На отечественных предприятиях выделяют следующие базовые стратегии:
1. стратегия выживания или сокращения (С). Она используется в условиях экономического кризиса, нестабильности и инфляции. Это попытка приспособиться к рыночным условиям хозяйствования. К этой стратегии прибегают, когда финансово–экономические показатели деятельности предприятия приобретают устойчивую тенденцию к ухудшению.
2. стратегия стабилизации или ограниченного роста (ОР). Она используется в условиях стабильности объемов продаж и получаемой прибыли. Ее применяют предприятия в отраслях со стабильной технологией, когда руководство в целом удовлетворено положением своего предприятия.
3. стратегия развития или роста (Р). Она выражает стремление предприятия к росту объемов продаж, прибыли, повышению рентабельности и других показателей эффективности производства. Эта стратегия применяется в динамично развивающихся отраслях с быстро меняющейся технологией.
В рамках рассматриваемых базовых стратегий могут быть реализованы различные стратегические альтернативы.
Они рассмотрены в следующей матрице.
Матрица стратегических альтернатив.
Базовые стратегии | Стратегические альтернативы |
1. стратегия выживания (С) | 1. организационная санация 2. экономическая и финансовая санация 3. маркетинговая санация 4. социальная санация |
2. стратегия стабилизации (ОР) | 1. экономия издержек 2. постоянная адаптация хозяйственной деятельности к внешней среде 3. сохранение научно – технического и кадрового потенциала |
3. стратегия развития (Р) | 1. диверсификация 2. интенсификация с учетом рыночных условий 3. технико – технологическое развитие 4. интеграция. |
Нельзя принимать наборы стратегических альтернатив как принадлежащие только одной базовой стратегии, они могут перекрещиваться.
Стратегические альтернативы реализуются через набор мероприятий, при этом по каждому мероприятию и по каждому направлению в целом необходимо определить затраты и ожидаемый экономический эффект.
Организационная санация включает набор мероприятий:
1. Совершенствование структуры управления предприятием, оптимизацию численности управленческого персонала за счет устранения дублирования управленческих функций и снижения затрат на управление предприятием.
2. Изменение организационно – правовой формы предприятия.
3. Участие в финансово – промышленных группах и в других формах укрупнения производства.
Экономическая и финансовая санация предусматривает:
1. Нормализацию дебиторской и кредиторской задолженностей.
2. Продажу излишнего имущества и прежде всего «неликвидов» и «залежалых запасов».
3. Другие мероприятия по восстановлению собственных оборотных средств и повышению эффективности их использования.
Маркетинговая санация включает в себя:
1. Проведение рыночных исследований с целью увеличения доли продаж на действующих рынках, поиск новых «ниш», новых рынков сбыта.
2. Реорганизацию службы маркетинга и активизацию ее деятельности для выработки маркетинговой стратегии предприятия и плана первоочередных действий для выживания предприятия в условиях кризисной экономики и возобновления его производственно-финансовой деятельности.
Социальная санация предполагает:
1. Передачу социально – коммунальной сферы на бюджет муниципалитета.
2. Коммерциализацию социально – коммунальной сферы.
3. Мероприятия по обеспечению социальной защиты и социальных льгот для работников предприятия.
Стратегическая альтернатива « экономия издержек» предусматривает:
1. Анализ текущих издержек и эксплуатационных затрат с целью выявления резервов их снижения.
2. Организацию системы управления затратами на предприятии и другие мероприятия.
Постоянная адаптация хозяйственной деятельности к внешней среде как стратегическая альтернатива предполагает выработку действий стратегического характера, повышающих эффективность взаимодействия предприятия с окружающей средой, благодаря рассмотрению предприятия как «открытой системы».
Сохранение научно – технического и кадрового потенциала направлено на:
1. Поддержание имиджа предприятия и сохранение прежних позиций на рынке.
2. Снижение социальной напряженности во внутренней среде предприятия.
Диверсификация заключается в:
1. Выходе предприятия в своей деятельности за рамки основного бизнеса.
2. Расширении номенклатуры выпускаемой продукции благодаря освоению её новых модификаций.
Интенсификация предполагает реализацию мероприятий по расширению производства и повышению его эффективности за счет лучшего использования имеющихся ресурсов, а не за счет их дополнительного привлечения, что свойственно экстенсивному типу развития производства.
Технико – технологическое развитие предполагает инновационную деятельность по разработке и внедрению новых видов продукции, работ, услуг, технологий, организационных форм.
Интеграция предусматривает расширение деятельности предприятия в сторону поставщиков, маркетинговых посредников и конкурентов.
На практике применяются следующие виды интеграционных стратегий:
1. «интеграция вперед» - используется для обеспечения контроля за выходными каналами, то есть за сбытом;
2. «интеграция назад» - заключается в контроле за входными каналами, то есть за снабжением ресурсами;
3. горизонтальная интеграция - позволяет устанавливать контроль над конкурентами.
Функциональные стратегии
Рис. Функциональные стратегии предприятия
Все стратегические альтернативы, реализующие базовые стратегии предприятия, разрабатываются соответствующими службами предприятия и поэтому сгруппированы в функциональные стратегии:
1. маркетинговую,
2. организационно-техническую,
3. финансово-экономическую,
4. социальную,
5. экологическую.
С помощью функциональных стратегий обозначаются направления деятельности той или иной функциональной службы в рамках общей стратегии развития предприятия.
Маркетинговая стратегия является основополагающей и при соответствующих изменениях на рынке именно она дает стратегические установки всем остальным функциональным стратегиям.
Для неплатежеспособных предприятий особое значение в качестве базовой имеет стратегия выживания. Она предусматривает следующие основные направления:
1. Реструктуризацию имущественного комплекса предприятия в целях уменьшения издержек производства и снижения нагрузки на прибыль.
Реструктуризация заключается в приведении в соответствие состава и структуры имущества предприятия с имеющимися финансовыми возможностями для его содержания.
2. Проведение маркетинговых исследований в целях выявления возможных стратегических зон хозяйствования (СЗХ).
3. Поиск стратегических партнеров или стратегических инвесторов в целях обеспечения портфеля заказов и финансовых средств.
4. Реструктуризацию производственного комплекса, предусматривающую организацию стратегических центров хозяйствования (СЦХ) с учетом интересов стратегических партнеров.
5. Поиск внешних и внутренних источников финансирования СЦХ.
В качестве источников финансирования могут быть использованы собственные, заемные и привлеченные средства.
Результатом реализации стратегии выживания должна являться финансовая стабилизация предприятия.
Процесс выделения стратегических зон хозяйствования (СЗХ) и последующая организация стратегических центров хозяйствования (СЦХ) приводят либо к разумной специализации производства с учетом интересов стратегических партнеров, либо к созданию многопрофильного производства (расширение номенклатуры, выпуск альтернативной продукции и продукции других отраслей).
Рис Схема «стратегии выживания»
Дата: 2018-11-18, просмотров: 447.