Особенности формирования  ориентации на успех у мужчин и женщин
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В традиционном обществе самостоятельное женское социальное или профессиональное преуспевание рассматривалось общественным мнением как ситуация весьма нежелательная. Философами и психологами, социологами и историками предпринимались многочисленные попытки объяснения природы вторичности социальных ролей женщины. Научная интерпретация этого факта сводилась к констатации недоста­точной полноценности женщины либо в биологическом пла­не (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, О. Конт), либо в психологичес­ком (3. Фрейд, Э. Кречмер, Н. Метьюз) и интеллектуальном (Р. Мейер, П. Хейманс, Н. Липман). Современные психологиче­ские исследования влияния познавательных способностей и уровня интеллекта на успешность поведения и социальные до­стижения мужчин и женщин говорят о следующем.

Психологами установлен факт, что уровень задатков и спо­собностей к активности и интеллектуальной деятельности (по усредненным показателям) не различается у взрослых мужчин и женщин. Однако мужчины отличаются большим разбросом показателей общего интеллекта по сравнению с женщинами, т.е. среди мужчин больше как высокоодаренных, так и менее способных. При этом высокоодаренным мужчи­нам социум представляет больше, чем женщинам, возможнос­тей для реализации их задатков и чаще поощряет их достиже­ния. Кроме того, процесс социализации, формирующий мо­дели поведения, начинается очень рано и не может не сказать­ся на развитии интеллектуальных способностей мужчин и женщин. Пожалуй, только превосходство женщин в развитии вербальных способностей, а мужчин в решении зрительно-пространственных задач в настоящее время общепризнано в психологии.

Маскулинная природа социального успеха не объясняется и влиянием фактора материнства. Многочисленные психоло­гические исследования доказывают, что замужние женщины, имеющие детей, демонстрируют более высокий уровень соци­альных достижений по сравнению с одинокими. Причем они сохраняют высокую продуктивность в течение всего периода замужества и материнство имеет скорее положительное зна­чение для достижения социального успеха.

Особенности формирования социально-психологической ориентации на успех у мужчин и женщин связаны прежде все­го с формированием социальных стереотипов маскулинности и феминности и с процессом становления половой идентич­ности личности. Как половые роли, так и нормативные пред­ставления о мужчинах и женщинах имеют социальное проис­хождение. Их содержание определяется конкретными услови­ями жизни общества и существенно различается в разных культурах. Среди стереотипных (но не всегда типичных) мас­кулинных качеств обычно называют активность, ориентацию на достижения, властность (доминантность), владение собой др. В феминные стереотипные качества входят: пассивность, мягкость, зависимость, эмоциональность и несдержанность. Эти эталоны не подкреплены фактически, но они выполняют свои социальные функции. В опоре на определенную культур­ную норму, в соответствии с ней оцениваются и воспитывают­ся члены любого общества.

Уже к полутора годам ребенок знает о своей половой при­надлежности. Способность различать других людей по полу формируется в 3—4 года, хотя субъективными критериями этого различения могут выступать любые поверхностные и случайные свойства, например одежда. Факт необратимости половой принадлежности осознается ребенком в 6—7 лет, что служит основой его полоролевой ориентации (формирования представления о том, насколько его индивидуальные качества и социальное поведение соответствуют нормативам и ожида­ниям определенной половой роли).

Психологи выделяют несколько причин, мешающих жен­щинам поверить в свои возможности участия в активной жиз­ни общества: 1) культурные экспектации (ожидания), опреде­ленные традицией, которые усваиваются ребенком в процессе взаимодействия с окружающим миром; они влияют на его мотивацию, систему ценностей, уровень тревожности, уверен­ность в себе, на выбор карьеры и т.д.; 2) особенности социали­зации; социокультурное пространство ребенка организовано так, что с раннего возраста ему внушаются стереотипы разных половых ролей. Дети получают разные игрушки, от них ожида­ют различного поведения, поэтому они приобретают различ­ный опыт, развивают различные способности, интересы. У них формируется разный образ-Я — мужской или женский. Эти стереотипы поддерживаются представлениями о том, что естественно для каждого из полов, а что — нет; 3) тип отноше­ний родителей с детьми разного пола. У девочек, как правило, эти взаимоотношения складываются по типу гиперопеки, что' препятствует развитию их самостоятельности. Отношения мальчиков с родителями обычно более дистанцированы, в си­лу чего им приходится сталкиваться с более широким кругом жизненных явлений, стимулирующих в итоге их жизненную активность.

Формирование половых стереотипов продолжается и в бо­лее старшем возрасте. Система образования построена таким образом, что даже учителя относятся к детям разного пола дифференцированно: мальчикам уделяется больше времени, их чаще привлекают к активной деятельности, от них ожидают более высоких результатов и более высоко оценивают их ра­боту.

Еще в 1957 г. Мак-Ки и Шеррифс писали, что в рамках тра­диционной европейской культуры мужской образ — это набор черт, связанных с компетенцией и рациональными способно­стями, активностью и эффективностью, социально неограни­ченным стилем поведения. Типично женский образ, напротив, включает в себя такие черты, как эмоциональная поддержка, теплота чувств, высокий уровень эмпатии; он ориентирован на социальные и коммуникативные умения. Таким образом, в целом мужчинам приписывается больше положительных ка­честв, чем женщинам. При этом высокий результат, достигну­тый мужчиной, чаще всего объясняется его способностями, а точно такой же результат, полученный женщиной, объясняет­ся ее усилиями, случайной удачей или другими причинами.

Можно констатировать факт, что в чисто личностном плане компетентность оказывается для женщин скорее отрицатель­ным, нежели положительным фактором. Высококомпетентные специалисты-женщины не пользуются расположением ни женщин, ни мужчин, поскольку высокая компетентность жен­щины опровергает существующие в обществе стереотипы. Проигрыш женщине в соревнованиях, особенно для мужчины с консервативными традициями, установками на взаимоотно­шения полов, почти всегда означает снижение его самооценки.

По мнению психолога О'Лири, существующие в обществе полоролевые стереотипы включают в себя необоснованные взгляды, согласно которым у женщин отсутствуют черты, свя­занные с компетентностью, соревновательностью, независи­мостью, притязаниями, логикой и т.п.; напротив, им свойст­венны черты, подчеркивающие у них выраженность коммуни­кативных и эмоциональных характеристик. Чтобы успешно конкурировать в «мужском обществе», женщины вынуждены принимать мужские ориентации и мужскую систему ценнос­тей, менять свой психотип.

В исследованиях К. Гуичи, проведенных уже в 80-е гг., муж­чины и женщины рассматриваются как разные социальные группы. Мужчины — это высокостатусная социальная группа, которая оценивается в терминах компетентности и экономи­ческого успеха, а женщины — низкостатусная группа, оцени­ваемая в терминах теплоты, добродушия, гуманности и т.п. Все позитивные черты женского стереотипа (теплота, эмоцио­нальная поддержка и т.п.) представляют собой лишь типичную компенсацию отсутствия достижений. Данными чертами чле­ны высокостатусной группы — мужчины — наделяют членов низкостатусной группы — женщин. Женщины завышают муж­ские достижения и недооценивают свои собственные, что яв­ляется прямым следствием различий в социальном статусе: женщины как бы перенимают точку зрения более высокоста­тусной группы — мужчин. В обществе, где главенствующую роль играют мужчины и господствуют чисто мужские установ­ки и мужская система ценностей, женщина должна приложить особые усилия, чтобы добиться своего признания и успехов.

Низкую продуктивность женщин нередко связывают с вли­янием таких факторов, как заниженная самооценка и неуве­ренность в себе. Более того, еще в середине 60-х гг. К. Корнер был открыт очень интересный феномен, свойственный толь­ко женщинам; он получил название мотив «страха успеха» или «боязнь успеха» и заключается в том, что женщинам присуща не «боязнь успеха» как таковая, а боязнь побочных последст­вий успеха. Женщин заботит потеря женственности, привле­кательности для мужчин; их социальное отвержение, непри­ятие является как бы «платой» за успех.

Аналогичные результаты получены Ф. Хоппе при изучении уровня притязаний. Разница в уровне притязаний у мужчин и женщин существенна, она заметна не только в уровне устрем­ленности к успеху, но и в самом характере выбора цели. Как правило, женщины чаще склонны к выбору более простых и легко достижимых целей, их выбор менее стабилен, они про­являют меньше настойчивости, им свойственна некоторая не­дооценка своих возможностей. Мужчины, напротив, настрое­ны на успех, они стремятся выбрать цель более высокой степе­ни трудности и более настойчивы в ее достижении. Естествен­но, основа указанных различий не в физиологических особен­ностях, а в том, что значительную роль играют традиции, об­щественные нормы, уровень культурных стереотипов.

Итак, особенности формирования ориентации на успех у мужчин и женщин зависят от этнической, социальной сферы, в рамках которой живет индивид и формируется его психотип, его личность, а также от этических особенностей истори­ческого периода развития общества.

Литература:

1. Х.Агеев B . C . Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические про­блемы. М, 1990. С. 178—201.

2. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. С. 96— 118.

3. Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб., 1991. С. 16—134.

3.5. Методика на определение уровня мотивации достижений успеха (задание 3.5.)

 

Вводные замечания. Мотивация достижений, по мнению Г. Меррея, выражается в потребности преодолевать препятствия и добиваться высоких показателей в труде, самосовершенство­ваться, соперничать с другими и опережать их, реализовать свои таланты и тем самым повышать самоуважение. Данный опрос­ник предназначен для диагностики двух мотивов личности: стремление к успеху и избежание неудачи. Выясняется, какой из двух мотивов у человека доминирует. Опросник имеет две формы - мужскую (А) и женскую (Б).

Цель задания. Определение уровня мотивации достижения успеха.

Оснащение. Опросник А. Мехрабиана (приложение ), «ключ», ответный лист (форма).

Порядок работы. Испытуемому выдается ответный лист и опросник с инструкцией. Если в процессе работы у испытуемо­го возникнут вопросы, то экспериментатор должен дать разъяс­нение, но так, чтобы испытуемый не оказался сориентирован­ным этим разъяснением на тот или иной ответ. Исследование может проводиться как индивидуально, так и в группе

                                    Форма

 Ответный лист

Профессия ____________ ______   Пол_____________ Возраст

№ во­про­са Пол­ностью согла­сен Согла­сен Скорее согла­сен, чем не согла­сен Ней­трален Скорее не со­гласен, чем со­гласен Не согла­сен Совер­шенно не со­гласен
1              
               
32              

 

Инструкция. «Опросник состоит из ряда утверждений, ка­сающихся отдельных сторон характера, а также мнений и чувств по поводу некоторых жизненных ситуаций. Чтобы оценить сте­пень вашего согласия или несогласия с каждым из утвержде­ний, используйте следующую шкалу.

+3 - полностью согласен.

-2 - согласен.

+ 1 - скорее согласен, чем не согласен.

О - нейтрален.

-1 - скорее не согласен, чем согласен.

-2 - не согласен.

-3 - совершенно не согласен.

Прочтите утверждения опросника и оцените степень свое­го согласия или несогласия. При этом на бланке для ответов против номера утверждения поставьте цифру, которая соответ­ствует степени вашего согласия. Дайте тот ответ, который пер­вым придет вам в голову. Не тратьте время на обдумывание».

Обработка и интерпретация результатов. Вначале подсчитывается суммарный балл. Ответам испытуемых на прямые пунк­ты (отмеченные знаком «-» в «ключе») приписываются баллы:

ответы -3 -2 -1 0 +1 +2 +3;

баллы 12 3 4 5 6 7.

Ответам испытуемых на обратные пункты (отмеченные знаком «-» в ключе) приписываются баллы:

ответы -3 -2 -1 0 +1 +2 +3;

баллы 7 6 5 4 3 2 1.

«Ключ» к форме А:

да: 1, 3, 5, 7, 8, 10, 13, 14, 17, 19, 21, 24, 28, 31;   

нет: 2, 4, 6, 9, 11, 12, 15, 16, 18, 20, 22, 23, 25, 26, 27, 29, 30, 32.

«Ключ» к форме Б:

да: 1, 2, 4, 7, 8, 10, 14, 17, 19, 21, 23, 26, 28;

нет: 3, 5, 6, 9, 11, 12, 13, 15, 16, 18, 20, 22, 24, 25, 27, 29, 30.

На основе подсчета суммарного балла определяется, какая мотивационная тенденция доминирует у испытуемого. Баллы всех испытуемых выборки ранжируют и выделяют две конк­ретные группы: верхние 27 % выборки характеризуются моти­вом стремления к успеху, а нижние 27 % - мотивом избежания неудачи.

Контрольные вопросы. 1. Какие формы имеет мотивация достижения успеха? 2. В чем конкретно проявляется мотива­ция достижения успеха?

Опросник (форма А)

1. Я больше думаю о получении хорошей оценки, чем опа­саюсь получения плохой.

2. Если бы я должен был выполнить сложное, незнакомое мне задание, то я предпочел бы сделать его с кем-нибудь, чем трудиться над ним в одиночку.

3. Я чаще берусь за трудные задачи, даже если не уверен, что смогу их решить, чем за легкие, которые знаю, что решу.

4. Меня больше привлекает дело, которое не требует на­пряжения, в успехе которого я уверен, чем трудное дело, в ко­тором возможны неожиданности.

5. Если бы у меня что-то не выходило, я скорее приложил бы все силы, чтобы с этим справиться, чем перешел бы к тому, что у меня может хорошо получиться.

6. Я предпочел бы работу, в которой мои функции хорошо определены и зарплата выше средней, работе со средней зар­платой, в которой я должен сам определить свою роль.

7. Я трачу больше времени на чтение специальной литера­туры, чем художественной.

8. Я предпочел бы важное трудное дело, хотя вероятность не­удачи в нем равна 50 %, делу достаточно важному, но не трудному.

9. Я скорее выучу развлекательные игры, известные боль­шинству людей, чем редкие игры, которые требуют мастерства и известны немногим.

10. Для меня очень важно делать свою работу как можно лучше, даже если из-за этого у меня возникают трения с това­рищами.

11. Если я собрался играть в карты, то скорее сыграл бы в развлекательную игру, чем в трудную, требующую размышлений.

12. Я предпочитаю соревнования, где я сильнее других, тем, где все участники примерно равны по силам.

13. В свободное от работы время я овладеваю какой-нибудь игрой скорее для развития своих умений, чем для отдыха и развлечений.

14. Я скорее предпочту сделать какое-то дело так, как я считаю нужным, пусть даже с 50-процентным риском ошибить­ся, чем делать его, как мне советуют другие.

15. Если бы мне пришлось выбирать, то я скорее выбрал бы работу, в которой начальная зарплата будет 1000 рублей и может остаться в таком размере неопределенное время, чем ра­боту, в которой начальная зарплата равна 300 рублей и есть гарантия, что не позднее чем через полгода я буду получать 2500 рублей.

16. Я скорее стал бы играть в команде, чем соревноваться один с секундомером в руке.

17. Я предпочитаю работать не щадя сил, пока полностью не удовлетворюсь полученным результатом, чем стремлюсь за­кончить дело побыстрее и с меньшим напряжением.

18. На экзамене я предпочел бы конкретные вопросы по пройденному материалу вопросам, требующим для ответа выс­казывания своего мнения.

19. Я скорее выбрал бы дело, в котором имеется некоторая вероятность неудачи, но есть и возможность достигнуть боль­шего, чем такое, в котором мое положение не ухудшится, но существенно не улучшится.

20. После успешного ответа на экзамене я скорее с облег­чением вздохну «пронесло», чем порадуюсь хорошей оценке.

21. Если бы я мог вернуться к одному из незавершенных дел, то я скорее вернулся бы к трудному, чем к легкому.

22. При выполнении контрольного задания я больше бес­покоюсь о том, как бы не допустить какую-нибудь ошибку, чем думаю о том, как правильно ее решить.

23. Если у меня что-то не выходит, я лучше обращусь к кому-нибудь за помощью, чем стану сам продолжать искать выход.

24. После неудачи я скорее становлюсь все более собран­ным и энергичным, чем теряю всякое желание продолжать ис­кать выход.

25. Если есть сомнения в успехе какого-либо начинания, то я скорее не стану рисковать, чем все-таки приму в нем ак­тивное участие.

26. Когда я берусь за трудное дело, я скорее опасаюсь, что не справлюсь с ним, чем надеюсь, что оно получится.

27. Я работаю эффективнее под чьим-либо руководством, чем когда несу за свою работу личную ответственность.

28. Мне больше нравится выполнять сложное незнакомое задание, чем знакомое задание, в успехе которого я уверен.

29. Я работаю продуктивнее над заданием, когда мне кон­кретно указывают, что и как выполнять, чем когда передо мной ставят задачу лишь в общих чертах.

30. Если бы я успешно решил какую-то задачу, то с боль­шим удовольствием взялся бы еще раз решать аналогичную задачу, чем перешел бы к задаче другого типа.

31. Когда нужно соревноваться, у меня скорее возникает интерес и азарт, чем тревога и беспокойство.

32. Пожалуй, я больше мечтаю о своих планах на будущее, чем пытаюсь их реально осуществить.

 

Опросник (форма Б)

1. Я больше думаю о получении хорошей оценки, чем опа­саюсь получения плохой.

2. Я чаще берусь за трудные задачи, даже если не уверена, что смогу их решить, чем за легкие, которые знаю, что решу.

3. Меня больше привлекает дело, которое не требует на­пряжения и в успехе которого я уверена, чем трудное дело, в котором возможны неожиданности.

4. Если бы у меня что-то не выходило, я скорее приложила бы все силы, чтобы с этим справиться, чем перешла бы к тому, что у меня может хорошо получаться.

5. Я предпочла бы работу, в которой мои функции четко определены и зарплата выше средней, работе со средней зар­платой, в которой я должна сама определять свою роль.

6. Более сильные переживания у меня вызываются стра­хом неудачи, чем надеждой на успех.

7. Научно-популярную литературу я предпочитаю литера­туре развлекательного жанра.

8. Я предпочла бы трудное дело, где вероятность неудачи равна 50 %, делу достаточно важному, но не трудному.

9. Я скорее выучу развлекательные игры, известные боль­шинству людей, чем редкие игры, которые требуют мастерства и известны немногим.

10. Для меня очень важно делать свою работу как можно лучше, даже если из-за этого у меня возникают трения с това­рищами.

11. После успешного ответа на экзамене я скорее с облег­чением вздохну «пронесло», чем порадуюсь хорошей оценке.

12. Если бы я собиралась играть в карты, то я скорее сыг­рала бы в развлекательную игру, чем в трудную, требующую размышлений.

13. Я предпочитаю соревнования, где я сильнее других, тем, где участники приблизительно равны по силам.

14. После неудачи я становлюсь скорее более собранной и энергичной, чем теряю всякое желание продолжать дело.

15. Неудачи отравляют мою жизнь больше, чем приносят радость успехи.

16. В новых неизвестных ситуациях у меня скорее возни­кает волнение и беспокойство, чем интерес и любопытство.

17. Я скорее попытаюсь приготовить новое интересное блю­до, хотя оно может плохо получиться, чем стану готовить при­вычное блюдо, которое обычно хорошо выходило.

18. Я скорее займусь чем-то приятным и необременитель­ным, чем стану выполнять что-то, как мне кажется, стоящее, но не очень увлекательное.

19. Я скорее затрачу все свое время на осуществление од­ного дела, чем постараюсь выполнить за это же время два-три дела.

20. Если я заболела и вынуждена остаться дома, то я ис­пользую время скорее для того, чтобы расслабиться и отдох­нуть, чем почитать и поработать.

21.  Если бы я жила с несколькими девушками в одной комнате и мы бы решили устроить вечеринку, я предпочла бы сама организовать ее, чем чтобы это сделала какая-то другая девушка.

22. Если у меня что-то не выходит, я лучше обращусь к кому-то за помощью, чем стану сама продолжать искать выход.

23. Когда нужно соревноваться, у меня скорее возникают интерес и азарт, чем тревога и беспокойство.

24. Когда я берусь за трудное дело, я скорее опасаюсь, что не справлюсь с ним, чем надеюсь, что оно получится.

25. Я работаю эффективнее под чьим-то руководством, чем тогда, когда несу за свою работу личную ответственность.

26. Мне больше нравится выполнять сложное незнакомое задание, чем задание знакомое, в успехе которого я уверена.

27. Если бы я успешно решила какую-то задачу, то с боль­шим удовольствием взялась бы решать еще раз аналогичную, чем перешла бы к задаче другого типа.

28. Я работаю продуктивнее над заданием, когда передо мной ставят задачу лишь в общих чертах, чем когда мне кон­кретно указывают, что и как выполнять.

29. Если при выполнении важного дела я допускаю ошиб­ку, то чаще я теряюсь и впадаю в отчаяние, чем быстро беру себя в руки и пытаюсь исправить положение.

30. Пожалуй, я больше мечтаю о своих планах на будущее, чем пытаюсь их реально осуществить.

Учебно-тренировочные тесты к 3 главе:

1. С конца 50-х гг. в социальной психологии стремление к ус­пеху считалось чуть ли не главным ……?……мотивом человеческой деятельности. Инициатором этого направления, в рамках которого исследовались социально-психологичес­кие механизмы формирования установки на успех в больших и малых сообществах, был ……?

А  - Д. Мак-Клелланд.

Б   - У. Джейм

В  - Т. Роттер

2. Согласно позиции, известного психолога, про­фессора Гарвардского университета, великая революция XXI в. состоит в реванше чувства над интеллектом. Если ранее в за­падном мире мерилом способностей человека к успехам в той или иной профессиональной деятельности служил интеллектуальный коэффициент IQ, то в настоящее время он уступает место эмоциональному коэффициенту EQ — способности личности слышать собственные чувства, контролировать всплески эмоций, умение принять правильное решение и, оставаясь спокойным, оптимистично оценивать сложную ситуа­цию. Коэффициент EQ стал новым ключом к успеху: «С хорошим IQ вас возьмут на работу, с хорошим EQ — продвинут по, службе». Он  провел тестирование специалистов нескольких фирм. Результаты показали, что лучшими сотрудниками являются не те, у кого самый высокий IQ или диплом самого престижного университета, наоборот, это те люди, которые благодаря своим личным качествам добились успеха на переломных этапах. Например, когда они сталкиваются с проблемой и просят помощи для ее решения, они тут же получают ее, а другим на их месте пришлось бы ждать ответа несколько дней. Огромная роль в EQ принадлежит коммуникативным навыкам личности, умению эффективно выстраивать взаимоот­ношения с другими людьми. Кто автор этой позиции?

А - Дж Аткинсон

Б - Д. Гольман

В - Т. Роттер

3. Мотивация достижения (N-Achievement) в психологии определяется по-разному:, 1. как стремление проявить возможно более высокую степень собственных способностей и усилий при достижении успеха,

2. как способность испытывать гордость за свое трудолюбие при успехе,

3.  как стремление уменьшить существующую неопределенность.

 4. как стремление получить больше информации о себе.

5. это и когнитивная диспозиция, и индивидуально-специфические способы функционирования процесс сов мотивации, понимаемых как информационный процесс и «система оценки».

А - согласно Ф. Мак-Клелланду       - ?

Б - по утверждению Дж. Аткинсона - ?

В – по определению   Х. Хекхаузена - ?

Г - по определению  В.У. Майера - ?

Д - по мнению А Б. Вайнера       - ?

Рекомендуемая литература к 3 главе:

1. Х.Агеев B . C . Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М, 1990. С. 178—201.

2.Американский характер: Очерки культуры США. М., 1991. С. 191—205.

3. БакштановскийВИ, Согомонов ЮБ., Чурилов В А Этика политического ycneха. Тюмень; М., 1997. С. 37-68; 119-145.

4. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. С. 96— 118.

5.. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. С. 30—67.

6. Маркова А.К, Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М. 1990. С. 49—127.

7. .МуздыбаевК. Психология ответственности. Л., 1983- С.43—89-

8.Орлов ЮМ. Восхождение к индивидуальности. М., 1991. С. 52—73.

9.Симонов П.В. Междисциплинарная концепция человека: потребностно-ин формационный подход // Человек в системе наук. М., 1989- С. 58—73-

10.Теории личности в западноевропейской и американской психологии. Хрес­томатия по психологии личности. Самара, 1996. С. 16—22, 244—260.

11Тульчинский Г.А. Разум, воля, успех: О философии поступка. Л., 1990. С. 120— 150.

12. Хекхаузен X . Мотивация и деятельность: В 2 т. М., 1986. Т. 2. С. 78— 145.

13.Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1989. С. 62 — 124.

14.. Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб., 1991. С. 16—13

Ответы на учебно-тренировочные тесты к 3 главе: 1- А (социокультурный); 2 –б (Д.Гольман); 3: а-1,б-2.в-5,г-з,д-4.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 451.