Лекция №1. Вводная. Понятие системы курса правоохранительных органов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

На следующую лекцию читать:

Конституция – носить с собой всегда на лекции

ФКЗ О судебной системе + учебник, первая тема (глава третья учебника Гуценко, вроде бы)

Лекция №2
Аплодировать в конце лекции; вначале не надо.
Выяснили, что судоустройство является полноценной подотраслью процессуального права (процессуальным правом в статике). Круг правоохранительных органов определяется теми подходами, которые были заложены по судебной реформе 1864 года. Как таковой, научной подоплеки для термина "правоохранительные органы" нет.

"Великая реформа к 150-летию судебных уставов" под редакцией заведующего кафедры профессора Головко, интерес представляют главы по судебной власти, по прокуратуре и пр. (темно-красная книжка). Есть в полной версии системы Гарант (можно найти в классе для самостоятельной работе – см. лекцию Шульгиной). stud . law . msu . ru –> уголовный процесс –> правоохранительные органы. "О кафедре уголовного процесса" – там есть инфа о преподах и их научных интересах (у кого по какой теме писать курсовую). Там же есть "Великая реформа, том 2, Устав уголовного судопроизводства".

 

Внеаудиторная научная работа: кружок кафедры, научные конференции. Первая будет в ноябре, на ней можно послушать участников (и убедиться, что МГУ лучший вуз), выступать пока рановато.

 

Общая теория судебной власти (четыре лекции)

    1. Понятие и признаки судебной власти

    2. Альтернативные формы защиты права

    3. Полнота судебной власти

    4. Полномочия судебной власти

    5. Правовые основы организации деятельности судебной власти

    6. Принципы организации и деятельности судебной власти

Литература:
1. Учреждение судебных установлений 1864 года. pravo.gov.ru – Свод законов Российской империи – 16 том – учреждение судебных установлений (редакция 12-го года, очень интересное чтение с "ятями"). Кто не переносит дореволюционный язык, скачайте 9 томов О.И. Чистяков "Российское законодательство X–XX вв."
2. Давид Рене "Основные правовые системы современности". Есть на stud.law.msu.ru. Классическая работа, в которой заложено учение о правовых семьях. 1960-е гг.

3. Курс уголовного процесса под ред. Л.В. Головко. В полной версии есть в системе Консультант+
4. Иван Яковлевич Фойницкий "Курс уголовного судопроизводства, том I ". Достаточно главу в мудле (stud.law.msu.ru), там есть ссылка на К+.

 






Осуществляется независимо.

5. Создает новые правовые нормы – в англосаксонском подходе; НЕ создает правовые нормы – континентальный подход, судебная власть лишь применяет право. "Судья – уста закона" (Монтескье), судья только произносит положения закона. В Англии нет разделения властей (монархия же); в США предполагается, что правотворческие функции есть у всех трех ветвей власти.

Лекция №3.

Третейское разбирательство – условно следующая стадия после медиации (но может быть и отдельно). Вместо государственного суда обращаемся в негосударственный орган разрешения споров. Третейский суд – это не суд в том смысле, в котором он упоминается в Конституции. Судьи третейского суда – никакие не судьи, они арбитры и никаких гарантий независимости у них нет. Чтобы получить два по правоохране, надо сказать, что третейские суды входят в судебную систему.

29.12.2015 N382-ФЗ "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской федерации". В Гуценко рассматривается старый закон, ссылка на который на экзамене – грубая ошибка.


Недостатки государственных судов с точки зрения предпринимателей:

1. Сроки

2. Гласность, разбирательства открытые, доказать, что есть коммерческая тайна это не так просто; некоторые судьи хранят дела прямо на подоконниках, в сейфы не влезают.

Преимущество: можно использовать иностранные правовые источники (не как источники разрешения споров, а как доктринальная помощь – в государственных судах это слушать не будут).

 

Два вида третейских судов (ЗАПОМНИТЬ, спрашивают на экзе)

1) постоянно действующее арбитражное учреждение - подразделение некоммерческой организации, выполняющее на постоянной основе функции по администрированию арбитража (Ст.2 ФЗ);
    2) Суды, созданные для рассмотрения конкретных дел (суд ad hoc) ­– после завершения дела суд прекращается


Третейская оговорка – прописывается в договоре: в случае возникновения спора стороны соглашаются обратиться в третейский суд.

 

Самые известные арбитражные суды:
1) Международный коммерческий арбитражный суд

2) Морская арбитражная комиссия

Для них есть отдельный закон – 07.07.1993 N5338-1

 

В постоянно действующих арбитражных судах правила формирования корпуса судей свои, не нравится – не обращайся.
Если суд создается для конкретного дела, то стороны сами договариваются между собой, каждый предлагает своего арбитра, а затем эти арбитры выбирают третьего.

Третейский суд не должен работать по процессуальным кодексам, процессуальные нормы идут либо из договора (если это суд ad hoc), либо по нормам самого суда, если он постоянно действующий.

Термин "арбитраж" по отношению к арбитражным судам неверен (в Беларуси хозяйственный суд, в нек. других странах СНГ – экономический).

Медиативное соглашение обжаловать нельзя, это сугубо добровольное дело, похожая ситуация и с третейским судом.
Если сторона не исполняет решение третейского суда, есть возможность обратиться к

В существо дела суд РФ вмешиваться не будет, а будут проверены только формальные аспекты: были ли осведомлены стороны и т.д (см. ссылку на ГПК из ФЗ об Арбитраже) и пр.

 







Лекция от 9 октября.

Общеправовые принципы.

 

На первом месте важнейший для нашего курса принцип.

1. Принцип обеспечения права на судебную защиту. Знание принципов избавляет от вас от консультации с текущим законодательством. Знание системы принципов создает о вас впечатление как об эрудированных людях.

Принцип этот общеправовой и конституционный.

– Статьи Конституции 46, 50, 52.

– Международные документы – как минимум Конвенция о защите прав человека и основных свобод, ст. 6.

– Процессуальные кодексы – во всех процессуальных кодексах в том или ином виде закреплен.

 

1) Этот принцип – о значении судебной системы для граждан и их объединений.

Все решения и действия госорганов могут быть обжалованы в суд. Казалось бы, что тут необычного? В Советский и досоветский период обжалованы могли быть только решения, про которые написано в законе. В Советское время жаловаться в суде можно было не на все органы – но можно писать в прокуратуру и в КПСС. Отсюда эта традиция и идет.

Сама возможность обжалования любого решения в суде. Речь не идет о суде между двумя организациями или гражданами.

 

2) Обязанность суда рассмотреть жалобу и вынести законное, обоснованное и справедливое решение.

 

3) Третья составляющая принципа. Решение суда по результатам обращения в суд – на это решение может быть как минимум однократная проверка вышестоящим судом. Решения органов судебной власти (как и исполнительной) могут быть обжалованы в вышестоящем суде. Право как минимум на однократный пересмотр – важная составляющая этого принципа. В дореволюционном процессе (Русская правда) пересмотр решения – оскорбление суда.

 

4) Исполнение решения суда. Люди имели на руках судебные постановления и не могли по ним ничего получить, и обращались в ЕСПЧ за компенсацией. Не может быть обеспечено право на судебную защиту, если судебное решение может быть не исполнено. Отсюда следует, что решения суда должны быть в письменной форме.

 

5) Право обратиться в межгосударственный орган по защите прав человека.

В ЕСПЧ можно писать, проиграв дело в двух инстанциях в РФ.

 

2. Равенство всех перед законом и судом. Неприкосновенность судей – является исключением из принципа равенства или нет? Одного человека можно на улице задержать, а другого нельзя? Это вызвано не личными особенностями, это следствие профессионального статуса, и с концом этого статуса привилегии заканчиваются. А вот привилегии исконного характера – как у сословий – это уже нарушение принципа равенства.

Лекция от 16 октября

Презумпция невиновности.

Уголовно-процессуальный, судопроизводственный, конституционный принцип (ст. 49)

Конституция, ст. 49:
1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.
3. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

 

Лучше выучить наизусть, помнить максимально близко к тексту.

 

На тех, кого не обвиняют, – на них не распространяется презумпция невиновности.

Термин "каждый считается невиновным" – это неверно. Только те, кого обвиняют.


Именно считается. Во Всеобщей декларации прав человека – «имеет право считаться», то есть может отказаться от этого права. По Конституции именно считается – отказаться от презумпции невиновности нельзя.

 

Прокурор и следователь не обязаны считать обвиняемого невиновным – иначе как им его обвинять? Речь идет о том, что невиновным его считает государство и требует обращения с ним как с невиновным.

 

Обвиняемый сам ничего доказывать не обязан. Коррупционер, получается, с точки зрения Конституции, прав, когда говорит, что не обязан доказывать преступность получения доходов – а ты докажи, что не Аллах? и он будет абсолютно прав.

 

Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого. Не все сомнения, а только неустранимые.

 

Ни журналисты, никто иной не может называть обвиняемых преступниками и виновными.

 

 




Лекция №1. Вводная. Понятие системы курса правоохранительных органов.

Самый простой вариант дать определение правоохранительным органам – заглянуть в закон, но там этого термина нет, как нет и термина "правоохранительная деятельность". Тогда мы смотрим в доктрине – в доктрине определений много. Понятие "правоохранительных органов" дискуссионно, названия учебников и дефиниции разные. МГЮА одно время дисциплина называлась "Суд и правоохранительные органы", типа суд не относится к правоохранительным органам. ФСО, таможня – где-то рассматриваются как правоохранительные органы, где-то нет.
Почему с одной стороны терминология различна, но с другой стороны есть и общее.

Обратимся к истории. Откуда вообще взялись эти правоохранительные органы? Как термин – 1980-е гг. До этого на протяжении ста с лишним лет использовался термин – судоустройство. И этот термин отсылает нас к судебной реформе 1864 года, которая заложила основы современной судебной власти.

 

День юриста отмечается 3 декабря, потому что судебная реформа была утверждена 20 ноября 1864 года. Так что мы на самом деле отмечаем годовщину судебных уставов. Проблема, которую решали реформаторы, состояла в том, что судебной власти еще не существовало. Нужно было создать судебную власть, которая отличалась бы независимостью. Самый простой способ это сделать – обеспечить независимость судей.

 

Полиция до 1864 года никак не контролировалась. Исполнительная власть (полиция) могла отказаться соблюдать решения суда. Поэтому у суда, решили дореволюционные юристы, должны быть помощники:
1) это прежде всего судебные следователи;

2) прокуроры (попробуй скажи прокурору, что он был помощником судебной власти);

3) адвокаты;

4) нотариусы;

5) судебные приставы (занимались обеспечением порядка в суде).

"Учреждения судебных установлений". Судебные установления – это суды и вспомогательные органы суда – регулировалась их деятельность с помощью Учреждения судебных установлений. В этом документе нотариусам была посвящена всего одна статья. Все вспомогательные органы суда изучались вместе с судом – и дисциплина называлась Судоустройство.

До 1950-х гг. просуществовал термин "Судоустройство". Разделение властей в советский период отрицалось. Компетенция суда в советский период ограничена. Полномочия суда сужались, расширялись прокурорские полномочия. Прокуратура выходит из-под крыла судебной власти еще с конца 1920-х гг. Достаточно быстро происходит распад системы, предложенной дореволюционными юристами. За 1920-е гг. происходит демонтаж вот этой конструкции, созданной дореволюционными юристами. Такой сильный суд никому не нужен.
Тогда у прокуратуры возникает вопрос: почему вы прокуратуру включаете в судопроизводство? И тогда в 1950-е гг. дисциплина называется "Организация суда и прокуратуры".
Нотариусы и другие органы к правосудию имеют опосредованное отношение, поэтому предложенное в 1970-е гг. название "Суд и правосудие" не подходило, и кто-то умный предложил название "Правоохранительные органы".

Ныне мы изучаем разрозненные структуры, в отличие от изучения этой дисциплины в дореволюционной России.
Анатолий Федорович Кони называл весь суд со вспомогательными органами судебным организмом.

Частные детективы, например, не имею отношение к нашей дисциплине.

Какое место судоустройство занимает в науке?

Подход к правоохранительным органам как к учебной дисциплине, делается при этом акцент на изучение законодательства, потому что теории в дисциплине, с точки зрения этого подхода, нет. Этот подход мы не рассматриваем.

Поэтому судоустройство рассматривается как:
– учебная дисциплина

– отрасль законодательства
– наука
 

Право в объективном смысле – совокупность норм, право в субъективном смысле – мера возможного поведения.

Объективное право:
1) процессуальные нормы (обеспечивают охрану права)
– процессуальное право в статике (судоустройство) и
– процессуальное право в динамике (судопроизводство)

2) материальные нормы (все, что не процессуальное право)

 

Судопроизводство (ч. 2, ст. 118)
– Конституционное
– Гражданское (+ арбитражное как разновидность гражданского)

– Административное
– Уголовное

 

Но КС РФ толкует ст. 118 так: там не написано, что судопроизводство бывает только

четырьмя видами судопроизводства. Но этот перечень можно толковать как перечень открытый. А если еще вспомнить, что у нас есть производство по административным правонарушениям, и это не то же самое, что и административное судопроизводство.

Кол-во видов судопроизводства нестабильно.

 

В 1786 году З.А. Горюшкин пришел в Московский университет, преподавал, как тогда водилось, много дисциплин, в том числе уголовный процесс. В основном он занимался практикой: со студентами разыгрывали реальные дела.

 

С.И.Баршев (надо запомнить) проработал в Московском университете 42 года. Когда до судебной реформы был разыскной процесс – Сергей Иванович его хвалил; а когда после реформы процесс стал противоположным – он хвалил и его.
Ученик Баршева – Духовской. Духовской связывался с народниками, за что ему не дали должность в МГУ. Должность профессора занимали практики, один из них – Н.В. Муравьев. Через десять лет после ухода Баршева на его должность приходит Духовской. Учеником Духовского был Николай Николаевич Полянский.

Полянский знал несколько языков, блестящий профессор, ставший связующим звеном между революционным и дореволюционным периодом.

Юридический факультет был упразднен в 1919 году. Тогда вместо него создали факультет общественных наук. Юрфак был восстановлен только в 1942 году.

А.Я. Вышинский, министр иностранных дел, участник создания Всеобщей декларации прав человека, был ректором МГУ несколько лет. Не обошел стороной уголовный процесс и часы преподавания уголовного процесса он сильно увеличил. М.С. Строгович – представитель академической науки, его тоже надо знать.
















На следующую лекцию читать:

Конституция – носить с собой всегда на лекции

ФКЗ О судебной системе + учебник, первая тема (глава третья учебника Гуценко, вроде бы)

Лекция №2
Аплодировать в конце лекции; вначале не надо.
Выяснили, что судоустройство является полноценной подотраслью процессуального права (процессуальным правом в статике). Круг правоохранительных органов определяется теми подходами, которые были заложены по судебной реформе 1864 года. Как таковой, научной подоплеки для термина "правоохранительные органы" нет.

"Великая реформа к 150-летию судебных уставов" под редакцией заведующего кафедры профессора Головко, интерес представляют главы по судебной власти, по прокуратуре и пр. (темно-красная книжка). Есть в полной версии системы Гарант (можно найти в классе для самостоятельной работе – см. лекцию Шульгиной). stud . law . msu . ru –> уголовный процесс –> правоохранительные органы. "О кафедре уголовного процесса" – там есть инфа о преподах и их научных интересах (у кого по какой теме писать курсовую). Там же есть "Великая реформа, том 2, Устав уголовного судопроизводства".

 

Внеаудиторная научная работа: кружок кафедры, научные конференции. Первая будет в ноябре, на ней можно послушать участников (и убедиться, что МГУ лучший вуз), выступать пока рановато.

 

Общая теория судебной власти (четыре лекции)

    1. Понятие и признаки судебной власти

    2. Альтернативные формы защиты права

    3. Полнота судебной власти

    4. Полномочия судебной власти

    5. Правовые основы организации деятельности судебной власти

    6. Принципы организации и деятельности судебной власти

Литература:
1. Учреждение судебных установлений 1864 года. pravo.gov.ru – Свод законов Российской империи – 16 том – учреждение судебных установлений (редакция 12-го года, очень интересное чтение с "ятями"). Кто не переносит дореволюционный язык, скачайте 9 томов О.И. Чистяков "Российское законодательство X–XX вв."
2. Давид Рене "Основные правовые системы современности". Есть на stud.law.msu.ru. Классическая работа, в которой заложено учение о правовых семьях. 1960-е гг.

3. Курс уголовного процесса под ред. Л.В. Головко. В полной версии есть в системе Консультант+
4. Иван Яковлевич Фойницкий "Курс уголовного судопроизводства, том I ". Достаточно главу в мудле (stud.law.msu.ru), там есть ссылка на К+.

 






Дата: 2018-11-18, просмотров: 348.