Специальность: 051001  «Профессиональное обучение»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»

(КГБОУ СПО «Алтайский государственный колледж»)

Математика: методические указания и контрольные задания

для студентов заочной формы обучения

Специальность: 051001  «Профессиональное обучение»

(по отраслям)

Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

 

 

Барнаул 2012 г.


Обсуждено на заседании ЦМК психолого-педагогических дисциплин Протокол № ____ от ________ «____» ____________ 20____г. Председатель ЦМК _____________ О.М. Кузеванова     Утверждено «____» ____________ 20___ г.   Зав. заочным отделением   ____________ Н.К.Кононова

 

 

Поляничко О.Ю.

Математика: методические указания и контрольные задания для студентов: Учебное пособие для средних профессиональных учебных заведений.

 

 

Рецензент: Одинцова Л.А. – заведующая кафедрой математического анализа факультета математики и информатики Алтайской государственной педагогической академии, канд. пед. наук, профессор.

 

Настоящая методическая разработка представляет методические указания к выполнению домашней контрольной работы, содержащие краткий теоретический материал, примеры решения типовых задач и контрольные задания, предлагаемые студенту для самостоятельного решения, по темам «Элементы теории множеств», «Элементы линейной и векторной алгебры», «Дифференциальное и интегральное исчисление функции одной переменной», «Элементы теории вероятностей и математической статистики».

Методическая разработка предназначена для студентов-заочников средних профессиональных учебных заведений по специальностям 051001 «Профессиональное обучение» (по отраслям), 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».




Содержание

Введение................................................................................................... 4

Тема 1. Элементы теории множеств........................................................ 5

1.1. Понятие множества, способы задания множеств..................... 5

1.2. Примеры решения задач........................................................... 7

Тема 2. Элементы линейной алгебры..................................................... 8

2.1. Понятие матрицы, операции над матрицами........................... 8

2.2. Примеры решения задач........................................................... 9

Тема 3. Элементы векторной алгебры.................................................... 10

3.1. Вектор на плоскости.................................................................. 10

3.2. Примеры решения задач.......................................................... 11

Тема 4. Дифференциальное исчисление................................................. 11

4.1. Понятие производной функции................................................ 11

4.2. Примеры решения зада............................................................. 13

Тема 5. Интегральное исчисление........................................................... 14

5.1. Первообразная и неопределенный интеграл........................... 14

5.2. Примеры решения задач........................................................... 15

Тема 6. Элементы теории вероятностей................................................. 16

6.1. Понятие вероятности случайного события.............................. 16

6.2. Примеры решения задач........................................................... 18

Тема 7. Элементы математической статистики....................................... 18

7.1. Основные понятия..................................................................... 18

7.2. Примеры решения задач........................................................... 19

Контрольные задания.............................................................................. 20

Литература............................................................................................... 24

Приложения............................................................................................. 25



ВВЕДЕНИЕ

По дисциплине «Математика» студенты должны выполнить одну домашнюю контрольную работу. Контрольная работа выполняется в тетради и высылается в колледж для проверки. Без зачетной контрольной работы студент не допускается к экзамену. Контрольная работа включает в себя выполнение семи задач, которые составляют один из вариантов. Номер варианта контрольной работы определяется по двум последним цифрам индивидуального шифра студента.

При выполнении контрольной работы необходимо соблюдать следующие требования:

· условия каждой задачи переписываются полностью;

· текст домашней контрольной работы должен быть написан четко и разборчиво;

· строчки необходимо располагать через одну клетку;

· решение задачи должно сопровождаться соответствующими пояснениями со ссылкой на те формулы, которые используются;

· на каждой странице оставляется поле шириной 3-4 см для замечаний преподавателя, проверяющего работу.

 

В конце работы приводится список использованной литературы, в котором указываются те источники, по которым работа выполнялась, ставится подпись исполнителя и оставляется место для рецензии преподавателя.

Домашняя контрольная работа оценивается «зачтено» или «не зачтено». «Зачет» выставляется студенту в том случае, если выполнено 70% заданий и выше перечисленных требований. В остальных случаях ставится «незачет».

Зачтенная домашняя контрольная работа предъявляется студентом на экзамене. Незачтенные контрольные работы подлежат повторному выполнению. Задания не своего варианта не засчитываются и возвращаются студенту.

На обложке тетради указываются учебный шифр, наименование дисциплины, курс, отделение, номер учебной группы, фамилия, имя и отчество исполнителя, точный почтовый адрес.

В установленные учебным графиком сроки студент направляет выполненную работу для проверки в учебное заведение. После получения проверенной работы (с рецензией преподавателя) студенту необходимо исправить выявленные ошибки, выполнить все указания преподавателя. Усвоить успешно материал помогут схемы, алгоритмы составления которых и примеры указаны в приложении.

Если студент не может самостоятельно справиться с решением какой-либо задачи, он должен обратиться за консультацией к ведущему преподавателю в колледж.



Перечисление элементов.

 порядок перечисления элементов значения не имеет.



Примеры решения задач

Задача 4.1. Задать с помощью перечисления элементов множества , , , , если , .

Решение. Пользуясь только определениями операций объединения, пересечения, разности множеств, получаем:

- множество - объединение множеств А и В, состоящее из элементов принадлежащих хотя бы одному из множеств А или В.

- множество - пересечение множеств А и В, состоящее из элементов, принадлежащих одновременно каждому из множеств А и В.

- множество – разность множеств А и В, состоящее из элементов, принадлежащих множеству А, но не принадлежащих множеству В.

- множество - разность множеств В и А, состоящее из элементов, принадлежащих множеству В, но не принадлежащих множеству А.

Задача 4.2. Заданы множества и . Найти , , , .

Решение. Множества А и В являются подмножествами множества действительных чисел R и называются промежутками. Их можно задать с помощью неравенств:

- промежуток не включает свои концы – числа -3 и 5. Такой промежуток называется интервалом.

- промежуток включает свои концы – числа -5 и 3. Такой промежуток называется отрезком.

 

Пересечение  является полуинтервал

, где число -3 не принадлежит множеству А, а значит и пересечению , число 3 принадлежит и множеству В и множеству А.

Объединение является полуинтервал

, где число -5 принадлежит уже хотя бы множеству В, а значит и объединению множеств, число 5 не принадлежит ни множеству А ни множеству В.

Разность множеств является интервал

, где число 3 не принадлежит разности, так как принадлежит множеству В.

Разность множеств  является отрезок

, где числа -5 и -3 принадлежит разности, так как принадлежит множеству В, и не принадлежат множеству А.



Векторы на плоскости

Определение1 : Вектором называется направленный отрезок.

Обозначается латинскими буквами со стрелкой наверху: .

Вектор, заданный парой (А, В) несовпадающих точек, обозначается символом . Точка А называется началом, а точка В – концом вектора.

Определение2 : Длиной (модулем) вектора  называется расстояние между его началом и концом.

Обозначается . Вектор , концы которого совпадают, называется нулевым вектором.

Пусть А , В Длина вектора  находится по формуле .

Определение3: Скалярным произведением двух ненулевых векторов называется число, равное произведению длин этих векторов на косинус угла между ними.

Обозначается символом . Таким образом, по определению,

.



Примеры решения задач

Задача 1. Найти длины и скалярное произведение векторов , , если известно , , , , угол между векторами .

Решение: . Тогда .

Аналогично .

Длина вектора

Аналогично .

Скалярное произведение векторов:

( ). Ответ:

 

Тема 4. Дифференциальное исчисление

Понятие производной функции

Определение1 : Производной функции f ( x ) в точке х0 называется предел (если он существует) отношения приращения функции ∆ f в этой точке к приращению аргумента ∆х, когда последнее стремится к нулю:

 

Обозначается  или

Нахождение производной функции называется дифференцированием.

Определение2 : Дифференциалом функции f ( x ) называется произведение производной этой функции на произвольное приращение аргумента.

Обозначается  или , где .

Основные правила дифференцирования

1. Производная постоянной

Символьная формулировка:

Словесная формулировка: производная постоянной равна нулю.

2. Производная алгебраической суммы функций

Символьная формулировка:  

Словесная формулировка: производная алгебраической суммы функций равна сумме производных этих функций.

3. Производная произведения двух функций

Символьная формулировка

Словесная формулировка: производная произведения двух функций равна произведению производной первого сомножителя на второй плюс произведение первого сомножителя на производную второго.

4. Производная произведения постоянной на функцию:

Символьная формулировка  

Словесная формулировка: Постоянный множитель можно выносить за знак производной.

5. Производная частного двух функций:

Символьная формулировка:

6. Производная сложной функции:

Пусть y есть функция от u:  а переменная u, в свою очередь, есть функция от аргумента х: т.е. если у зависит от х через промежуточный аргумент u, то у называется сложной функцией от х (функцией от функции):

Символьная формулировка:

Словесная формулировка: Производная сложной функции равна производной данной функции по промежуточному аргументу, умноженной на производную самого промежуточного аргумента по независимой переменной х:

 

Таблица производных элементарных функций

Функция у Производная
С 0
х 1
для сложной функции:  где n – любое действительное число
для сложной функции:
  для сложной функции:
для сложной функции:
для сложной функции:
  для сложной функции:
Функция у Производная
для сложной функции:
для сложной функции:
  для сложной функции:
  для сложной функции:

Примеры решения задач

Задача 1.

Объем продукции u (ед), произведённый бригадой рабочих, может быть описан уравнением  (ед), , где -рабочее время, часы. Вычислить производительность труда, скорость и темп ее изменения через час после начала работы и за час до ее окончания.

Решение. Производительность труда выражается производной . Используя правило нахождения производной суммы функций – , получим 

 

. Используя правила нахождения производной произведения постоянной на функцию: , производной степенной функции , производной константы: имеем:

 (ед/ч)

Скорость изменения производительности – производная . Темп изменения производительности – логарифмическая производная  (используем правило вычисления производной сложной функции, где )- сложная функция).

Найдем : (см. выше правила нахождения производной функции).

 (ед/ч).

В заданные моменты времени  и  соответственно имеем:

(ед/ч), (ед/ч),

,   ,

(ед/ч),  (ед/ч).

Итак, к концу работы производительность труда существенно снижается, при этом изменение знака и с плюса на минус свидетельствует о том, что увеличение производительности труда в первые часы рабочего дня сменяется ее снижением в  последние часы.

 

Задача 2. Найти дифференциал функции

Решение. По определению

 (использовали правило нахождения сложной функции  см. таблицу = ).

Примеры решения задач

Задача 1. Найти интеграл

Решение. При нахождении интегралов, подынтегральные функции которых содержат степенные функции, необходимо помнить, что (по определению)

и знать следующие правила действия со степенями и корнями:

    

Здесь m и n – любые рациональные числа.

Преобразуем подынтегральную функцию : воспользуемся формулой сокращенного умножения  и последующим почленным делением числителя на знаменатель.

Далее используем свойства неопределенного интеграла:

,  и

табличные интегралы: , , . Имеем:

.

Примеры решения задач

Задача 1. В двух коробках лежат карандаши. В первой коробке – 4 синих и 3 красных карандаша. Во второй коробке – 2 синих, 2 красных. Одновременно из двух коробок извлекают по одному карандашу. Найти вероятность того, что оба карандаша окажутся красными.

Решение: Пусть А- событие, что вынут красный карандаш из первой коробки. По классическому определению вероятности P(A)= , где m=3, так как благоприятных исхода 3- в первой коробке 3 красных карандаша, а всего карандашей 7, значит n=7. Пусть В – событие, что вынут красный карандаш из второй коробки. Аналогично, P(В)= . Тогда по теореме произведения вероятностей, так как события происходят одновременно P ( A • B ) = P ( A ) • P ( B )= =  .

Основные понятия

Математическая статистика – это раздел современной теории вероятностей, посвященный математическим методам систематизации, обработки и использования данных, полученных в результате экспериментов, для научных и практических выводов.

Определение 1. Генеральной совокупностью называется совокупность объектов, из которых производится выборка.

Определение 2. Выборкой называется совокупность случайно отобранных объектов.

Определение 3. Объемом выборки называется число объектов, заключенных в данной выборке, .

Определение 4. Вариационным рядом выборки называется способ ее записи, при которой элементы упорядочиваются по величине, т.е. записываются в виде последовательности, где первый элемент – наименьший, а последующий за ним больше предыдущего.

Определение 5. Если выборка содержит одинаковые элементы и элемент  встречается в ней  раз, то число  называется частотой элемента .


Определение 6. Статистическим рядом (статистическим распределением выборки) называется перечень всех различных элементов выборки и соответствующих им частот:

Определение 7. Законом распределения выборки называется перечень всех различных элементов выборки и соответствующих им вероятностей:

  - объем выборки, - количество одинаковых элементов .

Определение 8. Математическим ожиданием дискретной случайной величины называют сумму произведений всех ее значений на вероятности этих значений.

Обозначается: .

Определение 9. Выборочной средней вариационного ряда называется среднее арифметическое значение выборочной совокупности.

Обозначается: .

 


Примеры решения задач

Задача. В результате десяти опытов получена следующая выборка: 2,2,3,4,2,4, 6,6,6,6. Найти объем выборки, вариационный ряд выборки, статистический ряд выборки, закон распределения выборки, математическое ожидание и выборочную среднюю вариационного ряда.

Решение: Объем выборки равен 10, так как 10 элементов. Упорядочим элементы и получим вариационный ряд выборки: 2,2,2,3,4,4,6,6,6,6.

Статистический ряд выборки:

2 3 4 6
3 1 2 4

Закон распределения выборки:

2 3 4 6

Математическое ожидание: .

Выборочная средняя вариационного ряда:

 


Контрольные задания

Таблица

 

№ варианта № задач № вариан та № задач № вар иан та № задач № варианта № задач № варианта № задач
01 1,6,13,20, 26,36,41 21 5,12,14, 22,26,36,41 41 1,11,13, 24,26,36,41 61 4,10,14, 24,26,36,41 81 1,9,19, 20,26,36,41
02 2,7,14,21, 27,37,42 22 4,6,15,23, 27,37,42 42 2,12,14, 25,27,37,42 62 5,11,15, 25,27,37,42 82 2,10,18, 21,27,37,42
03 3,8,15,22, 28,38,43 23 3,7,16,24, 28,38,43 43 3,6,15,20, 28,38,43 63 1,12,16, 20,28,38,43 83 3,11,17, 22,28,38,43
04 4,9,16,23, 29,39,44 24 2,8,17,25, 29,39,44 44 4,7,16,21, 29,39,44 64 2,6,17,21, 29,39,44 84 4,12,16, 23,29,39,44
05 5,10,17,24, 30,40,45 25 1,9,18,20, 30,40,45 45 5,8,17,22, 30,40,45 65 3,7,18,22, 30,40,45 85 5,6,15, 24,30,40,45
06 2,11,18,25, 31,36,46 26 4,10,19, 21,31,36,46 46 2,9,18,23, 31,36,46 66 4,8,19,23, 31,36,46 86 1,7,14, 25,31,36,46
07 3,12,19,20, 32,37,47 27 3,11,13, 22,32,37,47 47 3,10,19, 24,32,37,47 67 5,9,13,24, 32,37,47 87 2,8,13, 20,32,37,47
08 4,6,14,21, 33,38,48 28 2,12,19, 23,33,38,48 48 4,11,13, 25,33,38,48 68 1,10,14, 25,33,38,48 88 3,9,19, 21,33,38,48
09 5,7,15,22, 34,39,49 29 1,6,18,24, 34,39,49 49 5,12,14, 20,34,39,49 69 2,11,15, 20,34,39,49 89 4,10,18, 22,34,39,49
10 1,8,16,23, 35,40,50 30 5,7,17,25, 35,40,50 50 1,6,15,21, 35,40,50 70 3,12,16, 21,35,40,50 90 5,11,17, 23,35,40,50
11 3,9,17,24, 26,36,50 31 3,8,16,20, 26,36,50 51 3,7,16,22, 26,36,50 71 4,6,17,22, 26,36,50 91 1,12,16, 24,26,36,50
12 4,10,18,25, 27,37,49 32 2,9,15,21, 27,37,49 52 4,8,17,23, 27,37,49 72 5,7,18,23, 27,37,49 92 2,6,15, 25,27,37,49
13 5,11,19,20, 28,38,48 33 1,10,14, 22,28,38,48 53 5,9,18,24, 28,38,48 73 1,8,19,24, 28,38,48 93 3,7,14, 20,28,38,48
14 1,12,13,21, 29,39,47 34 5,11,19, 23,29,39,47 54 1,10,19, 25,29,39,47 74 2,9,13,25, 29,39,47 94 4,8,13, 21,29,39,47
15 2,6,15,22, 30,40,46 35 4,12,13, 24,30,40.46 55 2,11,15, 20,30,40,46 75 3,10,14, 20,30,40,46 95 5,9,19, 22,30,40,46
16 4,7,16,23, 31,36,45 36 2,6,14,25, 31,36,45 56 4,12,16, 21,31,36,45 76 5,11,15, 21,31,36,45 96 1,10,18, 23,31,36,45
17 5,8,17,24, 32,37,44 37 1,7,15,20, 32,37,44 57 5,6,17,22, 32,37,44 77 4,12,16, 22,32,37,44 97 2,11,17, 24,32,37,44
18 1,9,18,25, 33,38,43 38 5,8,16,21, 33,38,43 58 1,7,18,23, 33,38,43 78 3,6,17,23, 33,38,43 98 4,12,16, 25,33,38,43
19 2,10,19,20, 34,39,42 39 4,9,17,22, 34,39,42 59 2,8,19,24, 34,39,42 79 1,7,18,24, 34,39,42 99 5,6,15, 20,34,39,42
20 3,11,13,21, 35,40,41 40 3,10,18, 23,35,40,41 60 3,9,13,25, 35,40,41 80 2,8,19,25, 35,40,41 00 1,7,14, 21,35,40,41



Задачи 1-5 Теория множеств

Заданы множества и . Найти , , , .

1. Множества и .

2. Множества и .

3. Множества и .

4. Множества и .

5. Множества и .

Схемы

 

Денотатный граф

Алгоритм построения денотатного графа:

1. выделение ключевого слова – определяющего понятия - …(по вашему примеру)

2. чередование имени и глагола в графе – именем может быть одно существительное или группа существительных в сочетании с другими именными частями речи; глагол выражает динамику мысли, движение от понятия к его существенному признаку (перечислите глаголы, которые выделили или существительные – имена)

3. необходимо соблюдать точный выбор глагола (глаголы обозначающие цель – направлять, предполагать, приводить, давать…, глаголы, обозначающие процесс достижения результата – достигать, осуществляться, глаголы, обозначающие предпосылки достижения результата – основываться, базироваться, опираться; глаголы-связки, с помощью которых осуществляется выход на определение значения понятия)

4. дробление ключевого понятия по мере построения графа на слова – «веточки»- …

5. соотнесение каждого слова-«веточки» с ключевым словом с целью исключения каких-либо несоответствий, противоречий.

 

Дифференциальные уравнения.

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»

(КГБОУ СПО «Алтайский государственный колледж»)

Математика: методические указания и контрольные задания

для студентов заочной формы обучения

специальность: 051001  «Профессиональное обучение»

(по отраслям)

Дата: 2018-11-18, просмотров: 245.