9.1. Понятие, признаки и виды
судебных административно-процессуальных отношений
Судебное административно-процессуальное право регулирует общественные отношения, которые складываются при рассмотрении и разрешении административных дел в суде в порядке административного судопроизводства. Судопроизводственные административно-процессуальные отношения могут существовать только в форме правоотношений, т.е. могут возникать, изменяться и прекращаться лишь тогда, когда это предусмотрено процессуальным законом.
Судебно-административный процесс представляет собой систему процессуальных правоотношений, складывающихся между судом и каждым из участников процесса. Системообразующим фактором всей этой системы является предмет процесса, т.е. материальное административное правоотношение, находящееся в спорном состоянии. Судебное процессуальное отношение - это не отношение в процессе между сторонами спора, а между каждой из них и судом как органом государства, призванным разрешать административные споры и вершить правосудие. Содержание этого правоотношения составляют процессуальные действия, совершаемые его субъектами на основе установленных юридическими нормами процессуальных прав и обязанностей в целях решения судом всех процессуальных вопросов. Главным из этих вопросов является разрешение самого административно-правового спора по существу. При этом обязательным субъектом каждого судебного административно-процессуального отношения является суд.
Судебные административно-процессуальные правоотношения - это отношения, возникающие между субъектами административного судопроизводства по административным делам, регулируемые административно-процессуальным законодательством. В число общих признаков, характеризующих судебные административно-процессуальные отношения, входят следующие:
1. Они складываются между судом и другими субъектами и оформляют соотношение их прав и обязанностей на основании власти и подчинения, т.е. на основе вертикальной правовой связи субъектов. Это публично-правовые отношения, которые конкретизируют осуществление судебной власти посредством реализации судом своих юрисдикционных полномочий.
2. Судебные административно-процессуальные отношения - это всегда отношения между субъектами права, осуществляемые в рамках определенной правовой процедуры, установленной законом.
3. Обязательный субъект любого из этих отношений - суд. В своей основе они строятся по схеме "суд - административный истец", "суд - административный ответчик", "суд - свидетель" и т.д. Юридически значимые отношения помимо суда (например, напрямую между административным истцом и административным ответчиком) в процессе невозможны.
4. Процессуальные отношения носят конкретный характер и охватывают своим содержанием только одно определенное соотношение правомочия и обязанности между судом и одним из участников процесса.
5. Все процессуальные отношения, возникающие в связи с рассмотрением конкретного административного дела, структурируются в единую систему. Она состоит из отдельных сменяющих друг друга элементарных правоотношений между судом и иными участниками процесса. Основа этой системы - единый предмет судебной деятельности, которая направлена на разрешение спорного материального правоотношения посредством провозглашения, исходя из закона, прав и обязанностей сторон административного спора.
Исходя из выявленных признаков судебные административно-процессуальные отношения - это общественные отношения, регулируемые нормами судебного административно-процессуального права, которые складываются между судом и иными участниками административного судопроизводства по поводу рассмотрения и разрешения конкретного административного дела.
Судебное административно-процессуальное, как и любое правоотношение, в своей структуре включает три необходимых элемента: субъекты, объект и содержание правоотношения. Они раскрывают существенные признаки (свойства) этих процессуальных правоотношений и позволяют отличать одно правоотношение от другого.
Субъекты судебного административно-процессуального отношения - это лица, которые являются носителями административно-процессуальных прав и обязанностей, которые позволяют им вступать в административно-процессуальные правоотношения и участвовать в судебном процессе в качестве определенной процессуальной фигуры (административный истец, административный ответчик, заинтересованное лицо и т.д.).
Содержание правоотношения составляют установленные законом взаимные субъективные права и юридические обязанности субъектов, которые предопределяют поведение их в рамках складывающихся правоотношений. В административном судопроизводстве суд как обязательный субъект процессуальных отношений является носителем властных судебных правомочий. Правам и обязанностям этого субъекта соответствуют обязанности и права других субъектов административно-процессуальных отношений (истца, ответчика, свидетелей и других лиц - участников процесса). Соответственно процессуальным правам лиц, участвующих в процессе, корреспондируют обязанности суда.
Так, в правоотношении "административный истец - суд" лицо, обращающееся с иском, обязано соблюсти правила подведомственности, подсудности и требования, которые предъявляются к форме и содержанию административного искового заявления (ст. 125 КАС РФ). Судья обязан рассмотреть вопрос о принятии этого заявления к производству в течение трех дней со дня его поступления и вынести определение, на основании которого в суде первой инстанции возбуждается производство по административному делу (ст. 127 КАС РФ). При этом они вправе требовать друг от друга выполнения процессуальных обязанностей.
Из содержания такого рода конкретных правоотношений, предусмотренных нормами процессуального права, складывается общее содержание единого административно-процессуального отношения, каковым в целом является судебный административный процесс по конкретному делу. В этом смысле судебный административный процесс представляет собой комплексное административно-процессуальное правоотношение, содержание которого включает определенную совокупность всех процессуальных действий суда и участников процесса в рамках производства по одному административному делу.
Особенность прав суда как субъекта процессуальных отношений в том, что они полностью совпадают с его обязанностями представителя судебной власти, осуществляющего административное правосудие от имени государства. Права суда как его властные полномочия могут быть двух видов: а) "связанные", которые носят императивный характер - суд не может не осуществлять их в строгом соответствии с предписаниями правовой нормы при возникновении предусмотренных в законе юридических фактов; б) "свободные", которые имеют диспозитивный характер и могут осуществляться по усмотрению суда в определенных законом рамках.
Объектом судебного административно-процессуального правоотношения служит то, по поводу чего оно возникает, на что оно направлено. При разбирательстве конкретного дела элементарные правоотношения образуют определенную систему. В рамках этой системы общим объектом является материальный административно-правовой спор (реальный или предполагаемый), который должен разрешить суд. Каждое элементарное правоотношение имеет свой объект, который связан с общим и представляет собой конкретный результат, достигаемый с целью разрешения административно-правового спора. Так, правоотношение "суд - свидетель" имеет своим объектом информацию об обстоятельствах дела, необходимую, например, для установления факта неисполнения обязанности или нарушения права и в конечном счете для правильного разрешения спора.
В ходе судебного процесса на первый план выдвигается рассмотрение вопроса о предмете административного спора
- субъективном публичном праве (обязанности) и (или) законности административного акта. При этом выясняется, нарушено ли право, законно ли возложена обязанность, правомерен ли затрагивающий их административный акт. Так, суд удовлетворяет исковые требования, если при рассмотрении административного спора будет установлено, что:
- административный истец действительно имеет право, защиты которого он просит у суда;
- это право действительно нарушено незаконным решением, действием или бездействием;
- способ защиты, который избран истцом, законен (например, основан на требовании обязать административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца (ст. 124 КАС РФ).
Суд отказывает в удовлетворении иска, если установит, что субъективное публичное право, о защите которого просит административный истец, у него отсутствует или не нарушено и действия или решения ответчика законны или избранный истцом способ защиты не предусмотрен законом. Тем самым признается законность решения или действия административного ответчика и защищается его право, оспариваемое или нарушаемое необоснованными требованиями административного истца.
Несомненно, возникающие в ходе процесса конкретные правоотношения (например, "истец - суд", "суд - ответчик", "суд - эксперт" и т.д.) имеют свои непосредственные объекты. Однако все они связаны в конечном счете с общим объектом судебного административного процесса как комплексного процессуального правоотношения. В качестве такового выступает административно-правовой спор, разрешаемый судом в целях защиты нарушенных или оспоренных прав в спорном административно-правовом отношении.
Судебный административный процесс как комплексное правоотношение состоит из множества отдельных правоотношений суда с разными участниками судопроизводства. В теории эти многообразные элементарные правоотношения принято подразделять - прежде всего в зависимости от их значимости для процесса - на три вида:
а) основные, или главные, - это отношения суда со сторонами процесса ("истец - суд", "суд - ответчик" и наоборот). Без них невозможно движение судопроизводства: они существуют от начала и до конца судопроизводства и образуют его основу. Нет истца - нет процесса, нет ответчика - нет лица, к которому можно предъявлять требование;
б) дополнительные - это отношения между судом и такими лицами, участие которых в деле необязательно, но возможно (заинтересованные лица, прокурор, субъекты, участие которых предусмотрено ст. 40 КАС РФ, т.е. лица, обращающиеся в суд в целях защиты прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, - государственные органы, должностные лица, уполномоченный по правам человека, организации, граждане и др.). Так, если к делу не будет привлечено заинтересованное лицо, процесс не прекратится и рассмотрение дела не приостановится. Или другой пример: в случае отказа органов, организаций и граждан от административного иска, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, являющихся субъектами административных и иных публичных правоотношений, рассмотрение административного дела по существу продолжится (ч. 6 ст. 40 КАС РФ);
в) служебно-вспомогательные - это отношения между судом и лицами, содействующими правосудию ("суд - эксперт", "суд - свидетель", "суд - представитель" и т.д.) Эти правоотношения возможны, но не обязательны: они могут не возникнуть при рассмотрении конкретного административного дела. Тем не менее по своей сути они призваны способствовать полноценной защите прав и законных интересов, на которую направлен судебный процесс.
9.2. Предпосылки возникновения административно-процессуальных отношений
Судебные административно-процессуальные правоотношения для своего возникновения, изменения и прекращения в процессе разрешения административного дела требуют определенных условий или предпосылок, таких как:
1) нормы судебного административно-процессуального права;
2) наличие юридических фактов;
3) административно-процессуальная правосубъектность участников процесса.
Любое судебное административно-процессуальное правоотношение возникает лишь на основе административно-процессуального закона и из закона, т.е. под его непосредственным регулирующим воздействием. Законодательные нормы содержат указания на субъективные права и юридические обязанности сторон правоотношения. В них определяется субъектный состав правоотношений, закрепляются условия - юридические факты, при наступлении которых эти отношения возникают, изменяются или прекращаются.
Административно-процессуальные нормы обладают рядом специфических признаков:
- устанавливаются только государством;
- являются общеобязательными;
- имеют общий характер;
- регулируют общественные отношения лишь в области осуществления правосудия по административным делам;
- обеспечиваются возможностью применения государственного принуждения;
- имеют своей задачей обеспечение справедливого разрешения административных дел.
Административное судопроизводство ведется в общих судах в соответствии с нормами КАС РФ, в арбитражных судах
- с нормами АПК РФ и других федеральных законов, в военных судах - с Законом о военных судах и КАС РФ. Согласно ч. 6 ст.
15 КАС РФ в случае отсутствия норм права, регулирующих спорные отношения, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, суд применяет нормы права, регулирующие похожие отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм права разрешает административное дело исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права).
Административно-процессуальные правоотношения не могут возникнуть только при наличии нормы права, необходимо совершение субъектом конкретного действия (бездействия). Эти правоотношения возникают в результате не событий, а именно действий граждан, организаций или суда. Действие (бездействие) может быть предпосылкой возникновения административно-процессуальных правоотношений только при условии, если оно носит правовой характер, т.е. является юридическим фактом, порождающим конкретные субъективные права и юридические обязанности. К такого рода фактам относятся только те действия суда и участников процесса, которые предусмотрены нормами процессуального права. Без такого рода фактов процессуальные правоотношения не могут возникнуть, измениться или прекратиться.
Юридический факт, порождающий процессуальные правоотношения, должен быть выражен в виде действия суда или заинтересованных лиц (например, возбуждение производства (действие суда) по иску заинтересованного лица (действие лица)). Ни одно процессуальное отношение не может возникнуть без действия суда, предусмотренного нормой права, так как каждое из этих отношений устанавливается именно с судом - обязательным субъектом всех процессуальных отношений. Даже соглашение о примирении сторон не может быть заключено в процессе и иметь юридическое значение без участия суда.
Суд по ходатайству сторон (действие сторон) приостанавливает производство по административному делу (действие суда) на срок, необходимый для их примирения (ст. 137 КАС РФ). Соглашение о примирении сторон заключается вне судебного процесса в письменной форме и подписывается сторонами (действие сторон), однако оно должно быть утверждено судом в процессе (действие суда). Вопрос об утверждении этого соглашения рассматривается судом в судебном заседании. По результатам рассмотрения этого вопроса суд выносит определение об утверждении соглашения о примирении сторон или об отказе в его утверждении.
Все действия как юридические факты подразделяются на правомерные и неправомерные. Судебные административно-процессуальные возникают только в результате целенаправленных правомерных действий - юридических актов, т.е. действий, которые имеют целью породить определенные юридические последствия (например, решение или определение суда, ходатайства сторон и др.). Юридические поступки, т.е. правомерные действия субъектов, не носящие характер целенаправленных волевых действий, по общему правилу не являются основанием возникновения этих процессуальных отношений. Неправомерные действия всегда влекут для правонарушителя наступление негативных последствий (например, в случае неявки в судебное заседание без уважительных причин на лиц, участие которых при рассмотрении административного дела в силу закона является обязательным или признано судом обязательным, налагается судебный штраф) (ст. 150 КАС РФ).
Среди особенностей юридических фактов, порождающих административно-процессуальные правоотношения, можно выделить обязательную последовательность (очередность) в их возникновении и движении. Например, не может возникнуть отношение "суд - заинтересованное лицо" или "суд - административный ответчик", если еще не возникло отношение "суд - административный истец".
В качестве специфических оснований возникновения административно-процессуальных правоотношений выступают правовые презумпции. Они представляют собой закрепленное в законодательстве предположение о наличии или отсутствии определенных юридических фактов, с которыми нормы права связывают наступление юридических последствий. К их числу относятся, например, презумпция компетентности административного органа, презумпция незаконности административного акта, нарушающего права и свободы, презумпция истинности решения суда, вступившего в законную силу, и др.
Разновидностью юридических фактов являются юридические составы, которые иногда называются фактическими составами. Для возникновения или прекращения многих процессуальных правоотношений требуется наступление не одного, а нескольких юридических фактов. Так, для возбуждения административного процесса как комплексного правоотношения недостаточно факта подачи административного искового заявления. Необходим целый юридический состав: факты подведомственности и подсудности дела, факт наличия у заявителя административно-процессуальной правосубъектности и заинтересованности в деле.
Для возникновения административно-процессуальных правоотношений кроме нормы права и юридического факта необходима и третья предпосылка - административно-процессуальная правосубъектность.
Все участники административно-процессуальных отношений, независимо от их видов, должны обладать определенными юридическими свойствами. В число таких свойств входят административно-процессуальная правоспособность и административно-процессуальная дееспособность. Эти два юридических компонента в своем единстве образуют административно-процессуальную правосубъектность. Она характеризует способность лица (гражданина, организации, органа власти, должностного лица и т.д.) быть участником административно-процессуальных правоотношений определенного вида.
9.3. Административно-процессуальная правосубъектность
Административно-процессуальная правосубъектность участников административного судопроизводства в общем суде устанавливается ст. 5 КАС РФ, которая разграничивает административно-процессуальную правоспособность и административно-процессуальную дееспособность.
Под административно-процессуальной правоспособностью понимается способность лица иметь процессуальные права и процессуальные обязанности в административном судопроизводстве. Она признается в равной мере за всеми гражданами, органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами, общественными объединениями, религиозными и иными организациями, в том числе некоммерческими.
В отличие от ГПК РФ и АПК РФ, которые наделяют процессуальной правоспособностью только юридических лиц, КАС РФ признает административно-процессуальную правоспособность за общественными объединениями и религиозными организациями, не являющимися юридическими лицами. Это возможно, если они, согласно КАС РФ и другим федеральным законам, обладают правом на судебную защиту своих прав и законных интересов в публичной сфере либо если административные акты, касающиеся их деятельности, являются предметом обязательного судебного контроля. К числу таких организаций, не являющихся юридическими лицами, относятся, например, межрегиональные и региональные общественные объединения и местные религиозные организации, централизованные религиозные организации, состоящие из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта РФ (ч. 5 ст. 20 КАС РФ).
Таким образом, если организация не является юридическим лицом и не может сослаться на конкретное положение закона, которое дает ей право на обращение в суд, то она не обладает административно-процессуальной правоспособностью, позволяющей ей участвовать в административном судопроизводстве.
Административно-процессуальная правоспособность имеет общий характер. Это означает, что все правоспособные лица вправе обращаться за защитой неограниченного круга своих субъективных публичных прав и законных интересов, т.е. независимо от того, в каких административных и иных публично-правовых отношениях они нарушены незаконными решениями и действиями (бездействием) органов публичной власти - налоговых, таможенных, избирательных, пенсионных и т.д.
Определяя в ст. 5 КАС РФ административно-процессуальную правоспособность, законодатель устанавливает, кто в административном судопроизводстве может иметь статус лица, участвующего в деле. Институт административной процессуальной дееспособности определяет, кто из лиц, наделенных административной процессуальной правоспособностью, может самостоятельно реализовать свои процессуальные права и обязанности в суде.
Административная процессуальная дееспособность представляет собой способность лица лично своими действиями осуществлять процессуальные права, в том числе поручать ведение административного дела представителю и исполнять процессуальные обязанности в административном судопроизводстве. Она принадлежит:
- гражданам, достигшим 18-летнего возраста и не признанным недееспособными. Они обладают полной дееспособностью и могут в полном объеме осуществлять свои права и исполнять обязанности стороны, третьего лица и т.д.;
- несовершеннолетним гражданам в возрасте от 16 до 18 лет и гражданам, ограниченным в дееспособности, - по административным делам, в которых эти граждане, согласно закону, могут участвовать самостоятельно (например, споры по поводу получения паспорта гражданина Российской Федерации). В случае необходимости суд может привлечь к участию в рассмотрении административного дела законных представителей этих граждан;
- органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления, избирательным комиссиям, комиссиям референдума, общественным объединениям, религиозным и иным организациям, в том числе некоммерческим; общественным объединениям и религиозным организациям, не являющимся юридическими лицами.
Любой гражданин всегда имеет административную процессуальную правоспособность, но реализовать свои процессуальные права и обязанности может не каждый гражданин. Права и законные интересы граждан, которые не достигли 18-летнего возраста, и граждан, которые ограничены в дееспособности и не могут, согласно законодательству, самостоятельно участвовать в административных делах, защищают в судебном процессе их законные представители. В случае необходимости суд может привлечь самих этих граждан к участию в рассмотрении административного дела.
Для иностранных граждан, иностранных организаций и лиц без гражданства по спорам, возникающим из административных и иных публичных отношений, КАС РФ устанавливает национальный правовой режим в области защиты их прав, свобод и законных интересов. Национальный режим означает, что иностранным лицам предоставляется такой же правовой режим, как и для граждан Российской Федерации, российских организаций, и на них распространяются одинаковые процессуальные права и обязанности. В КАС РФ отсутствуют ограничения или дополнительные требования для иностранных лиц, от которых зависит их право обращения в суд.
Административная процессуальная правосубъектность иностранных граждан, лиц без гражданства определяется их личным законом, международным договором этой страны с Российской Федерацией и законодательством, регулирующим вопросы участия этих лиц в спорных административных правоотношениях. Личным законом иностранного гражданина считается право страны, гражданство которой гражданин имеет. В случае двойного гражданства его личным законом считается российское право. Лицо, не обладающее процессуальной дееспособностью в соответствии с личным законом, может быть признано на территории Российской Федерации обладающим такой дееспособностью в соответствии с российским правом.
Административно-процессуальная правосубъектность иностранных организаций определяется правом страны, в которой соответствующая организация учреждена, международным договором этой страны с Российской Федерацией и законодательством, регулирующим вопросы участия таких организаций в спорных административных правоотношениях. Административно-процессуальная правосубъектность международной организации устанавливается на основе международного договора, в соответствии с которым она создана, ее учредительных документов или соглашения с
компетентным органом Российской Федерации <1>.
--------------------------------
<1> Под международной принято понимать учрежденную международным договором организацию, призванную на постоянной основе координировать действия государств-членов в соответствии с предоставленными ей полномочиями. См., напр.: Конвенция о правовом статусе, привилегиях и иммунитетах межгосударственных экономических организаций, действующих в определенных областях международного сотрудничества, 1980 г. // Сборник международных договоров СССР. Вып. XXXVIII. М., 1984. С. 179.
9.4. Субъекты судебных административно-процессуальных отношений: понятие и виды
Субъекты судебных административно-процессуальных отношений - это все участники процесса (стороны, свидетели, судьи и др.), т.е. все участвующие в нем лица, которые преследуют различные цели и имеют права и обязанности, предусмотренные правовыми нормами, регулирующими порядок рассмотрения и разрешения соответствующих категорий административных дел.
Все участники процесса в доктрине и законодательстве подразделяются на определенные группы в зависимости от их отношения к рассматриваемому делу и процессуальной роли, которая за лицом признается в конкретном процессе. В соответствии с этими критериями следует различать три группы участников судебного административного процесса:
а) лица, разрешающие административные дела (суд, судьи);
б) лица, участвующие в деле (стороны, третьи лица, прокурор, лица, обращающиеся в суд за защитой прав и законных интересов других лиц, и др.);
в) иные участники административного судопроизводства, которые наряду с лицами, участвующими в деле, участвуют в судебном процессе (ст. 48 КАС РФ).
Суд - главный участник процесса: от него зависит движение заявленного административного дела. Все остальные лица совершают действия под контролем суда и во взаимодействии с судом. Суд организует и направляет деятельность иных участников процесса, содействует им в реализации своих прав и обязанностей. От имени суда как субъекта процессуальных отношений могут выступать судья единолично или коллегиальный состав судей, в их числе - составы и коллегии по административным делам. На стадии судебного исполнения от имени суда как полноправный субъект процессуальных отношений выступает судебный исполнитель.
Суд как субъект административного судопроизводства обладает свойствами, отличающими его от свойств других участников процесса:
- выступает как независимое лицо, наделенное юрисдикционными полномочиями и правом вершить правосудие;
- не имеет материально-правовой заинтересованности в исходе административного дела в свою пользу: он не является участником административно-правового спора и не защищает в нем какие-либо свои права, а стоит над спорящими сторонами;
- имеет только процессуальную заинтересованность, которая заключается в своевременном и правильном разрешении административного дела.
Процессуальная заинтересованность суда проистекает из его процессуальной функции как органа правосудия, которая отличается от процессуальных функций сторон. Соответственно процессуальный интерес суда не лежит и не может лежать на стороне административного истца или административного ответчика, даже если кто-то из них является органом публичной власти, преследующим публичный интерес. Процессуальная заинтересованность суда лежит на стороне закона и заключается лишь в беспрепятственном и оперативном исполнении обязанностей, которые связаны с его процессуальной функцией, направленной на правильное, компетентное и объективное разрешение административного спора.
В современной теории процессуальная заинтересованность рассматривается как разновидность юридического интереса (заинтересованности) и понимается как ожидание благоприятного завершения процесса. Следовательно, она может характеризовать не только деятельность суда, но и всех участвующих в деле лиц в соответствии с реализуемыми ими процессуальными функциями.
Юридическая заинтересованность в значении родового понятия в теории процесса определяется как основанный на законе ожидаемый правовой результат, который должен наступить для заинтересованного лица в результате разрешения дела. В качестве его разновидности наряду с процессуальной выделяется материально-правовая заинтересованность в деле. Она понимается как стремление к завершению материально-правового спора в свою пользу и, соответственно, может быть присуща только субъектам спорного материального административно-правового отношения. Материально-правовая заинтересованность лица обусловлена этим спорным правоотношением. Она выражается в том, что участие данного лица в административном деле влияет на его материальные права, т.е. права, составляющие содержание материального административно-правового отношения, оказавшегося в спорном состоянии.
Юридическая заинтересованность по своему содержанию подразделяется на: а) личную (стороны и заинтересованные лица); б) государственную (прокурор) и в) общественную (субъекты, участие которых в административном судопроизводстве осуществляется по основаниям, предусмотренным ст. 40 КАС РФ). Все эти лица, независимо от характера их интереса, объединяются общим понятием "лица, участвующие в деле". Это понятие используется как в гражданско-правовом, так и в административно-правовом законодательстве.
Лица, участвующие в деле, - это особая группа субъектов административно-процессуальных отношений, выступающих в процессе от своего имени, имеющих юридическую заинтересованность (по разным мотивам) в разрешении спора и такие права, которые позволяют им личными усилиями реализовывать эту заинтересованность, влияя на ход и на исход административно-правового спора. Эту группу лиц характеризует ряд общих черт:
- наличие юридического интереса к исходу административного дела;
- участие в процессе от своего имени (в отличие, например, от лиц, действующих от имени представляемого);
- защита своего или чужого материального права и (или) действующего нормативно-правового порядка;
- основанная на законе способность своими волевыми действиями влиять на ход процесса.
Состав этой группы лиц определен в ст. 37 КАС РФ, которая относит к ним стороны; заинтересованных лиц; прокурора; органы, организации и лиц, обращающихся в суд в защиту интересов других лиц или неопределенного круга лиц. Процессуальные права и обязанности лиц, участвующих в деле, определяются в ст. 45 КАС РФ.
Среди этих лиц в зависимости от формы их юридического интереса различаются две основные группы субъектов:
- лица, лично заинтересованные в исходе дела (стороны, заинтересованные лица и другие лица, чьи права и обязанности затрагиваются решением суда);
- лица, имеющие государственный или общественный интерес, чья заинтересованность носит процессуально-правовой характер (например, прокурор, органы, организации и лица, обращающиеся в суд в защиту интересов других лиц или неопределенного круга лиц).
Лица, участвующие в деле, наряду с судом являются основными субъектами судебно-административного процесса. Среди его субъектов выделяется также группа лиц, которые в том или ином статусе участвуют в административном судопроизводстве и оказывают содействие его осуществлению.
Иные участники административного судопроизводства - это субъекты, которые наряду с лицами, участвующими в деле, принимают участие в судебном процессе (ст. 48 КАС РФ). В эту группу участников судопроизводства законодатель включил: а) представителей лиц, участвующих в деле, и б) лиц, содействующих отправлению правосудия (эксперты и специалисты, секретарь судебного заседания и др.).
Вопрос о процессуальном статусе судебного представителя и его месте среди субъектов судебного процесса в отечественной науке является дискуссионным. Доминирует мнение, согласно которому по своей юридической природе эта процессуальная фигура ближе к лицам, содействующим правосудию, чем к лицам, участвующим в деле. Законодатель решает этот вопрос, вводя категорию "иные участники судебного процесса", позволяющую указать на специфику процессуального статуса представителя. Особенности этого статуса определяются в гл. 5 КАС РФ.
Лица, содействующие отправлению правосудия, призваны способствовать правильному и объективному разрешению судом административно-правового спора. Они своими знаниями и навыками оказывают помощь суду и лицам, участвующим в деле, в установлении обстоятельств дела, фиксации доказательств и т.д. В их число входят эксперты, свидетели, переводчики, специалисты, секретари судебного заседания и др. (ст. ст. 48 - 53 КАС РФ). Эта группа субъектов характеризуется рядом общих признаков:
- все они, кроме судебного представителя, не имеют юридической заинтересованности (ни материальной, ни процессуальной) в исходе административного дела;
- все они не защищают в судебном процессе свои права и законные интересы;
- все они привлекаются к процессу по инициативе суда или лиц, участвующих в деле.
Отсутствие у лиц, содействующих правосудию, личной юридической заинтересованности в исходе дела не исключает наличия у них личной фактической заинтересованности в деле по причине дружеских либо родственных связей или отношений подчиненности. Наличие такой заинтересованности может служить основанием для их отвода или самоотвода в соответствии со ст. ст. 31 и 33 КАС РФ.
Дата: 2018-09-13, просмотров: 4129.