Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями слуха
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

2012


Авторский коллектив:

 

М.Л.Любимов, директор ГБОУ ЦППРиК «Благо», к.пс.н.

М.М.Любимова, заместитель директора ГБОУ ЦППРиК «Благо», к.п.н.

Е.В.Кулакова, руководитель отдела ГБОУ ЦППРиК «Благо», к.п.н.

Г.М.Комлева, руководитель отдела

Под редакцией Самсоновой Е.В. – к. психол. н., руководителя Городского ресурсного центра по развитию инклюзивного образования ИПИО МГППУ

 

В сборнике представлены методические рекомендации  по включению детей с нарушениями слуха в дошкольное образовательное учреждение.

 Для воспитателей и специалистов дошкольных образовательных учреждений, магистрантов, студентов педагогических вузов .

 

 


Содержание

Введение

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями слуха .

1.1.Нарушения слуха , их причины и симптомы.

1.2.Психологическая характеристика детей, имеющих нарушения слуха.

1.3. Советы взрослым, которые мог бы дать ребенок с нарушениями слуха, если бы его спросили

2. Создание специальных условий в дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушениями слуха.

2.1. Что необходимо для успешного включения  ребенка с нарушениями слуха в общеобразовательном учреждении.

2.2. Перечень необходимого оборудования для детей с нарушениями слуха в ДОУ.

 2.3. Рекомендации для педагогов и специалистов по включению детей с нарушениями  слуха в образовательный процесс.

Приложение

Введение

       Современное развитие образования демонстрирует большую вариативность форм предоставления услуг детям с ограниченными возможностями здоровья. Реформа образовательной практики ориентирована на формирование системы ранней комплексной помощи, инклюзивные стратегии, идеологию социальной интеграции. Качественная реализация стратегий реформы не может осуществляться в рамках традиционных систем помощи. Динамизм изменяющейся педагогической реальности, интенсифицированной, прежде всего за счет мобильности, информационной и технологической доступности предъявляет новые требования к организации психолого-педагогического сопровождения ребенка ограниченными возможностями здоровья.

Включение детей с ОВЗ в образовательную практику ДОУ становится реальной педагогической действительностью, которая нуждается в осмыслении и поиске путей повышения ее эффективности. Одним из основополагающих принципов идеологии инклюзивного образования является учет возможностей и удовлетворение индивидуальных потребностей каждого ребенка. Соблюдение этого принципа позволяет устанавливать оптимальный баланс без крена в сторону «сильных или слабых, успешных и неуспешных, способных и неспособных» детей. Инклюзивная идеология создает в образовательном учреждении условия для формирования основ ключевых компетенций каждого ребенка. Поиск эффективных путей формирования компетентной личности показывает необходимость применения новых педагогических моделей и технологий психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ , и в тоже время, предъявляет новые требования к профессиональным компетенциям педагога. Для педагога, принимающего в группу ребенка с ОВЗ очень важно осознать и принять, что:

 

· каждый ребенок способен к развитию и саморазвитию;

· каждый ребенок уникален, у каждого свой путь приобретения опыта и знаний;

· каждый ребенок способен понимать и принимать другого;

· каждый ребенок может научиться делать выбор, принимать решения, оценивать результаты своих действий и нести за них ответственность.

 

Одним из условий качественного обучения, воспитания, развития, абилитации и реабилитации детей с нарушениями слуха  является точное понимание специалистами особенностей состояния слуховых функций каждого ребенка и их учет в системе всех видов психолого-педагогического воздействия.

Что такое нарушение слуха.

Нарушение слуха — полное (глухота) или частичное (тугоухость) снижение способности обнаруживать и понимать звуки (Википедия).

Нарушение слуха – это не только количественное снижение слухового восприятия (человек не слышит тихий голос), но и качественные необратимые стойкие изменения слуховой системы (человек ощущает звучание речи, но не различает звуки и слова, не понимает их смысла).

Причины нарушений слуха.

Существуют различные причины нарушения слуха:

· наследственные (снижение слуха у кого-либо из близких родственников);

· инфекционные заболевания матери (краснуха, грипп, герпес, токсоплазмоз, цитомегаловирус) и токсикозы во время беременности;

· лечение матери в период беременности или ребенка раннего возраста лекарственными препаратами, негативно влияющими на слуховой нерв (стрептомицин, канамицин, гентамицин и др.);

· недоношенность (роды ранее 32-й нед. беременности), родовая травма, асфиксия новорожденного;

· вирусные и инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в раннем детстве (менингит, энцефалит, скарлатина, паротит, корь, частые ОРВИ, грипп и др.);

· наличие у детей аденоидов, хронических заболеваний ушей и носоглотки. Острый и хронический отит является наиболее частой причиной сенсоневрального снижения слуха;

· черепно-мозговые травмы ребенка;

· воздействие на слух ребенка чрезмерного уровня шума.

В ряде случаев причину нарушения слуха установить не удается.

Знакомство со словом.

Задачи словарной работы со слышащими учениками: обогащение, уточнение, активизация имеющегося словарного запаса. Словарная работа в основном направлена на решение стилистических и орфографических задач.

Задачи словарной работы с плохослышащими и неслышащими учениками: формирование словарного запаса, обогащение, проверка, уточнение и активизация. Словарная работа тесным образом связана с формированием грамматического строя речи.

· Воспитателю или логопеду необходимо планировать работу над лексикой, тщательно отбирать лексический материал.

· При отборе словаря воспитатель должен, прежде всего, дать для усвоения детям с нарушенным слухом необходимые слова, связанные с обиходом и повседневной жизнью.

· Речевой материал должен быть обеспечен повторяемостью.

· Воспитатель должен убедиться в правильности понимания и объяснения смысла слов.

· При обучении плохослышащих /неслышащих детей важно не только отобрать слова, но и продумать способы объяснения и последующего закрепления в речи в повседневном общении.

· Старайтесь по возможности исправлять речь неслышащего. В ваших силах указать на неправильное выражение и тут же дать образец правильного: заменить неудачное слово, исправить падежное окончание, показать место ударения в слове. Ошибками в звукопроизнесении должен заняться специалист.

 

Приложение

Программно-методическое обеспечение дошкольного образования детей с нарушениями слуха

Л.И.Федорова, к. п. н., научный сотрудник ГРЦ ИПИО МГППУ

С.А.Абрамова, методист ГБОУ МЦ СОУО ДО г. Москвы

М.В.Кузнецова, методист ГБОУ ЦПМСС «Зеленая ветка»

Название Аннотация

Программы

Носкова Л.П., Головчиц Л.А., Шматко Н.Д., Пелымская Т.В., Есимханова Р.Т., Катаева А.А., Короткова Г.В., Трофимова Г.В. Программа воспитания и обучения глухих детей дошкольного возраста. – М: Владос, 1991, 2001.     Программа является комплексной и предназначена для работы с глухими детьми пред-дошкольного и дошкольного возраста от 1,5—2 до 7 лет, воспиты­вающихся в специальных детских садах и яслях-садах, детских домах, специальных группах дошкольных учреждений общего типа. Программа рассчитана на 5 лет обучения и содержит необходимый материал для организации воспитательно-образовательного процесса с каждой возрастной группой детей (1,5(2)—3, 3—4 года, 4—5, 5—6, 6—7 лет) по разным направлениям педагогической ра­боты, обеспечивающей разностороннее развитие глухого ребенка-дошкольника и его подготовку к школьному обучению. Головчиц Л.А. Программа «Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития» - М.: Гном и Д, 2006.     Данная программа предназначена для работы со слабослышащими дошкольниками со сложными (комплексными) нарушениями в развития. Она рассчитана на трехлетний срок воспитания и обучения дошкольников ( их возраст - от 4 до 7 лет) в группах для детей со сложной структурой нарушений развития. Данные программные материалы также могут быть использованы для работы с детьми с трудностями в обучении в обычных группах детского сада для слабослышащих,  в группах кратковременного обучения.

Методическое обеспечение

Богданова Т.Г., Варламова О.И. Диагностика и коррекция познавательной сферы младших дошкольников с отклонениями в развитии. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2011 Представлен диагностический комплекс, который можно использовать для выявления особенностей зрительного восприятия, для раннего прогнозирования трудностей обучения ребенка, для определения специфических отклонений в развитии познавательной сферы ребенка, для составления индивидуальных программ психологической коррекции

Образовательные области «Социализация» и «Безопасность»

Выгодская Г.Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм. – М., 1995. В пособии представлены особенности формирования сюжетно-ролевой игры детей с нарушением слуха и даны практические рекомендации по ее развитию, планирование и учет обучению игре.

Образовательная область «Познание»

Петрова О. А. Развивающие занятия для детей дошкольного возраста с нарушением слуха. - СПб, Речь, 2008 Книга представляет собой учебное пособие и рабочую тетрадь. Она предназначена для работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями слуха, также может быть использована в работе с детьми с общим недоразвитием речи, задержкой речевого развития. Книга адресована родителям, сурдопедагогам, логопедам, психологам, воспитателям для занятий с детьми дошкольного возраста. Речицкая Е.Г., Пархалина Е.В. Готовность слабослышащих детей дошкольного возраста к обучению в школе: Учебное пособие. - М.: Владос, 2004     В пособии рассматривается проблема психологической готовности слабослышащих детей к обучению в школе, связанная с формированием важнейших качеств личности, освоению новой ведущей деятельности – учебной. Представлена диагностическая система, позволяющая определить уровни личностной, эмоционально-волевой, умственной готовности к школьному обучению слабослышащих детей, раскрываются различные уровни готовности к школе, предлагаются педагогические пути и средства, способствующие оптимизации подготовки к школе. 

Образовательная область «Коммуникация» и коррекция речевых нарушений

Новикова О.О., Шматко Н.Д. Речевая ритмика для малышей. Занятия с глухими и слабослышащими детьми 2-3 лет. – М., 2003. В книге раскрываются методика и содержание работы над ритмико-интонационной и фонетической сторонами устной речи с использованием речевой ритмики в первоначальный период обучения.   Носкова Л. П., Головчиц Л. А. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха. Серия: Коррекционная педагогика – М: Владос, 2004 г. В пособии раскрываются современные подходы к организации, отбору содержания, способам коррекционно-развивающего обучения словесной речи глухих и слабослышащих дошкольников.   Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. Если малыш не слышит. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2003   В пособии в доступной форме рассказывается о методах диагностики состояния слуха детей первых трех лет жизни, о комплексе современных лечебно-педагогических мероприятий, направленных на общее и речевое развитие детей раннего возраста с нарушенным слухом.   Волкова К. А., Денисова О. А., Казанская В. Л., Методика обучения глухих детей произношению. Серия: Коррекционная педагогика. – М: Владос, 2008 г. В основу пособия положено методическое наследие К.А.Волковой об особенностях обучения глухих детей произношению, дополненное и модифицированное ее учениками. Подробно представлена методика и разные приемы обучения произносительной стороны устной речи и навыков самоконтроля у детей с недостатками слуха. Пособие содержит разнообразный стимульный материал. Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. - М.: 2001 В  пособии  рассматриваются психолого-педагогические особенности развития слухового восприятия у глухих  и слабослышащих детей, раскрываются содержание и технологии формирования слуховых представлений, слухового внимания на специфических и общеобразовательных формах организации учебной деятельности и в воспитательном процессе.  

Образовательные области «Физическая культура», «Здоровье»

Трофимова Г.В. Развитие движений у дошкольников с нарушениями слуха. – М., 1999. В пособии представлены методические разработки занятий, которые должны способствовать нормальному физическому развитию глухих и слабослышащих дошкольников. Содержание занятий предусматривает развитие у дошкольников основных движений и двигательных качеств, а также коррекцию типичных дефектов осанки и моторики.

Образовательные области «Художественное творчество», «Труд»

Раздел «Труд» в кн. Носкова Л.П., Головчиц Л.А., Шматко Н.Д., Пелымская Т.В., Есимханова Р.Т., Катаева А.А., Короткова Г.В., Трофимова Г.В. Программа воспитания и обучения глухих детей дошкольного возраста. – М: Владос, 1991, 2001.     Разделы программы «Труд»,  нацеливают воспитателей на работу, связанную с получением детьми трудовых навыков; обогащением их представлений об окружающем мире; умственным развитием (освоение несложных орудий труда, приобретение умения планировать свою трудовую деятель­ность, предвидеть результаты труда); нравственным воспитанием и формированием таких лич­ностных качеств, как коллективизм, взаимопомощь, готов­ность трудиться, умение довести начатое дело до конца. У де­тей формируются положительное отношение к труду взрос­лых, стремление помочь им, активность и самостоятельность. Раздел программы «Изобразительная деятельность и конструи­рование» в кн. Носкова Л.П., Головчиц Л.А., Шматко Н.Д., Пелымская Т.В., Есимханова Р.Т., Катаева А.А., Короткова Г.В., Трофимова Г.В. Программа воспитания и обучения глухих детей дошкольного возраста. – М: Владос, 1991, 2001.   Раздел программы «Изобразительная деятельность и конструи­рование» нацелен на овладение детьми навыками изобразительной деятельно­сти и конструирования; использование определенных видов изобразительной дея­тельности в качестве средства сенсорного и эстетического воспитания, формирование у детей представлений о мире и совершенствовании речи. Все эти задачи решаются в процессе проведения дидактичес­ких игр, занятий по конструированию, лепке, рисованию, апплика­ции. Дети знакомятся с произведениями искусства и ручным тру­дом. У них формируются элементарные математические представ­ления, знания об окружающем мире, развивается речь. Образовательная область «Музыка»   Речицкая Е.Г., Грачева О.Н. Использование русского фольклора в обучении и воспитании слабослышащих дошкольников. - М.: НЦ ЭНАС, 2003 год   В пособии впервые рассматриваются возможности использования фольклора в работе с детьми с нарушениями слуха. Определяются особенности содержания и методика работы с фольклорным материалом на различных годах обучения. Обобщаются результаты многолетней экспериментальной работы в детском саду для слабослышащих детей. Данное пособие может быть использовано учителями-дефектологами, воспитателями специальных (коррекционных) образовательных учреждений, а также студентами педагогических вузов. Дополнительная литература   Леонгард Э.И. Всегда вместе. Программно-методическое пособие для родителей детей с патологией слуха. -  М.: ООО «Полиграф сервис», 2002.   Материал Пособия предусматривает создание в семье условий для нормального хода развития ребенка и сохранения его здоровья. Адресат пособия - семья, а семьи, как известно, не одинаковы: одна семья отличается от другой профессиональным и образовательным уровнем своих членов, их количественным и возрастным составом, социальным статусом и др. В связи с этим все статьи Пособия: написаны в виде доверительных «семейных» неформальных бесед, содержание которых доступно любому умеющему читать человеку. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Е.А. Я не хочу молчать! Опыт работы по обучению детей с нарушениями слуха по методу Леонгард. – М.: Теревинф, 2009   В книге представлен практический опыт абилитации и реабилитации глухих и слабослышащих детей дошкольного и школьного возраста в разных условиях воспитания и обучения - в семье, в детском саду и в школе. Данный опыт базируется на теории, лежащей в основе психолого-педагогической «Системы формирования и развития речевого слуха и речевого общения у детей с нарушением слуха», существующей с 1966 г. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха. Учебное пособие. - М.: Владос, 2001   В пособии представлена система воспитания и обучения детей с нарушениями слуха дошкольного возраста, уделено внимание дидактическим основам дошкольного воспитания, раскрываются организация и содержание коррекционно-педагогической работы с глухими и слабослышащими детьми в дошкольных образовательных учреждениях и семье.   Леве Армин. Развитие слуха у не слышащих детей. История, методы, возможности. – М.: Академия, 2003   В пособии представлены зарубежная история и современное состояние теории и методов развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. Автор, сопоставляя и анализируя разные точки зрения и разные подходы, описывает опыт работы современных европейских и американских специалистов по развитию слуха у глухих детей,  начиная с младенческого возраста. Показаны возможные перспективы слухоречевой реабилитации детей с нарушениями слуха.   Янн Петер Антон. Воспитание и обучение глухого ребенка. Сурдопедагогика как наука. Перевод Л. Родченко, Н. Назарова. – М.: Академия, 2003 г. В учебном пособии рассматривается сурдопедагогика как наука, показаны ее перспективы в обучении и воспитании глухих детей. Оно написано на материале исследований немецких педагогов.   Зайцева Г.Л. Жестовая речь. Дактилология. (Учебник для студентов ВУЗов) - М.: Владос     В учебнике освещаются вопросы структуры жестовой речи и ее функционирования в коммуникативной деятельности глухих; рассматриваются взгляды представителей различных систем обучения глухих на роль жестовой речи в учебно-воспитательном процессе специальной школы. Читатели познакомятся с дактильным алфавитом, лексикой и грамматикой русского жестового языка; приводится краткий словарь жестов.

 

 

2012


Авторский коллектив:

 

М.Л.Любимов, директор ГБОУ ЦППРиК «Благо», к.пс.н.

М.М.Любимова, заместитель директора ГБОУ ЦППРиК «Благо», к.п.н.

Е.В.Кулакова, руководитель отдела ГБОУ ЦППРиК «Благо», к.п.н.

Г.М.Комлева, руководитель отдела

Под редакцией Самсоновой Е.В. – к. психол. н., руководителя Городского ресурсного центра по развитию инклюзивного образования ИПИО МГППУ

 

В сборнике представлены методические рекомендации  по включению детей с нарушениями слуха в дошкольное образовательное учреждение.

 Для воспитателей и специалистов дошкольных образовательных учреждений, магистрантов, студентов педагогических вузов .

 

 


Содержание

Введение

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями слуха .

1.1.Нарушения слуха , их причины и симптомы.

1.2.Психологическая характеристика детей, имеющих нарушения слуха.

1.3. Советы взрослым, которые мог бы дать ребенок с нарушениями слуха, если бы его спросили

2. Создание специальных условий в дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушениями слуха.

2.1. Что необходимо для успешного включения  ребенка с нарушениями слуха в общеобразовательном учреждении.

2.2. Перечень необходимого оборудования для детей с нарушениями слуха в ДОУ.

 2.3. Рекомендации для педагогов и специалистов по включению детей с нарушениями  слуха в образовательный процесс.

Приложение

Введение

       Современное развитие образования демонстрирует большую вариативность форм предоставления услуг детям с ограниченными возможностями здоровья. Реформа образовательной практики ориентирована на формирование системы ранней комплексной помощи, инклюзивные стратегии, идеологию социальной интеграции. Качественная реализация стратегий реформы не может осуществляться в рамках традиционных систем помощи. Динамизм изменяющейся педагогической реальности, интенсифицированной, прежде всего за счет мобильности, информационной и технологической доступности предъявляет новые требования к организации психолого-педагогического сопровождения ребенка ограниченными возможностями здоровья.

Включение детей с ОВЗ в образовательную практику ДОУ становится реальной педагогической действительностью, которая нуждается в осмыслении и поиске путей повышения ее эффективности. Одним из основополагающих принципов идеологии инклюзивного образования является учет возможностей и удовлетворение индивидуальных потребностей каждого ребенка. Соблюдение этого принципа позволяет устанавливать оптимальный баланс без крена в сторону «сильных или слабых, успешных и неуспешных, способных и неспособных» детей. Инклюзивная идеология создает в образовательном учреждении условия для формирования основ ключевых компетенций каждого ребенка. Поиск эффективных путей формирования компетентной личности показывает необходимость применения новых педагогических моделей и технологий психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ , и в тоже время, предъявляет новые требования к профессиональным компетенциям педагога. Для педагога, принимающего в группу ребенка с ОВЗ очень важно осознать и принять, что:

 

· каждый ребенок способен к развитию и саморазвитию;

· каждый ребенок уникален, у каждого свой путь приобретения опыта и знаний;

· каждый ребенок способен понимать и принимать другого;

· каждый ребенок может научиться делать выбор, принимать решения, оценивать результаты своих действий и нести за них ответственность.

 

Одним из условий качественного обучения, воспитания, развития, абилитации и реабилитации детей с нарушениями слуха  является точное понимание специалистами особенностей состояния слуховых функций каждого ребенка и их учет в системе всех видов психолого-педагогического воздействия.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 497.