Как называется ситуация, при которой фирма, доминирующая на рынке, устанавливает цену, а другие фирмы следуют за ней?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

А) модель Курно;

B) лидерство в ценообразовании;

C) модель изогнутой кривой спроса;

D) ценовая дискриминация;

E) теория игр.

 

Задачи:

Задача 1. Каждая из 20 фирм отрасли монополистической конкуренции имеет кривую dd, заданную уравнением P=10-0,001Q. Какой будет кривая dd для каждой фирмы после вхождения в отрасль 5 новых фирм?

   Задача 2. Кривая рыночного спроса в модели Курно задана уравнением Р=200-Q. Предельные издержки фирмы А равны 30 для каждого объема выпуска. Если фирма А считает, что объем производства фирмы В составит 60 единиц, каким будет ее собственный выпуск?

           Задача 3. В отрасли действует фирма-лидер, которая имеет функцию издержек: АС=0,5Q. Функция рыночного спроса: Р=90-Q. Предложение остальных фирм – 45. Определите цену и выпуск лидера.

Методические рекомендации. Подготовку к семинару следует начать с изучения рекомендуемой литературы. Уясните, что отличительные признаки модели рынка монополистической конкуренции состоят в следующем: на этом рынке существует достаточно много предприятий, что ограничивает их контроль над ценами, ослабляет взаимную зависимость и делает невозможным тайный сговор между ними. Они приводят дифференцированные виды одного и того же продукта, что позволяет каждому из них чувствовать себя своего рода монополистом. Это сочетание конкуренции и монополии обусловливает использование ценовой и неценовой конкуренции между предприятиями.

           Следует понять, почему данный вид рынка присущ отраслям, производящим предметы потребления, и как монопольно конкурентное предприятие максимизирует прибыль и минимизирует убытки по критерию валовых и предельных показателей («валовой доход – общие издержки», «предельный доход – предельные издержки»). Необходимо также уяснить, преимущества данного рынка перед другими рыночными структурами несовершенной конкуренции, изучить неценовые формы конкурентной борьбы предприятий.

           Т.о. рынок монополистической конкуренции – такой тип рыночной структуры, где обладающие рыночной властью продавцы дифференцированного товара конкурируют за объем продаж.

           Выясняя условия равновесия при монополистической конкуренции, важно понять, что, руководствуясь принципом максимизации прибыли, монополистически конкурирующая фирма оптимизирует выпуск при объеме, обеспечивающем максимальное превышение совокупной выручки над совокупными издержками. Для рынков с монополистической конкуренцией кривые отраслевого спроса и предложения не существуют. В отрасли с монополистической конкуренцией установление долгосрочного рыночного равновесия не обеспечивает условий эффективного производства из-за наличия рыночной власти у фирм и слабой конкуренции. 

При монополистической конкуренции долгосрочное равновесие отрасли достигается при объеме выпуска, для которого средние долгосрочные издержки не являются минимальными, что указывает на наличие в отрасли излишних производственных мощностей. Монополистическая конкуренция приводит к потерям эффективности и из-за недоиспользования производственных мощностей и реализации фирмами рыночной власти. Важно сделать графическую интерпретацию монополистической конкуренции. Это позволит увидеть, что кривая спроса монополистически конкурирующей фирмы отрицательный наклон, однако угол наклона кривой спроса совершенно конкурентной фирмы. Отрицательный наклон кривой спроса показывает, что для увеличения сбыта фирма должна снижать цену. Предельная выручка (MR), которую она получает от каждой дополнительной единицы товара, оказывается меньшей, чем от предыдущей единицы. В результате совокупная выручка (TR) фирмы растет в убывающей прогрессии и достигает максимума при таком объеме сбыта, когда MR = 0.

Монополистически конкурирующая фирма максимизирует прибыль при таких цене и объеме производства, когда MС = MR. Возможность долговременного получения прибыли фирмой в условиях монополистической конкуренции исключается по причине отсутствия входных и выходных барьеров. Всем ведущим отраслям и сферам экономики присущи рынки несовершенной конкуренции. Следует определить среди них место олигополии, ее роль в развитии научно-технического прогресса, повышении эффективности производства, удовлетворении потребностей общества.     

    

ТЕМА 9: ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА РЫНКАХ РЕСУРСОВ

Цель занятия: Ознакомиться с темой «Ценообразование на рынках ресурсов».

Форма проведения занятия: Подготовиться к обсуждению вопросов темы. Вопросы занятия могут обсуждаться как в традиционной форме, так и в форме презентации.

Задания СРС

1. Подготовиться к устному обсуждению вопросов темы.

2. Ответить на вопросы для самоконтроля.

3. Выполнить предложенные задания.

4. Решить задачи.

5. Ответить на тестовые вопросы.

6. Выполнить реферат на тему: «Специфика земли как фактора производства и современные земельные отношения в Республике Казахстан».

7. Составить дополнительный глоссарий по теме.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Охарактеризуйте рынок факторов. Как он соотносится с рынком готовой продукции?

2. Что такое предельная доходность факторов производства? Как она рассчитывается?

3. Какие типы рынков факторов существуют? Охарактеризуйте равновесие фирмы на конкурентном рынке факторов в краткосрочном периоде.

4. В чем заключаются особенности равновесия фирмы на долгосрочном рынке факторов?

5. Охарактеризуйте кривую отраслевого спроса на факторы производства.

6. Дайте характеристику рынка факторов производства с монопсонической властью.

7. Как устанавливается равновесие на монопольном рынке факторов?

Тесты:

1. Спрос на факторы производства определяется:

A) спросом на другие факторы

B) производительностью фактора

C) спросом на продукцию, производимую фактором

D) предельной производительностью фактора

E) все ответы верны.

2. Показатель «предельная доходность фактора» определяет:

A) спрос на факторы производства

B) предложение факторов производства

C) издержки производства

D) спрос на товары, производимые при помощи данного фактора

E) доходы производителей.

3. Фирма, обладающая монопольной властью на рынке готовой продукции, однако не являющаяся монопсонистом на рынке факторов производства, будет нанимать:

A) больше труда, чем конкурентные фирмы, но за более низкую заработную плату.

B) меньше труда, чем конкурентная фирма, и за более низку заработную плату.

C) больше труда, чем конкурентная фирма, и за более высокую зарплату.

D) меньше труда, чем конкурентная фирма, но за такую же зарплату.

E) Нет верного ответа.

4. Удельные расходы фирмы на единицу приобретаемого фактора производства представляют собой:

А) кривую средних расходов;

B) предельные издержки;

C) кривую средних доходов;

D) предельный продукт;

E) кривую предельных расходов.

5. Расходы фирмы на каждую дополнительную единицу производственного фактора – это:

А) средние расходы;

B) предельные расходы;

C) удельные доходы;

D) постоянные расходы;

E) переменные расходы.

6. Разница между расходами на факторы производства и минимальной платой, которая необходима для найма этих факторов – это:

А) средний доход;

B) предельные издержки;

C) предельный доход;

D) экономическая рента;

E) чистый доход.

7. В случае, когда покупатель фактора производства обладает монопсонической властью:

А) кривая предельных расходов лежит выше кривой средних расходов;

B) кривая предельных расходов лежит ниже кривой средних расходов;

C) кривая предельных расходов совпадает с кривой средних расходов;

D) кривая предельных расходов параллельна кривой средних расходов;

E) кривая предельных расходов перпендикулярна кривой средних расходов.

8. Количество факторов производства и объем выпуска продукции выбираются так, чтобы:

А) предельный доход (от сбыта продукции) был равен предельным издержкам (на приобретение производственных факторов);

B) предельный доход был меньше предельных издержек;

C) предельный доход был больше предельных издержек;

D) предельные издержки превышали доход;

E) предельный доход был равен нулю.

9. При росте предельной доходности труда кривая предельной доходности труда:

А) не изменит своего положения;

B) сместится вправо;

C) сместится влево;

D) сместится вверх;

E) сместится вниз.

10. Максимизация прибыли требует такого условия, чтобы (МЕ - предельная доходность; MRP - предельные расходы):

А) МУ = МР;

B) МЕ < МRР;

C) МЕ > МRР;

D) МЕ = МRР;

E) МЕ > МР.

Задачи

Задача 1. Некий господин просит у Вас деньги в долг, предлагая следующие условия: и он, и его наследники, и наследники его наследников и т.д. будут платить Вам, Вашим наследникам, и наследникам Ваших наследников по 400 долларов ежегодно. Какова максимальная сумма, которую Вы были бы готовы предоставить этому господину в долг, если ставка банковского процента по валютным вкладам постоянна и составляет 10% годовых?

Задача 2. Зависимость объема выращивания кукурузы (Q – центнеров с гектара в год) от используемых площадей (Х) для фермера описывается уравнением Q (X) = 100Х – 1,5Х2. Цена центнера кукурузы – 6 долларов. Каков максимальный размер ренты, которую может уплатить фермер за пользование землей, если площадь участка – 25 га? Если ставка процента равна приблизительно 5% в год, какова будет цена га земли?

Методические рекомендации. Подготовку к семинару следует начать с изучения рекомендуемой литературы. Приступая к изучению темы, выяснить содержание понятия рынка факторов производства и его отличие от рынка товаров и услуг.

На рынках товаров и услуг фирмы выступают как поставщики готовой продукции, произведенной в соответствии с системой своих вкусов и предпочтений, и располагаемым доходом приобретают эту продукцию. Следовательно, здесь продаются главным образом конечные товары и услуги, которые не подлежат переработке, а используются для конечного потребления.

На рынках факторов производства фирмы приобретают производственные ресурсы – труд, землю, капитал, необходимые им для осуществления производственного процесса по выпуску продукции. На рынках факторов производства обращаются промежуточные товары и услуги, т.е. товары и услуги по покупаемые с целью производства иных товаров и услуг. При этом фирмы стремятся так осуществить свои покупки, чтобы свести к минимуму свои затраты и произвести столько и таких видов продукции, чтобы получить максимум прибыли.

Сравнивая рынок факторов производства и рынок конечных товаров и услуг, следует отметить изменение экономических ролей основных рыночных субъектов: фирм и домохозяйств. Фирмы на рынке товаров и услуг выступают в роли продавцов, их поведение определяется кривой предложения.

На рынке факторов производства фирмы (предприятия) выступают в роли покупателей. Их поведение описывается кривой спроса.

Домохозяйства на рынке товаров и услуг являются покупателями, а на рынках факторов производства – продавцами. Поведение домохозяйств на этих рынках характеризуется соответственно кривыми спроса и предложения. Рынок факторов производства имеет определенную специфику, которая проявляется как со стороны спроса, так и со стороны предложения.

Следует остановиться на характеристике особенностей функционирования рынков факторов производства – рынка труда, особенностей спроса и предложения на факторы производства выяснить содержание предельной доходности ресурса. Важно понять, как формируется равновесие на рынках факторов производства при совершенной конкуренции и в условиях рыночной власти, каким образом достигается оптимум поставщиков факторов, и какие факторы оказывают на него влияние.

Закупая необходимые факторы производства, фирма комбинирует их определенным образом с целью получения наибольшей отдачи от вложенных средств.

Чем большее количество какого–либо ресурса использует фирма (при постоянном количестве других ресурсов), тем меньший доход он приносит. Следует понять, что количество каждого используемого фактора зависит от его производительности и цены. Предприниматель стремится изменять количество используемых факторов до тех пор, пока не получит на каждую последнюю денежную единицу, затраченную на приобретение факторов, равное по стоимости количество конечного продукта. Фирма достигнет состояния равновесия, если факторы производства будут комбинироваться в соответствии со следующим правилом:

MRPL/PL = MRPК/PK

где, MRPL - Предельный продукт труда   

 PL – Цена труда 

   MRPК  -  Предельный продукт капитала

РК – Цена капитала.

Следовательно, фирма должна стараться увеличить закупки того фактора, цена которого падает, и сокращать закупки фактора, который дорожает.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 407.