№ |
Параметры взаимодействия руководителя с подчиненными
Стили руководства
Решетка менеджмента
Автор – Роберт Блейк и Джейн Муттон, 60-е годы 20 века, Техасский университет.
1,1 – бездарный стиль руководства. Руководитель – «пессимист». Он мало заботиться и о производстве и о людях. Результаты крайне невысоки. Моральный дух коллектива низок. Руководитель прилагает минимальные усилия для выполнения лишь самой необходимой работы.
1,9 – клубный стиль. Руководитель – либерал. Огромное внимание со стороны руководителя к подчиненным, создание дружеского коллектива, «единой семьи», постоянные чаепития в течение рабочего дня, совместное проведение праздников. Но при этом интересы организации отходят на задний план.
9,1 – жесткий стиль. Руководитель – автократ. Он уделяет максимальное внимание производству и минимальное – людям. Производственные результаты бывают достаточно высоки, но от этого удовлетворенности у сотрудников нет. Наблюдается текучесть кадров, потому что руководитель применяет тотальный контроль и жесткие наказания за любые погрешности в работе.
5,5 – манипулятивный стиль. Руководитель – демократ (манипулятор). Руководитель достаточно умело балансирует, обеспечивая средний уровень производства и удовлетворительный моральный настрой коллектива. Стиль компромиссов, договоров между руководителем и подчиненными. Руководитель использует большой арсенал методов управления, в том числе и коварные методы – шантаж, интриги.
9,9 – прогрессивный стиль. Руководитель – организатор команды. Руководитель нацеливает всех работников на достижение производственных целей. Это он осуществляет на основе доверия и уважения к подчиненным. Развивается самостоятельность, ответственность, создается команда единомышленников, профессионалов.
Ситуационное лидерство – это определение стиля руководства в зависимости от уровня зрелости рабочей группы, то есть от степени квалификации и стремления к росту.
Уровень зрелости группы |
| Соответствующий стиль руководства |
1. Полностью квалифицированная и желающая дальше совершенствоваться | 1. предоставление самостоятельности (определение функций и ответственности работников, совместное обсуждение результатов) | |
2. достаточно квалифицированная и продолжающая совершенствоваться | 2. участие в принятии решений (привлечение работников к постановке целей, консультации и поощрение самостоятельности) | |
3. малоквалифицированная, но стремящаяся к повышению квалификации | 3. координация (менее глубокий инструктаж и контроль, поощрение инициативы и деловых контактов) | |
4.низкоквалифицированная и нерасположенная совершенствоваться | 4. указывание (тщательный инструктаж и детальный контроль, поощрение исполнительности и личных достижений) |
Лидерство и руководство
Лидер – это член группы, который в значимых ситуациях способен оказать существенное влияние на поведение остальных участников.
Лидерство – это отношения доминирования (преобладания) и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе.
Рис. Иерархия традиционных отношений (а) и лидерских отношений (б).
Согласно этому подходу лидер – это член малой группы, который в результате взаимодействия всех членов группы выдвигается на первый план при решении конкретной задачи, принимая на себя функции организатора групповой деятельности.
Лидер демонстрирует более высокий уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи.
Остальные члены группы принимают лидерство, то есть строят такие отношения, которые предполагают, что лидер будет вести, а они будут ведомыми.
Процессу лидерства свойственна противоречивость, а именно, могут не совпадать притязания лидера и готовность других принять его ведущую роль.
Мера влияния лидера на группу не является величиной постоянной.
Лидерство – это потенциал, имеющийся у человека.
Признается, что лидерским способностям и умениям можно научиться. Известно, также, что лидерами становятся не сразу. Этому объективно предшествует определенный тип карьеры в организациях, помогающий развивать эти навыки и умения. В ведущих школах бизнеса существуют программы развития лидерских качеств, при этом основополагающим является то, что лидерство – это не набор навыков и умений, а качества характера.
Лидер – это человек, обладающий авторитетом, и в силу этого способный влиять на людей. Процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности в организации, называется формальным.
Процесс влияния через способности и умения или другие ресурсы получил название неформального лидерства.
Виды власти:
В психологии менеджмента существует 2 понятия:
1. Психология руководителя
2. Психология подчиненного
Психология подчиненного проявляется в том, как работник относится к выполнению своих обязанностей. Это отношение у людей очень разнообразное, а именно, халатное, безответственное, творческое, обязательное, заинтересованное и т.д. Психология подчиненного во многом определяет отношение к нему непосредственного руководителя.
Психология руководителя проявляется в характере пользования предоставленной ему власти.
Власть – это возможность оказывать влияние на людей и на удовлетворение их потребностей.
Успех и неудачи в применении власти определяются пониманием власти и умением ею пользоваться
Различают 5 видов власти:
1. экспертная
2. власть примера
3. законная власть (по должности)
4. власть, основанная на вознаграждении
5. власть, основанная на принуждении.
1. Экспертная власть – это возможность руководителя влиять на поведение подчиненных благодаря уровню: образования, опыта, умений и навыков, то есть она определяется компетентностью руководителя.
2. Власть примера определяется харизмой руководителя, то есть власть основана на силе личностных качеств и стиля управления руководителя. Это приводит к тому, что подчиненные стремятся подражать руководителю во всем. Чем больше руководитель является идеалом, тем больше его уважают.
3. Законная власть – это власть, полученная руководителем в соответствии с занимаемой должностью.
4. Власть вознаграждения – один из самых древних и широко используемых видов власти в организации. Сила этой власти определяется справедливостью. Власть может быть ослаблена, если обещанное вознаграждение не последует или если поощряются работники, не выполнившие задания.
5. Власть принуждения – реализуется путем применения наказаний, штрафов, понижения в должности. В основе такой власти лежит страх. Он ограничивает инициативу, творчество, поэтому наказание должно соответствовать проступку.
Власть является испытанием для любого человека. Хотите узнать человека – дайте ему власть.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 448.