Деятельность спортивного педагога характеризуется рядом специфических особенностей:
1. Физическая нагрузка, которая связана с необходимостью показывать физические упражнения; с выполнением физической нагрузки совместно с учениками (особенно в походах); с необходимостью страховать учеников, выполняющих физические упражнения.
2. Профессиональная речь:
– связь с речедвигательной координацией, т. е. с умением одновременно показывать и объяснять физические упражнения, не нарушая ни качества его исполнения, ни плавности и выразительности речи;
– побуждение к действию. При этом действенность слов педагога зависит от профессиональной компитентности, культуры общения, интеллигентности и общей культуры;
– лаконичность речи спортивного педагога связана с дефицитом времени, которое отводится на объяснение, т. к. эффективность занятия оценивается по моторной плотности, или двигательной активности учащихся;
– четкость речи обусловлена акустическими особенностями помещений, в которых проводятся учебно-тренировочные занятия (спортивный зал, бассейн, спортивная площадка);
– доступность речи проявляется в использования специальной терминологии, команд, которые понятны и легко воспринимаются учащимися.
3. Невербальные средства общения: дополнение речи учителя специальными жестами — в судействе соревнований, в организации учебно-тренировочных занятий в условиях акустики большого зала, бассейна, стадиона, природного ландшафта.
4. Психическая напряженность, связанная с шумом от криков занимающихся (особенно на занятиях с младшими школьниками).
Выявлено, что шум в спортивном зале отличается прерывистостью и высокими тонами, вызывает психическое утомление у учителя; это, в свою очередь, связано с необходимостью переключения с одной возвратной группы на другую, значительной нагрузкой на речевой аппарат и голосовые связки. Напряженность труда также связана с постоянной ответственностью за жизнь и здоровье учеников, т. к. занятия физическими упражнениями отличаются повышенной степенью риска получения травм.
5. Внешнесредовые факторы: климатические и погодные условия при занятиях на открытом воздухе; санитарно-гигиеническое состояние спортивных классов, залов.
Профессиограмма педагога
Развитие системы высшего физкультурного образования предъявляет все новые требования к личности спортивного педагога, его профессиональному мастерству, нравственному потенциалу, психологической и физической готовности к выполнению профессиональной деятельности [Макеева; Полиевский]. В связи с этим особую актуальность приобретает изучение психолого-педагогической характеристики личности и деятельности спортивного педагога, что должно послужить основой его профессионального становления.
Следует отметить, что термин «спортивный педагог» введен нами не случайно. Он широко применяется в научных и популярных как отечественных, так и зарубежных изданиях.
В педагогической теории требования к педагогу выражаются разными терминами: «профессиональная пригодность», «профессиональная готовность» [Полиевский].
Под профессиональной пригодностью понимается совокупность психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых для достижения успеха в выбранной профессии.
Профессиональная готовность к педагогической деятельности, кроме профпригодности, включает в себя и уровень умений и навыков. В ее составе выделяют психологическую, психофизиологическую и физическую готовность (т. е. профпригодность), а также научно-теоретическую и практическую подготовку педагога.
Идеализированные личностные и профессиональные качества, составляющие понятия профессиональной готовности педагога, представляются в виде профессиограммы [Макеева, Полиевский].
Профессиограмма учителя была разработана Е. В. Кузьминой в 1967 г. Требования к личности педагога обусловлены совокупностью необходимых социально-профессиональных качеств: высокая гражданская ответственность, социальная активность, любовь к детям, подлинная интеллигентность, духовная культура, высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, способность к принятию творческих решений, потребность в постоянном самообразовании, физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность [Кузьмина].
Характеристика личности педагога также связана с проявлением таких важных качеств, как убежденность (чувство долга, ответственности, нетерпимое отношение к недостаткам и нравственным порокам и др.), направленность личности (интерес к профессии, педагогическое призвание, педагогические намерения и склонности), педагогический такт — интуитивное чувство меры, педагогическая справедливость — объективность учителя, уровень его нравственной воспитанности, авторитет педагога.
Деятельность учителя представлена тремя взаимосвязанными компонентами: конструктивный (отбор, планирование и построение учебного материала); организаторский (управленческий); коммуникативный (установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, педагогами, родителями).
В профессиограмме ведущее место занимает позиция педагога — система его интеллектуально-волевых и эмоциональнооценочных отношений к миру.
Различают социальную и профессиональную позицию педагога. Социальная позиция педагога складывается из системы его взглядов, убеждений и ценностных ориентацией. Профессиональная позиция — отношение к педагогической профессии, целям и средствам педагогической деятельности. Педагог может выступать в качестве информатора, друга, диктатора, советчика, просителя, вдохновителя и т. д.
Однако профессиографической характеристикой личности и профессиональной деятельности спортивных педагогов в современной литературе мы не встретили. В качестве примеров определения приоритетов личностного и профессионального развития данной категории специалистов мы можем представить лишь неполные, фрагментарные сведения.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 355.