Общей проблемой для всех детей с нарушенным слухом является быстрый темп речи педагогов, многословность, невозможность быстро воспринимать предлагаемый материал, одновременно слушать и выполнять какие-либо инструкции педагогов. Кроме этого, нередко ошибочные ответы или затруднения в ответах детей вызваны непониманием инструкции, непривычной формулировкой вопроса, незнанием требований педагога. Следует обязательно проверить, как понята инструкция. Время, затраченное на проверку понимания инструкции или требования, окупается с лихвой при выполнении работы или ответе.
Поэтому в ситуациях общения с детьми с нарушениями слуха следуйте нескольким простым правилам:
· Не увлекайтесь монологом, большой объем устного материала труден для его восприятия и усвоения слабо слышащим ребенком.
· Не кричите, даже если ребенок очень плохо слышит. Это не улучшит, а, наоборот, ухудшит восприятие вашей речи. Старайтесь говорить не слишком быстро, но слитно и в тоже время отчетливо, с естественной интонацией.
· Старайтесь делать небольшие паузы после объяснения какого-либо вопроса, чтобы ребенок мог понять воспринятое, а вы могли убедиться, что он усвоил материал.
· Не задавайте вопросов "Понял?", "Понятно?" Не верьте односложным ответам детей "Да" и "Нет". Потребуйте раскрыть, что значит "Да", что скрывается за "Нет".
· Попросите повторить полученную инструкцию полностью или фрагментарно партнеру по игре.
· Задавая вопрос, обязательно требуйте его повторения вслух.
· Во время Вашего монолога следите за тем, насколько ребенок Вас понимает. Время от времени просите повторить Ваши слова или ответить на вопросы по содержанию сказанного.
О речевом поведении воспитателя
· Всегда располагайтесь лицом к источнику света. Прежде чем начать говорить что-либо, надо привлечь к своему лицу зрительное внимание ребенка с нарушенным слухом, дождаться или добиться, чтобы он на Вас посмотрел.
· Всегда сами смотрите в лицо ребенку с нарушенным слухом при разговоре с ним, не только во время Вашего высказывания, но и когда слушаете его.
· Стройте фразу так, чтобы в ней был естественный порядок слов, чтобы фраза начиналась с заведомо воспринимаемых ("видимых") слов.
· Ответ на вопрос ребенка начинайте или с двух-трех слов, содержащихся в его вопросе, или с повторения вслух вопроса.
· Во время говорения старайтесь не кивать головой, не размахивать руками (не жестикулировать), не прикрывать рот, не поворачиваться спиной к ученику или к классу.
· Ваша реакция на какую-либо ситуацию или реплику со стороны должны быть понятны или немедленно объяснены плохо слышащему ребенку.
· Будьте к собеседнику доброжелательным, не показывайте своего недовольства или раздражения, вызванного непониманием вашей речи. Овладевайте способами оперативной помощи ему во время беседы или урока: повторить фразу в более медленном темпе с тем же порядком слов; переставить слова во фразе; заменить то или иное слово без изменения смысла фразы; написать ключевое или непонимаемое слово; написать всю фразу.
Знакомство со словом.
Задачи словарной работы со слышащими учениками: обогащение, уточнение, активизация имеющегося словарного запаса. Словарная работа в основном направлена на решение стилистических и орфографических задач.
Задачи словарной работы с плохослышащими и неслышащими учениками: формирование словарного запаса, обогащение, проверка, уточнение и активизация. Словарная работа тесным образом связана с формированием грамматического строя речи.
· Воспитателю или логопеду необходимо планировать работу над лексикой, тщательно отбирать лексический материал.
· При отборе словаря воспитатель должен, прежде всего, дать для усвоения детям с нарушенным слухом необходимые слова, связанные с обиходом и повседневной жизнью.
· Речевой материал должен быть обеспечен повторяемостью.
· Воспитатель должен убедиться в правильности понимания и объяснения смысла слов.
· При обучении плохослышащих /неслышащих детей важно не только отобрать слова, но и продумать способы объяснения и последующего закрепления в речи в повседневном общении.
· Старайтесь по возможности исправлять речь неслышащего. В ваших силах указать на неправильное выражение и тут же дать образец правильного: заменить неудачное слово, исправить падежное окончание, показать место ударения в слове. Ошибками в звукопроизнесении должен заняться специалист.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 729.