Особенности познавательной сферы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Особенности внимания

· сниженный объем внимания;

· меньшая устойчивость, а, следовательно, большая утомляемость, так как получение информации происходит на слухо-зрительной основе. У слышащего школьника в течение урока происходит смена анализаторов – при чтении ведущий зрительный анализатор, при объяснении материала – слуховой. У школьника с нарушением слуха такой смены нет – постоянно задействованы оба анализатора;

· низкий темп переключения: ребенку с нарушением слуха требуется определенное время для окончания одного учебного действия и перехода к другому;

· трудности в распределении внимания: школьник с сохранным слухом может одновременно слушать и писать, школьник  с нарушениями слуха при этом испытывает серьезные затруднения.

Особенности памяти

· образная память развита лучше, чем словесная (на всех этапах и в любом возрасте);

· уровень развития словесной памяти зависит от лексического запаса плохослышащего ребенка, ему требуется гораздо больше времени на запоминание учебного материала. Практически при всех степенях снижения слуха словесная память значительно отстает.

Особенности мышления

· у детей с нарушениями слуха в начальной школе (и даже в основной), как правило, наглядно-образное мышление преобладает над словесно-логическим; 

· уровень развития словесно-логического мышления зависит от развития речи плохослышащего учащегося.

Особенности развития эмоциональной сферы:

· плохослышащий ребенок не всегда понимает эмоциональные проявления окружающих в конкретных ситуациях, а, следовательно, не знает, как сопереживать им;

· ребенок с нарушением слуха не может дифференцировать тонкие эмоциональные проявления очень долго, и особенно ярко это проявляется в подростковом возрасте.

· Маленьким детям с нарушением слуха (дошкольный период) присущ комплекс негативных состояний – неуверенность в себе, страх, гипертрофированная зависимость от близкого взрослого. Если ребенок воспитывался в пространстве стереотипов, запретов, ориентируясь на реакцию и оценку родителя, воспитателя, педагога (инструктивно-авторитарный подход), то этот комплекс укрепился. Реакция на новые обстоятельства (незнакомые задания, обстановку, незнакомых людей) может быть разной по форме, но в основе ее лежит боязнь ошибиться: «Я не знаю, не умею, не могу»; уход, отказ от общения с незнакомым человеком; капризы и агрессия.

· Глухие и слабослышащие дети менее социальны зрелы (адаптированы в обществе), чем их слышащие сверстники: в большинстве случаев замкнуты, предпочитают общение с себе подобными, уходят от игр со слышащими сверстниками из-за боязни быть неуспешными.

  • У детей с нарушением слуха, особенно в семьях со слышащими родителями (связано с неумением взрослых слышащих людей вызывать маленьких детей на эмоциональное общение) наблюдается  обедненность эмоциональных проявлений. Такие родители значительное время пребывают в шоковом состоянии, которое блокирует их возможности вступить с ребенком в полноценный эмоциональный контакт. Глухие родители, которые не воспринимают появление ребенка с нарушенным слухом как трагедию, обеспечивают необходимое эмоциональное общение со своим ребенком.Глухие дети глухих родителей более социально (эмоционально) зрелы, чем глухие дети слышащих родителей.
  • Оторванность от семьи, пребывание в детских учреждениях интернатного типа также сказывается на эмоциональном развитии детей и их взаимоотношениях с родителями и педагогами: трудности в осознании эмоциональных состояний других людей, неадекватность распознания эмоций, в том числе своих собственных; затруднения в выражении своих чувств и желаний при общении с окружающими. Как следствие - нарушение социальной коммуникации; повышенная раздражительность (агрессивность), невротические реакции. Интернатная жизнь детей с нарушением слуха также способствует их социальной незрелости.

 

Межличностные отношения:

· для плохослышащего ученика педагог играет значительную роль в формировании межличностных отношений (в формировании оценки одноклассников и самооценки) на протяжении длительного времени, вплоть до старших классов;

· у глухих и слабослышащих детей нередко необоснованно долго сохраняется завышенная самооценка. Это объясняется тем, что с раннего возраста они находятся в зоне положительного оценивания своих достижений со стороны взрослых;

· у школьника с нарушенным слухом возможно проявление агрессивного поведения, связанное с реальным оцениванием его возможностей со стороны учителя и одноклассников;

· приоритетное общение с учителем и ограничение взаимодействия с одноклассниками;

· «неагрессивная агрессивность» – использование ребенком с нарушением слуха невербальных средств для привлечения внимания собеседника (взять за руку, постукать по плечу, подойти очень близко, заглядывать в рот сверстника и т.д.), что воспринимается слышащими как проявление агрессивности.

 

Особенности коммуникации

· плохослышащему ребенку воспринимать речь окружающих легче, если он хорошо видит лицо говорящего;

· нередко ошибочные ответы или затруднения в ответах глухих или слабослышащих детей вызваны незнанием лексических значений отдельных слов, незнакомой формулировкой высказывания, непривычной артикуляцией собеседника;

· при ответе на вопрос: «Все ли понятно?», учащийся с нарушением слуха чаще ответит утвердительно, даже если он ничего не понял;

· глухим или слабослышащим детям трудно воспринимать и понимать продолжительный монолог;

· ребенок с нарушением слуха испытывает значительные трудности в ситуации диалога и полилога;

· у ребенка с нарушением слуха имеются психологические барьеры в общении со слышащими.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 499.