Алгоритм управления конфликтом
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Шаг Содержание деятельности Способы (методы) реализации 1 Изучение причин возникновения конфликта Наблюдение; анализ результатов деятельности; беседа; изучение документов; биографический метод, т.е. изучение биографических данных участников конфликта и др. 2 Ограничение числа участников Работа с лидерами в микрогруппах; перераспределение функциональных обязанностей; поощрение или наказание и т. п. 3 Дополнительный анализ конфликта с помощью экспертов Опрос экспертов; привлечение медиатора, психолога; переговорный процесс (медиация) и др. 4 Принятие решения Административные методы; педагогические методы

 

2.5.2. Задание: Технологии управления конфликтами

Цель задания. Развитие у студентов навыков оценки глубины конфликтной ситуации с использованием специальных методик и формирование у них умений принимать адекватные решения по поводу поведения субъектов конфликта в конфликтном взаимодействии.

Студенты отвечают на  тест «Оценка глубины конфликта». Для апробации теста обучаемые самостоятельно должны про­анализировать конфликтные ситуации, которые происходили с их участием или которые они наблюдали, на предмет оценки вы­раженности каждого из 8 факторов, представленных в тесте  и быть готовыми описать эти данные в контрольной работе.

Тест «Оценка глубины конфликта». В целях оценки конфликтной ситуации и характера поведения субъекта, улаживающего конфликт, Вашему вниманию предлагается данный тест:

 

Позиция Оценка Позиция
1. Стороны осознают причи­ну конфликта 12345 Стороны не осознают причину конфликта
2. Причина конфликта имеет эмоциональный характер 12345 Причина конфликта имеет мате­риальный характер
3. Цель конфликтующих — устремленность к социальной справедливости 12345 Цель конфликтующих — получение привилегий
4. Есть общая для всех цель 12345 Общей цели нет
5. Сферы сближения выражены 12345 Сферы сближения не выражены
6. Сферы сближения касаются эмоциональных проблем 12345 Сферы сближения касаются ма­териальных (служебных) проблем
7. Лидеры мнений не выде­ляются 12345 Замечено влияние лидеров мнений
8. В процессе общения оп­поненты придерживаются норм поведения 12345 В процессе общения оппоненты не придерживаются норм поведения

 

В тесте представлены 8 основных позиций, имеющих непосредственное отношение к конфликтной ситуации. Ваша задача состоит в том, чтобы оценить выраженность каждого фактора по 5-балльной шкале. Сильная выраженность факторов левой стороны теста оценивается 1 баллом, а правой — 5 баллами. После оценки каждой позиции в тесте следует подсчитать общую сумму баллов, которая будет свидетельствовать о глубине конфликта.

Оценка результатов. Сумма баллов, равная 35—40, свидетельствует о том, что конфликтующие заняли по отношению друг к другу жесткую позицию.

Сумма баллов, равная 25—34, указывает на колебания в отношениях конфликтующих сторон.

Рекомендации субъектам, улаживающим конфликт:

а)    если Вы являетесь руководителем:

при сумме баллов 35— 40 должны выступать в роли обвинителя и для разрешения конфликтной ситуации в основном следует прибегать к административным мерам;

при сумме баллов 25—34 должны выступать в роли консультанта и для разрешения конфликтной ситуации в основном следует прибегать к психологическим мерам;

при сумме баллов менее 24 должны выступать в роли воспитателя, и в этом случае для разрешения конфликтной ситуации целесообразно использовать педагогические меры;

б)    если Вы являетесь медиатором:

при сумме баллов 35—40 следует предпринять меры по разъединению конфликтующих сторон и приступить к переговорам дизъюнктивным способом до снижения накала борьбы между ними;

при сумме баллов 25—34 можно попытаться на очередной встрече в переговорном процессе перевести конфликт в конструктивную

фазу;

при сумме баллов менее 24 можно активизировать усилия по подготовке конструктивного решения.

На досуге предлагается решить кроссворд.

КРОССВОРД. Владеете ли Вы техникой разрешения конфликтов?

 

 

 

По горизонтали:

2. Стечение обстоятельств, являющееся поводом для конфликта. 3. Вид конфликтогена, проявляющегося в излишней уверенности в своей правоте. 7. Вид конфликтогена, реализуемого в восторженных рассказах о своих истинных или мнимых успехах. 8. Агрессивность, проявляющаяся как реакция на сложившиеся обстоятельства. 9. Способ снятия агрессивности, состоящий в том, чтобы выговориться, «поплакаться». 12. Для разрешения конфликта главное — это... конфликтную ситуацию. 15. Слова, действия (или бездействие), могущие привести к конфликту. 18. Формулировка конфликтной ситуации должна подсказать, что... 19. Необходимо задавать себе вопросы... пока не «докопаешься» до причины конфликта.

По вертикали:

1. Формулируя конфликтную ситуацию, постарайтесь обойтись ... слов. 3. Открытое противостояние людей. 4. Способ погасить агрессивность, приемлемый преимущественно для рационалистов. 5. Пути снятия агрессии, построенные на двигательной активности. 6. Чтобы обеспечить бесконфликтность общения, делайте как можно больше посылов. 9. Конфликтоген, обладатели которого в первом псалме Давида осуждались наряду с безбожниками и грешниками. 10. Появление превосходства с оттенком доброжелательности. 11.Закономерность... конфликтогенов. 13. Формулировать конфликтную ситуацию лучше всего словами. 14. Один из типов конфликтогенов — проявление... 16. Наиболее многочисленный тип конфликтогенов — стремление к... 17. Агрессия, проявляющаяся как черта личности. 20. Одно из правил бесконфликтного обще­ния — проявление... к собеседнику. 21. Накопившиеся противоречия, содержащие причину конфликта, — это... ситуация. 22. Тип конфликтогенов, состоящих в том, что некто добивается чего-то для себя за счет других.

 

 

Внутриличностные конфликты

 

Внутриличностный конфликт один из самых сложных психологических конфликтов, который разыгрывается во внутреннем мире человека. Трудно представить человека, который бы не подвергался таким конфликтам. Более того, с конфликтами он сталкивается постоянно. Внутриличностные конфликты конструктивного характера являются необходимыми моментами развития личности. Но деструктивные внутриличностные конфликты несут серьезную опасность для личности, от тяжких переживаний, вызывающих стрессы, до крайней формы своего разрешения — суицида. Поэтому для каждого человека важно знать сущность конфликтов, их причины и способы разрешения. Эти и другие аспекты внутриличностных конфликтов находят свое отражение в данной теме практикума [9].

Понятие внутриличностного конфликта

Внутриличностный конфликт — это конфликт внутри психического мира личности, представляющий собой столкновение ее противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, ценностей, целей, идеалов).

Внутриличностному конфликту присущи некоторые особенности, которые важно учитывать при его выявлении. Такими особенностями являются:

- необычность с точки зрения структуры конфликта. Здесь нет субъектов конфликтного взаимодействия в лице отдельных личностей или групп людей;

- специфичность форм протекания и проявления. Такой конфликт протекает в форме тяжелых переживаний. Он сопровождается специфическими состояниями: страхом, депрессией, стрессом. Часто внутриличностный конфликт выливается в невроз;

- латентность. Внутриличностный конфликт не всегда легко обнаружить. Часто человек и сам не осознает, что он находится в состоянии конфликта. Более того, иногда он может скрывать свое состояние конфликта под эйфорическим настроением или за ак­тивной деятельностью.

 

2.6.1. Основные психологические концепции внутриличностныхконфликтов

Проблема внутриличностного конфликта во взглядах Зигмунда Фрейда {1856—1939). Согласно З.Фрейду, человек конфликтен по своей природе. В нем от рождения борются два противоположных инстинкта, определяющих его поведение. Такими инстинктами являются: эрос (сексуальный инстинкт, инстинкт жизни и самосохранения) и танатос (инстинкт смерти, агрессии, деструкции и разрушения). Внутриличностный конфликт и является следствием извечной борьбы между эросом и танатосом. Эта борьба, по З.Фрейду, проявляется в амбивалентности человеческих чувств, в их противоречивости. Амбивалентность чувств усиливается противоречивостью социального бытия и доходит до состояния конфликта, который проявляется в неврозе.

Наиболее полно и конкретно конфликтная природа человека представлена З.Фрейдом в его взглядах на структуру личности. Внутренний мир человека включает в себя три инстанции:

«Оно» { Id ), «Я» { Ego ) и «Сверх-Я» { Super - Ego ).

«Оно» — это первичная, врожденная инстанция, изначально иррациональная и подчиненная принципу удовольствия. Оно проявляется в неосознанных желаниях и влечениях, которые проявляются в бессознательных импульсах и реакциях.

«Я» — это разумная инстанция, основанная на принципе реальности. Иррациональные, бессознательные импульсы Оно «Я» приводит в соответствие с требованиями реальной действительности, т. е. требованиями принципа реальности.

«Сверх-Я» — это «цензурная» инстанция, основанная на принципе реальности и представленная социальными нормами и ценностями, требованиями, которые общество предъявляет к личности.

Основные внутренние противоречия личности складываются между «Оно» и «Сверх-Я», которые регулирует и разрешает «Я». Если «Я» не смогло разрешить противоречие между «Оно» и «Сверх-Я», то в осознающей инстанции возникают глубокие переживания, характеризующие внутриличностный конфликт.

Фрейд в своей теории не только раскрывает причины внутриличностных конфликтов, но и вскрывает механизмы защиты от них. Основным механизмом такой защиты он считает сублимацию, т. е. преобразование сексуальной энергии человека в другие виды его деятельности, в том числе и в его творчество. Кроме того, Фрейд выделяет и такие защитные механизмы, как: проекция, рационализация, вытеснение, регрессия и др.

Теория комплекса неполноценности Альфреда Адлера {1870—1937). Согласно взглядам А.Адлера, формирование характера личности происходит в первые пять лет жизни человека. В этот период он испытывает на себе влияние неблагоприятных факторов, которые и порождают у него комплекс неполноценности. Впоследствии этот комплекс оказывает существенное влияние на поведение личности, ее активность, образ мыслей и т.п. Этим и определяется внут­риличностный конфликт.

Адлер объясняет не только механизмы формирования внутриличностных конфликтов, но и раскрывает пути разрешения таких конфликтов (компенсации комплекса неполноценности). Таких путей он выделяет два. Во-первых — это развитие социального чув ства, социального интереса. Развитое социальное чувство в конечном итоге проявляется в интересной работе, нормальных межличностных отношениях и т.п. Но у человека может сформироваться и так называемое «неразвитое социальное чувство», которое имеет различные негативные формы проявления: преступность, алкоголизм, наркомания и т.п. Во-вторых, стимуляция собственных способностей, достижение превосходства над другими. Компенсация комплекса неполноценности посредством стимуляции собственных способностей может иметь три формы проявления: а) адекватная компенсация, когда происходит совпадение превосходства с содержанием социальных интересов (спорт, музыка, творчество и т.п.); б) сверхкомпенсация , когда происходит гипертрофированное развитие одной из способностей, имеющей ярко выраженный эгоистический характер (накопительство, ловкаче­ство и т.п.); в) мнимая компенсация, когда комплекс неполноценности компенсируется болезнью, сложившимися обстоятельствами или другими факторами, не зависящими от субъекта.

Учение об экстраверсии и интроверсии Карла Юнга {1871 — 1961). К. Юнг в объяснении внутриличностных конфликтов исходит из признания конфликтной природы самой личностной установки. В опубликованной в 1921 г. книге «Психологические типы» он дал типологию личности, которая до сих пор считается одной из самых убедительных и широко используется как в теоретической, так и в практической психологии. Типологию личности К. Юнг осуществляет по четырем основаниям (функциям личности): мышлению, ощущениям, чувствам и интуиции. Каждая из функций психики, по К. Юнгу, может проявляться в двух направлениях — экстраверсия и интроверсия. Исходя из всего этого он выделяет восемь типов личности, так называемые психосоциотипы: мыслитель-экстраверт; мыслитель-интроверт; ощущающий-экстраверт; ощущающий-интроверт; эмоциональный-экстраверт; эмоциональный-интроверт; интуитивный-экстраверт; интуитивный-интроверт.

Главным в типологии К. Юнга является направленность — экстраверсия или интроверсия. Именно она определяет личностную установку, которая в конечном итоге и проявляется во внутри-личностном конфликте.

Так, экстраверт изначально ориентирован на внешний мир. Он строит свой внутренний мир в соответствии с внешним. Интроверт же изначально погружен в себя. Для него самое главное — мир внутренних переживаний, а не внешний мир с его правила­ми и законами. Очевидно, экстраверт подвержен внутриличностным конфликтам более чем интроверт.

Концепция «экзистенциальной дихотомии» Эриха Фромма {1900— 1980). В объяснении внутриличностных конфликтов Э. Фромм пытался преодолеть биологические трактовки личности и выдвинул концепцию «экзистенциальной дихотомии». В соответствии с этой концепцией, причины внутриличностных конфликтов заключены в дихотомичной природе самого человека, которая проявляется в его экзистенциальных проблемах: проблеме жизни и смерти; ограниченности человеческой жизни; громадных потенциальных возможностях человека и ограниченности условиями их реализации и др.

Более конкретно философские подходы в объяснении внутриличностных конфликтов Э. Фромм реализует в теории биофилии (любовь к жизни) и некрофилии (любовь к смерти).

 

Теория психосоциального развития Эрика Эриксона {1902—1994). Суть теории Э. Эриксона состоит в том, что он выдвинул и обосновал идею стадий психосоциального развития личности, на каждой из которых каждый человек переживает свой кризис. Но на каждом возрастном этапе происходит либо благоприятное преодоление кризисной ситуации, либо неблагоприятное. В первом случае происходит позитивное развитие личности, ее уверенный переход на следующий жизненный этап с хорошими предпосыл­ками для его успешного преодоления. Во втором случае личность переходит в новый этап своей жизни с проблемами (комплексами) прошлого этапа. Все это создает неблагоприятные предпосылки развития личности и вызывает у нее внутренние переживания.

Мотивационные конфликты по Курту Левину {1890—1947). Большую практическую ценность для выявления внутриличностных конфликтов и определения путей их разрешения представляет классификация внутренних конфликтов, представлен­ная в табл. 2.5.

Таблица 2.5

Классификация внутриличностных конфликтов {по Левину)

 

Тип конфликта Причина Модель разрешения
Эквивалентный (приближение — приближение) Выбор двух или более в равной степени привлекательных и взаимоисключающих объектов Компромисс
Витальный (избегание — избегание) Выбор между двумя в равной мере непривлекательными объектами Компромисс
Амбивалентный (приближение — избегание) Выбор объекта, в котором одновременно присутствуют привлекательная и непри­влекательная стороны Примирение

Кроме изложенных выше психологических концепций внутриличностных конфликтов, существуют и другие, разработанные в рамках когнитивной и гуманистической психологии.

2.6.2. Формы проявления и способы разрешения внутриличностных конфликтов

Для разрешения внутриличностных конфликтов важно, во-первых, установить факт такого конфликта, во-вторых, определить тип конфликта и его причину; и, в-третьих, применить соответствующий способ разрешения. При этом следует помнить, что часто для разрешения внутриличностных конфликтов их носители нуждаются в психологической, а иногда и в психотерапевтической помощи.

В табл. 2.6 приведены формы проявления внутриличностных конфликтов, которые призваны помочь их обнаружить у себя или у других людей, а в табл. 2.7 — способы их разрешения.

 

                               Таблица 2.6

Формы проявления внутренних конфликтов

 

Форма проявления Симптомы
Неврастения Невыносимость к сильным раздражителям; подавленное настроение; снижение работоспособности; плохой сон; головные боли
Эйфория Показное веселье; выражение радости, неадекватное ситуации; «смех сквозь слезы»
Регрессия Обращение к примитивным формам поведения; уход от ответственности
Проекция Приписывание негативных качеств другому; критика других, часто необоснованная
Номадизм Частое изменение места жительства, места работы, семейного положения
Рационализм Самооправдание своих поступков, действий

 

Таблица 2.7

Способы разрешения внутриличностных конфликтов

 

Способ разрешения Содержание действий
Компромисс Сделать выбор в пользу какого-то варианта и приступить к его реализации
Уход Уход от решения проблемы
Переориентация Изменение притязаний в отношении объекта, вызвавшего внутреннюю проблему
Сублимация Перевод психической энергии в другие сферы деятельности — занятие творчеством, спортом, музыкой и т. п.
Идеализация Предавание мечтаниям, фантазиям, уход от действительности
Вытеснение Подавление чувств, устремлений, желаний
Способ разрешения Содержание действий
Коррекция Изменение Я - концепции в направлении достижения адекватного представления о себе

 

 

Учебно-тренировочные тесты ко 2 главе:

1.Конфликтология выделилась как относительно самостоятельное направление в социологии в конце 50-х гг. XX в. и изначально получила название «социология конфликта». Это событие связы­вается с работами (выберите две работы):

А - Р.Дарендорфа - «Социальные классы и классовые конфликты в индустриальном обществе»

Б -    Хорни К. - «Ваши внутренние конфликты»

В -   Скотт Д. – «Конфликты, пути их преодоления»

Г -   А. Козера — «Функции социальных конфликтов» 

 

2. Благодаря исследованиям а.- М.Шерифа, б - Д.Рапопорта, в- Р.Доза, г - Л.Томпсона, д-  К.Томаса, е -  Э. Берна, ж- М. Дойча, з- Д.Скотта и других психология конфликта выделяется как относительно самостоятельное направление. Вычеркните лишнего из перечисленного списка автора, который не имеет к этому событию отношения.

3. Человек вне государства, по мнению ……?.... , агрессивен и опасен.

Кому принадлежит это мнение:

А - Гераклит

Б - А. Смит

В - Д. Скотт

Г - Аристотель

Д - В.Линкольн

              

4.Основные модели поведения в конфликте: а. Конформистская, б. Деструктивная,

                                                                                  в. Конструктивная

Модель поведения Поведенческие характеристики личности
                ? 1. Стремится уладить конфликт; нацелена на поиск приемлемого решения; отличается выдержкой и самообладанием, доброжелательным отношением к сопернику, открыта и искренна, в общении лаконична и немногословна
              ? 2. Постоянно стремится к расширению и обострению конфликта; постоянно принижает партнера, негативно оценивает его личность; проявляет подозрительность и недоверие к сопернику, наруша­ет этику общения
           ? 3. Пассивна, склонна к уступкам; непоследовательна в оценках, суждениях, поведении; легко соглашается с точкой зрения соперника; уходит от острых вопросов

 

       Каждая из этих моделей обусловлена предметом конфликта, образом конфликтной ситуации, ценностью межличностных отношений и индивидуально-психологическими особенностями субъектов конфликтного взаимодействия. Модели поведения отражают установки участников конфликта на его динамику и спо­соб разрешения.

       Установите правильное соответствие модели конфликта  и поведенческой характеристики личности: 1- ? (а,б,в); 2 - ? (а,б,в); 3 - ?(а,б,в)

 

  5. Поиск решения, удовлетворяющий интересы всех сторон. Стратегия строится не только на основе баланса интересов, но и на признании ценности межличностных отношений. Являясь одной из самых сложных стратегий, стратегия сотрудничества отражает стремление противоборствующих сторон совместными усилиями разрешить возникшую проблему. - Это характеристика какой стратегии поведения? 

 

1.Соперничество -  А

2. Избегание       -   Б

3.Приспособление -  В

4.Компромисс —       Г

       5.Сотрудничество — Д

 

 

 

Рекомендуемая литература ко 2 главе:

  1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М.: ЮНИТИ,1999.
  2. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. – М.:Аспект-Пресс, 1996
  3. Ворожейкин И.Е.,Кибанов А.А., Захаров Д.К. Конфликтология. – М.:Инфра-М,2000.
  4. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2000.
  5. История философии в кратком изложении. – М.:Мысль,1991.
  6.  Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб.:Питер, 2000.
  7. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.:Изд-во ЛГУ,1985.
  8. Тренев Н.Н. Управление конфликтами. – М.: ПРИОР, 1999.
  9. Хорни К. Ваши внутренние конфликты. – СПб.: Лань,1997.
  10. Скотт Д. Конфликты, пути их преодоления. – Киев: Внештогриздат, 1991.

Ответы на учебно-тренировочные тесты ко 2 главе: 1- а,г; 2 – е; 3 – г; 4: 1-в,2-б,3-а; 5-д.

 

 Глава 3. Психология успешного поведения личности.

   Как понимается «успех» в психологии? Какие особенности личности указывают на ее предрасположенность к успешному поведению? Под влиянием каких факторов формируется потребность в достижении, мотив достижения личности? Какие формы успеха существуют? Какие особенности в формировании ориентации на успех у мужчин и женщин существуют? На эти вопросы вы найдете ответы в данной главе.

3.1. Как понимается «успех» в психологии?

Исследование успеха как одной из ведущих жизненных ценностей человека давно стало традицией за рубежом. Многие известные философы, социологи и психологи представляли историю формирования ориентации на успех как концентрированное выражение духа всей западной цивилизации. В отечественной психологической науке до недавнего времени рассматривались определенные прикладные аспекты проблемы успеха. В последние годы ситуация изменилась не только в науке, но и в других областях социальной жизни общества. Например, средства массовой коммуникации, обращаясь к теме психологических аспектов решения многообразных житейских проблем наших соотечественников, предлагают самые разнообразные алгоритмы достижения социального, профессионального, личностно-семейного успеха.

Проблема успеха волновала людей еще в древности. Так Гесиод, говоря о социальных причинах и личностной обуслов­ленности богатства и бедности как успеха и неуспеха, отмечал, что они выражаются в способностях и усилиях личности, на правляемых на достижение определенного результата (материального уровня жизни). Мотивам славы и признания большое внимание уделял в своих диалогах Платон. Слава, по его мнению, форма признания тех или иных заслуг личности, оценка реальных и мнимых достоинств человека.

Социальная ориентация на успех наиболее ярко проявилась в следующих исторических формах: агона у древних греков и в протестантской трудовой этике, получившей одно из ярких воплощений в американской трудовой культуре. Загадка «греческого чуда» объясняется ориентацией древних греков на успех и первенство в делах не только жизненной важности, но и в не обусловленных прямой необходимостью. Именно на основе становления устремления к достижению, в атмосфере соревновательности происходит высвобождение внутренних стимулов во всех видах деятельности индивида. Возникает «агональный» тип личности, ориентированный на раскрытие творческого потенциала, высокий уровень воплощения способностей, эффективность в достижениях, победу в состязаниях. Ориентация грека на соперничество не была подчинена рациональным, а тем более утилитарным соображениям, но была связана с демонстрацией мастерства. Это можно увидеть на примере проведенного Платоном анализа стремления древнего грека к славе. Платон высоко оценивал это явление, видя в нем одну из движущих сил цивилизации.

Идея «успеха» в американской культуре была сформулиро­вана в контексте сложного духовного и психологического образования, образно названного «американская мечта». Становление этой идеи отразило противоречивый процесс возникновения и утверждения массового социально-психологического типа личности. Он воплотил противоречивое слияние многообразных качеств, характеризующих личность как субъ­екта прежде всего экономической соревновательной деятельности, таких, как честолюбие, предприимчивость, стремление побеждать, трудолюбие, дисциплинированность, прилежание, склонность к риску, независимость ума, самостоятельность, упорство в достижении цели, практицизм и расчетливость. Такой личности свойственна традиционная жизненная ориентация на достижения, стимулирующие практические усилия и устремления, которые при этом ассоциируются с индивидуальным успехом, с популярным образом «человека, сделавшего самого себя». Высокая потребность в достижениях как социальная установка преломляется через индивидуальный мир личности и в представлениях о собственном «Я» выражается в высоком уровне притязаний, в системе мотивации при постановке целей.

С конца 50-х гг. в социальной психологии стремление к успеху считалось, чуть ли не главным социокультурным мотивом человеческой деятельности. Инициатором этого направления, в рамках которого исследовались социально-психологические механизмы формирования установки на успех в больших и малых сообществах, был Д. Мак-Клелланд.

Социально-психологические замеры и экспериментальные исследования 70—-80-х гг. привели большую часть американских и западноевропейских психологов к выводу, что в массовом сознании постсовременного общества старая формула успеха «индивидуализированный успех через соревнование» заменена на новую формулу с иным содержанием — «личный успех через кооперацию». При кооперационной модели поведе­ния, предполагающей наличие кооперационных целей, люди, осознавая, что их успех «совместный», помогают друг другу, избегают конфликтов, выстраивают более дружеские отношения, развивают доверие. Реализуя такую модель поведения, они чув­ствуют себя психологически более комфортно.

Успех связан с социальной природой человека, с проявлением его сущностного начала. Для нормального психологического развития личности возможно при динамическом равновесии двух взаимосвязанных сторон его жизненного процесса, в которых проявляются тенденции взаимодействия личности с обществом: «включенность» в социум и «обособление» от него, т.е. слиться с общностью, быть единым с нею, но в то же время выделиться, быть замеченным в своих действиях, признанным. Противоречие между этими тенденциями задает главные социально-психологические параметры проблемы успеха личности. (Само слово «успех» близко по этимологии слову «преуспеть», что значит самоутвердиться в обществе, выделиться в нем, соответствовать социальным параметрам преуспевания.)

Направленность на успех — это осознанное и целенаправленное поведение, ориентированное на реализацию общест­венных требований (норм, ценностей, стандартов) и оцениваемое исходя из них. Немецкие психологи В. Фридрих, А. Хофман утверждают, что поведение, направленное на успех, является частным видом человеческой деятельности. Данный тип поведения служит средством и продуктом развития личности, отражая ее, воспроизводит и изменяет одновременно. Индивидуальное поведение, направленное на успех, определяется способностями, диспозициями к достижениям, их мотивами, Существенную роль в возникновении мотивации успеха играют ценностные структуры личности, оценка достигнутого.

Формирование поведения, ориентированного на успех, происходит непосредственно через семью и косвенно — через социальные институты. Сложившись под воздействием группового влияния, диспозиции к достижению успеха «перешагивают» границы групповой принадлежности. В качестве всеобщих диспозиций они входят в структуру личности и тем самым определяют выбор групп, уровень достижений которых соответствует возросшим требованиям личности. Активное поведение, ориентированное на успех, проявляется не только в учебной или социально-профессиональной деятельности, его можно наблюдать практически во всех сферах жизнедеятельности личности и поэтому можно обозначить как высокогенерализованное качество личности.

Конкуренция, соревнование повышают индивидуальную готовность к успеху. Кроме того, сообщество может так координировать достижения своих членов, что в итоге групповой успех оказывается выше суммы индивидуальных достижений, В общем виде можно дать следующее определение успеха. Успех положительный результат деятельности субъекта по достижению значимых для него целей, отражающих соци­альные ориентиры общества. Он выступает формой самореализации субъекта, обеспечивает его саморазвитие и предполагает оценку со стороны общества в форме одобрения или признания.

Литература:

1.Американский характер: Очерки культуры США. М., 1991. С. 191—205.

2. Бакштановский В.И., Согомонов ЮБ., Чурилов В А Этика политического ycпeха. Тюмень; М., 1997. С. 37-68; 119-145.

3. Гаджиев КС Американская нация: национальное самосознание и культура. М., 1990. С. 6-56.

4. Теории личности в западно-европейской и американской психологии: Хрестоматия по психологии личности. Самара, 1996. С. 16—43.

5..Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. М., 1986. Т. 2. С. 78—145.

 

3.2. Особенности личности, определяющие  ее предрасположенность к успешному поведению

Существуют два направления, в рамках которых анализируются механизмы успешной деятельности индивида. К первому направлению можно отнести биологически ориентированные теории одаренности, авторы которых сводят причины успеха личности к особенностям органической конституции человека, его индивидуальным биологическим особенностям. Они считают, что существенную роль в процессе обретения успеха играют интеллект, духовное овладение значимыми для личности сферами. Так, американские психологи, сторонники этого направления, на основе анализа соотношения между достиг­нутым результатом, силой мотива и одаренностью, утверждают, что достижимость успеха, как правило, есть не вопрос си­лы мотивации или приложения стараний, а различий в спо­собностях, знаниях, умениях, навыках и т.п. Этой позиции придерживается отечественный психолог В.П. Симонов, счи­тая, что для успешного удовлетворения своих многочислен­ных потребностей человек должен многое знать, иначе гово­ря, быть вооружен соответствующими способами и средства­ми; у него должна быть развита так называемая мотивация компетентности, но не в смысле простого накопления и усвое­ния знаний, а в смысле потенциальной готовности человека решать поставленные задачи со знанием дела.

Согласно позиции Д. Гольмана, известного психолога, про­фессора Гарвардского университета, великая революция XXI в. состоит в реванше чувства над интеллектом. Если ранее в за­падном мире мерилом способностей человека к успехам в той или иной профессиональной деятельности служил интеллек­туальный коэффициент IQ, то в настоящее время он уступает место эмоциональному коэффициенту EQ — способности личности слышать собственные чувства, контролировать всплески эмоций, умение принять правильное решение и, ос­таваясь спокойным, оптимистично оценивать сложную ситуа­цию. Коэффициент EQ стал новым ключом к успеху: «С хорошим IQ вас возьмут на работу, с хорошим EQ — продвинут по, службе». Гольман провел тестирование специалистов нескольких фирм. Результаты показали, что лучшими сотрудниками являются не те, у кого самый высокий IQ или диплом самого престижного университета, наоборот, это те люди, которые благодаря своим личным качествам добились успеха на пере­ломных этапах. Например, когда они сталкиваются с пробле­мой и просят помощи для ее решения, они тут же получают ее, а другим на их месте пришлось бы ждать ответа несколько дней. Огромная роль в EQ принадлежит коммуникативным на­выкам личности, умению эффективно выстраивать взаимоот­ношения с другими людьми.

Второе направление, анализирующее механизмы успеш­ной деятельности, наиболее разработано как в зарубежной, так и в отечественной психологии. Исследователи, изучая че­ловеческие факторы эффективности деятельности, детерми­нанты социального и профессионального успеха личности, пришли к заключению, что ее продуктивность зависит не только от способностей человека, его подготовленности, но и от уровня мотивации, от характера цели и желания работать, Концепция мотивации достижения является основой для большинства учений зарубежной социальной психологии.

Мотивация достижения (N-Achievement) в психологии определяется по-разному: согласно Ф. Мак-Клелланду, как стремление проявить возможно более высокую степень собственных способностей и усилий при достижении успеха, по утверждению Дж. Аткинсона, как способность испытывать гордость за свое трудолюбие при успехе, В.У. Майер определяет ее как стремление уменьшить существующую неопределенность. А Б. Вайнер — как стремление получить больше информации о себе. Различные определения мотивации достижения предполагает X. Хекхаузен: это и когнитивная диспозиция, и индивидуально-специфические способы функционирования процесс сов мотивации, понимаемых как информационный процесс и «система оценки».

В конце 50-х гг. Дж. Аткинсон отметил существование и структуре мотивации достижения мотива стремления к ycпеху, и мотива избегания неуспеха, а активность личности понималась как результат этих двух противоположных мотивационных тенденций, которые также сложны по своему составу, так как в них наряду с постоянными личностными диспозициями входят и ситуационные детерминанты. Идеи Аткинсона послу­жили основой для ряда теорий мотивации достижения, объяс­няющих поведение и деятельность индивида с точки зрения успешности различными личностными моделями мотивации достижения; рассматривающих мотив успеха как автономную потребность, почти не связанную с остальной структурой лич­ности, ее ценностными ориентациями.

Большой вклад в выявление психологических причин успе­ха личности внесли представители школы К. Левина, изучав­шие в ряде экспериментальных исследований вопрос о влия­нии уровня притязаний, самооценки и уровня достижений. Еще У. Джемс, показавший взаимосвязь между самооценкой личности, степенью «уважения» ею самой себя, уровнем притя­заний и успехом, писал, что наше довольство собой в жизни обусловлено всецело тем, какому делу мы себя предназначаем. Самоуважение можно представить как отношение наших дей­ственных способностей к потенциальным, а если записать это в виде дроби, числитель которой выражает наш активный ус­пех, а знаменатель наши притязания:

 

                                          Успех

Самоуважение =        -----------------------    

                                      Притязания

 

Понятие уровня притязаний заняло важное место в иссле­довании мотивации, а со временем проникло и в обиходный язык. В ходе исследований выяснилось, что одна личность воспринимает достигнутый результат как успех, а другая — как не­успех, что определяется уровнем притязаний личности, а не степенью трудности самой задачи. Если результат достигает или превышает этот уровень, появляется ощущение успеха, ес­ли не достигает — ощущение неуспеха, причем успех или неус­пех действия влияют на уровень притязаний в последующей деятельности личности. Как правило, после успеха уровень притязаний повышается, а после неуспеха снижается.

Еще одна психологическая составляющая успеха личнос­ти — локус контроля (от лат. locus — место), под которым объективно понимают склонность личности видеть источники управления свой жизнью либо преимущественно во внешней среде, либо в самом себе. Если человек принимает на себя ответственность за большую часть успехов и неуспехов, проис­ходящих в его жизни, объясняя их своим поведением, характе­ром, способностями, то это говорит о том, что данная лич­ность обладает внутренним (интернальным) контролем. Если человек имеет склонность приписывать ответственность за ус­пехи и неуспехи внешним факторам, видя их причины в дру­гих людях, в окружающей среде, в судьбе, в случае, то это сви­детельствует о наличии у него внешнего (экстернального) контроля.

Американский психолог Т. Роттер, предложивший эти тер­мины, считает, что интернальность и экстернальность локуса контроля являются устойчивыми свойствами личности, сфор­мированными в процессе социализации. Изучая связи между ценностью вознаграждения и ответственностью за результа­ты, Н. Фетер, Т. Роттер показали, что как удовлетворенность ус­пехом, так и неудовлетворенность неудачей растут пропорци­онально степени интернальности контроля. Результат дея­тельности личности приобретает положительный или отри­цательный знак лишь в той мере, в какой тот имеет для индиви­да значение его собственного достижения. Вообще результат деятельности личности становится психологической реаль­ностью достижения, успехом в точном смысле этого слова тог­да, когда он приписывается личным усилиям индивида.

Итак, уровень успешности поведения личности зависит от многих ее индивидуально-психологических особенностей: от степени развития аффективно-волевой сферы, познаватель­ных способностей, от уровня ее самоосознания, отношения к своему Я и не-Я, от меры доверия к миру и к себе, от характера, системы оценок и самооценок, уровня притязаний, мотива­ции достижения, от интернальности или экстернальности ло­куса контроля, от системы ее ценностных ориентации, от ком­муникативных навыков, от уверенности в себе, от способнос­тей к самоутверждению.

Литература:

1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. С. 30—67.

2.Муздыбаев К. Психология ответственности. Л., 1983- С.43—89-

3.Симонов П.В. Междисциплинарная концепция человека: потребностно-

ин формационный подход // Человек в системе наук. М., 1989- С. 58—73-

4.Хекхаузен X . Мотивация и деятельность: В 2 т. М., 1986. Т. 2. С. 78— 145.

 

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 485.