Часто считают, что если человек с нарушенным слухом надел слуховой аппарат, значит, он обязан слышать всё. Это заблуждение. К аппарату необходимо привыкнуть, научиться активно использовать слуховые возможности, разные у разных людей.
В естественных повседневных условиях глухой или слабослышащий человек видит лицо собеседника и одновременно слышит (с помощью аппарата или без него), что тот говорит. Это и есть слухо-зрительное (зрительно-слуховое) восприятие речи, являющееся не просто соединением двух сенсорных каналов, а особой модальностью. Так, например, если на слух глухой человек не воспринимает ни одного слова , то его результат при слухо-зрительном восприятии часто существенно выше, чем при одном только зрительном. Слухо-зрительное восприятие тем эффективнее, чем лучше речевое (языковое) развитие ребенка с нарушенным слухом, чем дольше его опыт пользования слуховыми аппаратами, чем выше уровень его навыков чтения с губ.
Требуйте, чтобы ребенок с нарушенным слухом постоянно носил слуховой аппарат (если он ему не противопоказан).
Почаще спрашивайте, работает ли аппарат, включен ли он, есть ли запасная батарейка.
Ваше внимание и постоянная требовательность заставит ребенка более ответственно относиться к ношению слуховых аппаратов.
Советы воспитателям и специалистам для успешного включения детей с нарушениями слуха в образовательный процесс.
Образовательные ситуации для детей с нарушением слуха обязательно должны включать в себя следующие моменты:
· В связи с тем, что темп работы детей с нарушениями слуха замедлен, давайте больше времени для выполнения заданий (особенно письменных).
· В любой ситуации подавайте информацию таким образом, чтобы ребенок мог ее воспринимать обязательно с использованием своего зрения
· Каждая ситуация должна быть ситуацией общения в контексте осуществления какого-то общего дела, действия. Поэтому каждое новое слово, чтобы включиться в активную речь детей, должно мотивироваться конкретной ситуацией дела, общей со сверстниками работой. (Как эффективно развивать слух и речь, мы рассказываем в специальной памятке для учителя).
· В любой ситуации отдавайте приоритет самостоятельному выполнению заданий
· В любой ситуации включайте детей в диалог, обсуждение по поводу результатов и процесса их достижения
· При смене видов деятельности или задания убедитесь, что ребенок Вас понял
· Не допускайте повышенного уровня шума в группе,
· Повторяйте основные положения предлагаемого материала несколько раз. Это будет не лишним для всех детей группы.
· Говорите внятно, членораздельно, ставьте вопросы четко, кратко, чтобы дети могли осознать их, вдуматься в содержание. Не торопите их с ответом, дайте время на обдумывание.
· Во время беседы или урока используйте способы оперативной помощи ребенку с нарушением слуха: повторите фразу в более медленном темпе с тем же порядком слов; переставьте слова во фразе; замените то или иное слово без изменения смысла фразы; напишите ключевое или непонимаемое слово; напишите всю фразу.
· Ребенку с нарушением слуха лучше (легче) один раз увидеть, чем сто раз услышать. Используйте как можно шире иллюстративный материал.
· Ребенок с нарушением слуха обязательно должен иметь возможность поворачиваться к говорящему, смотреть ему в лицо - это не нарушение дисциплины, а необходимость (зрительная поддержка восприятия речевой информации).
· Если дети общаются в режиме диалога или полилога, обращайте внимание слабо слышащего ребенка на говорящих (установка постоянно поворачиваться к ним лицом) для его оптимального слухового и слухо-зрительного восприятия.
Приложение
Программно-методическое обеспечение дошкольного образования детей с нарушениями слуха
Л.И.Федорова, к. п. н., научный сотрудник ГРЦ ИПИО МГППУ
С.А.Абрамова, методист ГБОУ МЦ СОУО ДО г. Москвы
М.В.Кузнецова, методист ГБОУ ЦПМСС «Зеленая ветка»
Программы
Носкова Л.П., Головчиц Л.А., Шматко Н.Д., Пелымская Т.В., Есимханова Р.Т., Катаева А.А., Короткова Г.В., Трофимова Г.В. Программа воспитания и обучения глухих детей дошкольного возраста. – М: Владос, 1991, 2001.
| Программа является комплексной и предназначена для работы с глухими детьми пред-дошкольного и дошкольного возраста от 1,5—2 до 7 лет, воспитывающихся в специальных детских садах и яслях-садах, детских домах, специальных группах дошкольных учреждений общего типа. Программа рассчитана на 5 лет обучения и содержит необходимый материал для организации воспитательно-образовательного процесса с каждой возрастной группой детей (1,5(2)—3, 3—4 года, 4—5, 5—6, 6—7 лет) по разным направлениям педагогической работы, обеспечивающей разностороннее развитие глухого ребенка-дошкольника и его подготовку к школьному обучению.
|
Головчиц Л.А. Программа «Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития» - М.: Гном и Д, 2006.
| Данная программа предназначена для работы со слабослышащими дошкольниками со сложными (комплексными) нарушениями в развития. Она рассчитана на трехлетний срок воспитания и обучения дошкольников ( их возраст - от 4 до 7 лет) в группах для детей со сложной структурой нарушений развития. Данные программные материалы также могут быть использованы для работы с детьми с трудностями в обучении в обычных группах детского сада для слабослышащих, в группах кратковременного обучения.
|
Методическое обеспечение
|
Богданова Т.Г., Варламова О.И. Диагностика и коррекция познавательной сферы младших дошкольников с отклонениями в развитии. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2011
| Представлен диагностический комплекс, который можно использовать для выявления особенностей зрительного восприятия, для раннего прогнозирования трудностей обучения ребенка, для определения специфических отклонений в развитии познавательной сферы ребенка, для составления индивидуальных программ психологической коррекции
|
Образовательные области «Социализация» и «Безопасность»
|
Выгодская Г.Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм. – М., 1995.
| В пособии представлены особенности формирования сюжетно-ролевой игры детей с нарушением слуха и даны практические рекомендации по ее развитию, планирование и учет обучению игре.
|
Образовательная область «Познание»
|
Петрова О. А. Развивающие занятия для детей дошкольного возраста с нарушением слуха.
- СПб, Речь, 2008
| Книга представляет собой учебное пособие и рабочую тетрадь. Она предназначена для работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями слуха, также может быть использована в работе с детьми с общим недоразвитием речи, задержкой речевого развития. Книга адресована родителям, сурдопедагогам, логопедам, психологам, воспитателям для занятий с детьми дошкольного возраста.
|
Речицкая Е.Г., Пархалина Е.В. Готовность слабослышащих детей дошкольного возраста к обучению в школе: Учебное пособие.
- М.: Владос, 2004
| В пособии рассматривается проблема психологической готовности слабослышащих детей к обучению в школе, связанная с формированием важнейших качеств личности, освоению новой ведущей деятельности – учебной. Представлена диагностическая система, позволяющая определить уровни личностной, эмоционально-волевой, умственной готовности к школьному обучению слабослышащих детей, раскрываются различные уровни готовности к школе, предлагаются педагогические пути и средства, способствующие оптимизации подготовки к школе.
|
Образовательная область «Коммуникация» и коррекция речевых нарушений
|
Новикова О.О., Шматко Н.Д. Речевая ритмика для малышей. Занятия с глухими и слабослышащими детьми 2-3 лет. – М., 2003.
| В книге раскрываются методика и содержание работы над ритмико-интонационной и фонетической сторонами устной речи с использованием речевой ритмики в первоначальный период обучения.
|
Носкова Л. П., Головчиц Л. А. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха. Серия: Коррекционная педагогика
– М: Владос, 2004 г.
| В пособии раскрываются современные подходы к организации, отбору содержания, способам коррекционно-развивающего обучения словесной речи глухих и слабослышащих дошкольников.
|
Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. Если малыш не слышит. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2003
| В пособии в доступной форме рассказывается о методах диагностики состояния слуха детей первых трех лет жизни, о комплексе современных лечебно-педагогических мероприятий, направленных на общее и речевое развитие детей раннего возраста с нарушенным слухом.
|
Волкова К. А., Денисова О. А., Казанская В. Л., Методика обучения глухих детей произношению. Серия: Коррекционная педагогика. – М: Владос, 2008 г.
| В основу пособия положено методическое наследие К.А.Волковой об особенностях обучения глухих детей произношению, дополненное и модифицированное ее учениками. Подробно представлена методика и разные приемы обучения произносительной стороны устной речи и навыков самоконтроля у детей с недостатками слуха. Пособие содержит разнообразный стимульный материал.
|
Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. - М.: 2001
| В пособии рассматриваются психолого-педагогические особенности развития слухового восприятия у глухих и слабослышащих детей, раскрываются содержание и технологии формирования слуховых представлений, слухового внимания на специфических и общеобразовательных формах организации учебной деятельности и в воспитательном процессе.
|
Образовательные области «Физическая культура», «Здоровье»
|
Трофимова Г.В. Развитие движений у дошкольников с нарушениями слуха. – М., 1999.
| В пособии представлены методические разработки занятий, которые должны способствовать нормальному физическому развитию глухих и слабослышащих дошкольников. Содержание занятий предусматривает развитие у дошкольников основных движений и двигательных качеств, а также коррекцию типичных дефектов осанки и моторики.
|
Образовательные области «Художественное творчество», «Труд»
|
Раздел «Труд» в кн. Носкова Л.П., Головчиц Л.А., Шматко Н.Д., Пелымская Т.В., Есимханова Р.Т., Катаева А.А., Короткова Г.В., Трофимова Г.В. Программа воспитания и обучения глухих детей дошкольного возраста. – М: Владос, 1991, 2001.
| Разделы программы «Труд», нацеливают воспитателей на работу, связанную с получением детьми трудовых навыков; обогащением их представлений об окружающем мире; умственным развитием (освоение несложных орудий труда, приобретение умения планировать свою трудовую деятельность, предвидеть результаты труда); нравственным воспитанием и формированием таких личностных качеств, как коллективизм, взаимопомощь, готовность трудиться, умение довести начатое дело до конца. У детей формируются положительное отношение к труду взрослых, стремление помочь им, активность и самостоятельность.
|
Раздел программы «Изобразительная деятельность и конструирование» в кн. Носкова Л.П., Головчиц Л.А., Шматко Н.Д., Пелымская Т.В., Есимханова Р.Т., Катаева А.А., Короткова Г.В., Трофимова Г.В. Программа воспитания и обучения глухих детей дошкольного возраста. – М: Владос, 1991, 2001.
| Раздел программы «Изобразительная деятельность и конструирование» нацелен на овладение детьми навыками изобразительной деятельности и конструирования; использование определенных видов изобразительной деятельности в качестве средства сенсорного и эстетического воспитания, формирование у детей представлений о мире и совершенствовании речи. Все эти задачи решаются в процессе проведения дидактических игр, занятий по конструированию, лепке, рисованию, аппликации. Дети знакомятся с произведениями искусства и ручным трудом. У них формируются элементарные математические представления, знания об окружающем мире, развивается речь.
|
Образовательная область «Музыка»
|
|
Речицкая Е.Г., Грачева О.Н. Использование русского фольклора в обучении и воспитании слабослышащих дошкольников. - М.: НЦ ЭНАС, 2003 год
| В пособии впервые рассматриваются возможности использования фольклора в работе с детьми с нарушениями слуха. Определяются особенности содержания и методика работы с фольклорным материалом на различных годах обучения. Обобщаются результаты многолетней экспериментальной работы в детском саду для слабослышащих детей. Данное пособие может быть использовано учителями-дефектологами, воспитателями специальных (коррекционных) образовательных учреждений, а также студентами педагогических вузов.
|
Дополнительная литература
|
|
Леонгард Э.И. Всегда вместе. Программно-методическое пособие для родителей детей с патологией слуха. - М.: ООО «Полиграф сервис», 2002.
| Материал Пособия предусматривает создание в семье условий для нормального хода развития ребенка и сохранения его здоровья. Адресат пособия - семья, а семьи, как известно, не одинаковы: одна семья отличается от другой профессиональным и образовательным уровнем своих членов, их количественным и возрастным составом, социальным статусом и др. В связи с этим все статьи Пособия: написаны в виде доверительных «семейных» неформальных бесед, содержание которых доступно любому умеющему читать человеку.
|
Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Е.А. Я не хочу молчать! Опыт работы по обучению детей с нарушениями слуха по методу Леонгард. – М.: Теревинф, 2009
| В книге представлен практический опыт абилитации и реабилитации глухих и слабослышащих детей дошкольного и школьного возраста в разных условиях воспитания и обучения - в семье, в детском саду и в школе. Данный опыт базируется на теории, лежащей в основе психолого-педагогической «Системы формирования и развития речевого слуха и речевого общения у детей с нарушением слуха», существующей с 1966 г.
|
Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха. Учебное пособие. - М.: Владос, 2001
| В пособии представлена система воспитания и обучения детей с нарушениями слуха дошкольного возраста, уделено внимание дидактическим основам дошкольного воспитания, раскрываются организация и содержание коррекционно-педагогической работы с глухими и слабослышащими детьми в дошкольных образовательных учреждениях и семье.
|
Леве Армин. Развитие слуха у не слышащих детей. История, методы, возможности. – М.: Академия, 2003
| В пособии представлены зарубежная история и современное состояние теории и методов развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. Автор, сопоставляя и анализируя разные точки зрения и разные подходы, описывает опыт работы современных европейских и американских специалистов по развитию слуха у глухих детей, начиная с младенческого возраста. Показаны возможные перспективы слухоречевой реабилитации детей с нарушениями слуха.
|
Янн Петер Антон. Воспитание и обучение глухого ребенка. Сурдопедагогика как наука.
Перевод Л. Родченко, Н. Назарова. – М.: Академия, 2003 г.
| В учебном пособии рассматривается сурдопедагогика как наука, показаны ее перспективы в обучении и воспитании глухих детей. Оно написано на материале исследований немецких педагогов.
|
Зайцева Г.Л. Жестовая речь. Дактилология. (Учебник для студентов ВУЗов) - М.: Владос
| В учебнике освещаются вопросы структуры жестовой речи и ее функционирования в коммуникативной деятельности глухих; рассматриваются взгляды представителей различных систем обучения глухих на роль жестовой речи в учебно-воспитательном процессе специальной школы. Читатели познакомятся с дактильным алфавитом, лексикой и грамматикой русского жестового языка; приводится краткий словарь жестов.
|