2012
Авторский коллектив:
М.Л.Любимов, директор ГБОУ ЦППРиК «Благо», к.пс.н.
М.М.Любимова, заместитель директора ГБОУ ЦППРиК «Благо», к.п.н.
Е.В.Кулакова, руководитель отдела ГБОУ ЦППРиК «Благо», к.п.н.
Г.М.Комлева, руководитель отдела
Под редакцией Самсоновой Е.В. – к. психол. н., руководителя Городского ресурсного центра по развитию инклюзивного образования ИПИО МГППУ
В сборнике представлены методические рекомендации по включению детей с нарушениями слуха в дошкольное образовательное учреждение.
Для воспитателей и специалистов дошкольных образовательных учреждений, магистрантов, студентов педагогических вузов .
Содержание
Введение
Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями слуха .
1.1.Нарушения слуха , их причины и симптомы.
1.2.Психологическая характеристика детей, имеющих нарушения слуха.
1.3. Советы взрослым, которые мог бы дать ребенок с нарушениями слуха, если бы его спросили
2. Создание специальных условий в дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушениями слуха.
2.1. Что необходимо для успешного включения ребенка с нарушениями слуха в общеобразовательном учреждении.
2.2. Перечень необходимого оборудования для детей с нарушениями слуха в ДОУ.
2.3. Рекомендации для педагогов и специалистов по включению детей с нарушениями слуха в образовательный процесс.
Приложение
Введение
Современное развитие образования демонстрирует большую вариативность форм предоставления услуг детям с ограниченными возможностями здоровья. Реформа образовательной практики ориентирована на формирование системы ранней комплексной помощи, инклюзивные стратегии, идеологию социальной интеграции. Качественная реализация стратегий реформы не может осуществляться в рамках традиционных систем помощи. Динамизм изменяющейся педагогической реальности, интенсифицированной, прежде всего за счет мобильности, информационной и технологической доступности предъявляет новые требования к организации психолого-педагогического сопровождения ребенка ограниченными возможностями здоровья.
Включение детей с ОВЗ в образовательную практику ДОУ становится реальной педагогической действительностью, которая нуждается в осмыслении и поиске путей повышения ее эффективности. Одним из основополагающих принципов идеологии инклюзивного образования является учет возможностей и удовлетворение индивидуальных потребностей каждого ребенка. Соблюдение этого принципа позволяет устанавливать оптимальный баланс без крена в сторону «сильных или слабых, успешных и неуспешных, способных и неспособных» детей. Инклюзивная идеология создает в образовательном учреждении условия для формирования основ ключевых компетенций каждого ребенка. Поиск эффективных путей формирования компетентной личности показывает необходимость применения новых педагогических моделей и технологий психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ , и в тоже время, предъявляет новые требования к профессиональным компетенциям педагога. Для педагога, принимающего в группу ребенка с ОВЗ очень важно осознать и принять, что:
· каждый ребенок способен к развитию и саморазвитию;
· каждый ребенок уникален, у каждого свой путь приобретения опыта и знаний;
· каждый ребенок способен понимать и принимать другого;
· каждый ребенок может научиться делать выбор, принимать решения, оценивать результаты своих действий и нести за них ответственность.
Одним из условий качественного обучения, воспитания, развития, абилитации и реабилитации детей с нарушениями слуха является точное понимание специалистами особенностей состояния слуховых функций каждого ребенка и их учет в системе всех видов психолого-педагогического воздействия.
Что такое нарушение слуха.
Нарушение слуха — полное (глухота) или частичное (тугоухость) снижение способности обнаруживать и понимать звуки (Википедия).
Нарушение слуха – это не только количественное снижение слухового восприятия (человек не слышит тихий голос), но и качественные необратимые стойкие изменения слуховой системы (человек ощущает звучание речи, но не различает звуки и слова, не понимает их смысла).
Причины нарушений слуха.
Существуют различные причины нарушения слуха:
· наследственные (снижение слуха у кого-либо из близких родственников);
· инфекционные заболевания матери (краснуха, грипп, герпес, токсоплазмоз, цитомегаловирус) и токсикозы во время беременности;
· лечение матери в период беременности или ребенка раннего возраста лекарственными препаратами, негативно влияющими на слуховой нерв (стрептомицин, канамицин, гентамицин и др.);
· недоношенность (роды ранее 32-й нед. беременности), родовая травма, асфиксия новорожденного;
· вирусные и инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в раннем детстве (менингит, энцефалит, скарлатина, паротит, корь, частые ОРВИ, грипп и др.);
· наличие у детей аденоидов, хронических заболеваний ушей и носоглотки. Острый и хронический отит является наиболее частой причиной сенсоневрального снижения слуха;
· черепно-мозговые травмы ребенка;
· воздействие на слух ребенка чрезмерного уровня шума.
В ряде случаев причину нарушения слуха установить не удается.
Знакомство со словом.
Задачи словарной работы со слышащими учениками: обогащение, уточнение, активизация имеющегося словарного запаса. Словарная работа в основном направлена на решение стилистических и орфографических задач.
Задачи словарной работы с плохослышащими и неслышащими учениками: формирование словарного запаса, обогащение, проверка, уточнение и активизация. Словарная работа тесным образом связана с формированием грамматического строя речи.
· Воспитателю или логопеду необходимо планировать работу над лексикой, тщательно отбирать лексический материал.
· При отборе словаря воспитатель должен, прежде всего, дать для усвоения детям с нарушенным слухом необходимые слова, связанные с обиходом и повседневной жизнью.
· Речевой материал должен быть обеспечен повторяемостью.
· Воспитатель должен убедиться в правильности понимания и объяснения смысла слов.
· При обучении плохослышащих /неслышащих детей важно не только отобрать слова, но и продумать способы объяснения и последующего закрепления в речи в повседневном общении.
· Старайтесь по возможности исправлять речь неслышащего. В ваших силах указать на неправильное выражение и тут же дать образец правильного: заменить неудачное слово, исправить падежное окончание, показать место ударения в слове. Ошибками в звукопроизнесении должен заняться специалист.
Приложение
Программно-методическое обеспечение дошкольного образования детей с нарушениями слуха
Л.И.Федорова, к. п. н., научный сотрудник ГРЦ ИПИО МГППУ
С.А.Абрамова, методист ГБОУ МЦ СОУО ДО г. Москвы
М.В.Кузнецова, методист ГБОУ ЦПМСС «Зеленая ветка»
Программы
| Носкова Л.П., Головчиц Л.А., Шматко Н.Д., Пелымская Т.В., Есимханова Р.Т., Катаева А.А., Короткова Г.В., Трофимова Г.В. Программа воспитания и обучения глухих детей дошкольного возраста. – М: Владос, 1991, 2001.
| Программа является комплексной и предназначена для работы с глухими детьми пред-дошкольного и дошкольного возраста от 1,5—2 до 7 лет, воспитывающихся в специальных детских садах и яслях-садах, детских домах, специальных группах дошкольных учреждений общего типа. Программа рассчитана на 5 лет обучения и содержит необходимый материал для организации воспитательно-образовательного процесса с каждой возрастной группой детей (1,5(2)—3, 3—4 года, 4—5, 5—6, 6—7 лет) по разным направлениям педагогической работы, обеспечивающей разностороннее развитие глухого ребенка-дошкольника и его подготовку к школьному обучению.
|
| Головчиц Л.А. Программа «Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития» - М.: Гном и Д, 2006.
| Данная программа предназначена для работы со слабослышащими дошкольниками со сложными (комплексными) нарушениями в развития. Она рассчитана на трехлетний срок воспитания и обучения дошкольников ( их возраст - от 4 до 7 лет) в группах для детей со сложной структурой нарушений развития. Данные программные материалы также могут быть использованы для работы с детьми с трудностями в обучении в обычных группах детского сада для слабослышащих, в группах кратковременного обучения.
|
|
Методическое обеспечение
|
| Богданова Т.Г., Варламова О.И. Диагностика и коррекция познавательной сферы младших дошкольников с отклонениями в развитии. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2011
| Представлен диагностический комплекс, который можно использовать для выявления особенностей зрительного восприятия, для раннего прогнозирования трудностей обучения ребенка, для определения специфических отклонений в развитии познавательной сферы ребенка, для составления индивидуальных программ психологической коррекции
|
|
Образовательные области «Социализация» и «Безопасность»
|
| Выгодская Г.Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм. – М., 1995.
| В пособии представлены особенности формирования сюжетно-ролевой игры детей с нарушением слуха и даны практические рекомендации по ее развитию, планирование и учет обучению игре.
|
|
Образовательная область «Познание»
|
| Петрова О. А. Развивающие занятия для детей дошкольного возраста с нарушением слуха.
- СПб, Речь, 2008
| Книга представляет собой учебное пособие и рабочую тетрадь. Она предназначена для работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями слуха, также может быть использована в работе с детьми с общим недоразвитием речи, задержкой речевого развития. Книга адресована родителям, сурдопедагогам, логопедам, психологам, воспитателям для занятий с детьми дошкольного возраста.
|
| Речицкая Е.Г., Пархалина Е.В. Готовность слабослышащих детей дошкольного возраста к обучению в школе: Учебное пособие.
- М.: Владос, 2004
| В пособии рассматривается проблема психологической готовности слабослышащих детей к обучению в школе, связанная с формированием важнейших качеств личности, освоению новой ведущей деятельности – учебной. Представлена диагностическая система, позволяющая определить уровни личностной, эмоционально-волевой, умственной готовности к школьному обучению слабослышащих детей, раскрываются различные уровни готовности к школе, предлагаются педагогические пути и средства, способствующие оптимизации подготовки к школе.
|
|
Образовательная область «Коммуникация» и коррекция речевых нарушений
|
| Новикова О.О., Шматко Н.Д. Речевая ритмика для малышей. Занятия с глухими и слабослышащими детьми 2-3 лет. – М., 2003.
| В книге раскрываются методика и содержание работы над ритмико-интонационной и фонетической сторонами устной речи с использованием речевой ритмики в первоначальный период обучения.
|
| Носкова Л. П., Головчиц Л. А. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха. Серия: Коррекционная педагогика
– М: Владос, 2004 г.
| В пособии раскрываются современные подходы к организации, отбору содержания, способам коррекционно-развивающего обучения словесной речи глухих и слабослышащих дошкольников.
|
| Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. Если малыш не слышит. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2003
| В пособии в доступной форме рассказывается о методах диагностики состояния слуха детей первых трех лет жизни, о комплексе современных лечебно-педагогических мероприятий, направленных на общее и речевое развитие детей раннего возраста с нарушенным слухом.
|
| Волкова К. А., Денисова О. А., Казанская В. Л., Методика обучения глухих детей произношению. Серия: Коррекционная педагогика. – М: Владос, 2008 г.
| В основу пособия положено методическое наследие К.А.Волковой об особенностях обучения глухих детей произношению, дополненное и модифицированное ее учениками. Подробно представлена методика и разные приемы обучения произносительной стороны устной речи и навыков самоконтроля у детей с недостатками слуха. Пособие содержит разнообразный стимульный материал.
|
| Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. - М.: 2001
| В пособии рассматриваются психолого-педагогические особенности развития слухового восприятия у глухих и слабослышащих детей, раскрываются содержание и технологии формирования слуховых представлений, слухового внимания на специфических и общеобразовательных формах организации учебной деятельности и в воспитательном процессе.
|
|
Образовательные области «Физическая культура», «Здоровье»
|
| Трофимова Г.В. Развитие движений у дошкольников с нарушениями слуха. – М., 1999.
| В пособии представлены методические разработки занятий, которые должны способствовать нормальному физическому развитию глухих и слабослышащих дошкольников. Содержание занятий предусматривает развитие у дошкольников основных движений и двигательных качеств, а также коррекцию типичных дефектов осанки и моторики.
|
|
Образовательные области «Художественное творчество», «Труд»
|
| Раздел «Труд» в кн. Носкова Л.П., Головчиц Л.А., Шматко Н.Д., Пелымская Т.В., Есимханова Р.Т., Катаева А.А., Короткова Г.В., Трофимова Г.В. Программа воспитания и обучения глухих детей дошкольного возраста. – М: Владос, 1991, 2001.
| Разделы программы «Труд», нацеливают воспитателей на работу, связанную с получением детьми трудовых навыков; обогащением их представлений об окружающем мире; умственным развитием (освоение несложных орудий труда, приобретение умения планировать свою трудовую деятельность, предвидеть результаты труда); нравственным воспитанием и формированием таких личностных качеств, как коллективизм, взаимопомощь, готовность трудиться, умение довести начатое дело до конца. У детей формируются положительное отношение к труду взрослых, стремление помочь им, активность и самостоятельность.
|
| Раздел программы «Изобразительная деятельность и конструирование» в кн. Носкова Л.П., Головчиц Л.А., Шматко Н.Д., Пелымская Т.В., Есимханова Р.Т., Катаева А.А., Короткова Г.В., Трофимова Г.В. Программа воспитания и обучения глухих детей дошкольного возраста. – М: Владос, 1991, 2001.
| Раздел программы «Изобразительная деятельность и конструирование» нацелен на овладение детьми навыками изобразительной деятельности и конструирования; использование определенных видов изобразительной деятельности в качестве средства сенсорного и эстетического воспитания, формирование у детей представлений о мире и совершенствовании речи. Все эти задачи решаются в процессе проведения дидактических игр, занятий по конструированию, лепке, рисованию, аппликации. Дети знакомятся с произведениями искусства и ручным трудом. У них формируются элементарные математические представления, знания об окружающем мире, развивается речь.
|
| Образовательная область «Музыка»
|
|
| Речицкая Е.Г., Грачева О.Н. Использование русского фольклора в обучении и воспитании слабослышащих дошкольников. - М.: НЦ ЭНАС, 2003 год
| В пособии впервые рассматриваются возможности использования фольклора в работе с детьми с нарушениями слуха. Определяются особенности содержания и методика работы с фольклорным материалом на различных годах обучения. Обобщаются результаты многолетней экспериментальной работы в детском саду для слабослышащих детей. Данное пособие может быть использовано учителями-дефектологами, воспитателями специальных (коррекционных) образовательных учреждений, а также студентами педагогических вузов.
|
| Дополнительная литература
|
|
| Леонгард Э.И. Всегда вместе. Программно-методическое пособие для родителей детей с патологией слуха. - М.: ООО «Полиграф сервис», 2002.
| Материал Пособия предусматривает создание в семье условий для нормального хода развития ребенка и сохранения его здоровья. Адресат пособия - семья, а семьи, как известно, не одинаковы: одна семья отличается от другой профессиональным и образовательным уровнем своих членов, их количественным и возрастным составом, социальным статусом и др. В связи с этим все статьи Пособия: написаны в виде доверительных «семейных» неформальных бесед, содержание которых доступно любому умеющему читать человеку.
|
| Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Е.А. Я не хочу молчать! Опыт работы по обучению детей с нарушениями слуха по методу Леонгард. – М.: Теревинф, 2009
| В книге представлен практический опыт абилитации и реабилитации глухих и слабослышащих детей дошкольного и школьного возраста в разных условиях воспитания и обучения - в семье, в детском саду и в школе. Данный опыт базируется на теории, лежащей в основе психолого-педагогической «Системы формирования и развития речевого слуха и речевого общения у детей с нарушением слуха», существующей с 1966 г.
|
| Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха. Учебное пособие. - М.: Владос, 2001
| В пособии представлена система воспитания и обучения детей с нарушениями слуха дошкольного возраста, уделено внимание дидактическим основам дошкольного воспитания, раскрываются организация и содержание коррекционно-педагогической работы с глухими и слабослышащими детьми в дошкольных образовательных учреждениях и семье.
|
| Леве Армин. Развитие слуха у не слышащих детей. История, методы, возможности. – М.: Академия, 2003
| В пособии представлены зарубежная история и современное состояние теории и методов развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. Автор, сопоставляя и анализируя разные точки зрения и разные подходы, описывает опыт работы современных европейских и американских специалистов по развитию слуха у глухих детей, начиная с младенческого возраста. Показаны возможные перспективы слухоречевой реабилитации детей с нарушениями слуха.
|
| Янн Петер Антон. Воспитание и обучение глухого ребенка. Сурдопедагогика как наука.
Перевод Л. Родченко, Н. Назарова. – М.: Академия, 2003 г.
| В учебном пособии рассматривается сурдопедагогика как наука, показаны ее перспективы в обучении и воспитании глухих детей. Оно написано на материале исследований немецких педагогов.
|
| Зайцева Г.Л. Жестовая речь. Дактилология. (Учебник для студентов ВУЗов) - М.: Владос
| В учебнике освещаются вопросы структуры жестовой речи и ее функционирования в коммуникативной деятельности глухих; рассматриваются взгляды представителей различных систем обучения глухих на роль жестовой речи в учебно-воспитательном процессе специальной школы. Читатели познакомятся с дактильным алфавитом, лексикой и грамматикой русского жестового языка; приводится краткий словарь жестов.
|
2012
Авторский коллектив:
М.Л.Любимов, директор ГБОУ ЦППРиК «Благо», к.пс.н.
М.М.Любимова, заместитель директора ГБОУ ЦППРиК «Благо», к.п.н.
Е.В.Кулакова, руководитель отдела ГБОУ ЦППРиК «Благо», к.п.н.
Г.М.Комлева, руководитель отдела
Под редакцией Самсоновой Е.В. – к. психол. н., руководителя Городского ресурсного центра по развитию инклюзивного образования ИПИО МГППУ
В сборнике представлены методические рекомендации по включению детей с нарушениями слуха в дошкольное образовательное учреждение.
Для воспитателей и специалистов дошкольных образовательных учреждений, магистрантов, студентов педагогических вузов .
Содержание
Введение
Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями слуха .
1.1.Нарушения слуха , их причины и симптомы.
1.2.Психологическая характеристика детей, имеющих нарушения слуха.
1.3. Советы взрослым, которые мог бы дать ребенок с нарушениями слуха, если бы его спросили
2. Создание специальных условий в дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушениями слуха.
2.1. Что необходимо для успешного включения ребенка с нарушениями слуха в общеобразовательном учреждении.
2.2. Перечень необходимого оборудования для детей с нарушениями слуха в ДОУ.
2.3. Рекомендации для педагогов и специалистов по включению детей с нарушениями слуха в образовательный процесс.
Приложение
Введение
Современное развитие образования демонстрирует большую вариативность форм предоставления услуг детям с ограниченными возможностями здоровья. Реформа образовательной практики ориентирована на формирование системы ранней комплексной помощи, инклюзивные стратегии, идеологию социальной интеграции. Качественная реализация стратегий реформы не может осуществляться в рамках традиционных систем помощи. Динамизм изменяющейся педагогической реальности, интенсифицированной, прежде всего за счет мобильности, информационной и технологической доступности предъявляет новые требования к организации психолого-педагогического сопровождения ребенка ограниченными возможностями здоровья.
Включение детей с ОВЗ в образовательную практику ДОУ становится реальной педагогической действительностью, которая нуждается в осмыслении и поиске путей повышения ее эффективности. Одним из основополагающих принципов идеологии инклюзивного образования является учет возможностей и удовлетворение индивидуальных потребностей каждого ребенка. Соблюдение этого принципа позволяет устанавливать оптимальный баланс без крена в сторону «сильных или слабых, успешных и неуспешных, способных и неспособных» детей. Инклюзивная идеология создает в образовательном учреждении условия для формирования основ ключевых компетенций каждого ребенка. Поиск эффективных путей формирования компетентной личности показывает необходимость применения новых педагогических моделей и технологий психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ , и в тоже время, предъявляет новые требования к профессиональным компетенциям педагога. Для педагога, принимающего в группу ребенка с ОВЗ очень важно осознать и принять, что:
· каждый ребенок способен к развитию и саморазвитию;
· каждый ребенок уникален, у каждого свой путь приобретения опыта и знаний;
· каждый ребенок способен понимать и принимать другого;
· каждый ребенок может научиться делать выбор, принимать решения, оценивать результаты своих действий и нести за них ответственность.
Одним из условий качественного обучения, воспитания, развития, абилитации и реабилитации детей с нарушениями слуха является точное понимание специалистами особенностей состояния слуховых функций каждого ребенка и их учет в системе всех видов психолого-педагогического воздействия.