Специфические принципы социальных систем
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Принцип неопределенности (непредсказуемости). Поведение социальной системы нельзя предсказать с высокой степенью точности из-за наличия в ней человека (не соблюдается принцип целенаправленности).

2. Принцип самоорганизации (устойчивого равновесия). Социальные системы, предоставленные самим себе, стремятся к состоянию устойчивого равновесия с минимальными энергозатратами.

3. Принцип лидерства. В качестве системообразующего фактора любой системы выступает ее ядро. Ядром социальной системы являются так называемые лидеры.

 

 

КЛАССИФИКАЦИЯ СИСТЕМ ПО ВИДАМ

Рис. Классификация систем по видам

 

Рис. Схема и признаки классификации систем.

 

Организация и её окружение

Организация и ее окружение

Организационная культура

Культура (лат) - возделывание почвы, ее культивирование.

Под культурой первоначально понимались все изменения в природном объекте, происходящие под воздействием человека, в отличие от тех изменений, которые были вызваны естественными причинами.

В дальнейшем слово культура получило обобщенное значение, и им стали называть все созданное человеком.

 

 

При таком подходе культура предстает как вторая природа, надстроенная над естественной природой.

Культура "Вторая природа"
Естественная природа

Рис. Место культуры в природе.

 

Культура включает в себя результаты материального и духовного производства.

В социологии культуру определили как систему коллективно - разделяемых ценностей, убеждений, традиций, норм поведения, присущих определенной группе людей.

В общем, культура - коллективное программирование человеческого разума, которое отличает членов одной группы людей от другой.

Люди создают культуру, как механизм, помогающий жить в своей среде и сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами.

Особенность культуры заключается в том, что она присутствует во всем. Ее влияние на функции любой организации очень велико, и при этом ее трудно понять и определить.

Культуру сложно точно описать, хотя есть модели, и есть наборы показателей. Но существует трудность в получении достоверной информации. Кроме того, есть табуированные ценности (запрещенные, закрытые, не подлежащие обсуждению, но очень влиятельные) внутри культуры.

Чтобы понять и проанализировать организационную культуру любой организации, в первую очередь, необходимо разобраться в организационной культуре вышестоящей организации, а также внешней среды ближнего и дальнего окружения.

Организационная культура - очень подвижная категория. Она зависит от мирового общественного развития, от развития собственной страны, компании и т. д.

 

 

В противоположность организационной культуре, существует культура патологии.

 

Культура патологии формируется на основе гипертрофированных общественных условий.

Например:

1. организационная культура террористических организаций;

2. организационная культура мафиозных организаций;

3. организационная культура наркобизнеса;

4. организационная культура масонских организаций.

Организационная культура - это совокупность общественно - прогрессивных норм, правил и стандартов, принятая и поддерживаемая в области организационных отношений.

Под организационными отношениями понимаются три вида отношений:

1. Взаимодействие или сотрудничество.

2. Противодействие или оппозиция.

3. Нейтральное (лояльное, доброжелательное) отношение элементов организации внутри или вне ее.

Рис. Статика и динамика культуры в организационных отношениях.

Организационная культура - это статика принимаемых и исполняемых позитивных норм, правил и стандартов в организационных отношениях.

Динамикой является культура организации, как проявление конкретной формы бытия культуры социальной группы или сообщества (субкультуры), представляющая набор принятых и исполняемых норм, правил и привычек в организации, постоянно пополняемых и уходящих в прошлое.

Субкультура

Любая организация является сообществом. Каждое сообщество создает свою субкультуру. Субкультура не отрицает общечеловеческой культуры, но имеет свои специфические особенности. Эти отличия связаны с особенностями жизнедеятельности разных сообществ. Можно выделить национальные, конфессиональные (религиозные), профессиональные субкультуры организации и социальных групп внутри неё. Так, профессиональная субкультура образуется на основе общих символов, ценностей, норм, идеалов и образцов поведения, которые разделяются той или иной профессиональной группой. Профессиональная субкультура тесно связана с содержанием деятельности и роли, которую в обществе играют её представители. На неё оказывают влияние профессиональное образование и подготовка. В этом плане организационная культура или культура организации рассматривается как одна из субкультур.

Субкультура организации есть совокупность: поведений, символов, ритуалов, традиций и мифов, которая соответствует разделяемым ценностям, присущим организации, и передаётся каждому члену в виде жизненного опыта. Некоторые сотрудники осознают это и рассматривают свою субкультуру, как мощный стратегический инструмент, который позволяет:

1. ориентировать все подразделения и отдельных лиц на общие цели;

2. мобилизовать инициативу сотрудников;

3. обеспечить преданность организации;

4. облегчать общение.

Поэтому руководство помогает создать субкультуру организации так, чтобы все служащие понимали и придерживались этой субкультуры. Все организации отличаются друг от друга. Климат, культура в каждой из них очень индивидуальны. Новичку будет трудно войти в новый коллектив, если он не понимает эту культуру или не относится с должным уважением к её правилам. Любой руководитель также столкнется с трудностями, если не поймет культуру вышестоящей организации и субкультуру своего коллектива. Ему противостоит скрытая сила, которая пронизывает поведение людей и влияет на их позицию по многим вопросам гораздо больше, чем любые логические аргументы. Наблюдаемое поведение людей в организации есть проявление власти культуры.

Все организации существуют, чтобы производить продукцию 4-х видов:

1. товары;

2. услуги;

3. информацию;

4. знания.

Т У И З К

Одновременно все организации производят культуру: различные ценности, символы, обряды и т. д. В этом смысле любая организация представляет собой культурное пространство. Вместе с тем, любая организация - это сложная система, включающая 4 крупных подсистемы:

1. организационно-техническую;

2. экономическую;

3. социальную.

4. культура организации

Каждая из этих трех подсистем декомпозируется, в свою очередь, на ряд соответствующих составляющих секторов (см. принцип множественности описания). Культура организации тоже подсистема, но культура организации выполняет следующие функции:

1. адаптация организации к окружающей среде;

2. идентификация её сотрудников, то есть обнаружение сходства;

Культура организации не обычная подсистема, а самая важная. Она выполняет цементирующую роль для всех других подсистем организации. Кроме того, культура организации рассматривается как процесс становления и функционирования духовной основы жизнедеятельности организации. Социально-структурированная организация состоит из разных индивидов и групп. Все они имеют свои собственные ценностное ориентации и нормы поведения. Поэтому любая организация не может быть признана однородной в культурном отношении. Культуру организации следует рассматривать как совокупность субкультур активных групп. Они озабочены поисками идентичности между своими членами и противопоставляют себя другим группам. Кроме того, культуру организации следует рассматривать как взаимодействие разнообразных и противоречивых элементов, имеющих единый результирующий и объединяющий вектор.

В нормальной успешно функционирующей организации этот вектор имеет определяющее значение. При дисбалансе вектора происходит рассогласование в деятельности организации, характеризующееся усилением конфликтогенных факторов.

Субкультура организации – это система общественно-прогрессивных:

1. формальных и неформальных правил и норм деятельности;

2. обычаев и традиций;

3. индивидуальных и групповых интересов;

4. особенностей поведения персонала данной организации;

5. особенностей стиля руководства;

6. показателей удовлетворенности работниками условиями труда;

7. уровней взаимного сотрудничества, совместимости работников между собой и с организацией;

8. перспектив развития.

В состав культуры организации входят культура управления (управленческая субкультура).

Классификация организаций

В любой науке классификация занимает особое место. Классификация организации важна по трем причинам:

1. нахождение сходных организаций по каким-либо параметрам позволяет создать минимум методик для их анализа и совершенствования;

2. возможность установления количественных пропорций для создания соответствующей инфраструктуры, а именно подготовка кадров, контрольных служб и т.д.

3. принадлежность организации к определенной группе классификации показывает отношение к различным льготам, в том числе налоговым.

Организации можно представить в виде большого набора правовых форм и организационных структур.

Организации могут быть 5 видов:

1. правительственные и неправительственные;

2. коммерческие и некоммерческие;

3. бюджетные и небюджетные;

4. общественные и хозяйственные;

5. формальные и неформальные.

Кроме того, различают организации:

1. по отраслевой принадлежности

· промышленные;

· сельскохозяйственные;

· транспортные;

· торговые и др.

2. по самостоятельности принятия решений

· головные или материнские;

· дочерние;

· зависимые.

Статус правительственной организации дается официальными органами власти. На правительственные организации распространяются различные привилегии, льготы и жесткие обязательства.

К неправительственным организациям относятся все другие, не имеющие такого статуса.

Коммерческие организации строят свою деятельность на получении максимальной прибыли в интересах учредителей.

У некоммерческих организаций основная цель состоит в удовлетворении общественных потребностей, при этом вся прибыль идет не учредителям, а на развитие организации.

Бюджетные организации строят свою деятельность исходя из выделенных государством средств, при этом они освобождаются от уплаты многих налогов.

Небюджетные организации сами изыскивают источники финансирования.

Общественные организации строят свою деятельность на удовлетворении потребностей своих членов общества (во внутренней среде).

Хозяйственные организации существуют для удовлетворения потребностей и интересов всего общества и поэтому концентрируются на внешней для организации среде.

Формальные организации – это зарегистрированные в установленном порядке общества, товарищества и т.д., которые выступают как юридические или неюридические лица.

Неформальные организации – это не зарегистрированные в государственном органе организации или в силу их малочисленности, или в силу других причин. К неформальным организациям относятся объединения людей, связанных личными интересами в области: культуры, спорта, быта и др. и имеющие лидера, а также не ведущих финансово-хозяйственную деятельность, направленную на получение прибыли. Роль в обществе неформальных организаций очень велика. В них люди в большей мере могут реализовать свои потребности и интересы, чем в формальной организации. Основные причины вступления в неформальную организацию – это помощь и защита коллег, доступ к неформальным каналам информации (слухам, сплетням), возможность использовать различные варианты поведения и отношений.

Большие организации делятся на две части: управленческую и предпринимательскую. При этом каждая часть является юридическим лицом.

Управленческая часть оформляется в форме учреждения и сосредотачивает у себя стратегические, управленческие и маркетинговые функции.

Предпринимательская часть в форме акционерных обществ, товариществ и других образований концентрирует обслуживающие и производственные функции.

По этому принципу строятся все холдинги. Кроме организационных преимуществ, такое разделение уменьшает налогообложение всей организации, так как учреждение не является коммерческой организацией.

Деловые организации

Рис. Типы деловых организаций

 

Целевой установкой таких организаций является коммерческая идея, в основе которой лежит способ получения прибыли. Они создаются отдельными предпринимателями, коллективами или социальными институтами, а именно государством, местной властью, акционерными обществами и т.д.

Деловые организации могут быть государственными, муниципальными, частными. Каждый член такой организации получает доход в виде заработной платы и других выплат. Внутреннее регулирование деятельности в рамках организации осуществляется с помощью административно-управленческого аппарата.

Кластером называется среда, в которой функционируют организации разного профиля, обслуживающие один или несколько секторов рынка. Основная цель формирования кластера заключается в доведении готовой продукции до потребителя с наименьшими потерями и затратами.


Рис. Структура кластера


Франчайз (инг, зер, зи) – тип организации бизнеса, предполагающий создание широкой сети однородных предприятий. Эта сеть носит название франшиза. Она имеет торговую марку, объединяющую многих предпринимателей, которые соблюдают одинаковые условия, стиль, методы и формы продаж товаров или оказания услуг. Наиболее важное условие франшизыединые цены, которые устанавливаются и регулируются централизовано.

Во франшизе обязательно присутствуют две стороны: франчайзер и франчайзи. Франчайзер – это организатор дела, владелец генеральной лицензии, а франчайзи – это предприниматель, менеджер.



Дата: 2018-11-18, просмотров: 399.