Матрица стратегических альтернатив
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

На отечественных предприятиях выделяют следующие базовые стратегии:

1. стратегия выживания или сокращения (С). Она используется в условиях экономического кризиса, нестабильности и инфляции. Это попытка приспособиться к рыночным условиям хозяйствования. К этой стратегии прибегают, когда финансово–экономические показатели деятельности предприятия приобретают устойчивую тенденцию к ухудшению.

2. стратегия стабилизации или ограниченного роста (ОР). Она используется в условиях стабильности объемов продаж и получаемой прибыли. Ее применяют предприятия в отраслях со стабильной технологией, когда руководство в целом удовлетворено положением своего предприятия.

3. стратегия развития или роста (Р). Она выражает стремление предприятия к росту объемов продаж, прибыли, повышению рентабельности и других показателей эффективности производства. Эта стратегия применяется в динамично развивающихся отраслях с быстро меняющейся технологией.

В рамках рассматриваемых базовых стратегий могут быть реализованы различные стратегические альтернативы.

Они рассмотрены в следующей матрице.

Матрица стратегических альтернатив.

Базовые стратегии Стратегические альтернативы
1. стратегия выживания (С) 1. организационная санация 2. экономическая и финансовая санация 3. маркетинговая санация 4. социальная санация
2. стратегия стабилизации (ОР) 1. экономия издержек 2. постоянная адаптация хозяйственной деятельности к внешней среде 3. сохранение научно – технического и кадрового потенциала
3. стратегия развития (Р) 1. диверсификация 2. интенсификация с учетом рыночных условий 3. технико – технологическое развитие 4. интеграция.

Нельзя принимать наборы стратегических альтернатив как принадлежащие только одной базовой стратегии, они могут перекрещиваться.

Стратегические альтернативы реализуются через набор мероприятий, при этом по каждому мероприятию и по каждому направлению в целом необходимо определить затраты и ожидаемый экономический эффект.

Организационная санация  включает набор мероприятий:

1. Совершенствование структуры управления предприятием, оптимизацию численности управленческого персонала за счет устранения дублирования управленческих функций и снижения затрат на управление предприятием.

2. Изменение организационно – правовой формы предприятия.

3. Участие в финансово – промышленных группах и в других формах укрупнения производства.

Экономическая и финансовая санация  предусматривает:

1. Нормализацию дебиторской и кредиторской задолженностей.

2. Продажу излишнего имущества и прежде всего «неликвидов» и «залежалых запасов».

3. Другие мероприятия по восстановлению собственных оборотных средств и повышению эффективности их использования.

Маркетинговая санация включает в себя:

1. Проведение рыночных исследований с целью увеличения доли продаж на действующих рынках, поиск новых «ниш», новых рынков сбыта.

2. Реорганизацию службы маркетинга и активизацию ее деятельности для выработки маркетинговой стратегии предприятия и плана первоочередных действий для выживания предприятия в условиях кризисной экономики и возобновления его производственно-финансовой деятельности.

Социальная санация предполагает:

1. Передачу социально – коммунальной сферы на бюджет муниципалитета.

2. Коммерциализацию социально – коммунальной сферы.

3. Мероприятия по обеспечению социальной защиты и социальных льгот для работников предприятия.

Стратегическая альтернатива « экономия издержек» предусматривает:

1. Анализ текущих издержек и эксплуатационных затрат с целью выявления резервов их снижения.

2. Организацию системы управления затратами на предприятии и другие мероприятия.

Постоянная адаптация хозяйственной деятельности к внешней среде как стратегическая альтернатива предполагает выработку действий стратегического характера, повышающих эффективность взаимодействия предприятия с окружающей средой, благодаря рассмотрению предприятия как «открытой системы».

Сохранение научно – технического и кадрового потенциала направлено на:

1. Поддержание имиджа предприятия и сохранение прежних позиций на рынке.

2. Снижение социальной напряженности во внутренней среде предприятия.

Диверсификация заключается в:

1. Выходе предприятия в своей деятельности за рамки основного бизнеса.

2. Расширении номенклатуры выпускаемой продукции благодаря освоению её новых модификаций.

Интенсификация предполагает реализацию мероприятий по расширению производства и повышению его эффективности за счет лучшего использования имеющихся ресурсов, а не за счет их дополнительного привлечения, что свойственно экстенсивному типу развития производства.

Технико – технологическое развитие предполагает инновационную деятельность по разработке и внедрению новых видов продукции, работ, услуг, технологий, организационных форм.

Интеграция предусматривает расширение деятельности предприятия в сторону поставщиков, маркетинговых посредников и конкурентов.

На практике применяются следующие виды интеграционных стратегий:

1. «интеграция вперед» - используется для обеспечения контроля за выходными каналами, то есть за сбытом;

2. «интеграция назад» - заключается в контроле за входными каналами, то есть за снабжением ресурсами;

3. горизонтальная интеграция - позволяет устанавливать контроль над конкурентами.

Функциональные стратегии

Рис. Функциональные стратегии предприятия

Все стратегические альтернативы, реализующие базовые стратегии предприятия, разрабатываются соответствующими службами предприятия и поэтому сгруппированы в функциональные стратегии:

1. маркетинговую,

2. организационно-техническую,

3. финансово-экономическую,

4. социальную,

5. экологическую.

С помощью функциональных стратегий обозначаются направления деятельности той или иной функциональной службы в рамках общей стратегии развития предприятия.

Маркетинговая стратегия является основополагающей и при соответствующих изменениях на рынке именно она дает стратегические установки всем остальным функциональным стратегиям.

Для неплатежеспособных предприятий особое значение в качестве базовой имеет стратегия выживания. Она предусматривает следующие основные направления:

1. Реструктуризацию имущественного комплекса предприятия в целях уменьшения издержек производства и снижения нагрузки на прибыль.

Реструктуризация заключается в приведении в соответствие состава и структуры имущества предприятия с имеющимися финансовыми возможностями для его содержания.

2. Проведение маркетинговых исследований в целях выявления возможных стратегических зон хозяйствования (СЗХ).

3. Поиск стратегических партнеров или стратегических инвесторов в целях обеспечения портфеля заказов и финансовых средств.

4. Реструктуризацию производственного комплекса, предусматривающую организацию стратегических центров хозяйствования (СЦХ) с учетом интересов стратегических партнеров.

5. Поиск внешних и внутренних источников финансирования СЦХ.

В качестве источников финансирования могут быть использованы собственные, заемные и привлеченные средства.

Результатом реализации стратегии выживания должна являться финансовая стабилизация предприятия.

Процесс выделения стратегических зон хозяйствования (СЗХ) и последующая организация стратегических центров хозяйствования (СЦХ) приводят либо к разумной специализации производства с учетом интересов стратегических партнеров, либо к созданию многопрофильного производства (расширение номенклатуры, выпуск альтернативной продукции и продукции других отраслей).


Рис Схема «стратегии выживания»




Дата: 2018-11-18, просмотров: 380.