Важнейшей потребностью, определяющей нацеленность личности на успех, является потребность в достижении. Существуют две психологические теории, объясняющие ее природу. Первая из них говорит о главенствующей роли биогенетических факторов в формировании потребности в достижении; вторая — подчеркивает роль социальных факторов в формировании этой потребности. В конце 70-х гг. американским психологом Ауке Теллегеном в исследованиях (на основе метода сравнения однояйцовых близнецов) с использованием многоаспектного опросника, позволяющего оценить выраженность у личности определенных черт характера, высококоррелирующих с проявлением потребности в достижении, был сделан следующий вывод: жажда успеха, честолюбие и склонность упорно добиваться цели на 46% определяются генами, хотя в большей мере потребность в достижении формируется у личности под воздействием социальных факторов.
По мнению российского психолога Ю.М. Орлова, потребность в достижении, в успехе — одна из фундаментальных социальных потребностей человека; она не наследуется, а формируется под влиянием социогенных факторов и определяется как постоянное соревнование человека с самим собой в стремлении превзойти ранее достигнутый уровень исполнения, сделать что-то лучше, чем раньше, оригинально решить возникшую проблему. Эта потребность побуждает личность ставить новые цели и стремиться к их реализации. Среди социальных потребностей личности чаще всего есть одна или несколько преобладающих, которые влияют на ее направленность, идеалы, жизненные цели, стремления. Если преобладает потребность в достижении, то личность получает удовлетворение от восприятия разницы между старым и новым уровнем исполнения какой-либо деятельности, так как это различие имеет для нее особое эмоциональное значение. «Достигающей личности» нередко безразлично, что представляет собой эта деятельность, главное для нее — это возможность повысить уровень исполнения своих действий. «Достигающие личности» составляют золотой фонд человечества», — утверждает Ю.М. Орлов.
Потребность в достижении начинает формироваться во взаимоотношениях ребенка с матерью. Сравнительные исследования семей, где обоих родителей отличает высокая потребность в достижении, показали, что их дети могут и не иметь ее в такой ярко выраженной степени. Более того, у детей, матери которых обладают очень сильной потребностью в достижении, эта потребность не развивается или развивается слабо поскольку матери с высокой потребностью в достижении ориентированы главным образом на успехи вне семьи. Им не удается сохранять необходимый уровень эмоциональных контактов с ребенком, чтобы стимулировать в нем развитие этого качества. Наивысшая потребность в достижении наблюдается у детей, чьи матери имеют достаточно времени для общения с ребенком, особенно в дошкольном возрасте. Теплые эмоциональные отношения в семье, в частности между матерью и ребенком и между матерью и отцом, сочетающиеся с умеренной потребностью в достижениях у матери и демократической системой социального контроля в семье, способствуют развитию у ребенка сильной потребности в достижении. В семьях с суровой дисциплиной и жестким контролем, ориентированным на обнаружение ошибок и промахов в поведении детей, создаются условия, в которых эмоциональное значение наказания за неудачу становится больше эмоционального значения поощрения за успех. Тогда потребность в достижении не формируется, а вместо нее складываются структуры защитного поведения, которые в психологии называют потребностью в избегании неудачи.
Итак, образ жизни, эмоциональные контакты в семье, в частности любовь, создают именно ту атмосферу, в которой созревает человеческая потребность в достижении или в избегании неудачи.
Индивидуально-психологические особенности личности значимые в предрасположенности личности к успешному по ведению, неразрывно связаны с позитивным образом собственного Я. На основе обобщения огромного количества данных X. Хекхаузен заключил, что начиная с 2—3,5 лет в центр переживания ребенка находятся самостоятельно достигнуты результаты деятельности, хотя эти результаты еще не оцениваются как успех или неуспех. В возрасте 3,5 года у детей наблюдаются аффективные реакции на успех и неудачу. Постепенно ребенок учится воспринимать успех или неудачу, связывая их со своими собственными возможностями, однако, не различая вначале такие понятия, как «усилия» и «способности». Затем усилия и способности вычленяются из общего представления о возможностях и начинают восприниматься независимо друг от друга. В школьные годы (в ходе обучения) у ребенка складывается представление о связи между собственными возможностями и объективной трудностью задачи, что определяет субъективную вероятность успеха. После 9— 10 лет ребенок в полной мере овладевает понятием субъективной вероятности успеха, которое предполагает отделение понятия «способности» от фактора «усилия». Начиная с 12 лет, дети уже в состоянии и в ситуации успеха, и в ситуации неудачи соотнести оценку своих усилий со своими способностями. Ребенок начинает объяснять успех или неудачу исходя из наличия или отсутствия усилий, из способностей, легкостью или трудностью задания, везением или невезением. Д. Мак-Клелланд проследил развитие мотивации достижения у одних и тех же индивидов начиная с 7—8 лет вплоть до 20-летнего возраста и сделал вывод, что в естественных условиях жизни человека мотив достижения существенно не изменяется.
Таким образом, формирование у личности ориентации на успех, инициативы, самостоятельного жизнетворчества должно базироваться на более эффективном использовании всех социальных институтов, на выработке адекватных социальных стимулов поведения, ориентирующих личность на достижения с учетом различных путей ее развития. «Перепрограммирование» поведения личности с «пораженческой» модели на «достиженческую» является решаемой задачей, но достижение позитивного результата на этом пути требует значительных усилий, так как связан с изменением многих мотивационных компонентов структуры личности, в целом всего образа Я.
Литература:
1.Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитанием., 1986. С. 119—246,352—366.
2.Маркова А.К, Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М. 1990. С. 49—127.
3.Орлов ЮМ. Восхождение к индивидуальности. М., 1991. С. 52—73.
4.Хекхаузен X Мотивация и деятельность: В 2 т. М., 1986. Т. 2. С. 78—145.
Формы успеха
Достижение успеха — единый процесс самореализации личности и ее самоутверждения в социуме. Ориентация личности на жизненные, профессиональные, творческие достижения может осуществляться в разных формах успеха.
В прямом понимании успех — это вообще признание, популярность в обществе. В данном случае в успехе фокусируется общественное признание способностей человека, степени его одаренности, талантов. Но для успеха-популярности обладания ими недостаточно, личности необходимо суметь еще и «преподнести» себя. По словам американского психолога Э. Фромма, «каждый из нас должен предложить особый тип личности, который независимо от их различий должен удовлетворять одному условию — пользоваться спросом». Данная форма ориентации на успех, успех-популярность, достаточно характерна для психологии личности конкурентного, рыночного общества, но ее гиперразвитие чревато психологическим неблагополучием.
Для психологически здоровой личности важно не просто стать знаменитой любой ценой, завоевать уважение, популярность, получить социальное признание, иметь успех. Самосознание и самооценка личности проявляются в избирательной значимости успеха или неуспеха для нее самой, в среде «значимых других» (семьи, друзей, коллег по профессии, авторитетных экспертов). Это дает основание говорить о второй форме успеха — успехе как признании авторитетными «значимыми другими». Именно в этом проявляется избирательность личности, для которой важен не любой успех, не любое признание, а только значимое для нее самой. Лишь в этом случае признание выступает реальной силой, побуждающей к деятельности.
Для формирования и развития личности важен не только успех как признание результатов ее деятельности, но и успех как преодоление, разрешение конкретных проблем и противоречий жизни. Это третья форма человеческого успеха — успех-преодоление и самопреодоление. История свидетельствует, что жизнь подавляющего большинства выдающихся людей, отмеченная знаком успеха, была до предела насыщена борьбой. Им непрерывно приходилось преодолевать бесчисленные преграды, напрягая свои способности и волю, вкладывая колоссальный труд в дело, которому они себя посвятили. Успех как преодоление является важным фактором развития личности. Он выступает не просто как преодоление каких-то внешних преград, но как самоопределение, самостановление, самотворчество личности. Достижение успеха при разрешении казалось бы непреодолимых проблем и полученный при этом опыт преодоления трудностей составляют ценный багаж для самотворчества личности. Они являются основой того, чтобы для самой личности ее собственные деятельные силы стали реальностью, были осознаны, оценены, освоены как фундамент дальнейшего самостановления и самовыражения.
Четвертая форма успеха личности — это успех-призвание. Часто на пути к успеху человек получает удовлетворение не столько от конечного результата, хотя это и присутствует, сколько от самого процесса его достижения. Для «достигающей» личности с ярко выраженной потребностью в самоутверждении, достижении успех является полновесной ценностью и детерминантой самотворчества. «Достигающая» личность работает не покладая рук над решением определенной проблемы, причем не только ради достижения поставленной цели или общественного признания, но нередко и просто для получения определенного удовлетворения от самой деятельности. Деятельность сама по себе несет для нее смысл, а все остальное (удовлетворение потребности в престиже, славе, признании, статусе, материальном вознаграждении) имеет значение лишь во вторую очередь. Личность в этом случае как бы призвана самоосуществиться в данном виде деятельности, она стремится самореализоваться, «отдать» себя творчеству, служа идее, следуя долгу. В успехе-призвании зачастую выражается смысловое понятие «успех», противоположное понятию «успех-признание».
Российский психолог Г.А. Тульчинский выделяет четыре основные формы успеха: 1) результативный успех, приносящий личности некоторое социальное признание, «популярность»; 2) успех, выражающийся для личности в признании со стороны «значимых других»; 3) успех — преодоление трудностей в форме самопреодолеиия; 4) успех — реализация призвания, когда прежде всего значимы не результат, а сама деятельность
Литература:
1.Теории личности в западноевропейской и американской психологии. Хрестоматия по психологии личности. Самара, 1996. С. 16—22, 244—260.
2.Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1989. С. 62 — 124.
3.Тульчинский Г.А. Разум, воля, успех: О философии поступка. Л., 1990. С. 120— 150.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 447.