему лично. Например, лишение права на управление транспортными средствами в результате осуществления правонарушения, предусмотренного ст. 130 КоАП;
2) возложение на граждан дополнительных обязанностей. В этом случае на гражданина, вне его воли, в административном порядке органом управления возлагаются дополнительные обязанности. Такие обязанности могут быть персонифицированными, т. е. обращенными к конкретному лицу, могут иметь общий характер, например, обязанностьпридерживаться определенных правил при пребывании в районах эпидемий, эпизоотии, экологических катастроф; обязанность придерживаться режимных требований при работе с предметами ограниченного использования и т. п.
Административная дееспособность — это способность субъекта самостоятельно, осмысленными действиями реализовывать предоставленные ему права и выполнять возложенные на него обязанности в сфере государственного управления. Составной дееспособности является административная деликтоспособность, то есть способность субъекта нести за нарушение административно-правовых норм юридическую ответственность.
Административная дееспособность возникает позднее правоспособности, хотя возрастные границы ее не установлены. Административная деликтоспособность наступает с 16 лет.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 439.