Широкое распространение в конфликтологии получила разработанная К. Томасом и Р. Киллменом двухмерная модель стратегий поведения личности в конфликтном взаимодействии. В основе этой модели лежат ориентации участников конфликта на свои интересы и интересы противоположной стороны.
Задание 2.1. Можно самостоятельно ответить на вопросы опросника К.Томаса.
Перед вами 30 вариантов утверждений, каждый из которых имеет две разновидности — «а» и «б». Внимательно прочитайте каждый вариант и выберите один из ответов «а» или «б». Долго над выбором не раздумывайте.
Перед началом работы возьмите чистый лист бумаги, проставьте в столбик цифры (от 1 до 30) и против каждой запишите выбранное «а» или выбранное «б».
1. а) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя
ответственность за решение спорного вопроса.
б) Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.
2. а) Я стараюсь найти компромиссное решение.
б) Я пытаюсь уладить его с учетом всех интересов другого человека и моих собственных.
3. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
4. а) Я стараюсь найти компромиссное решение,
б) Я стараюсь не задеть чувств другого человека.
5. а) Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти
поддержку у другого.
б) Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
6. а) Я пытаюсь избежать неприятностей,
б) Я стараюсь добиться своего.
7. а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем,
чтобы со временем решить его окончательно.
б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.
8. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Я первым делом стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
9. а) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то
возникших разногласий.
б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
10. а) Я твердо стремлюсь добиться своего,
б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.
11. а) Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем
состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
б) Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.
12. а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может
вызвать споры.
б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу.
13. а) Я предлагаю среднюю позицию.
б) Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.
14. а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю его
о взглядах.
б) Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.
15. а) Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.
б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения.
16. а) Я стараюсь не задеть чувства другого.
б) Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
17. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
18. а) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
б) Я дам другому возможность остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу.
19. а) Первым делом я пытаюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
б) Я стараюсь отложить спорные вопросы с тем, чтобы со временем решить их окончательно.
20. а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия,
б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
21. а) Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к другому.
б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
22. а) Я пытаюсь найти позицию, которая была бы средней между моей и позицией другого человека.
б) Я отстаиваю свою позицию.
23. а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
б) Иногда предоставляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
24. а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу.
б) Я стараюсь убедить другого пойти на компромисс.
25. а) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте.
б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.
26. а) Я обычно предлагаю среднюю позицию.
б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.
27. а) Зачастую стремлюсь избежать споров.
б) Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
28. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого.
29. а) Я предлагаю среднюю позицию.
б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.
30. а) Я стараюсь не задеть чувств другого.
б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха.
Оценка результатов. Тест выявляет формы социального поведения, используемого в ситуациях конфликта.
№ п/п | Соперничество | Сотрудничество | Компромисс | Избегание | Приспособление |
1 | — | — | — | а | б |
2 | — | б | а | — | — |
3 | — | — | — | а | б |
4 | — | — | — | а | б |
5 | — | а | — | б | — |
6 | б | — | — | а | — |
7 | — | — | б | а | — |
8 | а | б | — | — | — |
9 | б | — | — | а | — |
10 | а | — | б | — | — |
11 | — | а | — | — | б |
12 | — | — | б | а | — |
13 | б | — | а | — | — |
14 | б | а | — | — | — |
15 | — | — | — | б | а |
16 | б | — | — | — | а |
17 | а | — | — | б | — |
18 | — | — | б | — | а |
19 | — | а | — | б | — |
20 | — | а | б | — | — |
21 | — | б | — | а | — |
22 | б | — | а | — | — |
23 | — | а | — | б | — |
24 | — | — | б | — | а |
25 | а | — | — | — | б |
26 | — | — | б | а | — |
27 | — | — | — | а | б |
28 | а | б | — | — | — |
29 | — | — | а | б | — |
30 | — | б | — | — | а |
Оценка интересов в конфликте — это качественная характеристика выбираемого поведения. В модели Томаса —Киллмена она соотносится с качественными параметрами: низким, средним или высоким уровнем направленности на интересы (рис. 2.1).
При анализе конфликтов на основе рассматриваемой модели важно помнить, что уровень направленности на собственные интересы или интересы соперника зависит от трех обстоятельств:
содержания предмета конфликта;
ценности межличностных отношений;
индивидуально-психологических особенностей личности.
Особое место в оценке моделей и стратегий поведения личности в конфликте занимает ценность для нее межличностных отношений с противоборствующей стороной. Если для одного из соперников межличностные отношения с другим (дружба, любовь, товарищество, партнерство и т.д.) не представляют никакой ценности, то и поведение его в конфликте будет отличаться деструктивным содержанием или крайними позициями в стратегии (принуждение, борьба, соперничество). И, наоборот, ценность межличностных отношений для субъекта конфликтного взаимодействия, как правило, является существенной причиной конструктивного поведения в конфликте или направленностью такого поведения на компромисс, сотрудничество, уход или уступку.
На основе вышеизложенного представляется возможным дополнить двухмерную модель Томаса — Киллмена третьим измерением — ценностью межличностных отношений (МЛО). Схематически она представлена на рис. 2.2 .[7]
Характеристика основных стратегий поведения
Соперничество (противоборство) — открытая борьба за свои интересы.
Избегание (уход) — стремление уйти от конфликта. Характеризуется низким уровнем направленности на личные интересы и интересы соперника. Это по сути дела взаимная уступка.
Приспособление — сглаживание противоречия, поступаясь своими интересами.
Компромисс — урегулирование разногласий через взаимные уступки. Стратегия компромисса способствует положительному развитию межличностных отношений.
Сотрудничество — поиск решения, удовлетворяющий интересы всех сторон. Стратегия строится не только на основе баланса интересов, но и на признании ценности межличностных отношений. Являясь одной из самых сложных стратегий, стратегия сотрудничества отражает стремление противоборствующих сторон совместными усилиями разрешить возникшую проблему.
Типы конфликтных личностей.
Во многих учебных пособиях по конфликтологии описаны пять типов конфликтных личностей, которые мы приводим в табл. 2.2 .
Таблица 2.2
Типы конфликтных личностей
Тип конфликтной личности | Поведенческая характеристика |
Демонстративный | Хочет быть в центре внимания. Любит хорошо выглядеть в глазах других. Его отношение к людям определяется тем, как они к нему относятся. Ему легко даются поверхностные конфликты, любуется своими страданиями и стойкостью. Хорошо приспосабливается к различным ситуациям. Рациональное поведение выражено слабо. Налицо поведение эмоциональное. Планирование своей деятельности осуществляется ситуативно и слабо воплощается в жизнь. Кропотливой, систематической работы избегает. Не уходит от конфликтов, в ситуации конфликтного взаимодействия чувствует себя неплохо |
Ригидный | Подозрителен. Обладает завышенной самооценкой. Постоянно требует подтверждения собственной значимости. Часто не учитывает изменения ситуации и обстоятельств. Прямолинеен и не гибок. С большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением. Почтение со стороны окружающих воспринимает как должное. Выражение недоброжелательства со стороны окружающих воспринимает как обиду. Малокритичен по отношению к своим поступкам. Болезненно обидчив, повышенно чувствителен по отношению к мнимым или действительным несправедливостям |
Неуправляемый | Импульсивен, недостаточно контролирует себя. Поведение такого человека плохо предсказуемо. Ведет себя вызывающе, агрессивно. Часто в запале не обращает внимания на общепринятые нормы общения. Характерен высокий уровень притязаний. Несамокритичен. Во многих неудачах, неприятностях склонен обвинять других. Не может грамотно планировать свою деятельность или последовательно претворять планы в жизнь. Недостаточно развита способность соотносить свои поступки с целями и обстоятельствами. Из прошлого опыта (даже горького) извлекает мало уроков |
Сверхточный | Скрупулезно относится к работе. Предъявляет повышенные требования к себе. Предъявляет повышенные требования к окружающим, причем делает это так, что людям, с которыми он работает, кажется, что он придирается. Обладает повышенной тревожностью. Чрезмерно чувствителен к деталям. Склонен придавать излишнее значение замечаниям окружающих. Иногда вдруг разрывает отношения с друзьями, знакомыми потому, что ему кажется, что его обидели. Страдает от себя сам, переживает свои просчеты, неудачи, подчас расплачивается за них даже болезнями (бессонницей, головными болями и т.п.). Сдержан во внешних, особенно эмоциональных, проявлениях. Не очень хорошо чувствует реальные взаимоотношения в группе |
Бесконфликтный | Неустойчив в оценках и мнениях. Обладает легкой внушаемостью. Внутренне противоречив. Характерна некоторая непоследовательность поведения. Ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях. Недостаточно хорошо видит перспективу. Зависит от мнения окружающих. Излишне стремится к компромиссу. Не обладает достаточной силой воли. Не задумывается глубоко над последствиями своих поступков и причинами поступков окружающих |
Задание 2.3.. Мое поведение в конфликте
Цель занятия. Закрепление знаний по основным проблемам поведения личности в конфликте, развитие навыков самооценки личности и формирование умений анализировать полученные результаты тестирования и вырабатывать программу самосовершенствования и самокоррекции поведения.
Порядок проведения задания
Подготовительный период. За одну—две недели студенты получают установку на проведение занятия по методу тестирования в целях самооценки личности. Им сообщают тему и цель занятия. Даются указания на самостоятельное изучение литературы и уяснение основных понятий: «модели поведения личности в конфликте»; «стратегии поведения в конфликте».
В ходе занятия. Студенты работают с тестами, с помощью преподавателя анализируют результаты, определяют пути коррекции поведения.
Задание 2.3.1. Тест « Оценка акцентуации характера по методике Шмишека».
Инструкция. Вам предлагаются 97 вопросов, на каждый из которых Вы должны ответить «да» или «нет». Не тратьте много времени на обдумывание. Здесь не может быть «плохих» или «хороших» ответов.
1. Ваше настроение, как правило, бывает ясным, неомраченным?
2. Восприимчивы ли Вы к оскорблениям, обидам?
3. Легко ли Вы плачете?
4. Возникают ли у Вас по окончании какой-либо работы сомнения в качестве ее исполнения и прибегаете ли Вы к проверке — правильно ли все было сделано?
5. Были ли Вы в детстве таким же смелым, как Ваши сверстники?
6. Часто ли у Вас бывают резкие смены настроения (только что парили в облаках от счастья, и вдруг становится очень грустно)?
7. Бываете ли Вы во время веселья в центре внимания?
8. Бывают ли у Вас дни, когда Вы без особых причин ворчливы и раздражительны, и все считают, что Вас лучше не трогать?
9. Всегда ли Вы отвечаете на письма сразу после прочтения?
10. Вы человек серьезный?
11. Способны ли Вы на время так сильно увлечься чем-нибудь, что все остальное перестает быть значимым для Вас?
12. Предприимчивы ли Вы?
13. Быстро ли Вы забываете обиды и оскорбления?
14. Мягкосердечны ли Вы?
15. Когда Вы бросаете письмо в почтовый ящик, проверяете ли Вы, опустилось оно туда или нет?
16. Требует ли Ваше честолюбие того, чтобы в работе (учебе) быть одним из первых?
17. Боялись ли Вы в детские годы грозы и собак?
18. Смеетесь ли Вы иногда над неприличными шутками?
19. Есть ли среди Ваших знакомых люди, которые считают Вас педантичным?
20. Очень ли зависит ваше настроение от внешних обстоятельств и событий?
21. Любят ли Вас Ваши знакомые?
22. Часто ли Вы находитесь во власти сильных внутренних порывов и побуждений?
23. Ваше настроение обычно несколько подавлено?
24. Случалось ли Вам рыдать, переживая тяжелое нервное потрясение?
25. Трудно ли Вам долго сидеть на одном месте?
26. Отстаиваете ли Вы свои интересы, когда по отношению к Вам допускается несправедливость?
27. Хвастаетесь ли Вы иногда?
28. Смогли бы Вы в случае надобности зарезать домашнее животное или птицу?
29. Раздражает ли Вас, если штора или скатерть висит неровно, стараетесь ли Вы это поправить?
30. Боялись ли Вы в детстве оставаться дома один?
31. Часто ли портится Ваше настроение без видимых причин?
32. Случалось ли Вам быть одним из лучших в вашей профессиональной деятельности?
33. Легко ли Вы впадаете в гнев?
34. Способны ли Вы быть шаловливо-веселым?
35. Бывают ли у Вас состояния, когда Вы переполнены счастьем?
36. Смогли бы Вы играть роль конферансье в веселых представлениях?
37.Лгали ли Вы когда-нибудь в своей жизни?
38.Говорите ли Вы людям свое мнение о них прямо в глаза?
39.Можете ли Вы спокойно смотреть на кровь?
40.Нравится ли вам работа, когда только Вы ответственны за нее?
41Заступаетесь ли Вы за людей, по отношению к которым допущена несправедливость?
42.Беспокоит ли Вас необходимость спуститься в темный погреб, войти в пустую темную комнату?
43.Предпочитаете ли Вы деятельность, которую нужно выполнять долго и точно, той, которая не требует большой кропотливости и делается быстро?
44. Вы очень общительный человек?
45.Охотно ли Вы в школе декламировали стихи?
46.Сбегали ли Вы в детстве из дома?
47.Обычно Вы без колебаний уступаете в автобусе место престарелым пассажирам?
48.Часто ли вам жизнь кажется тяжелой?
49.Случалось ли вам так расстраиваться из-за какого-нибудь конфликта, что после этого Вы чувствовали себя не в состоянии прийти на работу?
50.Можно ли сказать, что при неудаче Вы сохраняете чувство юмора?
51. Стараетесь ли Вы помириться, если кого-нибудь обидели? Предпринимаете ли Вы первым шаги к примирению?
52. Очень ли Вы любите животных?
53 Случалось ли Вам, уходя из дома, возвратиться, чтобы проверить: не забыли ли Вы выключить газ, свет и т.п.?
54. Беспокоили ли Вас когда-нибудь мысли, что с Вами или с Вашими родственниками должно что-нибудь случиться?
55. Существенно ли зависит Ваше настроение от погоды?
56. Трудно ли Вам выступать перед большой аудиторией?
57. Можете ли Вы, рассердись на кого-либо, пустить в ход руки?
58.Очень ли Вы любите веселиться?
59..Вы всегда говорите то, что думаете?
60. Можете ли Вы под влиянием разочарования впасть в отчаяние?
61. Привлекает ли Вас роль организатора в каком-нибудь деле?
62.Упорствуете ли Вы на пути к достижению цели, если встречается какое-либо препятствие?
63. Чувствовали ли Вы когда-нибудь удовлетворение при неудачах людей, которые вам неприятны?
64.Может ли трагический фильм взволновать Вас так, что у Вас на глазах выступят слезы?
65.Часто ли Вам мешают уснуть мысли о проблемах прошлого или о будущем дне?
66.Свойственно ли было Вам в школьные годы подсказывать или давать списывать товарищам?
67.Смогли бы Вы пройти в темноте один через кладбище?
68.Вы, не раздумывая, вернули бы лишние деньги в кассу, если бы обнаружили, что получили слишком много?
69.Большое ли значение Вы придаете тому, что каждая вещь в Вашем доме должна находиться на своем месте?
70.Случается ли, что, ложась спать в отличном настроении, следующим утром Вы встаете в плохом расположении духа, которое длится несколько часов?
71.Легко ли Вы приспосабливаетесь к новой ситуации?
72. Часто ли у Вас бывают головокружения?
73.Часто ли Вы смеетесь?
74. Сможете ли Вы относиться к человеку, о котором Вы плохого мнения, так приветливо, что никто не догадается о Вашем действительном отношении к нему?
75. Вы человек живой и подвижный?
76.Сильно ли Вы страдаете, когда совершается несправедливость?
77. Вы страстный любитель природы?
78.Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли Вы, закрыты ли краны, погашен ли везде свет, заперты ли двери?
79.Пугливы ли Вы?
80.Может ли употребленный Вами алкоголь изменить Ваше настроение?
81.Охотно ли Вы принимаете участие в кружках художественной самодеятельности?
82. Тянет ли Вас иногда уехать далеко от дома?
83.Смотрите ли Вы обычно на жизнь несколько пессимистично?
84.Бывают ли у Вас переходы от веселого настроения к тоскливому?
85.Можете ли Вы развлекать общество, быть душой компании?
86.Долго ли Вы храните чувство гнева, досады?
87.Переживаете ли Вы длительное время горести других людей?
88.Всегда ли Вы соглашаетесь с замечаниями в свой адрес, правильность которых сознаете?
89.Могли ли Вы в школьные годы переписать из-за помарок страницу в тетради?
90.Вы по отношению к людям больше осторожны и недоверчивы, чем доверчивы?
91. Часто ли у Вас бывают страшные сновидения?
92.Бывают ли у Вас иногда такие навязчивые мысли, что если вы стоите на перроне, то можете против своей воли кинуться под приближающийся поезд или можете кинуться из окна верхнего этажа большого дома?
93.Становитесь ли Вы веселее в обществе веселых людей?
94. Вы человек, который не думает о сложных проблемах, а если и занимается ими, то недолго?
95. Совершаете ли Вы под влиянием алкоголя внезапные импульсивные поступки?
96. В беседах Вы больше молчите, чем говорите?
97.Могли бы Вы, изображая кого-нибудь, так увлечься, чтобы на время забыть, какой Вы на самом деле?
Оценка результатов:
№ п/- п | Тип акцентуации | Коэффициент | «Да» (номера вопросов) | «Нет» (номера вопросов) |
1 | Гипертимный | 3 | 1,12,25,36,50,61,75,85 | — |
2 | Дистимный | 3 | 10,23,48,83,96 | 34,58,73 |
3 | Циклоидный | 3 | 6,20,31,44,55,70,80,93 | — |
4 | Возбудимый | 3 | 8,22,33,46,57,72,82,95 | — |
5 | Застревающий | 2 | 2,16,26,38,41,62,76,86,90 | 13,51 |
6 | Педантичный | 2 | 4,15,19,29,43,53,65,69,78, 89,92 | 40 |
7 | Тревожный | 3 | 17,30,42,54,79,91 | 5,67 |
8 | Эмотивный | 3 | 3,14,52,64,77,87 | 28,39 |
9 | Демонстративный | 2 | 7,21,24,32,45,49,71,74,81, 94,97 | 56 |
10 | Экзальтированный | 6 | 11,35,60,84 | — |
11 | Ложь | 1 | 9,47,59,68,88 | 18,27,37,63 |
Количество совпадающих с ключом ответов умножается на значение коэффициента соответствующего типа акцентуации. Если полученный результат превышает 18, то это свидетельствует о выраженности данного типа акцентуации. При этом полученному результату можно доверять, если по позиции «ложь» вы набрали не более 5 баллов.
Характеристика основных типов акцентуации характера
1. Гипертимный тип. Отличается повышенным настроением, оптимистичен, чрезвычайно контактен, быстро переключается с одного дела на другое. Не доводит начатое дело до конца, недисциплинирован, склонен к аморальным поступкам, необязателен, самооценка завышена.
Конфликтен, часто выступает инициатором конфликтов.
2. Дистимный тип. Противоположен гипертимному типу. Отличается пессимистическим настроением, неконтактен, предпочитает одиночество, ведет замкнутый образ жизни, склонен к занижению самооценки.
Редко вступает в конфликты с окружающими. Высоко ценит дружбу, справедливость.
3. Циклоидный тип. Отличается довольно частыми периодическими сменами настроения. В период подъема настроения поведение гипертимно, а в период спада — дистимно. Самооценка неустойчива.
Конфликтен, особенно в период подъема настроения. В конфликте непредсказуем.
4. Возбудимый тип. Отличается низкой контактностью в общении. Занудлив, угрюм, склонен к хамству и брани. Неуживчив в коллективе, властен в семье. В эмоционально спокойном состоянии добросовестен, аккуратен. В состоянии эмоционального возбуждения вспыльчив, плохо контролирует свое поведение.
Конфликтен, часто выступает инициатором конфликтов, в конфликте активен.
5. Застревающий тип. Отличается умеренной общительностью, занудлив, склонен к нравоучениям, часто занимает позицию «родителя». Стремится к высоким показателям в любом деле, предъявляет повышенные требования к себе, чувствителен к социальной
справедливости. Обидчив, уязвим, подозрителен, мстителен, ревнив. Самооценка неадекватна. Конфликтен, обычно выступает инициатором конфликта, в конфликте активен.
6. Педантичный тип. Отличается добросовестностью, аккуратностью, серьезностью в делах. В служебных отношениях — бюрократ, формалист, легко уступает лидерство другим. В конфликты вступает редко. Однако его формализм может провоцировать конфликтные ситуации. В конфликте ведет себя пассивно.
7. Тревожный тип. Отличается низкой контактностью, неуверенностью в себе, минорным настроением. Самооценка занижена. Вместе с тем, для него характерны такие черты, как дружелюбие, самокритичность, исполнительность.
Редко вступает в конфликты, играя в них пассивную роль, преобладающие стратегии поведения в конфликте — уход и уступка.
8. Эмотивный тип. Отличается стремлением к общению в узком кругу. Устанавливает хорошие контакты только с небольшимизбранным кругом людей. Чрезмерно чувствителен. Слезлив. Вместе с тем для него характерны доброта, сострадательность, обостренное чувство долга, исполнительность.
Редко вступает в конфликты. В конфликтах играет пассивную роль, склонен к уступкам.
9. Демонстративный тип. Отличается легкостью установления контактов, стремлением к лидерству, жаждой власти и славы. Склонен к интригам. Обходителен, артистичен. Вместе с тем люди данного типа эгоистичны, лицемерны, хвастливы. Конфликтен. В конфликте активен.
10.Экзальтированный тип (от лат. exaltatio — восторженное, возбужденное состояние, болезненная оживленность). Отличается высокой контактностью. Словоохотлив, влюбчив. Привязан и внимателен к друзьям и близким, подвержен сиюминутным настроениям.
Задание 2.4. Самодиагностика конфликтности личности
2.4.1. Тест «Самооценка конфликтности». Выберите в каждом вопросе один из трех вариантов ответа. Если на какой-либо вопрос Вы не сможете найти ответа, то при подсчете набранных баллов присвойте этому вопросу два очка.
1. Представьте, что в общественном транспорте начинается спор. Что Вы предпримете?
а) избегаю вмешиваться в ссору;
б) я могу вмешаться, встать на сторону потерпевшего, того, кто прав;
в) всегда вмешиваюсь и до конца отстаиваю свою точку зрения.
2. На собрании Вы критикуете руководство за допущенные ошибки?
а) всегда критикую за ошибки;
б) да, но в зависимости от моего личного отношения к нему;
в) нет.
3. Ваш непосредственный начальник излагает свой план работы, который Вам кажется нерациональным. Предложите ли Вы свой план, который кажется Вам лучше?
а) если другие меня поддержат, то да;
б) разумеется, я предложу свой план;
в) боюсь, что за это меня могут лишить премиальных.
4. Любите ли Вы спорить со своими коллегами, друзьями?
а) только с теми, кто не обижается и когда споры не портят наши отношения;
б) да, но только по принципиальным, важным вопросам;
в) я спорю со всеми и по любому поводу.
5. Кто-то пытается пролезть вперед вас без очереди. Ваша реакция?
а) думаю, что и я не хуже его, тоже пытаюсь обойти очередь;
б) возмущаюсь, но про себя;
в) открыто высказываю свое негодование.
6. Представьте, что рассматривается проект, в котором есть смелые идеи, но есть и ошибки. Вы знаете, что от Вашего мнения будет зависеть судьба этой работы. Как Вы поступите?
а) выскажусь и о положительных, и об отрицательных сторонах этого проекта;
б) выделю положительные стороны проекта и предложу предоставить автору возможность продолжить его разработку;
в) стану критиковать: чтобы быть новатором, нельзя допускать ошибок.
7. Представьте, что теща (свекровь) говорит Вам о необходимости экономии и бережливости, о Вашей расточительности, а сама то и дело покупает дорогие старинные вещи. Она хочет знать Ваше мнение о своей последней покупке. Что Вы ей скажете?
а) что одобряю покупку, если она доставила ей удовольствие;
б) говорю, что у этой вещи нет художественной ценности;
в) постоянно ругаюсь, ссорюсь с ней из-за этого.
8. В парке Вы встретили подростков, которые курят. Как Вы реагируете?
а) делаю им замечание;
б) думаю: зачем мне портить себе настроение из-за чужих, плохо воспитанных юнцов;
в) если бы это было не в общественном месте, то я бы их отчитал.
9. В ресторане Вы замечаете, что официант обсчитал вас:
а) в таком случае я не дам ему чаевых, хотя и собирался это сделать;
б) попрошу, чтобы он еще раз, при мне, составил счет;
в) выскажу ему все, что о нем думаю.
10. Вы в доме отдыха. Администратор занимается посторонними делами, сам развлекается, вместо того чтобы выполнять свои обязанности: следить за уборкой в комнатах, разнообразием меню. Возмущает ли Вас это?
а) я нахожу способ пожаловаться на него, пусть его накажут или даже уволят с работы;
б) да, но если я даже и выскажу ему какие-то претензии, то это вряд ли что-то изменит;
в) придираюсь к обслуживающему персоналу — повару, уборщице или срываю свой гнев на жене.
11. Вы спорите с вашим сыном-подростком и убеждаетесь, что он прав. Признаете ли Вы свою ошибку?
а) нет;
б) разумеется, признаю;
в) постараюсь примирить наши точки зрения.
Оценка результатов. Каждый ответ оценивается от 1 до 4 очков. Оценку ответов вы найдете в предлагаемой таблице.
Ответ | Вопросы | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
а б в | 4 2 0 | 0 2 4 | 2 0 4 | 4 2 0 | 2 4 2 | 4 4 0 | 0 2 0 | 4 4 2 | 0 2 0 | 0 4 2 | 0 4 2 |
От 30 до 44 очков. Вы тактичны. Не любите конфликтов. Умеете их сгладить, легко избежать критических ситуаций. Когда же Вам приходится вступать в спор, Вы учитываете, как это может отразиться на Вашем служебном положении или приятельских отношениях. Вы стремитесь быть приятным для окружающих, но когда им требуется помощь, Вы не всегда решаетесь ее оказать. Не думаете ли Вы, что тем самым теряете уважение к себе в глазах других?
От 15 до 29 очков. О Вас говорят, что Вы конфликтная личность. Вы настойчиво отстаиваете свое мнение, невзирая на то, как это повлияет на Ваши служебные или личностные отношения. И за это Вас уважают.
До 14 очков. Вы мелочны, ищете поводы для споров, большая часть которых излишня. Любите критиковать, но только когда это выгодно Вам. Вы навязываете свое мнение, даже если Вы не правы. Вы не обидитесь, если Вас будут считать любителем поскандалить. Подумайте, не скрывается ли за Вашим поведением комплекс неполноценности?
2.4.2. Тест «Самооценка конфликтности». Вашему вниманию предлагается тест, позволяющий оценить степень Вашей собственной конфликтности.
Тест содержит шкалу, которая будет использована для самооценки по 10 парам утверждений:
1. Рветесь в спор | 7654321 | Уклоняетесь от спора |
2. Свои выводы сопровождаете тоном, не терпящим возражений | 7654321 | Свои выводы сопровождаете извиняющимся тоном |
3. Считаете, что добьетесь своего, если будете очень возражать | 7654321 | Считаете, что если будете возражать, то не добьетесь своего |
4. Не обращаете внимания на то, что другие не принимают доводов | 7654321 | Сожалеете, если видите, что другие не принимают доводов |
5. Спорные вопросы обсуждаете в присутствии оппонента | 7654321 | Рассуждаете о спорных проблемах в отсутствие оппонента |
6. Не смущаетесь, если попадаете в напряженную обстановку | 7654321 | В напряженной обстановке чувствуете себя неловко |
7. Считаете, что в споре надо проявлять свой характер | 7654321 | Считаете, что в споре не нужно демонстрировать свои эмоции |
8. Не уступаете в спорах | 7654321 | Уступаете в спорах |
9. Считаете, что люди легко выходят из конфликта | 7654321 | Считаете, что люди с трудом выходят из конфликта |
10. Если «взрываетесь», то считаете, что без этого нельзя | 7654321 | Если «взрываетесь», то вскоре ощущаете чувство вины |
Выполнение теста сводится к следующему. Вы оцениваете каждое утверждение левой и правой колонки: кружочком отмечаете, на сколько баллов в Вас проявляется свойство, представленное в левой колонке. Оценка производится по 7-балльной шкале: 7 баллов означает, что оцениваемое свойство проявляется всегда; 1 балл указывает на то, что это свойство не проявляется вовсе.
Оценка результатов. На каждой строке соедините отметки по баллам (отметки кружочками) и постройте свой график. Отклонение от середины (цифра четыре) влево означает склонность к конфликтности, а отклонение вправо будет указывать на склонность к избеганию конфликтов.
Подсчитайте общее количество отмеченных Вами баллов. Сумма баллов, равная 70, указывает на очень высокую степень конфликтности; 60 — на высокую; 50 — на выраженную конфликтность; 11 -15— на склонность избегать конфликтные ситуации.
2.4.3. Тест « Тактика поведения в конфликте».
Тест содержит две части: «Избегающий конфликта» и «Действующий напролом». Обе части теста содержат по 10 утверждений. Каждое из них требует ответа «Да» или «Нет». Вы должны будете сделать свой выбор. За ответ «Да» начисляете 1 балл, за ответ «Нет» — 0 баллов. С помощью этого теста Вы можете оценить себя, а также интересующее Вас лицо.
«Избегающий конфликта»
1. Всегда проигрываете в конфликте Да Нет
2. Считаете, что конфликта надо избегать Да Нет
3. Выражаете свое мнение извиняющимся тоном Да Нет
4. Считаете, что проиграете, если выразите несогласие Да Нет
5. Удивляетесь, почему другие Вас не понимают Да Нет
6. Говорите о конфликте на стороне оппонента Да Нет
7. Воспринимаете конфликт весьма эмоционально Да Нет
8. Считаете, что в конфликте не следует демонстрировать свои эмоции Да Нет
9. Чувствуете, что надо уступить, если хочешь разрешить конфликт Да Нет
10. Считаете, что люди всегда с трудом выходят из конфликта Да Нет
Оценка результатов. Сумма баллов, равная 8-10, означает, что в Вашем поведении выражена тенденция к конфликтности; 4-7 — средневыраженная тенденция к конфликтному поведению; 1-3 — тенденция не выражена.
«Действующий напролом»
1. Часто подтасовываете факты Да Нет
2. Действуете напролом Да Нет
3. Ищете слабое место в позиции оппонента Да Нет
4. Считаете, что отступление ведет к «потере лица» Да Нет
5. Используете тактику «затыкания» рта оппоненту Да Нет
6. Считаете себя знатоком Да Нет
7. Нападаете на человека, а не на проблему Да Нет
8. Используете тактику маскировки (голосом, манерами и т.п.) Да Нет
9. Считаете, что выигрыш в аргументах очень важен Да Нет
10. Отказываетесь от дискуссии, если она идет не в
соответствии с Вашим замыслом Да Нет
Оценка результатов. Сумма баллов, равная 8—10, свидетельствует о явной тенденции действовать напролом; 4— 7 — показывает, что имеет место средневыраженная тенденция действовать напролом; 1—3 — означает, что тенденция действовать напролом не выражена.
2.4.4.Тест « Оценка стратегий поведения в конфликте» по методике Дж. Г. Скотта. Очевидно, что положительные результаты может принести любая из пяти известных Вам стратегий поведения в конфликте, если она отвечает требованиям ситуации. Однако многие из нас тяготеют к преимущественному использованию одной из стратегий, не столько сообразуясь с объективными обстоятельствами, сколько исходя из собственных внутренних побуждений, устоявшихся привычек. В будущем Вы обязательно сможете расширить репертуар стратегий, но сейчас постарайтесь определить свой «любимый» стиль поведения в конфликтных ситуациях при помощи таблицы Дж. Г. Скотта. Заполняя таблицу, представьте себе свое обычное поведение в конфликтных ситуациях за последние несколько лет.
Проранжируйте стратегии по пяти указанным категориям. Для этого последовательно поставьте цифры (от 1 до 5) в каждой из четырех колонок таблицы.
Стиль разрешения конфликта | Использую чаще всего | Владею лучше всего | Приносит наилучшие результаты | Чувствую себя при использова- нии наиболее комфортно |
Настойчивость (Я активно отстаиваю собственную позицию) | ||||
Уход (Я стараюсь уклониться от участия в конфликте) | ||||
Приспособление (Я стараюсь во всем уступать, идти навстречу партнеру) | ||||
Компромисс (Я ищу решение, основанное на взаимных уступках) | ||||
Сотрудничество (Я стараюсь найти решение, максимально удовлетворяющее интересы обеих сторон) |
Цифра 1 означает, что стиль занимает первое место (ранг) по категории, цифра 5 — последнее место (ранг).
Например, для категории «Использую чаще всего» система рангов может иметь следующий вид: компромисс — 2; уход — 3; настойчивость — 4; сотрудничество — 1; приспособление — 5.
Заполненная таблица даст Вам наглядное представление о том, какой из стилей Вы используете чаще всего, какой лучше всего, какой чаще всего приносит наилучшие результаты и какой наиболее комфортен для Вас. Это может быть один и тот же стиль (Ваш любимый) или разные стили. Любой результат дает Вам информацию для размышлений, если Вы хотите сделать свое поведение в конфликтной ситуации более эффективным, развив способности использовать различные стили.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 475.