Ответственность за нарушение порядка уплаты НДС
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Неуплата, несвоевременная или неполная уплата НДС являются основанием для:

- начисления пеней на неуплаченную сумму НДС;

- применения к плательщику мер ответственности в порядке и на условиях, установленных законодательством;

- применения мер принудительного исполнения обязательства по уплате НДС, пеней (п. 5 ст. 37 НК).

 

Обратите внимание! В случаях неуплаты, неполной уплаты НДС по товарам, ввозимым из государств - членов ЕАЭС, уплаты таких налогов в более поздний срок по сравнению с установленным п. 19 Протокола о порядке взимания косвенных налогов, налоговый орган взыскивает НДС и пени в порядке и размере, установленных законодательством Республики Беларусь, а также применяет способы обеспечения исполнения обязательств по уплате НДС, пеней и меры ответственности, установленные законодательством Республики Беларусь (п. 22 Протокола о порядке взимания косвенных налогов)

 

В случае уплаты НДС в более поздние сроки, чем установлено законодательством, плательщик обязан уплатить пени, которые являются одним из способов обеспечения исполнения налогового обязательства (п. 1 ст. 49, п. 1 ст. 52 НК). Пени уплачиваются дополнительно к причитающейся к уплате сумме НДС (п. 2 ст. 52 НК). Пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты НДС, включая день уплаты, в течение всего срока неисполнения налогового обязательства начиная со дня, следующего за установленным ст. 108 НК днем уплаты налога (п. 3 ст. 52 НК).

 

Примечание. Для расчета пеней по налогам см. в ИБ "КонсультантПлюс: Беларусь": Справочная информация / Расчетные индикаторы и калькуляторы / Калькуляторы / Расчет пеней по налогам (сборам).

 

Пени не начисляются на суммы НДС, подлежащие уплате плательщиком, в случае их неуплаты или неполной уплаты на основании письменных разъяснений по вопросам применения актов налогового законодательства, полученных им от налоговых органов (ч. 1 п. 3-1 ст. 52 НК). Однако данная норма прекращает применяться через десять календарных дней после направления плательщику (иному обязанному лицу) письменного разъяснения по вопросам применения актов налогового законодательства вышестоящим налоговым органом, отличного от разъяснения по тому же вопросу, данного первоначально нижестоящим налоговым органом (ч. 2 п. 3-1 ст. 52 НК).

 

Примечание. Подробнее о начислении пени см. в разделе 2.2 путеводителя по налогам "Практическое пособие по уплате налогов. Взыскание налогов, пеней, штрафов".

 

Неуплата или неполная уплата НДС в установленные сроки влекут административную ответственность в виде штрафа, размер которого составляет 20% от неуплаченной суммы налога. При этом размер штрафа для индивидуального предпринимателя не должен составлять менее 2 базовых величин, а для юридического лица - менее 10 базовых величин (п. 1 ст. 13.6 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП)).

Уклонение плательщика от уплаты НДС, совершенное должностным лицом юридического лица умышленно, влечет наложение штрафа в размере от 20 до 60 базовых величин (п. 7 ст. 13.6 КоАП). Плательщик, уклоняющийся от уплаты НДС путем сокрытия, умышленного занижения налоговой базы либо путем уклонения от представления налоговой декларации по НДС или внесения в нее заведомо ложных сведений, повлекших причинение ущерба в крупном размере (сумма, в тысячу и более раз превышающая размер базовой величины, установленный на день совершения преступления) либо особо крупном размере (сумма, в две тысячи пятьсот и более раз превышающая размер такой базовой величины), может быть привлечен к уголовной ответственности, предусмотренной ст. 243 Уголовного кодекса Республики Беларусь.

 

Примечание. Размер базовой величины см. в ИБ "КонсультантПлюс: Беларусь": Справочная информация / Расчетные индикаторы / Минимальная заработная плата. Базовая величина.

 

Примечание. Дополнительно о привлечении к административной ответственности за неуплату налогов см. статью "Привлечение к административной ответственности за неуплату налогов" (Т.М.Жилинская, заместитель начальника юридического отдела инспекции МНС по Гомельской области) (Налоги Беларуси. - 2014. - N 28).

 

Обратите внимание! Не является административным правонарушением, предусмотренным ч. 1 - 6 ст. 13.6 КоАП, неуплата или неполная уплата плательщиками суммы НДС, если ими: - не исполнено налоговое обязательство по причине отсутствия на их счетах средств, достаточных для исполнения своевременно направленных поручений на перечисление сумм НДС в полном объеме (абз. 2 ч. 2 примечания к ст. 13.6 КоАП); - внесены изменения и дополнения в налоговую декларацию по НДС и уплачена причитающаяся сумма НДС до назначения проверки, в результате которой могут быть обнаружены такие неуплата или неполная уплата (по административным правонарушениям, выявленным в результате камеральной проверки, - до составления акта проверки), а при отсутствии необходимости внесения в налоговую декларацию по НДС изменений и (или) дополнений уплачена причитающаяся сумма НДС до составления акта камеральной проверки (абз. 3 ч. 2 примечания к ст. 13.6 КоАП); - по предписанию органа финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь до назначения проверки в налоговый орган представлена налоговая декларация по НДС с внесенными изменениями и (или) дополнениями и в полном объеме уплачена причитающаяся сумма НДС (примечание 2-1 к ст. 13.6 КоАП)

 

Отметим, что для применения норм абз. 2 ч. 2 примечания к ст. 13.6 КоАП необходимо, чтобы плательщиком были соблюдены одновременно несколько условий:

- поручения на перечисление сумм НДС направлены плательщиком в установленный срок (то есть не позднее дня, установленного законодательством для уплаты НДС);

- поручения на перечисление сумм НДС направлены плательщиком в полном объеме (на всю сумму задолженности);

- поручения на перечисление сумм НДС направлены плательщиком ко всем счетам (разъяснение Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь "Об ответственности за неуплату в установленный срок налогов, сборов").

При неисполнении или ненадлежащем исполнении плательщиком в установленный срок налогового обязательства по уплате НДС налоговые органы имеют право производить взыскание задолженности по НДС за счет:

- денежных средств плательщика на его счетах в банке (п. 1 ст. 56 НК);

- электронных денег в электронных кошельках плательщика (п. 1 ст. 56 НК);

- наличных денежных средств плательщика (п. 1 ст. 57 НК);

- денежных средств дебиторов плательщика (п. 1 ст. 58 НК);

- другого имущества плательщика (п. 2 ст. 59 НК).

При взыскании НДС налоговым органом могут быть применены приостановление операций по счетам, электронным кошелькам плательщика в банках и (или) наложение ареста на имущество плательщика (п. 3 ст. 55 НК).

 

Примечание. Подробнее о мерах принудительного исполнения налогового обязательства см. главу 3.6 путеводителя по налогам "Практическое пособие по налоговым проверкам".

 

ГЛАВА 1.15

Дата: 2018-11-18, просмотров: 267.