Статья 19 Конституции: Все равны перед законом и судом. А значит, нужно единообразное регулирование.
Таким образом, вопросы судоустройства отнесены на федеральный уровень.
В США дуалистическая правовая система: есть законодательство федеральное, есть законодательство штатов, возникает множество коллизий.
Система источников норм о судоустройстве:
1. Конституция. Про нее можно посмотреть в учебнике. Имеет прямое действие и в этом главная загвоздка. Есть два подхода:
– прямое действие Конституции
– концепция "закон – экран": закон как бы заслоняет Конституцию от правоприменителя. Правоприменитель обязан закон исполнять. А вопросы с конституционностью нужно решать до принятия конституции. И создавайте тогда конституционный суд.
Мы пытались эти два подхода совместить: есть и прямое действие, и КС РФ, и тогда появилось Постановление КС о том, что суд, чтобы применить напрямую Конституцию, обязан обратиться в КС РФ.
Л.В. Головко: Конституционализация Российского уголовного процесса: между лозунгами и реальностями, журнал Государство и право, 2013 год, N12
2. Международные правовые акты. Что выше – Конституция или международный договор? На семинарах Ивасенко спорили о том, что выше – ФКЗ или Конституция? ФКЗ схожи с законом.
Две точки зрения:
1) Конституция выше – ч. 1 ст. 15 "Конституция обладает высшей юридической силой".
2) Международные правовые договоры выше. Ч.4, ст.15: "Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора". В Венской конвенции закреплено, что государства не могут ссылаться на национальное государство
Наша кафедра в основном считает Конституцию выше международно-правовых актов. Было Постановление КС РФ 2015-го года о том, что Конституция выше. Законодатель ввел изменения в ФКЗ с полномочиями КС РФ, а потом уже КС РФ принял Постановление о том, что Конституция выше международных актов.
Международно-правовые акты как источник норма об организации и деятельности судебной власти.
1) Интернационализация судоустройства. Присоединились к хартии – судебная власть должна быть независима.
2) Гарантия минимального набора прав человека в уголовном процессе. Международные пакты, Всеобщая декларация прав человека.
3) Договоры, регулирующие порядок производства по уголовным делам. Прежде всего это касается выдачи преступников и должников; наследственные вопросы; признание брака. Конвенция ООН по борьбе с коррупцией 2003 года – нами ратифицирована.
Нюансы:
1) Стала модной классификация международных норм на хард ло и софт ло. Софт ло – акты, не имеющие обязательной силы (рекомендации Комитета министров Совета Европы). Этих актов очень много, и хотя они и рекомендательные, государства к ним прислушиваются.
2) Не любой международный договор будет применен, если есть противоречия с ФЗ. А только тот, который соответствует определенным требованиям, прежде всего он должен быть подписан и ратифицирован – ГД должна издать ФЗ о ратификации закона.
3.ФКЗ. Применяются по вопросам, прямо названным в Конституции. Кто-то считает, что международные правовые акты стоят ниже ФКЗ.
4. ФЗ
5. Указы Президента, Постановления Правительства
6. Ведомственные нормативные акты
Законодательство в широком смысле – это законы и подзаконные акты (законодательство об образовании, например: куча Постановлений министерств, Указов Президента)
Законодательство в узком смысле – только законы.
В Судоустройстве термин законодательство используются в узком смысле, откуда тогда берутся пункты 5 и 6? Невозможно все рассмотреть в ФЗ, тогда рождается понятие делегированное законодательство.
Если прямо в законе Правительству не поручено регулировать некоторые вопросы касательно судоустройства – Правительство не может в эту сферу вмешиваться.
Ст. 76 Конституции. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы.
Где вы здесь увидели слово "только"? Статья 76 не рассматривается как ограничивающая нормотворчества ведомств и Правительства.
С точки зрения международных организаций, если Президент отклоняет кандидатуру на пост судьи, он обязан это мотивировать, иначе это нарушение прав. У нас довольно темная и долгая процедура назначения судей (год-полтора). Можно перейти и на полное назначение судей ККС, лишь бы гражданин понимал, почему его не назначили.
Лекции от 18 сентября Правовые основы организации деятельности судебной власти.
1) Если один акт юридической силы выше чем другой – применяется тот, что высшей
2) Если они одинаковой силы, то приоритет имеет тот акт, который принят позже
Внутри закона противоречия – тогда специальная норма отменяет общую, в рамках одного закона.
Как определить какую норму применять?
1) Определяем юрсилу
2) Определяем время принятия
3) Определяем общая это или специальная норма
Есть ряд правовых актов, в отношении которых есть дискуссия о том, являются ли они источниками права. Вопрос о том, является ли судебная практика источником, – остро дискуссионный вопрос. У нас пытаются смешать две правовые семьи – романо-германскую и англосаксонскую.
1. Постановление ЕСПЧ. Эти постановления обязательны для РФ, но вопрос о том, считать ли их источниками права, этот вопрос дискутируется. Сам ЕСПЧ ссылается на свои постановления.
2. Постановления КС РФ. Тоже острая дискуссия. В чем корень дискуссии. КС создает новые правовые нормы, которые отменяют уже действующие. НО нигде прямо ни в Конституции, ни в ФКЗ не говорится о законотворческих полномочиях КС РФ.
3. Постановления Пленума ВС РФ, разъясняющие судебную практику (126 статья Конституции). Де-факто он какую-то новую квазинорму создал (в законодательстве огромные пробелы), но из этого нельзя делать вывод, что он занимается нормотворчеством. Они обязательны к применению, но при этом не являются источниками права.
4. Решения Президиума ВС. Решения Президиума ВС это решения для конкретных сторон, никакие не источники права.
392 ГПК, аналогичные нормы есть и в кодексе административного судопроизводства и в АПК (Арбитражном Процессуальном Кодексе): Есть толкования Верховного суда (имеются в виду Постановления Президиума) и есть толкования других судов – если они противоречат друг другу, то в рамках постановления Президиума ВС РФ возможен пересмотр уже вступившие в законную силу решения других судов. Очень сомнительная точка зрения, но она закреплена в законе, и она подрывает правовую определенность – вынесено решение, а оказывается, что суды толковали закон неправильно.
Назначалась пенсионная надбавка, затем Постановления Президиума отменяют эти надбавки, и граждане обращаются в ЕСПЧ.
5. Приказ Генерального Прокурора. Кто-то хочет считать их источниками права.
За другими судами (районными, мировыми и пр.) никто пока не пытается признать их решения
Осуществление правосудия и защита права – право и обязанность судебной власти.
1. Отсутствие нормы не является препятствием для правоприменения. В 19-м веке восполнение пробела восполняется путем нормотворчества (вплоть до монарха), проходит 10 лет пока монарх не примет закон. Отсутствие нормы не только не препятствует, но и не снимает с суда обязанность быть экспертом в области права. Аналогия в уголовном праве запрещена, в остальных отраслях аналогия либо ничего не сказано (УПК, де-факто присутствует), либо аналогию кодексы подтверждают (ГПК).
2. Судья – эксперт в области права. Запрет экспертиз по правовым вопросам. Эксперт может что-то высказать от себя (о вменяемости или невменяемости) – последнее слово все равно за судьей. Самостоятельное толкование законов судом. Судья не обязан знать иностранное право, поэтому возможно приглашение экспертов для толкования иностранного права. 1191 ГК РФ.
3. Самостоятельное толкование законов судом. Обращение в иной орган для толкования закона – недопустимо. Часто толкования уже даны ВС или КС РФ.
Именно суду принадлежит полномочие по выбору закона, подлежащего применению. Если стороны неправильно сослались на закон, это не основание для отказа в иске, судья сам должен подобрать правильные нормы. Аналогия применяется если нужной нормы нет, толкование применяется если нужная норма есть, но непонятно как ее применять.
Чтобы правильно применить закон, необходимо обладать его текстом. Необходимо работать с источниками, в правильности которых мы убеждены. Отсюда требование Конституции о том, что все законы должны публиковаться.
Ст. 15 Конституции: любые нормативные акты, затрагивающие права и свободы, должны публиковаться, а если они не опубликованы, то применяться они не будут. Что значит официальное опубликование? Законодатель предусматривает определенные источники опубликования права:
1) Собрания законодательства РФ (толстые еженедельные книжечки)
2) Российская газета
3) Парламентская газета
4) pravo.gov.ru
Но все пользуются справочными правовыми системами, которые не являются официальными источниками публикации.
Портал правовой информации – самый безобидный и достаточно быстрый способ получить НПА – pravo.gov.ru
У ЕСПЧ два официальных языка – английский и французский. Поэтому когда текст решений ЕСПЧ переводят на русский, никто за качество перевода не отвечает.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 605.