Возникновение управления как самостоятельного вида деятельности связано с:
1. общественным разделением труда
2. развитием кооперации
3. увеличением масштабности производства
В условиях индивидуальной или семейной организации производства управление осуществлялось традиционными наследуемыми приемами, не изменяющимися на протяжении многих поколений. В принятии многих решений преобладала интуиция. В развитии управления как научной дисциплины не было серии последовательных шагов. Успехи в теории и практике управления всегда зависели от успехов в смежных областях знаний, таких как:
1. инженерная область
2. математика
3. психология
4. социология
Фазы развития американского менеджмента
Фаза массового производства (начало XX в. – с 1900 до 1930-х гг.) | Фаза массового сбыта (1930- 1960-е гг.) | Постиндустриальная фаза (середина 1960-х гг.) |
1. Выпуск стандартной продукции | 1. Выпуск дифференцированной продукции | 1. Жесткая конкуренция |
2. Рынок неограничен | 2. Всплеск конкуренции | 2. Быстрое устаревание основного капитала |
3. Критерий – низкая себестоимость продукции | 3. Развитие маркетинга, чтобы уравновесить производство и сбыт | 3. Интернационализация производства |
4. Все внимание внутрь фирмы | 4. Внимание к имиджу фирмы | 4. Курс на решение стратегических задач и стратегического маркетинга |
Девиз – Генри Форд: «пусть машины будут черного цвета, лишь бы они были дешевые» | Состояние общества – «машина в гараже и курица в кастрюле» | Питер Друкер: «Наступившее время – эпоха без закономерностей» |
Рис. Главные особенности трех фаз промышленного развития.
Стадии возникновения современного американского менеджмента
Стадии | Содержание метода управления | Характеристика и критерии управления |
Пионерская, 1820 – 1900 гг. | Традиционный метод управления, личные способности предпринимателя | 1. Предприниматель управляет сам лично; 2. Всё зависит от личной инициативы и деловых качеств предпринимателя; 3. Нарастает потребность в систематизации опыта управления и в обучении профессии менеджера. |
Организационная, начало XX века –с 1900 по 1930-е гг. | Научный подход к организации управления, администрирование | 1. Возникает научная организация управления (НОУ) и отказ от традиционных методов; 2. Возрастает роль мастеров и инструкций; 3. Вводится учет времени и наблюдения; 4. Осуществляется нормирование труда; 5. Развиваются идеи сотрудничества работодателей с нанятым персоналом. |
Интеграционная, с 1930-х гг. ХХ века | Поведенческие подходы к организации управления | 1. Параллельно с лавинообразным развитием техники открывается значение человека; 2. Предприятия существуют как для человека в качестве покупателя, так и в качестве партнера в производственной и предпринимательской деятельности. |
Школы менеджмента
По мере развития знаний о факторах, влияющих на успех организации, формируются различные подходы к управлению. Это традиционные школы:
1. научного управления
2. административного управления
3. человеческих отношений
4. науки о нововведениях (инновациях)
5. науки управления (количественных методов)
Возникает модификация традиционных школ управления. Получают развитие системный и ситуационный подходы к управлению, а также консистентный подход на основе концепции целостного восприятия организации как сложной социо - технической системы. В целостной системе отдельные части функционируют самостоятельно. Совместное функционирование разнородных взаимосвязанных компонентов порождает качественно новые функциональные свойства системы (принцип эмерджентности). Они возникают за счет так называемого эффекта синергии.
Ситуационный подход основывается на альтернативности принимаемых управленческих решений с учетом непредвиденных обстоятельств, которые характерны для рыночной среды.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 444.