Классификация нарушений слуха
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1.По характеру нарушения слуха различают кондуктивные, сенсоневральные и смешанные формы.

Кондуктивные нарушения слуха могут возникнуть у любого человека при воспалении среднего уха (отит), образовании серных пробок и пр. Также эти нарушения возникают при деформации строения ушных раковин, заращении слуховых проходов и др.

Чаще всего они носят временный характер и могут быть вылечены.

Сенсоневральные нарушения слуха связаны с поражением слухового нерва и являются стойкими и необратимыми. Человеку с такими проблемами необходима поддерживающая терапия, слухопротезирование (подбор, настройка и использование индивидуальных слуховых аппаратов), а также длительная, систематическая психолого-педагогическая и социальная коррекция и реабилитация.

Смешанные нарушения слуха возникают при кондуктивном и сенсоневральном нарушениях на одном и том же ухе одновременно.

2.По степени выраженности различают два основных вида слуховой недостаточности — ту­ гоухость и глухоту. Тугоухостью называется такое понижение слуха, при котором возникают затруднения в восприятии речи. Однако вос­приятие речи при помощи слуха, хотя бы и в специально создавае­мых условиях (усиление голоса, приближение говорящего непосред­ственно к уху, использование звукоусиливающих приборов и т д.), все-таки возможно. При глухоте восприятие речи на слух невозмож­но, даже и в названных условиях.

В соответствии с двумя основными видами слуховой недоста­точности выделяют две категории детей со стойкими нарушениями слуховой функции: 1) глухие и 2) слабослышащие (тугоухие).

Глухие дети реагируют на голос повышенной громкости у уха, но не различают (не понимают без специального обучения) ни слов, ни фраз. Для глухих детей использование слухового аппарата или кохлеарного импланта обязательно. Однако даже при использовании слуховых аппаратов или кохлеарных имплантов глухие дети испытывают трудности в восприятии и понимании речи окружающих. Устная речь у этих детей развивается только в результате длительной систематической коррекционной работы.

Слабослышащие дети имеют разные степени нарушения слуха: легкую, умеренную, значительную и тяжелую.

Легкое (минимальное) нарушение слуха - это пограничное с нормой, кондуктивное, сенсоневральное или смешанное незначительное снижение слуха, отрицательно влияющее на восприятие речевых и неречевых звуков и развитие высших психических функций ребенка (речи, внимания, памяти и др.). Наиболее часто в общеобразовательных учреждениях встречаются дети с минимальным нарушением слуха. Таким детям доступно воспри­ятие речи разговорной громкости на расстоянии 6 м и более, и даже шепот. Но и у них могут возникнуть затруднения при восприятии устной речи, недостаточно хорошее понимание при диалоге или полилоге взрослых и сверстников, отмечаются нарушения звукопроизношения (искажения, замены, смешения, пропуски звуков), слоговой структуры слов, оформление фраз и построение связных высказываний. У такого ребенка часто страдают слуховое внимание, слухоречевая память, а также регуляция и контроль собственной речи. Даже при минимальном нарушении слуха ученик зачастую не способен полноценно усваивать программу общеобразовательной школы без специальной помощи.  

Достаточно часто ни родители, ни педагоги не подозревают о том, что у ребенка имеется минимальное нарушение слуха, поэтому наличие у него какого-либо из указанных признаков является основанием для консультации с лор-врачом, специалистом-аудиологом. Легкое нарушение слуха соответствует I степени тугоухости. Дети общаются при помощи устной речи. 

Умеренная (2-я степень) — ребенок воспринимает разговорную речь на расстоянии менее 6 м, шепотную – до 0,5 метра. Могут испытывать затруднения при восприятии и понимании речи в тихой обстановке. Необходимо обязательное использование слуховых аппаратов на уроке. Дети общаются при помощи устной речи, при этом она имеет специфические особенности (нарушение грамматического строя языка).

Значительная (3-я степень) — дети воспринимают речь разго­ворной громкости неразборчиво на расстоянии менее 2 м, шепот - не слышат. Обычно понимают речь, когда видят лицо говорящего. Необходимо обязательное постоянное использование слуховых аппаратов на оба уха для общения с окружающими и успешного обучения. Развитие устной речи у этих детей возможно при условии специальной систематической коррекционной работы с сурдопедагогом и логопедом.

Тяжелая (4-я степень) – у детей восприятие речи разго­ворной громкости неразборчиво даже у самого уха, шепот не слышат. Понимают речь при наличии слуховых аппаратов, когда видят лицо говорящего и тема общения понятна. Показано обязательное бинауральное слухопротезирование  двумя аппаратами или кохлеарная имплантация. Устная речь развивается только в условиях систематической коррекционно-реабилитационной работы.    

Что такое слухопротезирование.

Для коррекции нарушенного слуха используется слухопротезирование - подбор и настройка индивидуальных слуховых аппаратов или кохлеарное имплантирование. В большинстве случаев требуется бинауральное слухопротезирование слуховыми аппаратами. В последнее время практикуется бинауральная кохлеарная имплантация.

Слышащие люди часто считают, что индивидуальный слуховой аппарат - это «очки» для слуха, с ним человек сразу становится слышащим и говорящим. Это верно лишь при незначительном понижении слуха (слабослышащие дети I и II степени); в остальных случаях (слабослышащие дети III и IV степени, глухие) аппарат лишь улучшает разборчивость восприятия речи, но не может компенсировать ее нарушение. После слухопротезирования ребенку необходимы специальные занятия с сурдопедагогом по развитию слухового восприятия и речи.

Ребенок должен носить слуховые аппараты постоянно, чтобы иметь возмож­ность все время слышать звуки и речь. Это обязательное условие для успешного обучения и общения.

Если аппараты подобраны и настроены правильно, то их постоянное использование не вызывает у ребенка дискомфорта и ухудшения слуха.

Один из современных способов коррекции слуха – кохлеарное имплантирование (операция кохлеарной имплантации), которое позволяет детям с тяжелой потерей слуха воспринимать звуки на значительном расстоянии. Но, как и в случае с использованием слуховых аппаратов, имплант только улучшает разборчивость восприятия речи, но не может одномоментно компенсировать ее нарушение. Обязательным условием для этого являются систематические длительные занятия со специалистами по формированию слухового восприятия и развитию устной речи.

Ребенок со слуховым аппаратом                                   Ребенок с кохлеарным имплантом

Дата: 2018-11-18, просмотров: 740.