Характеристика стилей руководства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Параметры взаимодействия руководителя с подчиненными

Стили руководства

Авторитарный (автократический) Демократический Либеральный 1 Приемы принятия решений Единолично решает вопросы Перед принятием решения советуется с подчиненными Ждет указания от руководства или решения совещания 2 Способ доведения решения до исполнителей Приказывает, распоряжается, командует Предлагает, просит Просит, упрашивает 3 Распределение ответственности Берет на себя или перекладывает на подчиненных Распределяет ответственность в соответствии с делегированными полномочиями Снимает с себя всякую ответственность 4 Отношение к инициативе Подавляет полностью Поощряет, использует в интересах дела Отдает инициативу в руки подчиненных 5 Отношение к подбору кадров Боится квалифицированных работников, старается от них избавиться Подбирает деловых, грамотных работников Подбором кадров не занимается 6 Отношение к недостаткам собственных знаний Все знает, все умеет Постоянно повышает свою квалификацию, учитывает, критику Пополняет свои знания и поощряет эту черту у подчиненных 7 Стиль общения Держит дистанцию, не общителен Дружески настроен, любит общение Боится общения, общается с подчиненными только по их инициативе 8 Характер отношений с подчиненными Диктуется настроением Ровная манера поведения, постоянный самоконтроль Мягок, покладист 9 Отношение к дисциплине Приверженец формальной жесткой дисциплины Сторонник разумной дисциплины, осуществляет дифференцированный подход к людям Требует формальной дисциплины 10 Отношение к моральному воздействию на подчиненных Считает наказание основным методом стимулирования, поощряет избранных только по праздникам Использует постоянно различные виды стимулов Действует как демократ

Решетка менеджмента

Автор – Роберт Блейк и Джейн Муттон, 60-е годы 20 века, Техасский университет.

1,1бездарный стиль руководства. Руководитель – «пессимист». Он мало заботиться и о производстве и о людях. Результаты крайне невысоки. Моральный дух коллектива низок. Руководитель прилагает минимальные усилия для выполнения лишь самой необходимой работы.

1,9 – клубный стиль. Руководитель – либерал. Огромное внимание со стороны руководителя к подчиненным, создание дружеского коллектива, «единой семьи», постоянные чаепития в течение рабочего дня, совместное проведение праздников. Но при этом интересы организации отходят на задний план.

9,1 – жесткий стиль. Руководитель – автократ. Он уделяет максимальное внимание производству и минимальное – людям. Производственные результаты бывают достаточно высоки, но от этого удовлетворенности у сотрудников нет. Наблюдается текучесть кадров, потому что руководитель применяет тотальный контроль и жесткие наказания за любые погрешности в работе.

5,5 – манипулятивный стиль. Руководитель – демократ (манипулятор). Руководитель достаточно умело балансирует, обеспечивая средний уровень производства и удовлетворительный моральный настрой коллектива. Стиль компромиссов, договоров между руководителем и подчиненными. Руководитель использует большой арсенал методов управления, в том числе и коварные методы – шантаж, интриги.

9,9 – прогрессивный стиль. Руководитель – организатор команды. Руководитель нацеливает всех работников на достижение производственных целей. Это он осуществляет на основе доверия и уважения к подчиненным. Развивается самостоятельность, ответственность, создается команда единомышленников, профессионалов.

Ситуационное лидерство – это определение стиля руководства в зависимости от уровня зрелости рабочей группы, то есть от степени квалификации и стремления к росту.

Уровень зрелости группы

 

Соответствующий стиль руководства
1. Полностью квалифицированная и желающая дальше совершенствоваться 1. предоставление самостоятельности (определение функций и ответственности работников, совместное обсуждение результатов)
2. достаточно квалифицированная и продолжающая совершенствоваться 2. участие в принятии решений (привлечение работников к постановке целей, консультации и поощрение самостоятельности)
3. малоквалифицированная, но стремящаяся к повышению квалификации 3. координация (менее глубокий инструктаж и контроль, поощрение инициативы и деловых контактов)
4.низкоквалифицированная и нерасположенная совершенствоваться 4. указывание (тщательный инструктаж и детальный контроль, поощрение исполнительности и личных достижений)

Лидерство и руководство

Лидер – это член группы, который в значимых ситуациях способен оказать существенное влияние на поведение остальных участников.

Лидерство – это отношения доминирования (преобладания) и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе.

Рис. Иерархия традиционных отношений (а) и лидерских отношений (б).

Согласно этому подходу лидер – это член малой группы, который в результате взаимодействия всех членов группы выдвигается на первый план при решении конкретной задачи, принимая на себя функции организатора групповой деятельности.

Лидер демонстрирует более высокий уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи.

Остальные члены группы принимают лидерство, то есть строят такие отношения, которые предполагают, что лидер будет вести, а они будут ведомыми.

Процессу лидерства свойственна противоречивость, а именно, могут не совпадать притязания лидера и готовность других принять его ведущую роль.

Мера влияния лидера на группу не является величиной постоянной.

Лидерство – это потенциал, имеющийся у человека.

Признается, что лидерским способностям и умениям можно научиться. Известно, также, что лидерами становятся не сразу. Этому объективно предшествует определенный тип карьеры в организациях, помогающий развивать эти навыки и умения. В ведущих школах бизнеса существуют программы развития лидерских качеств, при этом основополагающим является то, что лидерство – это не набор навыков и умений, а качества характера.

Лидер – это человек, обладающий авторитетом, и в силу этого способный влиять на людей. Процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности в организации, называется формальным.

Процесс влияния через способности и умения или другие ресурсы получил название неформального лидерства.

Виды власти:

В психологии менеджмента существует 2 понятия:

1. Психология руководителя

2. Психология подчиненного

Психология подчиненного проявляется в том, как работник относится к выполнению своих обязанностей. Это отношение у людей очень разнообразное, а именно, халатное, безответственное, творческое, обязательное, заинтересованное и т.д. Психология подчиненного во многом определяет отношение к нему непосредственного руководителя.

Психология руководителя проявляется в характере пользования предоставленной ему власти.

Власть – это возможность оказывать влияние на людей и на удовлетворение их потребностей.

Успех и неудачи в применении власти определяются пониманием власти и умением ею пользоваться

Различают 5 видов власти:

1. экспертная

2. власть примера

3. законная власть (по должности)

4. власть, основанная на вознаграждении

5. власть, основанная на принуждении.

1. Экспертная власть – это возможность руководителя влиять на поведение подчиненных благодаря уровню: образования, опыта, умений и навыков, то есть она определяется компетентностью руководителя.

2. Власть примера определяется харизмой руководителя, то есть власть основана на силе личностных качеств и стиля управления руководителя. Это приводит к тому, что подчиненные стремятся подражать руководителю во всем. Чем больше руководитель является идеалом, тем больше его уважают.

3. Законная власть – это власть, полученная руководителем в соответствии с занимаемой должностью.

4. Власть вознаграждения – один из самых древних и широко используемых видов власти в организации. Сила этой власти определяется справедливостью. Власть может быть ослаблена, если обещанное вознаграждение не последует или если поощряются работники, не выполнившие задания.

5. Власть принуждения – реализуется путем применения наказаний, штрафов, понижения в должности. В основе такой власти лежит страх. Он ограничивает инициативу, творчество, поэтому наказание должно соответствовать проступку.

Власть является испытанием для любого человека. Хотите узнать человека – дайте ему власть.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 378.