1. Звукоизолированный кабинет сурдопедагога для проведения индивидуальных занятий (не менее 8-10 м2).
2. FM-системы для индивидуальной и групповой работы (в условиях группы, зала).
Оборудование кабинета сурдопедагога
1. FM-система.
2. Индикатор звучания ИНЗ.
3. Компьютерные программы Hear the World, Speech W и др.
4. Сурдологопедический тренажер «Дэльфа-130» », «Дельфа-142».
5. Компьютер c колонками.
6. Магнитная доска.
7. Фланелеграф.
8. Наборные полотна разного размера.
9. Музыкальный центр с набором аудиодисков со звуками живой и неживой природы, аудиокниги и др.
10. Зеркало и освещение зеркала по санПИНу.
Перечень базового методического и дидактического материала необходимого для коррекционно-развивающей работы с глухими и слабослышащими в ДОУ:
1. Диагностический набор для определения уровня слухового восприятия.
2. Таблички, тексты, иллюстрированный материал по изучаемым темам.
3. Набор игрушек и настольно-печатных игр.
4. Набор музыкальных инструментов.
5. Специальная литература по сурдопедагогике.
2.3. Рекомендации воспитателям и специалистам по включению детей с нарушениями слуха в образовательный процесс.
Первая встреча с ребенком и подготовка к ней.
В детский сад приходит ребенок с нарушенным слухом. Перед встречей с ним вам необходимо выяснить (в беседе с родителями):
§ какой ученик перед вами - глухой или слабослышащий
§ рекомендовано ли ему слухопротезирование и каким количеством слуховых аппаратов (при легком нарушении аппараты могут быть не рекомендованы, а при смешанной форме нарушения слуха слуховой аппарат может быть на одном ухе)
§ пользуется ли ребенок слуховыми аппаратами, и в дальнейшем контролируйте этот процесс
§ каким ухом ребенок лучше слышит
Первая встреча (контакт) очень важна, она может определить характер всего вашего последующего взаимодействия – его искренность, степень партнерства, эффективность образовательного процесса. Этой встречи и вы (если у вас не было опыта взаимодействия с ребенком с ОВЗ), и «особый» ребенок ожидаете со сходными чувствами. Ребенок боится, что не поймет вашу речь. Страх – сильнейшая эмоция, которая вызывает у ребенка состояния напряжения, скованности (в том числе мышечной), замкнутости.
Эмоциональное состояние педагога – тревога (в основе – тот же страх) быть некомпетентным во взаимодействии с ребенком с нарушенным слухом. Тревога воспитателя проявляется во внутренней неуверенности и, как следствие, неестественности поведения и коммуникации.
Перед встречей с ребенком основная задача – справиться со своей тревогой. Как?
· Укрепить «внутреннюю» личностную позицию. Это достигается путем осознания своих чувств и переживаний, связанных с появлением в Вашем группе ребенка с ОВЗ.
Техническое осуществление: без свидетелей в безопасном для Вас месте честно скажите вслух, что чувствуете и что имеете право на эти чувства. Но, как взрослый человек, знаете, понимаете причину их возникновения, готовы с ними работать, чтобы на смену негативным пришли позитивные чувства и состояния – интереса, радости, понимания, принятия.
· Укрепить «внутреннюю» профессиональную позицию. Значит - определить для себя те ценности, которые станут «основанием» (мотивами) в системе Вашего профессионального взаимодействия с ребенком с нарушенным слухом.
Техническое осуществление: в той же безопасной ситуации предельно искренне ответьте на вопросы, прислушиваясь к своим чувствам:
- Я как профессионал действительно считаю, что изначально все дети с нарушением слуха (независимо от степени и вида нарушения) готовы и стремятся к равноправной интегрированной жизни в том обществе, в котором родились?
- Я как профессионал действительно считаю, что детям с нарушением слуха необходимы принятие и поддержка их активности и инициативы, поскольку активность избавляет от неуверенности, позволяет находить те решения, которые помогут ребенку успешно адаптироваться в группе.
- Я как профессионал действительно считаю, что не только детям с нарушением слуха, но и всем детям необходимы принятие и поддержка их инициативы.
Если для Вас эти утверждения содержат правду, то можно говорить о Вашей личностной и профессиональной готовности. «Укрепленное» состояние вашего сознания позволит Вам без страха встретить ребенка, грамотно организовать и провести первую встречу.
Первая встреча.
Вспомните об «открытии» Крошки енота из одноименного мультфильма: «Улыбнись своему страху, он уйдет. А на его место придет радость». Во взаимодействии с нашим «особым» ребенком это – универсальное и основное правило, поскольку он очень хорошо распознает основные эмоции других людей и «зеркалит» их, то есть точно воспроизводит в ходе коммуникации. Соответственно, Ваша улыбка распознается ребенком как «ситуация неопасная; все хорошо». Воспроизведенная ребенком ответная улыбка (отзеркаленная), «наводит порядок» в его душе, восстанавливает спокойствие – «мне хорошо, радостно». Мы назвали технику, с которой начинается любой контакт с ребенком с нарушением слуха, «Правило Крошки Енота».
Техническое осуществление:
· В начале общения открыто улыбнитесь, проявите симпатию. Тем самым Вы уберете страх, что ребенок не поймет Вас.
· «Держите лицо»: не показывайте раздражения, недовольства мимикой, если ребенок не понял Вас.
· Повторите фразу медленнее; переставьте в ней слова, если ребенок снова не понял Вас.
· Говорите не слишком быстро, но слитно, отчетливо; громкость достаточная, но не кричите.
· При этом Ваше лицо обращено к ребенку (он должен видеть Вас, чтобы иметь возможность следить за губами).
Итак, первая встреча состоялась, позитивный контакт достигнут, у Вас есть опыт в установлении и поддерживании этого контакта. Вы выходите на новый уровень взаимодействия с ребенком с нарушенным слухом.
Чтобы быть эффективным в этом ежедневном взаимодействии, важно иметь представление о своеобразии структуры психического развития нашего ребенка. Оно обусловлено тем, что в основе – нарушение слуха (разной степени и вида), которое ведет к нарушениям в развитии речи. Эти нарушения являются причиной своеобразного развития познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления. И следующий «пласт» - нарушения развития личности.
Для того, чтобы сформировать правильные предпосылки для развития психических функций ребенка с нарушенным слухом, воспитатель должен создавать такие образовательные ситуации, в которых ребенок должен будет не только задействовать свои имеющиеся слуховые и речевые возможности, но и активно развивать их.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 2243.