Практика проводится в базовых дошкольных образовательных учреждениях г. Магнитогорска и ГБПОУ «МПК» рассредоточенно.
2.3. Обязанности студента- практиканта
Студент - практикант должен:
1. Своевременно выполнять все виды работ, предусмотренные нормативными документами и программой практики.
2. Тщательно готовиться к каждому этапу практики.
3. Выполнять правила внутреннего распорядка принимающей организации, распоряжения руководителей практики как от МПК, так и от организации.
4. Строго соблюдать правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии.
5. Соблюдать культуру внешнего вида и культуру речи.
6. Поддерживать доброжелательные взаимоотношения с сотрудниками, родителями, воспитанниками ДОУ и руководителями практики.
7. Изучать специальную педагогическую, методическую, психологическую литературу, рекомендованную по данному виду практики.
8. Участвовать в установочном инструктаже и итоговой конференции. Оформить и сдать отчетную документацию и получить аттестацию за практику в запланированной форме.
9. В случае изменения сроков прохождения практики (по уважительной причине) студент должен в двухдневный срок поставить в известность руководителя практики от МПК, заведующего дошкольным отделением, а также подтвердить причину документально.
10. Отрабатывать пропуски в сроки, указанные руководителями практики от МПК
и от организации.
11. Решение о продлении сроков практики или повторном ее прохождении принимает учебная часть МПК.
В случае невыполнения обязанностей студент-практикант может быть отстранён от практики.
2.4. Права студента – практиканта
Студент - практикант имеет право:
1. Обращаться к администрации, руководителям практики, преподавателям по всем вопросам, возникшим в процессе практики.
2. Вносить предложения по организации данного вида профессиональной практики.
3.Пользоваться учебно-методической литературой, методическими материалами, имеющимися на кафедре дошкольного образования, библиотеки МПК и в базовом ДОУ.
4. Вносить предложения по переносу сроков практики по уважительной причине.
2.5. Виды практики:
Вид практики | Форма | Курс |
Учебная | Рассредоточенная | 2 |
Содержание учебной практики
3.1. Календарно-тематический план учебной практики
№ п/п | Виды работ | Форма отчётности |
1 | Инструктаж по практике. Цель, задачи и содержание практики, требования к ней ; виды и объем работ в период практики. Разъяснение профессиональных компетенций, овладение практическим опытом, умениями в ходе освоения профессионального модуля. | Дневник по практике |
2 | Экскурсия ДОУ. Знакомство с образовательным учреждением, особенностями воспитания и обучения детей, педагогическим коллективом и направлениями работы с детьми. Знакомство с должностными обязанностями воспитателя. Беседа с со старшим воспитателем ДОУ. Заполнение дневника. | Запись наблюдения |
3 | Анализ содержания и направлений работы с учётом типа образовательного учреждения. Анализ кадрового состава ДОУ: должности, численность персонала, стаж, образование, категория (на основе беседы со старшим воспитателем). Определение требований к воспитателю ДОУ через анализ нормативных документов (ФГОС ДО, Профессиональный стандарт педагога, Единый квалификационный справочник). Заполнение дневника | Анализ содержания и направлений работы Выписки из нормативных документов |
4 | Экскурсия ДОУ. Знакомство с образовательным учреждением, особенностями воспитания и обучения детей, педагогическим коллективом и направлениями работы с детьми. Знакомство с нормативной документацией воспитателя ДОУ. Беседа с со старшим воспитателем ДОУ. | Запись наблюдения |
5 | Анализ содержания и направлений работы ДОУ с учётом типа образовательного учреждения. Анализ кадрового состава ДОУ: должности, численность персонала, стаж, образование, категория (на основе беседы со старшим воспитателем). Анализ нормативной документации воспитателя ДОУ. Заполнение дневника. | Анализ содержания и направлений работы |
6 | Экскурсия ДОУ.Знакомство с образовательным учреждением, особенностями воспитания и обучения в ДОУ, педагогическим коллективом и направлениями работы с детьми. Знакомство с РППС групп и участков ДОУ. Беседа с со старшим воспитателем ДОУ. | Запись наблюдения |
7 | Анализ содержания и направлений работы ДОУ с учётом типа образовательного учреждения. Анализ РППС в соответствии с ФГОС ДО и направлениями работы в ДОУ. Анализ кадрового состава ДОУ: должности, численность персонала, стаж, образование, категория (на основе беседы со старшим воспитателем). Заполнение дневника | Анализ содержания и направлений работы |
8 | Экскурсия ДОУ. Знакомство с образовательным учреждением, особенностями воспитания и обучения в ДОУ, педагогическим коллективом и направлениями работы с детьми. Наблюдение режима во 2-й половине дня и стиля общения воспитателя с детьми. Анализ речевого общения воспитателя с детьми, исходя из двух речевых позиций:- содержание общения; - культура речи воспитателя в общении.Анализ внешнего вида воспитателя, помощника воспитателя и других сотрудников детского сада. Беседа с со старшим воспитателем ДОУ. | Запись наблюдения |
9 | Экскурсия ДОУЗнакомство с образовательным учреждением, особенностями воспитания и обучения в ДОУ, педагогическим коллективом и направлениями работы с детьми. Знакомство с РППС групп и участков ДОУ. Наблюдение режима во 2-й половине дня и действий воспитателя. Беседа с со старшим воспитателем ДОУ. | Анализ содержания и направлений работы |
10 | Анализ содержания и направлений работы ДОУ с учётом типа образовательного учреждения. Анализ РППС в соответствии с ФГОС ДО и направлениями работы в ДОУ. Анализ режимных моментов 2-й половины дня и действий воспитателя. Анализ кадрового состава ДОУ: должности, численность персонала, стаж, образование, категория (на основе беседы со старшим воспитателем). Заполнение дневника | Запись наблюдения Модель РППС (по образовательной области «Физическое развитие) |
11 | Экскурсия ДОУ. Знакомство с образовательным учреждением, особенностями воспитания и обучения в ДОУ, педагогическим коллективом и направлениями работы с детьми. Знакомство с РППС групп и участков ДОУ. Наблюдение режима во 2-й половине дня и действий воспитателя. Беседа с со старшим воспитателем ДОУ. Заполнение дневника | Анализ содержания и направлений работы Презентация ООП ДО |
12 | Анализ содержания и направлений работы ДОУ с учётом типа образовательного учреждения. Анализ РППС в соответствии с ФГОС ДО и направлениями работы в ДОУ. Анализ режимных моментов 2-й половины дня и действий воспитателя. Анализ кадрового состава ДОУ: должности, численность персонала, стаж, образование, категория (на основе беседы со старшим воспитателем). | Запись наблюдения |
13 | Сравнительный анализ ДОУ с учётом их типа, вида (ЦРР, коррекционные, общего вида и др.). Создание для портфолио по ПМ 01 накопительной папки «Занимательная педагогика»: накопление практического материала для организации и проведения режимных моментов необходимого для дальнейшей работы с детьми (пословицы, поговорки, прибаутки, песенки, потешки, стихи, загадки, скороговорки, чистоговорки и др.). Заполнение дневника. Заполнение дневника. | Портфолио Картотека художественного слова для проведения режимных моментов |
14 | Выполнение заданий творческого и поискового характера. Написание сочинения «Почему я выбрала профессию воспитатель?». Составление резюме, работа над его оформлением и представлением. | Сочинение Отчётная документация Доклад |
15 | Итоговая конференция. Защита резюме. Собеседование по результатам практики. Сдача отчетной документации по учебной практике. | Презентация Фото-, видео-материалы по практике |
Примечание: Помимо представленной в календарно-тематическом плане учебной практикитеме сочинения, оно может быть написано и по следующим примерным темам:
- «Какой он, современный воспитатель?»
- «Хочу быть воспитателем»
- «Хроника одного дня практики»
- «Педагог – профессия будущего»
- «Есть такая профессия: сеять доброе, разумное, вечное»
Содержание Заданий по учебной практике
Задание 1. Знакомство с различными типами образовательных учреждений РФ,видами дошкольных учреждений, структурой системы дошкольногообразования в городе Магнитогорске. Анализ программногообеспечения и нормативной документации, регламентирующих деятельность различных типов ДОУ («Устав ДОУ», «Концепция развития ДОУ», ООП ДО в ДОУ).
Цель: формировать у студентов способность ориентироваться вструктуре системы образования, в особенностях функционирования различныхвидов дошкольных учреждений, формировать у студентов практический опытанализа документации, регламентирующей деятельность дошкольныхучреждений.
Методические рекомендации к выполнению задания:
Студенты встречаются с администрацией учреждений, знакомятся сособенностями функционирования этих учреждений, в процессе беседывыявляют:
1. Тип, вид образовательного учреждения.
2. Особенности функционирования определенного вида дошкольногоучреждения: штатное расписание, количество и наполняемостьгрупп, режим работы, режим питания.
3. Реализацию возрастного принципа в организации жизни идеятельности детей в учреждении.
Вопросы для анализа:
1. Кто является учредителем ДОУ?
2. Тип и вид ДОУ.
3. Годовые задачи работы ДОУ.
4. Рабочий режим ДОУ.
5. По каким программам (комплексным и парциальным) определяетсясодержание обучения и воспитания детей в ДОУ?
6. Какое приоритетное направление(-я) работы в ДОУ?
7. Какие дополнительные платные услуги осуществляет ДОУ?
8. Кадровое обеспечение: зав. ДОУ, старший воспитатель, специалисты, воспитатели и др. Уточните какое у воспитателей образование, стаж работы, категория, достижения воспитателей в профессиональной деятельности.
9. Выделите основные функции в работе воспитателя.
10. Количество групп в ДОУ и их наполняемость.
11. Выявите наличие физкультурного, музыкального зала, методического кабинета и других вспомогательных помещений, их оснащение.
Задание 2. Подготовить презентацию одной из основных образовательных программ дошкольного образования (ООП ДО), используемых в работе базового дошкольного образовательного учреждения (короткое сообщение).
Цель: формировать у студентов практический опыт анализадокументации, регламентирующей деятельность дошкольных учреждений и составление презентаций.
Методические рекомендации к выполнению задания:
При составлении презентации ООП ДО ориентироваться на следующие ключевые моменты:
1. Теоретические основы (концептуальные положения) изучаемойпрограммы.
2. Задачи развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
3. Принципы построения программы.
4. Структура программы, характеристика ее основных компонентов.
5. Методическое обеспечение программы, его характеристика.
6. Отличительные особенности изучаемой программы.
Задание 3. Изучение специфики труда воспитателя (профессиональные обязанности и специальные умения) педагога ДОУ. Изучение культуры педагогической деятельности воспитателя.
Цель: формировать у студентов практический опыт наблюдения и анализа содержания режимных моментов в группах детей дошкольного возраста, наблюдения за изменениями в самочувствии детей во время их пребывания в ДОУ; формировать исследовательские умения, связанные с анализом нормативных документов.
Методические рекомендации к выполнению задания:
1. Определите требования к воспитателю ДОУ через анализ нормативных документов (ФГОС ДО, Профессиональный стандарт педагога, Единый квалификационный справочник).
2.Проведите наблюдение и анализ распределения обязанностей между воспитателем и помощником воспитателя.
3.Обратите внимание на внешний вид воспитателя, помощника воспитателя и всех
сотрудников ДОУ.
4. Сделайте анализ речевого общения воспитателя с детьми, исходя из 2-х речевых позиций: а)содержание общения; б) культура речи воспитателя в общении.
5. Подоберите высказывания о воспитателе.
Задание 4. Изучение содержания режимных моментов в группах детей дошкольного возраста в первую и вторую половину дня. Изучение условий, созданных в ДОУ для охраны физического и психического здоровья.
Цель: формировать у студентов практический опыт наблюдения ианализа содержания режимных моментов в группах детей дошкольного возраста, наблюдения за изменениями в самочувствии детей во время их пребывания в ДОУ.
Методические рекомендации к выполнению задания:
1. Познакомьтесь с требованиями СаНиПин.
2. Проанализируйте соблюдение в ДОУ санитарных норм.
2. В результате беседы с сотрудниками ДОУ выявите условия по предупреждению детского травматизма:проверить оборудование, материалы, инвентарь, сооружения напригодность использования в работе с детьми дошкольного возраста.
3. Анализируя суточный режим в вашей возрастной группе в первую ивторую половину дня, обратите внимание, совпадают ли социальныеритмы с биологическими ритмами организма ребенка (см. памятку).
Памятка
Оптимальное время для сна - время спада биологической активности: 21–21.30 до 7–8 часов; с 13–13.30 до 15–16 часов.
Оптимальное время для умственной деятельности – время подъема умственной работоспособности: 9–11 часов и 16–18 часов.
Оптимальное время для физической деятельности – время подъема физической работоспособности: 7–10 ч., 11–13 ч., 17–19 ч.
Оптимальное время первого завтрака - через час после пробуждения, а последнего ужина – за 1–1.30 часов до сна.
Оптимальная частота приема пищи – 4-5 раз, интервал между ними – не менее 3 часов и не более 4 часов.
Оптимальная продолжительность двигательной активности – не менее 60% и не более 80% времени бодрствования (для детей 3-4 лет это от 3 часов 36 мин до 4 часов 48 мин. в каждом периоде бодрствования).
Оптимальное время для прогулки – время суток, когда минимально выражены неблагоприятные факторы (влажность, температура, солнечная радиация и др.).
Суточный режим и построенный на его основе распорядок дня – конструкция гибкая, динамичная. В каждом детском саду распорядок дня может корректироваться в соответствии с климатическими изменениями, временем года, уровнем навыков, организованностью детей, согласованностью в работе персонала группы.
В течение второй половины дня проведите наблюдение за организацией и проведением режимных моментов. Результаты наблюдения в одной из возрастных групп зафиксируйте в дневнике по предложенной форме (см. ниже).
Возрастная группа _________________
Режимные моменты
Продолжительность
Режимных моментов
Содержание деятельности
Дата: 2018-11-18, просмотров: 380.