Признаки
Виды менеджмента
К новейшим видам менеджмента относятся:
1. Коммуникационный
2. Самоменеджмент (управление собой во времени и пространстве)
3. Практический менеджмент (управление фирмой)
4. Предпринимательский менеджмент (создание и управление новым бизнесом)
5. Социальный менеджмент (управление учреждениями в сферах здравоохранения, образования, социальной сфере и отраслях культуры)
Методы менеджмента.
Методы менеджмента – это способы осуществления управленческой деятельности, направленные на достижение поставленных целей и задач фирмы. Эти методы делятся на три группы:
1. методы управления функциональными подсистемами (видами производственно-хозяйственной деятельности – ПХД)
2. методы выполнения функций управления
3. методы принятия управленческих решений
Первая группа отражает особенности целей и задач функциональных подсистем и процедур их выполнения. К таким функциональным подсистемам относятся:
1. маркетинг
2. персонал
3. инновации
4. финансы и т. д.
Маркетинг – диагностика положения фирмы на рынке товаров и услуг. В этой подсистеме используются следующие методы:
1. методы анализ возможностей фирмы на потенциальных рынках
2. методы выявление потребностей в новых видах товаров и услуг
3. методы разработки стратегии поддержания конкурентоспособного преимущества
В подсистеме персонал используются следующие методы:
1. методы формирования системы управления персоналом
2. методы организации и оплаты труда
3. методы управления деловой карьерой
В подсистеме инновационной деятельности используются следующие методы:
1. методы диагностики рынка новшеств
2. методы выбора инновационных проектов (по индексам доходности, рентабельности, окупаемости)
3. методы оценки затрат и структуры инвестиций
4. методы определения коммерческого риска
В подсистеме финансы используются следующие методы:
1. методы определения платежеспособности и денежных потоков фирмы
2. методы расчёта финансовых показателей фирмы (по коэффициентам ликвидности, финансовой устойчивости, покрытия баланса)
3. методы разработки финансовых стратегий.
Во второй группе отражаются методы выполнения функций управления. К методам менеджмента относятся:
1. экономико-математические методы, включающие методы математического программирования (линейного, нелинейного, целочисленного, динамического, параметрического, стохастического)
2. статистические методы
По выполнению функции организации:
1. организационно-распорядительные (администрационные)
2. экономические методы (распределительные)
3. социально-психологические методы (моральные)
По выполнению функции мотивации:
1. методы стимулирования
2. методы социологического исследования
3. методы моделирования поведения человека
4. методы психологического тестирования человека
По выполнению функции координации:
1. методы межличностных коммуникаций
2. методы сбора, обработки и передачи информации
3. методы принятия и реализации управленческих решений
По выполнению функции контроля:
1. методы математического анализа
2. методы финансового анализа
3. методы организации учета (бухгалтерский, статистический, операционный)
К третьей группе относятся три группы методов:
1. методы постановки проблем и задач
2. методы решения проблем и задач
3. методы организации выполнения принятых решений
Методы постановки включают экономико-математические методы. В качестве постановки проблем и задач выступают:
1. характеристики
2. параметры
3. условия решения задач
4. целевая функция (критерий)
5. ограничения по ресурсам
К методам решения проблем и задач относятся:
1. экономико-математические методы (метод потенциалов, симплекс метод, метод разрешающих множителей и т.д.)
2. методы теории расписаний операций, которые учитывают последующие работы
3. методы сетевого планирования
К методам организации выполнения принятых решений относятся:
1. методы описания процедур выполнения решений
2. методы координации реализуемых управленческих решений
3. методы сетевого планирования и управления (СПУ), где также рассматривается последовательность выполнения работ.
Методы менеджмента позволяют снизить интуитивный характер управления, внести, упорядочить и обосновать эффективную организацию в функциональных подсистемах управления на предприятии.
В менеджменте используются:
1. общие методы и приемы. Например: экспертизы, оценки управленческих решений, генерирования идей, применяемые во всех сферах деятельности (на транспорте, в торговле, образовании и др.)
2. специальные методы и приемы, отражающие специфику определенных сфер менеджмента. Например: финансовый, персональный, инновационный менеджмент.
Принципы менеджмента
Принципы менеджмента – общие закономерности и устойчивые требования, при соблюдении которых обеспечивается успешное развитие организации.
К важным принципам эффективного менеджмента относятся:
1. целостности
2. иерархической упорядоченности
3. целевой направленности
4. научной обоснованности и оптимальности
5. сочетания централизации и децентрализации
6. демократизации
Целостность определяет необходимость рассмотрения организации как единой социально-экономической системы.
Иерархическая упорядоченность определяет уровень процессов менеджмента в организации.
Целевая направленность определяет приоритет стратегического ориентирования организации и обязательность достижения целей как важнейший критерий успешного менеджмента.
Научная обоснованность и оптимизация определяет необходимость использования научного подхода и применения широкого набора методов для обоснования наилучших управленческих решений.
Сочетание централизации и децентрализации определяет необходимость рационального разделения управленческих процедур и решений на основе делегирования прав и ответственности менеджерам.
Демократизация предполагает использование поведенческого подхода в менеджменте для мотивации продуктивного сотрудничества менеджеров.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 497.