Цель занятия: Ознакомиться с темой «Чистая монополия и монополистическая власть».
Форма проведения занятия: Подготовиться к обсуждению вопросов темы. Вопросы занятия могут обсуждаться как в традиционной форме, так и в форме презентации.
Задания СРС
1. Подготовиться к устному обсуждению вопросов темы
2. Ответить на вопросы для самоконтроля
3. Выполнить задания
4. Решить предложенные к теме задачи
5. Ответить на тестовые вопросы
6. Подготовить рефераты на темы:
«Социальные издержки монопольной власти»
«Понятие монополии и монопсонии. Виды монополий».
7. Составить дополнительный глоссарий по теме.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Почему кривая спроса на продукцию монопольной фирмы имеет отрицательный наклон? Чему равна МR, когда кривая спроса имеет единичную эластичность. Объясните ваш ответ.
2. Почему кривая МR пересекает ось абсцисс посередине расстояния от пересечения этой же линии кривой D?
3. Почему не существует кривой предложения монополии?
4. Какой из факторов следует рассматривать в качестве наиболее существенного для возникновения монополии в рамках долгосрочного периода?
5. Насколько верно утверждение – чем выше монопольная власть, тем больше прибыль?
6. Каковы источники монопольной власти? Приведите примеры.
7. Чем более прибыльная фирма, тем большую власть она имеет. Так ли это?
8. Всегда ли результатом существования монополии является более высокие цены и более низкий объем производства по сравнению с чистой конкуренцией?
9. Каковы общественные издержки монопольной власти?
10. Как влияет монополия на ускорение НТП?
Тесты:
1. Монополистический рынок характеризуется:
A) Свободой входа;
B) Свободой выхода;
C) Блокированным входом;
D) Отсутствием контроля за ценами.
E) Наличием большого количества продавцов продукции.
2. Монополист отличается от чисто конкурентного предприятия тем, что может:
A) Сокращать издержки производства;
B) Максимизировать прибыль при равенстве предельного дохода и предельных издержек;
C) Получать экономическую прибыль;
D) Выбирать комбинацию цены и объема выпуска, которая обеспечивает получение максимальной прибыли;
3. В модели монополии предполагается что:
A) Продавцы и покупатели принимают цены как данные;
B) Проникновение на рынок новых фирм не ограничен;
C) Поведение продавцов не является стратегическим
D) Производится стандартизированный продукт.
4. В качестве «барьера» для проникновения в отрасль новых производителей могут служить:
A) Патенты и лицензии;
B) Более низкие издержки крупного производства;
C) Законодательно оформленные исключительные права;
D) Все, что перечислено, верно.
5. Реализация рыночной власти в условиях монополии означает, что:
A) монополист назначает максимально высокие цены;
B) цена превышает реальную выручку;
C) монополисту гарантированная высокая прибыль;
D) монополист не учитывает особенностей спроса.
6. Укажите, может ли монополист получить экономическую прибыль в долгосрочном периоде:
A) да, так как он в состоянии определить объем выпуска, при котором предельный доход выше предельных издержек.
B) Да, если ему удается предотвратить вхождение в отрасль других предприятий;
C) Нет, поскольку его средние общие издержки непременно уравняются с ценой товара;
D) Нет, так как он не в состоянии обеспечить равенство предельного дохода и предельных издержек.
7. Монопольная фирма максимизирует свою прибыль при условии:
А) равенства средних издержек и среднего дохода;
B) равенства предельных издержек и предельного дохода;
C) равенства предельных издержек рыночной цене продукта;
D) когда эластичность спроса на продукт монополиста будет единичной;
E) ни одно из этих условий не является условием максимизации прибыли монопольной фирмы.
8. Какое из следующих утверждений является неверным:
А) общество несет чистые потери, когда рынок товаров монополизируется;
B) цена конкурентного равновесия не может быть выше цены монопольного равновесия;
C) при максимизации прибыли монополист не учитывает характер спроса на свой продукт;
D) для определения степени монополизированности используются индексы Лернера и Герфиндаля-Гиршмана;
E) монопольная власть – величина, обратная эластичности спроса.
9. Если фирма обладает монопольной властью, то:
А) предельный доход зависит от цены товара и эластичности спроса на товар;
B) при данной кривой рыночного спроса она может выбрать комбинацию цены и объема выпуска, которая дает максимум прибыли;
C) увеличивая цену по сравнению с конкурентной фирмой, она присваивает весь потребительский излишек;
D) предельный доход не зависит от цены товара и эластичности спроса;
E) предельный доход зависит от цены товара и эластичности спроса, фирма также может выбрать цену и объем выпуска, максимизирующий прибыль.
10. Государство должно регулировать деятельность монополиста, потому что:
А) монопольная цена намного выше цены конкурентного равновесия;
B) монополист получает более высокую прибыль, чем конкурентная фирма;
C) социальные потери общества весьма ощутимы;
D) все перечисленные условия являются причинами, по которым государство регулирует деятельность монополиста;
E) государство не регулирует деятельность монополиста.
Задачи:
Задача 1. Компания «Джеральдс» - монополист на рынке. Функция полных затрат на производство: ТС=2Q +10, где Q – объем производства в месяц. Определите, при каком уровне цены прибыль компании будет максимальной, если известно, что эластичность рыночного спроса в этой точке по цене равна – 6.
Задача 2. В таблице приведены данные, характеризующие изменение спроса на продукцию монополиста, где Q - объем спроса в тыс. шт., Р - цена за единицу товара.
Q | P | R | MR |
1 | 20 | ||
2 | 18 | ||
3 | 16 | ||
4 | 14 | ||
5 | 12 | ||
6 | 10 | ||
7 | 8 |
По данным этой таблицы вычислите величину суммарного дохода (R), предельного дохода (MR) монополиста и заполните таблицу. Используя ее данные таблицы, постройте кривые совокупного и предельного доходов.
Задача 3. Функция издержек фирмы - монополиста: ТС=0,5Q2+2Q. Функция спроса на продукцию фирмы Р=10-0,5Q
Определите цену, при которой прибыль фирмы максимальна, и степень ее монопольной власти.
Методические рекомендации. Подготовку следует начать с изучения рекомендуемой литературы. Выясните, когда фирма считается чистой (абсолютной) монополией, проанализируйте поведение фирмы – монополиста. Важно понять, что процесс централизации и концентрации капитала ведет к возникновению монополии, которая трансформирует рынок совершенной конкуренции в свою противоположность – рынок чистой монополии. Уясните, что специфика данного рынка определяет характер экономического поведения монополиста. Он полностью контролирует объем выпуска товара и обладает полной рыночной властью, что позволяет ему установить относительно высокие цены. Однако это не означает, что он имеет полную свободу в области цен. Его экономическое поведение строго определяется ценовой эластичностью спроса. Поэтому монополист не может повысить цену без потерь объема продаж или увеличить его объем без снижения цены.
Следует понять, что важным инструментом максимизации прибыли монополиста служит ценовая дискриминация. Ее суть в том, что монополист устанавливает разные цены для различных групп покупателей на основе различной эластичности их спроса. Ценовая дискриминация позволяет производить и продавать большие объемы продукции, чем без нее.
Следует уяснить, что абсолютная монополия – редкое для хозяйственной практики явление. Чаще приходится сталкиваться с монопольными влияниями, когда фирма выпускает уникальный продукт или один продавец господствует на локальном рынке. Анализ модели чистой монополии оказывается чрезвычайно полезным в аспекте исследования рыночного поведения обладающих рыночной властью фирм и уяснения причин и целей государственного вмешательства в работу рынка, где сильны монопольные проявления. Важно понять, чем руководствуется монополист, принимал решения о цене и объеме выпуска. Обеспечивая все отраслевое предложение, монополист имеет возможность оказывать влияние на рыночную цену путем регулирования величины объема своего выпуска. Так как в условиях монополии не действуют рыночные силы, принуждающие производить с минимальными средними издержками, монополист может выбрать любой объем выпуска. Однако, следуя правилу максимизации прибыли, монополист выбирает такой объем выпуска, при котором предельная выручка равна предельным издержкам производства MR = MC. Цена, устанавливаемая монополистом на свою продукцию, определяется высотой кривой спроса в точке выпуска, обеспечивающего максимум прибыли. Монопольная цена всегда выше предельных издержек (P >MC = MR).
Так как монополист может изменять объем производства и цену товара, для него не существует кривой предложения.
Выясняя содержание общественных (социальных) издержек монополии, важно понять, что т.к. кривая предельной выручки монополиста располагается ниже кривой рыночных цен, то максимизирующий прибыль монополиста объем предложения будет меньше конкурентного, а монопольная цена за единицу продукции будет выше конкурентной. Осуществляя предложение в объеме меньше оптимального, и реализуя продукцию по ценам выше предельных издержек производства, монополия приводит к сокращению общественного благосостояния.
Следует обратить внимание и на показатели монопольной власти, на взаимоотношения государству с монополиями, на его антимонопольную политику. Важно понять, что регулирование деятельности монополий направлено на ограничение ее рыночной власти и осуществляется с целью увеличения объема предложения и снижения рыночной цены.
Возникающая в условиях монополии неэффективность в распределении (рыночные цены выше предельных издержек производства) и использовании (средние издержки производства выше минимальных) ресурсов обуславливает необходимость регулирования деятельности монополий, осуществляемого с целью снижения цен, и увеличения выпуска продукции. Такое регулирование реализуется посредством применения правовых норм, направленных на предотвращение монопольных проявлений, и экономических мер, ограничивающих возможности реализации рыночной власти монополии.
ТЕМА 7: МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНЫ И ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА УСЛУГ. ОЛИГОПОЛИЯ: МОДЕЛИ И СТРАТЕГИЯ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
Цель занятия: Ознакомиться с темой «Монополистическая конкуренция: определение цены и объема производства услуг».
Форма проведения занятия: Подготовиться к обсуждению вопросов темы. Вопросы занятия могут обсуждаться как в традиционной форме, так и в форме презентации.
Задания СРС
1. Подготовиться к устному обсуждению вопросов темы
2. Ответить на вопросы для самоконтроля
3. Выполнить предложенные задания
4. Ответить на тестовые вопросы
5. Подготовить рефераты на темы:
«Монополистическая конкуренция и ее характерные признаки»
«Поведение фирмы на рынке монополистической конкуренции»
6. Составить дополнительный глоссарий по теме.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Какие из структурных переменных имеют особое значение в модели монополистической конкуренции?
2. Поясните действия фирмы в ответ на снижение спроса в краткосрочном периоде?
3. Каковы условия равновесия цены и выпуска фирмы в краткосрочном периоде? Что произойдет, если в отрасль войдет слишком много фирм?
4. Каковы условия долгосрочного равновесия на рынке монополистической конкуренции?
5. Существует ли, на ваш взгляд, какая-либо зависимость между динамикой жизненного уровня населения и развитием монополистической конкуренции?
6. Какие формы неценовой конкуренции используются в условиях монополистической конкуренции?
7. Чем обусловлены недостатки монополистической конкуренции, и чем они компенсируются?
8. В чем общие черты и отличия монополистической конкуренции олигополии?
9. Какие факторы облегчают создание картеля, а какие способствуют его развалу?
10. Какие формы неценовой конкуренции характерны для рынка олигополии?
11. Является ли олигополия эффективной рыночной структурой?
Тесты:
1. В условиях монополистической конкуренции предприятие выпускает:
A) Уникальный продукт;
B) Дифференцированный продукт;
C) Стандартизированный продукт;
D) Унифицированный продукт;
2. В краткосрочном периоде предприятие, находящееся в условиях монополистической конкуренции, может добиваться всего ниже перечисленного, кроме:
A) Максимизации прибыли;
B) Минимизации убытка;
C) Получения нормальной прибыли;
D) Выравнивания цены и предельных издержек.
3. Долгосрочное равновесие на рынках монополистической конкуренции означает, что:
A) Рыночные цены равны минимальным значениям долгосрочных средних издержек;
B) Цены уравниваются с предельными издержками;
C) Фирмы не получают экономической прибыли;
D) Все имеющиеся производственные мощности задействованы;
4. На рынке монополистической конкуренции источником рыночной власти фирм являются:
A) Высокие барьеры проникновения в отрасль;
B) Дифференциация продукции;
C) Отсутствие конкуренции;
D) Наличие избыточных производственных мощностей.
5. Основным социальным эффектом монополистической конкуренции является:
A) Совершенствование продуктов;
B) Широкий ассортимент товаров;
C) Конкурентоспособность товаров;
D) Все перечисленное.
6. К условиям олигополистической конкуренции не относится:
А) отдельные фирмы осознают свою взаимозависимость с другими фирмами-конкурентами;
B) у фирм есть побудительные мотивы отказаться от текущих прибылей путем сохранения цен, достаточно низких, чтобы удержать новых продавцов от входа на рынок;
C) фирмы считаются с реакцией конкурентов перед тем, как рекламировать свои товары;
D) отсутствуют входные барьеры, поскольку средние издержки в отрасли не высоки;
E) несколько фирм оперирует в отрасли.
7. Какое из следующих утверждений является неверным:
А) олигополия - это рыночная структура, где оперирует небольшое количество конкурирующих фирм;
B) если на олигополистическом рынке фирма повысит (снизит) цену или объем выпуска продукции, то это окажет влияние на продажи и прибыль фирм-конкурентов;
C) на практике картели, тайные сговоры и соглашения между олигополистами трудно создавать и поддерживать длительное время;
D) устанавливая цены и объемы выпуска, олигопольные фирмы исходят из собственных интересов, не считаясь с реакцией конкурентов;
E) олигополистические фирмы стремятся к сговору, чтобы избежать конкурентной войны.
8. Взаимодействие двух фирм можно отнести к модели дуополии Курно, если:
А) фирмы считают, что соперник будет проводить стратегию поддержания данной цены;
B) каждая фирма предполагает, что ее конкурент всегда будет удерживать свой выпуск неизменным, на текущем уровне;
C) фирмы выбирают объем производства на совместной (договорной) основе;
D) каждая фирма предполагает, что ее конкурент изменит объем выпуска;
E) ни одно из перечисленных условий не относится к модели Курно.
9. При использовании теории игр в процессе принятия решений олигопольными фирмами:
А) фирмы оценивают и анализируют исходы любой стратегии при возможном ответе конкурента;
B) фирмы не учитывают реакции со стороны соперников на собственные действия;
C) фирмы предполагают, что конкуренты выберут аналогичную стратегию;
D) фирмы предполагают, что конкуренты выберут противоположную стратегию и действуют исходя из этого предположения;
E) ни одно из перечисленных утверждений не может быть верным.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 750.