Тактические приемы IV этапа
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

• «Высказывание сомнений». Некоторые сообщения собеседника вы подвергаете сомнению сразу же после их высказывания. Этим вызывается односторонняя защита. Поводом для таких сомнений всегда должно быть какое-либо неожиданное несоответствие в только что высказанном. Сомнения хотя бы по одному факту должны быть высказаны незамедлительно — партнер будет стремиться немедленно устранить их.

• «Сопоставление противоречий». Когда нужно возбудить у человека активную направленность на самостоятельное высказывание, следует сопоставить (столкнуть) все противоречия, которые могут быть предъявлены ему как его собственные. Естественно, нужно их предварительно накопить. Это позволит ему выйти из выжидательного состояния. Обычно человека можно побудить к высказыванию, указав на противоречия его словах.

• «Диагностические вопросы». Ваши вопросы, касающиеся свойств и качеств других люд побуждают партнера высказать свое мнение по поводу их характеристик, а тем самым -его отношение к отрицательным качествам. Выясняется его представление о правильное поведения окружающих. Эти вопросы выявляют его оценку поведения других людей, средства оправдания их действий, а также приемы сокрытия собственных поступков. Внезапность таких вопросов — необходимое условие беседы, обычно она вызывает меньшую настороженность и более быструю реакцию, нежели ваше вкрадчивое поведение, способствующее усилению самоконтроля со стороны партнера.

• «Расслабление». Иногда человек готов рассказать о себе, но в то же время чувствует себя неловко, неуверенно, не знает с чего начать разговор. В этих случаях целесообразно снять  напряжение, отвлекая внимание на посторонние темы.

Признаки и показатели IV этапа:

• партнер выражает первые сомнения в устойчивости и достоверности своих качеств, определенных им ранее в ваших глазах;

• явные расспросы, просьбы сообщить, какой выбор может быть сделан партнером в той  иной ситуации: «Не может быть, чтобы вы ничего не сказали ему в тот раз», «Наверное, вы тогда спокойно вышли из ситуации» и т.д.;

• собеседник стремится изменить ваше мнение о его личностных особенностях, о неправильном первом заключении: «Вы преувеличиваете мои достоинства» и т.п.;

• своеобразное самообнажение и самообвинение, проявляющиеся в высказываниях вашего партнера о его поведении: «Я обычно бываю чересчур резким(ой) в таких ситуациях», « не могу действовать уверенно в этих обстоятельствах»;

• рассказы собеседника о себе как о другом человеке («рассказы о приятеле, подруге»); абстрактному, вымышленному товарищу приписываются отрицательные свойства, чтоб установить, как они будут приняты вами; тем самым собеседник как бы пытается приучить вас к восприятию таких свойств;

• попытка навязать вам спор или дискуссию.

Существенным признаком IV этапа являются расспросы партнера о других людях, в основном их скрываемых личностных особенностях и свойствах: «Что из себя представляет Д.?», «Как далеко простираются амбиции Н.?» Анализ показывает, что это своеобразное испытание вас «прочность». Как уже подчеркивалось, выпытывание о других людях является лишь способом с самого начала проверить, насколько вам можно довериться и при каких условиях можно быть вами откровенным. В то же время это — свидетельство готовности и назревшей потребности раскрыться.

Результаты IV этапа. В результате поисков, направленных на выявление отрицательных качеств партнера, вы обнаруживаете те его черты, которые не проявлялись ранее и не были вал известны. В ходе выявления таких качеств вы должны учитывать также способы их сокрытия и выявить мотивы маскировки. Именно поэтому становится более понятной роль таких качеств в структуре личности собеседника.

Выясняются те привычки, которые также являются помехами в общении (рассеянность, небрежное выслушивание собеседника, перебивание и др.). Например, в силу сложившейся привычки оставлять без внимания вопросы собеседника, ваш партнер продолжает говорить, хо вы уже высказали возражения. Таким образом, к концу IV этапа общения положительные качества вашего собеседника зафиксируются, отрицательные будут иметь тенденцию к систематическому проявлению, с чем вам нужно считаться. В дальнейшем вы должны будете либо избегать проявлений выявленных отрицательных черт личности партнера (т.е. избегать ситуаций, в которых они могут проявиться) либо делать поправку на них.

V . Адаптация к партнеру и установление контакта. К этому этапу ваши отношения с партнером по общению становятся достаточно ясными, определенными. Вы осведомлены о личных качествах друг друга. Поскольку вы в основном уже выявили главные достоинства и недостатки своего собеседника, создаются предпосылки для оказания направленного воздействия на него, построения доверительных отношений.

Основными на V этапе являются механизмы, регулирующие приспособление одной личности к другой (т.е. характеристики одного человека регулируются до тех пор, пока они не будут оптимальными с точки зрения взаимодействия с характеристиками другого). Их можно назвать адаптивными. Другие, которые обеспечивают процесс приспособления, связаны с коррекцией. Это механизмы, определяющие оптимальный режим взаимодействия при внесении в него постоянных поправок.

Подстраиваясь под качества партнера, вы тем самым управляете его поведением и закрепляете качества, которые обеспечивают эффективное взаимодействие. При этом необходимо опираться на принцип «общей судьбы».

Он заключается в констатации того, что сама по себе длительность обмена мыслями, информацией, эмоциями на протяжении предшествующих этапов создает общий продукт деятельности, обладателем которого являются оба собеседника. Это способствует сближению облегчает вам психологическое воздействие.

Ваша тактика на данном этапе общения должна сводиться к ведению равноправного диалога. Можно использовать все, что будет способствовать снятию опасений собеседника, за уступки, которые он пойдет по вашей просьбе. Поэтому все приемы должны быть направлены на возбуждение у партнера стремления к взаимодействию с вами.

Тактические приемы V этапа:

• «Первичные действия». Когда возникает угроза проявления какого-либо нежелательного качества или свойства, целесообразно смягчать ситуацию. Если может появиться обида, следует предупреждать: «Вы только не обижайтесь на то, что я сейчас скажу вам».

• «Указание на качество, требующее регуляции». Расчет на то, чтобы с помощью ожидания определенных действий включить соответствующую мотивацию поведения: «Зная вашу нетерпеливость, все же прошу потерпеть, поскольку это необходимо для решения данного вопроса».

• «Обращение за советом». Применяется в тех случаях, когда констатируется пассивная позиция собеседника и необходимо повысить его значимость. Прием способствует появлению у него желания быть активно включенным в разработку общих планов и программы поведения.

Именно на конечной стадии общения появляется возможность проверить правильность проведенной вами предварительной диагностики партнера. Только теперь вы можете услышать от него более или менее доверительные высказывания относительно скрываемых сторон (в той форме, которую человек считает необходимой).

Это могут быть его отрицательные поступки, слабости, негативные привычки. В качестве скрываемых могут также выступать и отдельные представления собеседника, его взгляды, принципы поведения, установки.

В отличие от тех разрозненных сведений об отрицательных сторонах личности, которые могут фигурировать на IV этапе, здесь у вас появляется возможность получить целостную картину. Важным бывает также и отношение к своим действиям, поступкам и оценкам других. Человек

начинает высказываться о себе, своих действиях, а также о действиях других людей в тех выражениях, которые являются характерными для него.

Признаки и показатели V этапа. Типичными являются все признаки, говорящие об изменениях, произошедших в поведении партнера, его высказывания и обращения, свидетельствующие о предпочтении принять общие суждения и решения. Начинает преобладать стремление подчеркнуть «общность целей», «одно направление», «совместные решения» и т.д.

Наиболее ярким сигналом изменений является «эффект бумеранга». В определенный момент вы начинаете чувствовать, что собеседник сообщает ваши собственные, ранее высказанные вами мысли, мнение, суждения и оценки. Это знак того, что они были в достаточной мере усвоены v . приняты и выдаются уже как результат его размышлений.

Еще одним показателем наступившего этапа является отчетливая смена суждений и оценок. То есть если раньше собеседник был против какого-либо положения, то теперь он изменил свою позицию.

Существенным показателем наступившего этапа является также предложение решать какой-либо спорный вопрос так, как вы считаете нужным. Разновидностью подобного поведения является предложение вам самому делать выбор при возникновении множества вариантов.

Показателем сформировавшегося этапа являются высказывания типа «как мы условились», «к; мы договорились», «как мы решили» и т.д.

Результаты V этапа. Основной результат — понимание не только качеств партнера, но также мотивов и причин его действий. Кроме того, в ходе общения вы способствуете формированию него различных психологических состояний, которые облегчают контакт, прежде всего, комфортности, защищенности, которые происходят от внутренней уверенности в вашей помощи при решении проблем.

Все это сопровождается уверенностью собеседника в правильности принятого решения, так как оно было выработано вами совместно. Ваше одобрение его поведения порождает у партнера уверенность в правильности собственных намерений и тем самым создает предпосылки к их реализации.

Пример: при первой встрече с моим будущим начальником я обсуждала вопросы касающиеся работы, мы обсуждали график работы, мои обязанности зарплату.

Он расспрашивал меня о предыдущей работе о том, что меня в ней не устраивает. Таким образом он узнавал меня, .хотел знать чем обосновано мое желание сменить работу, чего бы я хотела.

При первой встрече мы оба проявляли повышенную осторожность в высказываниях. Узнав, что все мои требования к условиям работы вполне адекватны, он согласился со всеми моими предложениями.

Напряжение 1 этапа было снято, мы стали присматриваться друг к другу.

Начался 2 этап общения.

Совместная работа показала, что мое мнение очень часто совпадает с его мнением. Мы вместе думаем о том, чтобы продаваемый товар был качественным, эстетичным и относительно недорогим, о том что покупателям нужно говорить только достоверную информацию о товаре.

Мы стали детально обсуждать марки и модели бытовой техники, плюсы и минусы конкретных моделей, наши рассуждения схожи и дополняют друг друга.

На 3 этапе общения я узнала, что мой начальник справедливый, честный прямой, всегда готов прийти на помощь, подсказать что-либо, рассматривает все просьбы и предложения коллектива. Достаточно авторитарный.

Обо мне он узнал, что я всегда готова обсуждать рабочие моменты и проблемы, ответственна сдержанна и тактична с покупателями и коллегами.

4 этап: Для того чтобы выявить качества опасные для общения нужна нестандартная ситуация, например спор или конфликт. На 4 этапе я обнаружила вспыльчивость, редко бестактность, грубость - очень редко.

 

Задание - тест «Коммуникабельны ли Вы?»

 

Инструкция: ответьте на следующие вопросы, используя три варианта ответов: «да», «нет» или «иногда».

Опросник:

1. Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли вас ее ожидание из колеи?

2. Не откладываете ли вы визит к врачу до последнего момента?

3. Вызывает ли у вас смятение и неудовольствие поручение выступать с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании или тому подобном мероприятии?

4. Вам предлагают выехать в командировку в город, где вы никогда не бывали. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?

5. Любите ли вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?

6. Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на улице обратится к вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос?).

7. Верите ли вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?

8. Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вернуть 100 рублей, которые занял несколько дней назад.

9. В ресторане либо в столовой вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли вы, лишь рассержено отодвинув тарелку?

10 Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вы не станете вступать с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?

11.Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, в библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочтете ли вы отказаться от своего намерения купить (получить) что-либо или встанете в хвост и будете томиться в ожидании?

12.Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?

13.вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры и никаких чужих мнений на этот счет вы не приемлете? Так ли это?

14.Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному вам вопросу, предпочтете ли вы промолчать и не вступать в спор?

15.Вызывает ли у вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?

16.Охотнее ли вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной?

Подведение итогов:

Подсчитайте общее количество баллов, которое вы набрали, используя ключ. Варианты ответов оцениваются: «да» - 2 балла, «иногда» -1 балл, «нет» - 0. Оцените свой результат.

30-32 балла. Вы явно не коммуникабельны, и это ваша беда, так как страдаете от этого больше всего вы сами. Но и близким вам людям нелегко. На вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь стать общительнее, контролируйте себя.

25-29 баллов. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество и поэтому у вас, наверное, мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов если и не ввергает вас в панику, то надолго выходит из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но не ограничивайтесь только таким недовольством. В вашей власти переломить эти особенности характера. Разве не бывает, что при какой-либо сильной увлеченности вы приобретаете вдруг полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться.

19 - 24 балла. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы вас не пугают. И все же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно. В ваших высказываниях порой слишком много сарказма, без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы.

14-10 баллов. У вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время вы не любите шумных кампаний,

4-8 баллов. Вы, должно быть, «рубаха-парень». Общительность бьет из вас ключом. Вы всегда в курсе всех дел. Любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у вас мигрень и даже хандру. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя далеко не всегда можете успешно довести его до конца. По этой самой причине руководители и коллеги относятся к вам с некоторой опаской и сомнением. Задумайтесь над этими фактами.

3 и менее баллов. Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно некомпетентны. Вольно или невольно вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны. Серьезная работа не для вас. Людям - и на работе, и дома, и вообще повсюду трудно с вами. Да, вам надо поработать над собой и своим характером. Прежде всего воспитывайте в себе терпение и сдержанность, уважительно относитесь к людям; наконец, подумайте и о своем здоровье - такой стиль жизни не проходит бесследно.

       

Литература к 4 главе:

1.Аграшенков А. Психология на каждый день. Советы, рекомендации, тесты. – М.:Вече,1997. – 480

 

 

           

                                  Заключение

Учебное пособие «Психология личности и группы» направлено на обогащение студентов знаниями и практическими умениями устанавливать контакт с различными людьми в сложных  деловых и житейских ситуациях, в ситуациях затрудненного общения. Полученная информация поможет продуктивно общаться, находить взаимопонимание с людьми, грамотно разрешать конфликты, а так же усилить личное обаяние и достичь большего успеха в жизни.

Учебное пособие поможет будущим специалистам психологических и непсихологических специальностей сформировать психологическую культуру делового общения. Автор выражает надежду, что пособие выполнит свое полезное предназначение.

 

 

                           

                              Литература

 

1. Абульханова-Славская К.А. Типология активности личности в социальной психологии// Психология личности и образ жизни. – М.,1991.

2. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические про­блемы. М, 1990. С. 178—201.

3. Аграшенков А. Психология на каждый день. Советы, рекомендации, тесты. – М.:Вече,1997. – 480

4. Алексеев А.А., Громова Л.А. Психогеометрия для менеджеров. – Л., Знание, 1991.

5. Американский характер: Очерки культуры США. М., 1991. С. 191—205.

6.. Анастази А. Психологическое тестирование . – Кн.1,2. – М, 1982

7.  Андреева Г.М. Социальная психология, М.. 1996.

8.Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М.: ЮНИТИ,1999.

9. Айзенк Г. Супер тесты. Узнай свой коэффициент интеллекта. М., ЭКСМО, 2002.

10. Арджайл М. Язык взгляда // Популярная психология: Хрестоматия. М., 1990.

11. Батаршев АВ. Тестирование.Основной инструментарий практического психолога.1999.

12. Бакштановский В.И, Согомонов Ю.Б., Чурилов В.А. Этика политического ycneха. Тюмень; М., 1997. С. 37-68; 119-145.

13. Белоус В.В. Темперамент и деятельность. Учебное пособие.- Пятигорск, 1190.

14. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. .Психология человеческой судьбы: Пер.с англ./ Общ.ред. М.С.Мацковского- СПб.Лениздат,1992

15.  Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. С. 96— 118.

16. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком, М., Изд-во Московс. Ун-та, 1982.

17. Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные труды. – М.,1983.

 

18. Братусь Б.С. Аномалии личности. – М., 1988.

19. .Ворожейкин И.Е.,Кибанов А.А., Захаров Д.К. Конфликтология. – М.:Инфра-М,2000.

20.Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2000.

21.История философии в кратком изложении. – М.:Мысль,1991.

22. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб.:Питер, 2000.

23.Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.:Изд-во ЛГУ,1985.

24.Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. – М.:Аспект-Пресс, 1996

25. Куницына В.Н. Нарушения, барьеры, трудности межличностного неформального общения // Актуальные проблемы психологической теории и практики /Под ред. А.А.Крылова. – СПб.,1995

26.. Курс практической психологии. Для высшего управленческого пер­сонала. — Ижевск, 1995.

 

27. Куприянов ВВ., Стовичек Г.В. Лицо человека. М., 1988.

28. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. – Ростов н/Д, Феникс, 1999.

29. Лабунская В.А. Невербальное поведение: Социально-перцептивный подход. Ростов-н/Д, 2006.

30. Лабунская В.А. и др. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция: учеб. Пособие для студ.высш.учеб. заведений /В.А.Лабунская,Ю.А.Менджерицкая,Е.Д.Бреус. – М.:Издательский цент «Академия»,2001. – 288с.

31. Левитов Н.Д. Психология характера. – М.,1969.

32. Литвинцева Н.А. Психологический автопортрет. – М., 1997.

33.Майерс Д. Социальная психология. – СПб.,1996

 

34. Маркова А.К, Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М. 1990. С. 49—127.

35.Менджерицкая Ю.А. Социально-психологические характеристики неподверженной личности//Психологический вестник. – Ростов н/Д. 1997. – Вып.2.

 

36.  Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. – М.1964- 2 е из. – Пермь, 1973.

 

37. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. – М.,1986.

38. .МуздыбаевК. Психология ответственности. Л., 1983- С.43—89-

39. Немов Р.С. Психология. – в 3-х т., Т.3, 1999.

40. Ниренберг Д. и др. Как читать человека, словно книгу. (Сб.) – Баку: Сада, 1992.

41.Ниренберг Дж., Калеро Г. Читать человека как книгу. М., 1995.

42. Общая психодиагностика /А.А. Бодалев, В.В. Столин. СПб.: Изд-во «Речь», 2002.

43. Орлов ЮМ. Восхождение к индивидуальности. М., 1991. С. 52—73.

44.  Парыгин Б.Д. Социально-психологический барьер и его функции//Философия и социальная психология/Под ре. Б.Д. Парыгина. – Л.,1974.- Вып. 8.

45. Парыгин Б.Д. Социально-психологический барьер и его природа //Философия и социальная психология/Под ре. Б.Д. Парыгина. – Л.,1975.- Вып. 3.

46. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности. – Ростов н/Д, 1996

47. Пиз А. Язык телодвижений. – Нижний Новгород, 1992

48.Практикум по психодиагностике. — М.: МГУ, 1988.

49.Практическая психология для менеджеров. — М.: Филинь, 1996.

50.Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности:/Под ред. Г.С.Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб: Речь,2001.

51.Психологические тесты для деловых людей. — М., 1994.

52.Психотехнология. — М.: Прогресс, 1996.

53. Психология индивидуальных различий. Тексты – М, 1982.

54.Пызин В.А. Профессиональный выбор и отбор персонала управле­ния. — М.: Дружба народов, 1996.

55. Психология и работа. Д.Шульц, С.Шульц – СПб: Питер, 2003.

56.Пызин В.А. Профессиональный выбор и отбор персонала управле­ния. — М.: Дружба народов, 1996.

57. Реан А.А. Психология изучения личности: СПб, 1999

58.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М, 1989.

59.Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М.,1976.

60.Рюкле X. Ваше тайное оружие в общении. Мимика, жест, движение. М., 1996.

61.Симонов П.В. Междисциплинарная концепция человека: потребностно-ин- формационный подход // Человек в системе наук. М., 1989- С. 58—73-

62. Скотт Д. Конфликты, пути их преодоления. – Киев: Внештогриздат, 1991

63. Собчик Л.Н. Психодиагностика в профориентации и кадровом отборе. СПбюЮ 2002.

64. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. – М.1980

65. Стреляу Я. Роль темперамента в психологическом развитии.-М,1982

66. Технология эффективной профессиональной деятельности. — М.: Красная площадь, 1996.

67.Теории личности в западноевропейской и американской психологии. Хрес­томатия по психологии личности. Самара, 1996. С. 16—22, 244—260.

68.Тренев Н.Н. Управление конфликтами. – М.: ПРИОР, 1999.

69.Тульчинский Г.А. Разум, воля, успех: О философии поступка. Л., 1990. С. 120— 150.

70. Чудова н.В. Влияние личностных характеристик субъекта на его представления об идеальном партнере по общению // Психологический журнал.-1993. –Т.14.-№3

71. Фаст Дж. Язык тела. Как понять иностранца без слов. Пер. с анг. Ю.В. Емельянова. Изд. Вече, Персей,АСТ.

72. .Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1989. С. 62 — 124.

73. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: В 2 т. М., 1986. Т. 2. С. 78— 145.

74.Хорни К. Ваши внутренние конфликты. – СПб.: Лань,1997.

75. Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб., 1991. С. 16—13

76. сайт: htth :// www . restivex . com / psychology

 

.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 365.