В традиционном обществе самостоятельное женское социальное или профессиональное преуспевание рассматривалось общественным мнением как ситуация весьма нежелательная. Философами и психологами, социологами и историками предпринимались многочисленные попытки объяснения природы вторичности социальных ролей женщины. Научная интерпретация этого факта сводилась к констатации недостаточной полноценности женщины либо в биологическом плане (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, О. Конт), либо в психологическом (3. Фрейд, Э. Кречмер, Н. Метьюз) и интеллектуальном (Р. Мейер, П. Хейманс, Н. Липман). Современные психологические исследования влияния познавательных способностей и уровня интеллекта на успешность поведения и социальные достижения мужчин и женщин говорят о следующем.
Психологами установлен факт, что уровень задатков и способностей к активности и интеллектуальной деятельности (по усредненным показателям) не различается у взрослых мужчин и женщин. Однако мужчины отличаются большим разбросом показателей общего интеллекта по сравнению с женщинами, т.е. среди мужчин больше как высокоодаренных, так и менее способных. При этом высокоодаренным мужчинам социум представляет больше, чем женщинам, возможностей для реализации их задатков и чаще поощряет их достижения. Кроме того, процесс социализации, формирующий модели поведения, начинается очень рано и не может не сказаться на развитии интеллектуальных способностей мужчин и женщин. Пожалуй, только превосходство женщин в развитии вербальных способностей, а мужчин в решении зрительно-пространственных задач в настоящее время общепризнано в психологии.
Маскулинная природа социального успеха не объясняется и влиянием фактора материнства. Многочисленные психологические исследования доказывают, что замужние женщины, имеющие детей, демонстрируют более высокий уровень социальных достижений по сравнению с одинокими. Причем они сохраняют высокую продуктивность в течение всего периода замужества и материнство имеет скорее положительное значение для достижения социального успеха.
Особенности формирования социально-психологической ориентации на успех у мужчин и женщин связаны прежде всего с формированием социальных стереотипов маскулинности и феминности и с процессом становления половой идентичности личности. Как половые роли, так и нормативные представления о мужчинах и женщинах имеют социальное происхождение. Их содержание определяется конкретными условиями жизни общества и существенно различается в разных культурах. Среди стереотипных (но не всегда типичных) маскулинных качеств обычно называют активность, ориентацию на достижения, властность (доминантность), владение собой др. В феминные стереотипные качества входят: пассивность, мягкость, зависимость, эмоциональность и несдержанность. Эти эталоны не подкреплены фактически, но они выполняют свои социальные функции. В опоре на определенную культурную норму, в соответствии с ней оцениваются и воспитываются члены любого общества.
Уже к полутора годам ребенок знает о своей половой принадлежности. Способность различать других людей по полу формируется в 3—4 года, хотя субъективными критериями этого различения могут выступать любые поверхностные и случайные свойства, например одежда. Факт необратимости половой принадлежности осознается ребенком в 6—7 лет, что служит основой его полоролевой ориентации (формирования представления о том, насколько его индивидуальные качества и социальное поведение соответствуют нормативам и ожиданиям определенной половой роли).
Психологи выделяют несколько причин, мешающих женщинам поверить в свои возможности участия в активной жизни общества: 1) культурные экспектации (ожидания), определенные традицией, которые усваиваются ребенком в процессе взаимодействия с окружающим миром; они влияют на его мотивацию, систему ценностей, уровень тревожности, уверенность в себе, на выбор карьеры и т.д.; 2) особенности социализации; социокультурное пространство ребенка организовано так, что с раннего возраста ему внушаются стереотипы разных половых ролей. Дети получают разные игрушки, от них ожидают различного поведения, поэтому они приобретают различный опыт, развивают различные способности, интересы. У них формируется разный образ-Я — мужской или женский. Эти стереотипы поддерживаются представлениями о том, что естественно для каждого из полов, а что — нет; 3) тип отношений родителей с детьми разного пола. У девочек, как правило, эти взаимоотношения складываются по типу гиперопеки, что' препятствует развитию их самостоятельности. Отношения мальчиков с родителями обычно более дистанцированы, в силу чего им приходится сталкиваться с более широким кругом жизненных явлений, стимулирующих в итоге их жизненную активность.
Формирование половых стереотипов продолжается и в более старшем возрасте. Система образования построена таким образом, что даже учителя относятся к детям разного пола дифференцированно: мальчикам уделяется больше времени, их чаще привлекают к активной деятельности, от них ожидают более высоких результатов и более высоко оценивают их работу.
Еще в 1957 г. Мак-Ки и Шеррифс писали, что в рамках традиционной европейской культуры мужской образ — это набор черт, связанных с компетенцией и рациональными способностями, активностью и эффективностью, социально неограниченным стилем поведения. Типично женский образ, напротив, включает в себя такие черты, как эмоциональная поддержка, теплота чувств, высокий уровень эмпатии; он ориентирован на социальные и коммуникативные умения. Таким образом, в целом мужчинам приписывается больше положительных качеств, чем женщинам. При этом высокий результат, достигнутый мужчиной, чаще всего объясняется его способностями, а точно такой же результат, полученный женщиной, объясняется ее усилиями, случайной удачей или другими причинами.
Можно констатировать факт, что в чисто личностном плане компетентность оказывается для женщин скорее отрицательным, нежели положительным фактором. Высококомпетентные специалисты-женщины не пользуются расположением ни женщин, ни мужчин, поскольку высокая компетентность женщины опровергает существующие в обществе стереотипы. Проигрыш женщине в соревнованиях, особенно для мужчины с консервативными традициями, установками на взаимоотношения полов, почти всегда означает снижение его самооценки.
По мнению психолога О'Лири, существующие в обществе полоролевые стереотипы включают в себя необоснованные взгляды, согласно которым у женщин отсутствуют черты, связанные с компетентностью, соревновательностью, независимостью, притязаниями, логикой и т.п.; напротив, им свойственны черты, подчеркивающие у них выраженность коммуникативных и эмоциональных характеристик. Чтобы успешно конкурировать в «мужском обществе», женщины вынуждены принимать мужские ориентации и мужскую систему ценностей, менять свой психотип.
В исследованиях К. Гуичи, проведенных уже в 80-е гг., мужчины и женщины рассматриваются как разные социальные группы. Мужчины — это высокостатусная социальная группа, которая оценивается в терминах компетентности и экономического успеха, а женщины — низкостатусная группа, оцениваемая в терминах теплоты, добродушия, гуманности и т.п. Все позитивные черты женского стереотипа (теплота, эмоциональная поддержка и т.п.) представляют собой лишь типичную компенсацию отсутствия достижений. Данными чертами члены высокостатусной группы — мужчины — наделяют членов низкостатусной группы — женщин. Женщины завышают мужские достижения и недооценивают свои собственные, что является прямым следствием различий в социальном статусе: женщины как бы перенимают точку зрения более высокостатусной группы — мужчин. В обществе, где главенствующую роль играют мужчины и господствуют чисто мужские установки и мужская система ценностей, женщина должна приложить особые усилия, чтобы добиться своего признания и успехов.
Низкую продуктивность женщин нередко связывают с влиянием таких факторов, как заниженная самооценка и неуверенность в себе. Более того, еще в середине 60-х гг. К. Корнер был открыт очень интересный феномен, свойственный только женщинам; он получил название мотив «страха успеха» или «боязнь успеха» и заключается в том, что женщинам присуща не «боязнь успеха» как таковая, а боязнь побочных последствий успеха. Женщин заботит потеря женственности, привлекательности для мужчин; их социальное отвержение, неприятие является как бы «платой» за успех.
Аналогичные результаты получены Ф. Хоппе при изучении уровня притязаний. Разница в уровне притязаний у мужчин и женщин существенна, она заметна не только в уровне устремленности к успеху, но и в самом характере выбора цели. Как правило, женщины чаще склонны к выбору более простых и легко достижимых целей, их выбор менее стабилен, они проявляют меньше настойчивости, им свойственна некоторая недооценка своих возможностей. Мужчины, напротив, настроены на успех, они стремятся выбрать цель более высокой степени трудности и более настойчивы в ее достижении. Естественно, основа указанных различий не в физиологических особенностях, а в том, что значительную роль играют традиции, общественные нормы, уровень культурных стереотипов.
Итак, особенности формирования ориентации на успех у мужчин и женщин зависят от этнической, социальной сферы, в рамках которой живет индивид и формируется его психотип, его личность, а также от этических особенностей исторического периода развития общества.
Литература:
1. Х.Агеев B . C . Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М, 1990. С. 178—201.
2. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. С. 96— 118.
3. Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб., 1991. С. 16—134.
3.5. Методика на определение уровня мотивации достижений успеха (задание 3.5.)
Вводные замечания. Мотивация достижений, по мнению Г. Меррея, выражается в потребности преодолевать препятствия и добиваться высоких показателей в труде, самосовершенствоваться, соперничать с другими и опережать их, реализовать свои таланты и тем самым повышать самоуважение. Данный опросник предназначен для диагностики двух мотивов личности: стремление к успеху и избежание неудачи. Выясняется, какой из двух мотивов у человека доминирует. Опросник имеет две формы - мужскую (А) и женскую (Б).
Цель задания. Определение уровня мотивации достижения успеха.
Оснащение. Опросник А. Мехрабиана (приложение ), «ключ», ответный лист (форма).
Порядок работы. Испытуемому выдается ответный лист и опросник с инструкцией. Если в процессе работы у испытуемого возникнут вопросы, то экспериментатор должен дать разъяснение, но так, чтобы испытуемый не оказался сориентированным этим разъяснением на тот или иной ответ. Исследование может проводиться как индивидуально, так и в группе
Форма
Ответный лист
Профессия ____________ ______ Пол_____________ Возраст
№ вопроса | Полностью согласен | Согласен | Скорее согласен, чем не согласен | Нейтрален | Скорее не согласен, чем согласен | Не согласен | Совершенно не согласен |
1 | |||||||
32 |
Инструкция. «Опросник состоит из ряда утверждений, касающихся отдельных сторон характера, а также мнений и чувств по поводу некоторых жизненных ситуаций. Чтобы оценить степень вашего согласия или несогласия с каждым из утверждений, используйте следующую шкалу.
+3 - полностью согласен.
-2 - согласен.
+ 1 - скорее согласен, чем не согласен.
О - нейтрален.
-1 - скорее не согласен, чем согласен.
-2 - не согласен.
-3 - совершенно не согласен.
Прочтите утверждения опросника и оцените степень своего согласия или несогласия. При этом на бланке для ответов против номера утверждения поставьте цифру, которая соответствует степени вашего согласия. Дайте тот ответ, который первым придет вам в голову. Не тратьте время на обдумывание».
Обработка и интерпретация результатов. Вначале подсчитывается суммарный балл. Ответам испытуемых на прямые пункты (отмеченные знаком «-» в «ключе») приписываются баллы:
ответы -3 -2 -1 0 +1 +2 +3;
баллы 12 3 4 5 6 7.
Ответам испытуемых на обратные пункты (отмеченные знаком «-» в ключе) приписываются баллы:
ответы -3 -2 -1 0 +1 +2 +3;
баллы 7 6 5 4 3 2 1.
«Ключ» к форме А:
да: 1, 3, 5, 7, 8, 10, 13, 14, 17, 19, 21, 24, 28, 31;
нет: 2, 4, 6, 9, 11, 12, 15, 16, 18, 20, 22, 23, 25, 26, 27, 29, 30, 32.
«Ключ» к форме Б:
да: 1, 2, 4, 7, 8, 10, 14, 17, 19, 21, 23, 26, 28;
нет: 3, 5, 6, 9, 11, 12, 13, 15, 16, 18, 20, 22, 24, 25, 27, 29, 30.
На основе подсчета суммарного балла определяется, какая мотивационная тенденция доминирует у испытуемого. Баллы всех испытуемых выборки ранжируют и выделяют две конкретные группы: верхние 27 % выборки характеризуются мотивом стремления к успеху, а нижние 27 % - мотивом избежания неудачи.
Контрольные вопросы. 1. Какие формы имеет мотивация достижения успеха? 2. В чем конкретно проявляется мотивация достижения успеха?
Опросник (форма А)
1. Я больше думаю о получении хорошей оценки, чем опасаюсь получения плохой.
2. Если бы я должен был выполнить сложное, незнакомое мне задание, то я предпочел бы сделать его с кем-нибудь, чем трудиться над ним в одиночку.
3. Я чаще берусь за трудные задачи, даже если не уверен, что смогу их решить, чем за легкие, которые знаю, что решу.
4. Меня больше привлекает дело, которое не требует напряжения, в успехе которого я уверен, чем трудное дело, в котором возможны неожиданности.
5. Если бы у меня что-то не выходило, я скорее приложил бы все силы, чтобы с этим справиться, чем перешел бы к тому, что у меня может хорошо получиться.
6. Я предпочел бы работу, в которой мои функции хорошо определены и зарплата выше средней, работе со средней зарплатой, в которой я должен сам определить свою роль.
7. Я трачу больше времени на чтение специальной литературы, чем художественной.
8. Я предпочел бы важное трудное дело, хотя вероятность неудачи в нем равна 50 %, делу достаточно важному, но не трудному.
9. Я скорее выучу развлекательные игры, известные большинству людей, чем редкие игры, которые требуют мастерства и известны немногим.
10. Для меня очень важно делать свою работу как можно лучше, даже если из-за этого у меня возникают трения с товарищами.
11. Если я собрался играть в карты, то скорее сыграл бы в развлекательную игру, чем в трудную, требующую размышлений.
12. Я предпочитаю соревнования, где я сильнее других, тем, где все участники примерно равны по силам.
13. В свободное от работы время я овладеваю какой-нибудь игрой скорее для развития своих умений, чем для отдыха и развлечений.
14. Я скорее предпочту сделать какое-то дело так, как я считаю нужным, пусть даже с 50-процентным риском ошибиться, чем делать его, как мне советуют другие.
15. Если бы мне пришлось выбирать, то я скорее выбрал бы работу, в которой начальная зарплата будет 1000 рублей и может остаться в таком размере неопределенное время, чем работу, в которой начальная зарплата равна 300 рублей и есть гарантия, что не позднее чем через полгода я буду получать 2500 рублей.
16. Я скорее стал бы играть в команде, чем соревноваться один с секундомером в руке.
17. Я предпочитаю работать не щадя сил, пока полностью не удовлетворюсь полученным результатом, чем стремлюсь закончить дело побыстрее и с меньшим напряжением.
18. На экзамене я предпочел бы конкретные вопросы по пройденному материалу вопросам, требующим для ответа высказывания своего мнения.
19. Я скорее выбрал бы дело, в котором имеется некоторая вероятность неудачи, но есть и возможность достигнуть большего, чем такое, в котором мое положение не ухудшится, но существенно не улучшится.
20. После успешного ответа на экзамене я скорее с облегчением вздохну «пронесло», чем порадуюсь хорошей оценке.
21. Если бы я мог вернуться к одному из незавершенных дел, то я скорее вернулся бы к трудному, чем к легкому.
22. При выполнении контрольного задания я больше беспокоюсь о том, как бы не допустить какую-нибудь ошибку, чем думаю о том, как правильно ее решить.
23. Если у меня что-то не выходит, я лучше обращусь к кому-нибудь за помощью, чем стану сам продолжать искать выход.
24. После неудачи я скорее становлюсь все более собранным и энергичным, чем теряю всякое желание продолжать искать выход.
25. Если есть сомнения в успехе какого-либо начинания, то я скорее не стану рисковать, чем все-таки приму в нем активное участие.
26. Когда я берусь за трудное дело, я скорее опасаюсь, что не справлюсь с ним, чем надеюсь, что оно получится.
27. Я работаю эффективнее под чьим-либо руководством, чем когда несу за свою работу личную ответственность.
28. Мне больше нравится выполнять сложное незнакомое задание, чем знакомое задание, в успехе которого я уверен.
29. Я работаю продуктивнее над заданием, когда мне конкретно указывают, что и как выполнять, чем когда передо мной ставят задачу лишь в общих чертах.
30. Если бы я успешно решил какую-то задачу, то с большим удовольствием взялся бы еще раз решать аналогичную задачу, чем перешел бы к задаче другого типа.
31. Когда нужно соревноваться, у меня скорее возникает интерес и азарт, чем тревога и беспокойство.
32. Пожалуй, я больше мечтаю о своих планах на будущее, чем пытаюсь их реально осуществить.
Опросник (форма Б)
1. Я больше думаю о получении хорошей оценки, чем опасаюсь получения плохой.
2. Я чаще берусь за трудные задачи, даже если не уверена, что смогу их решить, чем за легкие, которые знаю, что решу.
3. Меня больше привлекает дело, которое не требует напряжения и в успехе которого я уверена, чем трудное дело, в котором возможны неожиданности.
4. Если бы у меня что-то не выходило, я скорее приложила бы все силы, чтобы с этим справиться, чем перешла бы к тому, что у меня может хорошо получаться.
5. Я предпочла бы работу, в которой мои функции четко определены и зарплата выше средней, работе со средней зарплатой, в которой я должна сама определять свою роль.
6. Более сильные переживания у меня вызываются страхом неудачи, чем надеждой на успех.
7. Научно-популярную литературу я предпочитаю литературе развлекательного жанра.
8. Я предпочла бы трудное дело, где вероятность неудачи равна 50 %, делу достаточно важному, но не трудному.
9. Я скорее выучу развлекательные игры, известные большинству людей, чем редкие игры, которые требуют мастерства и известны немногим.
10. Для меня очень важно делать свою работу как можно лучше, даже если из-за этого у меня возникают трения с товарищами.
11. После успешного ответа на экзамене я скорее с облегчением вздохну «пронесло», чем порадуюсь хорошей оценке.
12. Если бы я собиралась играть в карты, то я скорее сыграла бы в развлекательную игру, чем в трудную, требующую размышлений.
13. Я предпочитаю соревнования, где я сильнее других, тем, где участники приблизительно равны по силам.
14. После неудачи я становлюсь скорее более собранной и энергичной, чем теряю всякое желание продолжать дело.
15. Неудачи отравляют мою жизнь больше, чем приносят радость успехи.
16. В новых неизвестных ситуациях у меня скорее возникает волнение и беспокойство, чем интерес и любопытство.
17. Я скорее попытаюсь приготовить новое интересное блюдо, хотя оно может плохо получиться, чем стану готовить привычное блюдо, которое обычно хорошо выходило.
18. Я скорее займусь чем-то приятным и необременительным, чем стану выполнять что-то, как мне кажется, стоящее, но не очень увлекательное.
19. Я скорее затрачу все свое время на осуществление одного дела, чем постараюсь выполнить за это же время два-три дела.
20. Если я заболела и вынуждена остаться дома, то я использую время скорее для того, чтобы расслабиться и отдохнуть, чем почитать и поработать.
21. Если бы я жила с несколькими девушками в одной комнате и мы бы решили устроить вечеринку, я предпочла бы сама организовать ее, чем чтобы это сделала какая-то другая девушка.
22. Если у меня что-то не выходит, я лучше обращусь к кому-то за помощью, чем стану сама продолжать искать выход.
23. Когда нужно соревноваться, у меня скорее возникают интерес и азарт, чем тревога и беспокойство.
24. Когда я берусь за трудное дело, я скорее опасаюсь, что не справлюсь с ним, чем надеюсь, что оно получится.
25. Я работаю эффективнее под чьим-то руководством, чем тогда, когда несу за свою работу личную ответственность.
26. Мне больше нравится выполнять сложное незнакомое задание, чем задание знакомое, в успехе которого я уверена.
27. Если бы я успешно решила какую-то задачу, то с большим удовольствием взялась бы решать еще раз аналогичную, чем перешла бы к задаче другого типа.
28. Я работаю продуктивнее над заданием, когда передо мной ставят задачу лишь в общих чертах, чем когда мне конкретно указывают, что и как выполнять.
29. Если при выполнении важного дела я допускаю ошибку, то чаще я теряюсь и впадаю в отчаяние, чем быстро беру себя в руки и пытаюсь исправить положение.
30. Пожалуй, я больше мечтаю о своих планах на будущее, чем пытаюсь их реально осуществить.
Учебно-тренировочные тесты к 3 главе:
1. С конца 50-х гг. в социальной психологии стремление к успеху считалось чуть ли не главным ……?……мотивом человеческой деятельности. Инициатором этого направления, в рамках которого исследовались социально-психологические механизмы формирования установки на успех в больших и малых сообществах, был ……?
А - Д. Мак-Клелланд.
Б - У. Джейм
В - Т. Роттер
2. Согласно позиции, известного психолога, профессора Гарвардского университета, великая революция XXI в. состоит в реванше чувства над интеллектом. Если ранее в западном мире мерилом способностей человека к успехам в той или иной профессиональной деятельности служил интеллектуальный коэффициент IQ, то в настоящее время он уступает место эмоциональному коэффициенту EQ — способности личности слышать собственные чувства, контролировать всплески эмоций, умение принять правильное решение и, оставаясь спокойным, оптимистично оценивать сложную ситуацию. Коэффициент EQ стал новым ключом к успеху: «С хорошим IQ вас возьмут на работу, с хорошим EQ — продвинут по, службе». Он провел тестирование специалистов нескольких фирм. Результаты показали, что лучшими сотрудниками являются не те, у кого самый высокий IQ или диплом самого престижного университета, наоборот, это те люди, которые благодаря своим личным качествам добились успеха на переломных этапах. Например, когда они сталкиваются с проблемой и просят помощи для ее решения, они тут же получают ее, а другим на их месте пришлось бы ждать ответа несколько дней. Огромная роль в EQ принадлежит коммуникативным навыкам личности, умению эффективно выстраивать взаимоотношения с другими людьми. Кто автор этой позиции?
А - Дж Аткинсон
Б - Д. Гольман
В - Т. Роттер
3. Мотивация достижения (N-Achievement) в психологии определяется по-разному:, 1. как стремление проявить возможно более высокую степень собственных способностей и усилий при достижении успеха,
2. как способность испытывать гордость за свое трудолюбие при успехе,
3. как стремление уменьшить существующую неопределенность.
4. как стремление получить больше информации о себе.
5. это и когнитивная диспозиция, и индивидуально-специфические способы функционирования процесс сов мотивации, понимаемых как информационный процесс и «система оценки».
А - согласно Ф. Мак-Клелланду - ?
Б - по утверждению Дж. Аткинсона - ?
В – по определению Х. Хекхаузена - ?
Г - по определению В.У. Майера - ?
Д - по мнению А Б. Вайнера - ?
Рекомендуемая литература к 3 главе:
1. Х.Агеев B . C . Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М, 1990. С. 178—201.
2.Американский характер: Очерки культуры США. М., 1991. С. 191—205.
3. БакштановскийВИ, Согомонов ЮБ., Чурилов В А Этика политического ycneха. Тюмень; М., 1997. С. 37-68; 119-145.
4. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. С. 96— 118.
5.. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. С. 30—67.
6. Маркова А.К, Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М. 1990. С. 49—127.
7. .МуздыбаевК. Психология ответственности. Л., 1983- С.43—89-
8.Орлов ЮМ. Восхождение к индивидуальности. М., 1991. С. 52—73.
9.Симонов П.В. Междисциплинарная концепция человека: потребностно-ин формационный подход // Человек в системе наук. М., 1989- С. 58—73-
10.Теории личности в западноевропейской и американской психологии. Хрестоматия по психологии личности. Самара, 1996. С. 16—22, 244—260.
11Тульчинский Г.А. Разум, воля, успех: О философии поступка. Л., 1990. С. 120— 150.
12. Хекхаузен X . Мотивация и деятельность: В 2 т. М., 1986. Т. 2. С. 78— 145.
13.Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1989. С. 62 — 124.
14.. Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб., 1991. С. 16—13
Ответы на учебно-тренировочные тесты к 3 главе: 1- А (социокультурный); 2 –б (Д.Гольман); 3: а-1,б-2.в-5,г-з,д-4.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 451.